Николай Шестопалов. Живопись и графика ученика Репина в Русском музее
Совместная выставка ГРМ и галереи «Веллум» пройдет в Строгановском дворце 23 июня — 5 сентября 2016
Впервые после длительного перерыва будет представлено творчество русского живописца Николая Ивановича Шестопалова (1875–1954).
Экспозицию составили около 70 работ из собрания инициатора проекта галереи «Веллум» и из фондов Русского музея. Зритель встретит здесь образы-воспоминания об ушедшей России и её дореволюционном укладе, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX века, иллюстрации из жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны.
Николай Шестопалов получил известность и признание в 1900–20-е годы. В дореволюционное время принимал участие в выставках объединения «Мир искусства» и активно работал в сфере сатирической графики. После революции, в 1920-е годы он обращался к историко-революционному жанру и экспонировал свои работы на всех выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР) с момента ее основания.
Официальное искусствознание строго определило Николаю Шестопалову место в истории советского искусства, назвав его признанным иллюстратором, автором эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Историки искусства словно забыли об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства», в художественной жизни России второго десятилетия XX века. Восполнить лакуны в истории отечественного искусства и «вернуть в обращение» имя русского художника первой половины XX столетия призвана выставка живописи и графики Николая Шестопалова в Русском музее.
В жизни и творчестве Николая Шестопалова ясно прослеживается путь развития русского искусства с конца XIX и до середины XX века. Крестьянский мальчишка с церковно-приходской школой за плечами занимается в Петербурге на курсах Тенишевой у И. Репина, в студиях И. Мате и Л. Дмитриева-Кавказского, получает навыки академического рисунка, графики и живописи. Вместе с М. Добужинским, Е. Лансере, Д. Кардовским и С. Чехониным он основал журнала «Зритель» (1905). Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравший в себя и русскую традиционно-реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.
Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В этой атмосфере рождаются типичные «шестопаловские» образы ушедшей России. И даже пейзажи Шестопалова двадцатых-тридцатых годов не столько отражают суровую советскую действительность, сколько воссоздают дореволюционный уклад. Художник на протяжении всего творческого пути постоянно обращается к картинкам русской провинции. Таковы «Семья в интерьере» (1910-е), «Солнечная веранда» (1920-е), «Углич. Дом царевича Дмитрия» (1929), «Тропинка в лесу» (1930), «На Волге» (1933), «Чембар. Беседка в саду Белинских» (1936), «Васильсурск» (1939) и др.
Будучи членом АХРР с момента ее основания (1922), Шестопалов регулярно принимает участие в выставках и, напротив, совершенно не занимается общественной деятельностью. Много пишет, выезжает в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.
Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию «мирискусников» — коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастозно, почти иллюзорно. Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум»: «Крым, Красная Поляна, серебристые виды Средней Азии — это сюжеты его картин, написанных в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIXвека, площади провинциальных городков — быт ушедшей эпохи…»
Сохранились изящные, романтические акварели с изображением фонтанов, татарских саклей и улочек Старого Крыма, словно сошедших со страниц пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Шестопалов пишет совсем «итальянский» Крым — пейзажи Алупки, Симеиза. Любуется силуэтом героини в просвете стен («Судак», 1915), подобно брюлловскому «Итальянскому полдню». Столь же любовно выписаны пейзажи Кавказа («Красная Поляна», 1921).
Выставка знакомит зрителя с интересным художником, который прошел долгий творческий путь от академического искусства, символизма к созданию картин на темы русского революционного движения и современной истории. И был незаслуженно забыт, как и многие художники, которые по тем или иным причинам не стали флагманами советского искусства, но оставались верны изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие самобытного русского и советского художника Николая Шестопалова займёт достойное место в истории отечественного искусства.
Николай Шестопалов — участник более чем 80 выставок, его работы находятся в фондах Государственного Русского музея, Центрального музея Красной армии, Государственного музея Революции СССР и других музейных собраний. В рамках выставочного проекта будет издан первый каталог работ художника.
Источник: пресс-релиз выставки
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160609_shestopalov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160609_shestopalov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.