Художник недели: Марлен Шпиндлер
В конце мая в ГЦСИ прошла презентация трехтомного альбома «Марлен Шпиндлер»: «Странствия по древней земле», «За решеткой» и «Свободная живопись»
В конце мая на площадке Государственного центра современного искусства прошла
Одну из самых трагических фигур «второго русского авангарда» Марлена Павловича Шпиндлера (1931—2003) не всегда относят к первому ряду в неофициальном послевоенном искусстве. Но с начала 1990-х годов специалисты и знатоки творчества художника делают успешные шаги по пересмотру места и значения его в истории искусства.
Работы Шпиндлера были включены в экспозиции всех главных профильных выставок конца прошлого века: «Другое искусство» (ГТГ, 1990), «Постмодернизм и национальные традиции» (ГТГ, 1993) и «Нонконформисты — второй русский авангард 1955—1988. Из коллекции Бар-Гера» (ГТГ, 1996). В том же 1996 году в главном музее страны прошла прижизненная персональная выставка художника, на которой смог присутствовать, хоть и в инвалидной коляске после перенесенного инсульта, сам Марлен Шпиндлер.
О жизни художника в 1999 году был снят документальный фильм «Марлен Шпиндлер», появились публикации с оценками значения его творчества.
Художник получил образование в художественной школе при Мосфильме (1947—1951), занимался в изостудиях. C 1960 года работал оформителем на Комбинате декоративно-прикладного искусства. Успешно занимался разработкой фирменных знаков, плакатных серий, выполнял другие графические задачи. Еще молодым специалистом Марлен Шпиндлер познакомился на комбинате с Михаилом Шварцманом. Совместная работа над проектами переросла в дружбу. По некоторым источникам, в основе которых лежат воспоминания Шпиндлера, впоследствии
Как часто бывает в жизни, Третьяковка их «примирила»: сейчас на одном этаже в залах, посвященных «другому искусству», посетители могут увидеть и холст Шварцмана, и живопись на мешковине Шпиндлера.
Интересно, что Шпиндлер, как и Шварцман, при жизни очень неохотно расставался со своими работами, даже находясь в крайне стесненных обстоятельствах. Известны случаи, когда, уже будучи очень больным, он намеренно называл слишком высокую цену на ту или иную свою картину, чтобы покупатель отказался от приобретения.
Карьера Марлена Шпиндлера могла сложиться гораздо удачнее, если бы не ставший легендой сложный характер художника. Шпиндлер, по его воспоминаниям, во время службы в армии около 200 дней провел на гауптвахте. Впоследствии три судимости (1967, 1976, 1986 годы) привели к утрате многих работ, созданных в заключении, украли годы периода творческой силы, практически закрыли художнику доступ к выставочному процессу и ограничили возможности для работы. В творчестве Шпиндлер был ярко выраженным одиночкой и редко принимал участие в групповых выставках. Из резонансных можно отметить выставку в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ в 1975 году. И только с началом перестройки выставочный процесс стал более активным.
Главной и, вероятно, наиболее ценной темой в творчестве Шпиндлера 1960–80-х годов являются особые абстракции и «полуабстракции» с фигуративным компонентом. Часто это композиции с религиозными символами, крестом и кругом, а также его узнаваемые «образы» — лики с пронзительными взглядами, словно с фаюмских портретов. Кроме того, одной из самых любимых тем в творчестве художника был цирк. Ряд своих тяжелых воспоминаний Шпиндлер реализовывал и в рамках фигуративно-экспрессионистского жанра. В частности, воспоминания о периодах заключения в его работах нередко сублимируются в образ свободолюбивого кота. Работы Шпиндлера не всегда являются чистыми абстракциями, нередко в них легко угадывается фигуративная часть.
Его абстракции 1960–70-х годов часто написаны темперой на мешковине или бумаге. В то время художник предпочитал сам готовить краски кустарным способом, придавая композициям дополнительный энергетический заряд. К выбору технических средств художник был нарочито непривередлив, периодически используя под масло клеенку и любой подручный материал. В конце 1980-х и самом начале 1990-х Шпиндлер все чаще стал применять традиционные технические средства.
Сегодня работы Марлена Шпиндлера хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в галереях и музеях Германии, Швейцарии и других стран, а также в известных частных собраниях.
На мировых аукционах работы Шпиндлера все еще редкость. На внутреннем рынке его большие живописные произведения предлагались с эстимейтами от 15 тысяч долларов. Хочется надеяться, что с выходом альбома интерес к творчеству художника возрастет.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100602_spindler.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100602_spindler.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.