Художник недели: Рустам Хамдамов
История, ценовые и маркетинговые показатели кинорежиссера, сценариста и художника Рустама Усмановича Хамдамова
«Графика и живопись Хамдамова не боятся двух опасных для искусства вещей: пауз и увеличения… Наоборот, его искусство любит, когда его рассматривают под лупой, потому что все пространство у Рустама художественно равнозначно».
Паола Волкова
«Вокальные параллели Рустама Хамдамова» //
выдержки из статьи к каталогу выставки, Москва, 2005 г.
Год рождения: 1944
Направление: современное искусство
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Легендарный режиссер и сценарист, выдающийся художник и рисовальщик Рустам Хамдамов родился в Ташкенте 24 мая 1944 года, в семье бежавшей от раскулачивания татарки и местного жителя Усмана Хамдамова.
Своим знанием русского языка, а во многом — и принадлежностью к миру русской культуры и искусства Рустам Усманович обязан своей няне. «Мы жили в еврейском квартале, а через дорогу стоял дом Керенского, — рассказывал он в одном из интервью. — Моя няня была русская, бывшая хористка Нижегородского театра, она даже окрестила меня потихонечку. Работала она кастеляншей в ташкентском театре, и я часто сидел в золотой царской ложе, видел Плисецкую, слушал Пирогова и Барсову в “Русалке” Даргомыжского».
Профессионального художественного образования Хамдамов не получил, но рисовать он начал очень рано, с пяти лет, и с тех пор занимается разными видами творчества.
Уже в юности, будущий художник и режиссер был известен особым складом характера, выделявшим его из толпы: так, согласно множеству источников, он, чтобы не вступать в комсомол, пошел учиться в вечернюю школу. Поэтому для многих поступление Хамдамова на режиссерский факультет ВГИКа в 1964 году стало неожиданностью. Однокурсник Хамдамова Иракли Квирикадзе вспоминал, что, по ташкентским слухам, поступление в мастерскую Григория Чухрая стоило его родителям ящика отборного мака. Однако это всего лишь слухи. Первая же самостоятельная киноработа Хамдамова — короткометражный фильм «В горах мое сердце» (1967), снятый им во время учебы на третьем курсе института, — стал настоящим событием в отечественном кинематографе. По мнению критика, «картина оказалась чем-то вроде дрожжевой закваски, на которой взошла в нашем кино стилистика ретро. Идеями и находками этого фильма она долгое время питалась, пользуясь недоступностью первоисточника… Предметный мир: соломенные канотье, кружевные веера, дамские шляпки и корсеты, старинные рояли и старинные велосипеды — непременный реквизит ретро-стилистики — именно отсюда начал путешествие из фильма в фильм, тиражированный оптом и в розницу, бесконечно часто и до оскомины однообразно». Официальные лица, впрочем, мнения критиков не разделяли: фильм был запрещен к показу за чрезмерную свободу и стилистические изыски, негатив был уничтожен, а Хамдамов в итоге выпустился из ВГИКа с дипломом, но без дипломной работы: снимать еще один самостоятельный проект ему просто не доверили.
Фильм так и не дошел до публики, но стилистика и эстетика картины впоследствии повлияли на работы многих других режиссеров. Так, в 1968 году, снимая «Дворянское гнездо», Андрей Кончаловский, «попросил на “Мосфильме” троих лучших художников. Николай Двигубский создавал образ Парижа, Михаил Ромадин — имение Калитиных, Александр Бойм — имение Лаврецких. Чуть позже в картине появился четвертый художник — Рустам Хамдамов». Великолепные костюмы Хамдамова идеально вписались в редкой красоты живописный ансамбль картины.
О том, что Хамдамов рисует, и не просто рисует, а мастерски создает объемные и выразительные образы буквально несколькими росчерками пера, его знакомые и коллеги узнавали в основном случайно. Хотя, по воспоминаниям Квирикадзе, во время учебы Хамдамов рисовал практически постоянно. Зачастую это были быстрые зарисовки (однажды он, слушая, как Квирикадзе рассказывает замысел будущего сценария, создал иллюстрацию к нему, ставшую потом отправной точкой для работы над визуальным рядом фильма). Лучше всего Хамдамову удавались детальные и точные женские образы, которые он потом использовал для разработки персонажей в своих фильмах.
Окончив ВГИК в 1969 году, в 1972–1974 Хамдамов работал над своим первым крупным режиссерским проектом — полнометражным фильмом «Неожиданные радости», посвященным жизни звезды немого кино Веры Холодной. Съемки картины шли в быстром темпе, но картина так и не была завершена: при очередной проверке отснятого материала выяснилось, что Хамдамов снимает кино не по утвержденному, а по собственному сценарию. В ответ на требование представить на утверждение письменный вариант нового сценария художник уехал в Ташкент, к матери. К слову, спустя какое-то время фильм был переснят по утвержденному первому варианту сценария и сегодня известен публике под названием «Раба любви».
Уехав из Москвы, Хамдамов сосредоточился на изобразительном творчестве. В 1970–80-х годах он много занимался живописью и графикой, а также работал в качестве художника по костюмам.
В 1975 году в Узбекистане Рустем Хамдамов познакомился с Микеланджело Антониони и Тонино Гуэррой, которые находились в стране в поиске натуры для будущего фильма. Знакомство оказалось началом дружбы, продлившейся десятилетия и ставшей для творчества художника буквально «окном в Европу». Тонино Гуэрра вспоминал: «Знаете, сколько он пережил?! Но, несмотря ни на что, продолжал рисовать свою сказку. Когда я возвращался из Москвы в далекие времена моих первых приездов в Россию, у меня с собой всегда были драгоценные рисунки Рустама Хамдамова. Я вез и показывал их Висконти, Феллиини, Антониони, и они восхищались вместе со мной. Сейчас в моем саду висит его икона и огромная кружка с грушами — удивительная картина! Ему дан талант милостью Божьей — дар художника, режиссера, дизайнера. А главное — он человек глубокой тайны».
В Москву Хамдамов вернулся в конце 1980-х годов, во время перестройки. В 1989-м он стал режиссером международного кинопроекта Anna Karamazoff. Главную роль в фильме сыграла французская актриса Жанна Моро, а продюсером выступил Серж Зильберман. И снова картина не дошла до проката: из-за разногласий с продюсером пленка была арестована, а вариант, дошедший до Каннского фестиваля, не был принят публикой, из-за реакции которой во время премьерного показа Моро покинула зрительный зал.
После очередной неудачи Хамдамов в начале 1990-х годов покинул страну и уехал в Париж. Там он работал как дизайнер, консультируя многие дома мод и создавая для них эскизы, в том числе аксессуаров и украшений. «Я ведь много рисовал для домов высокой моды Милана, Парижа, Нью-Йорка, в том числе обувь», — говорил он в одном из интервью. Этот опыт впоследствии скажется в эскизности и лаконичности его зарисовок, легкости линий и красок, изящности силуэтов, выделяющих его из общей массы художников. Легкость, динамика, лаконичность и вместе с тем внимание и проработка мельчайших деталей, будь то туфелька, выглядывающая из-под подола платья условной принцессы, или узор, украшающий уголок ее одежды, стали своеобразной визитной карточкой художника.
В 1992–1995 годах Рустам Хамдамов за выдающиеся достижения в культуре получил грант Жака Ширака, в тот же период он признавался лучшим мировым художником. В 1996 году Хамдамов стал лауреатом премии «Триумф» как кинорежиссер, художник и сценарист.
Несмотря на успехи на поприще изобразительного искусства и дизайна, Хамдамов не оставлял и работу в кино. В 1995 году он начал работать над фильмом-концертом «Вокальные параллели», съемки которого были завершены в 2004 году (премьера состоялась в 2005). К слову, во многом именно в этой картине сформировался и определился сценический образ актрисы Ренаты Литвиновой. В том же 2004 году он занимался оформлением пьесы А. П. Чехова «Чайка», поставленной в Театре имени Моссовета Андреем Кончаловским, а в 2009 снова работал с ним в качестве художника по костюмам над театральной постановкой чеховской пьесы «Дядя Ваня».
Сегодня картины и рисунки художника высоко ценятся и в России. В 2003 году Хамдамов стал первым в истории автором, работы которого при его жизни попали в коллекцию Эрмитажа. Художник продолжает активную творческую деятельность.
Персональные выставки Рустама Хамдамова проходили в Ростове-на-Дону (2001), Москве (2001, 2004, 2005, 2015), Лондоне (2001), Санкт-Петербурге (2004), зарубежные групповые — в частности, в Нью-Йорке (2005), Милане (2006) и немецком Ростоке (2016). Работы художника, помимо собрания Государственного Эрмитажа, находятся в коллекциях Государственной Третьяковской Галереи, Музее Циммерли (Нью-Брансуик, США), Национальной галерее Равенны (Италия), а также в частных коллекциях в России и далеко за ее пределами.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Рустама Хамдамова входит графика и живопись, созданная в 1980–90-х годах и проданная московскими аукционными домами в десятилетний период с 2008 по 2018 год. Третий по стоимости результат был достигнут в 2018 году: графика «Дама с веером» (1982, бумага, акварель, тушь) была продана на «Совкоме» за $4 200. В 2008 году этим же аукционным домом была продана графика «Элегантная компания» (1983, бумага, тушь, акварель) — второй по стоимости результат. Самая дорогая работа, проданная на публичном рынке, — живопись «Натюрморт с кружкой, грушами и виноградом» (1993, холст, акрил) — ушла за $9 454 на торгах Дома антикварной книги «В Никитском» в 2015 году.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 116 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 99 работ, тиражная продукция — 7 работ, живопись — 6 работ, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $1,1 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $63,9 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 58 к 58 (50 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
2005–2010 |
24 |
3 |
13 |
21 |
2011–2016 |
23 |
6 |
26 |
17 |
2017–2020 |
69 |
49 |
71 |
20 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
РФ |
112 |
54 |
48 |
58 |
Германия |
4 |
4 |
100 |
0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п |
Название |
Покупка |
Продажа |
Срок владения, лет |
Аукционный дом |
Прибыль, $ |
CAGR, % |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год |
Цена, $ |
Год |
Цена, $ |
||||||
1 |
Из серии «Анна Карамазофф» |
2019 |
496 |
2020 |
374 |
1 |
Литфонд, Москва |
–122 |
–24,6 |
2 |
Из серии «Анна Карамазофф» |
2019 |
434 |
2020 |
390 |
1 |
Литфонд, Москва |
–44 |
–10,1 |
3 |
Наброски. Рисунок из серии «Бессонница» |
2019 |
155 |
2019 |
187 |
0 |
Литфонд, Москва |
32 |
20,6 |
Результаты повторных продаж Рустама Хамдамова не являются показательными: учитывая, что период владения между покупкой и продажей ни разу не превышал 12 месяцев, налицо спекулятивный характер операций с работами художника. Воспользуемся подсчетом превышения ценой эстимейта при успешных продажах: средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 137 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму почти в 1,4 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 18 % продаж.
При такой статистике следует смотреть на другие показатели — например, на динамику изменения количества проданных лотов с течением времени. Начав с 13 % проданных лотов в период 2005–2010, рынок художника стал расти (26 % в 2011–2016) и к настоящему моменту вышел на очень высокий показатель: 71 % проданных лотов в последние 3,5 года. По внутренней информации AI, ценовая динамика непубличных продаж художника показывает впечатляющий рост, что должно отразиться на аукционном рынке в ближайшие 5 лет. Наличие работ Рустама Хамдамова в отделах современного искусства двух крупнейших российских музеев и готовящиеся к выходу кинопроекты будут лишь этому способствовать.
На текущем, 338-м AI Аукционе выставлено метровое масло «Иль Мондо» (2008).
Мария Кузнецова, AI
Денис Белькевич, AI
Источники: tvkultura.ru, mk.ru, story.ru, art-blog.uz, vadimrazumov.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200713_khamdamov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200713_khamdamov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.