- Арт-новости
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Прошу помочь с расшифровкой подписи на советской живописи
- Японский фотоальбом 19 век
- Эдуард Симонович Арцрунян
- Помогите определить рисунок или печать
- Картины на холсте, масло ~1970 год
- Алексей Александрович Писемский (1859-1913), акварель
- Н.Г.Никифоров (1912-1990), Офорт, ВХЛ
- Прошу помочь в атрибуции подписи художника-скульптора.
«Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст» в Фонде «Екатерина»
ARTinvestment.RU 22 октября 2010
Выставка посвящена русскому искусству 1970–80-х годов. Представлено около 300 экспонатов, в том числе работы Юрия Альберта, Эрика Булатова, Сергея Волкова, Вадима Захарова и других
Завтра, 23 октября, в залах Фонда «Екатерина» открывается выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст», посвященная русскому искусству 1970–80-х годов. На ней будет представлено около 300 экспонатов, в том числе произведения Юрия Альберта, Эрика Булатова, Сергея Волкова, Вадима Захарова, Константина Звездочётова, Ильи Кабакова, Виталия Комара, Андрея Монастырского, Николая Паниткова, Виктора Пивоварова, Андрея Филиппова и других художников, а также фотографии и уникальные документальные материалы.
Пространство искусства — это всегда поле действия разных сил, место пересечения творческих стратегий, сложная картина взаимодействия доминирующих тенденций и маргинальных явлений. Проект рассматривает «поле действия» одного из самых ярких и сложных периодов отечественной культуры второй половины ХХ столетия — времени становления московской концептуальной школы.
В определенном смысле концептуализм — «теоретический пик» всего искусства ХХ столетия. Провозгласив первенство идеи, мастера этого направления акцентировали интеллектуальное, а не эстетическое, нередко отказываясь даже от визуализации своих произведений. В России это направление получило широкое распространение, став основополагающим в искусстве 1970–80-х годов и, по сути, наложив свой отпечаток едва ли не на все явления неофициального искусства нескольких десятилетий.
Кураторы выставки Александра Данилова и Елена Куприна-Ляхович поставили перед собой задачу отстраненно взглянуть на события уже прошлого века, наметить основные векторные силы художественного поля, очертить контуры самых ярких феноменов, связанных с историей московского концептуализма. То есть, пользуясь терминологией самих концептуалистов, определить «текст» и «контекст» этого явления.
Экспозиция выставки разделена на две дополняющие друг друга части. Первая — это «взгляд изнутри», погружение в контекст эпохи — ее составили фотопортреты художников и фотографии их мастерских, документация выставок (официальных или квартирных), сохранившиеся в личных архивах видеозаписи. Вторая — «взгляд извне» — отстраненное исследование наблюдателя, который фиксирует события для истории.
Первый раздел экспозиции «Предыстория. Поиски языка» посвящен контексту, в котором происходило зарождение московской концептуальной школы. Взяв за основу созданные в начале 1980-х годов Вадимом Захаровым и Георгием Кизевальтером альбомы «По мастерским», кураторы обозначили ключевые фигуры периода формирования «концептуального круга».
Именно как часть документального материала и появляются на выставке полотна Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина, Юрия Соболева и многих других мастеров рубежа 1960–70-х годов. Любопытно в этом контексте увидеть и ранние работы художников 1970-х Валерия Герловина, Виталия Комара, Александра Косолапова, Леонида Сокова.
Своеобразным рубежом, разделившим две эпохи, может быть названа «бульдозерная выставка» 1974 года — героический выход неофициальной культуры из подполья и начало процесса ее легализации, — после чего в Москве появился новый круг неофициальных художников, вновь не вписавшихся в рамки «легализованного модернизма». Этим кругом и стала московская концептуальная школа. Практически отказавшись от хронологического принципа, кураторы отдали предпочтение типологии, выделив несколько ключевых или даже стилеобразующих понятий искусства этого периода, обозначив главные тенденции, зародившиеся внутри московской концептуальной школы и продолжавшие развиваться в пространстве концептуального искусства последующих десятилетий. Одна из таких тенденций, объединяющая творчество Андрея Абрамова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Эдуарда Гороховского, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Сергея Шаблавина, обозначена в разделе выставки как «Пространство».
В экспозиции следующего раздела — «Знаки/структуры» — отражено направление концептуализма, для которого характерно знаковое прочтение мира, поиск разнообразных закономерностей и структур, отношение к окружающему как к тексту, нуждающемуся в анализе и интерпретации. Визуальный минимализм работ Риммы и Валерия Герловиных или Андрея Монастырского, длящееся действие акций группы «Коллективные действия», подчеркнутый интерес к тексту, слову, высказыванию приводят к появлению целого ряда произведений, находящихся на границе жанров.
Экспозиция раздела «Поверхности» описывает поиски художников разных поколений, в искусстве которых, несмотря на восприятие картины как объекта, живопись как художественная система не утратила актуальности. В произведениях Александра Юликова, Светланы Копыстянской, Сергея Волкова, Надежды Столповской интеллектуальная игра — интерес к слову, тексту, знаку — сочетается с богатством фактуры, свободой мазка, сопоставлением различных текстур.
Раздел «Мифологии» посвящен такому значительному явлению в искусстве начала 1970-х годов, как соц-арт и его более поздние версии. Возникнув в творчестве Виталия Комара и Александра Меламида, соц-арт достаточно быстро получил широкое распространение в творчестве Александра Косолапова, Ростислава Лебедева, Бориса Орлова, Леонида Сокова. Однако большинством из них он был воспринят не только как концептуальный прием, но как пластическая метафора, позволяющая в свободной игровой форме оперировать клишированными образами. Эта художественная стратегия была подхвачена и художниками следующего поколения — Марией Константиновой, Андреем Филипповым, Николаем Козловым, Дмитрием Врубелем. В их творчестве работа с мифологемами становится частью более сложной концептуальной или постмодернистской игры.
Отдельный раздел выставки посвящен так называемому периоду «новой волны», которая в России ассоциируется с деятельностью групп «Мухомор», СЗ и содружеством галереи AПTAРT. Как и мастера 1970-х, художники «новой волны» исследуют в своем творчестве «краевые» слои культуры. Только теперь они вводят в оборот высокого интеллектуального искусства дворовую эстетику. В этом разделе представлены работы таких художников, как Никита Алексеев, Вадим Захаров и многих других.
Пестрое многоцветие «новой волны» дало импульс развитию разнообразных тенденций, выплескивавшихся наружу в формах перформансов и выставок. На волне зарубежного интереса к перестройке и гласности аукционный дом Sotheby’s решил провести в Москве торги, на которых было представлено не только искусство классического авангарда, но и современные художники. По сути, именно на этом аукционе впервые официально и легально была заявлена «стоимость» непонятного «неофициального искусства», во много раз превысившая вообразимые обывателем пределы. Для художников началась совсем другая эпоха, обозначенная в проекте «Поле действия» как «Эпилог. Эпоха счастья». Этот раздел, завершающий экспозицию, посвящен короткому периоду упоения свободой и ощущением сбывающейся мечты о независимом творчестве.
Екатерина и Владимир Семенихины, учредители Фонда культуры «Екатерина», о выставке: «Нам кажется, что давно назрела необходимость показать этот яркий, сложный и неоднозначный период в истории русского искусства в масштабе большой экспозиции. Проект, который получил название “Поле действия”, заинтересовал нас возможностью не просто представить публике московский концептуализм как значимое явление в искусстве 70–80-х годов ХХ века, но и наглядно рассказать о художественной жизни того времени, о разных направлениях, существовавших в неофициальном искусстве этого периода. При выборе темы для нас немалое значение имел и тот факт, что обращение к ней дает возможность показать в залах Фонда ранее нигде не выставлявшиеся произведения из нашего собрания. Некоторые вошедшие в экспозицию работы таких художников, как Сергей Волков, Вадим Захаров, Светлана Копыстянская, Виталий Комар, Ирина Нахова, Андрей Филиппов, представлены впервые».
Основу экспозиции составляют произведения из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, коллекции Музея МАНИ, к участию в выставке приглашены государственные и частные собрания. В экспозицию входят работы художников Юрия Альберта, Эрика Булатова, Сергея Волкова, группы «Коллективные действия», группы «Мухомор», группы СЗ, Константина Звездочетова, Ильи Кабакова, Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова, Юрия Лейдермана, Владимира Мироненко, Сергея Мироненко, Андрея Монастырского, Бориса Орлова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова, Леонида Сокова, Андрея Филиппова, Ивана Чуйкова и других.
Выставка продлится до 10 декабря 2010 года.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101022_ekaterina_concept_school.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101022_ekaterina_concept_school.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.05.2022 В Лондоне откроют выставочную площадку, работающую в иммерсивном формате Работы Сезанна, Климта и других художников будут проецировать в 4K-разрешении
- 25.05.2022 В гонконгской ярмарке Art Basel примут участие 130 галерей По сравнению с прошлым годом существенно выросло число «стендов-призраков»
- 24.05.2022 Основная часть экспонатов лондонской выставки изделий Фаберже вернулись в Россию Судьбу императорского яйца из Музея Фаберже решает британское Казначейство
- 23.05.2022 В Музеи Брюгге передано около 2 000 произведений искусства Главным шедевром коллекции является рисунок Микеланджело
- 20.05.2022 В Русский музей из филиала в Малаге вернулись более трехсот работ Их транспортировка заняла чуть больше недели
- 27.05.2022 Гонконгские торги Christie’s принесли $184 млн и 11 новых рекордов Картина Пикассо из собрания Шона Коннери продана за $22,3 млн
- 27.05.2022 Итоги AI аукциона № 431 Общая выручка составила 2,2 млн рублей
- 25.05.2022 Работа Фрэнсиса Бэкона стала топ-лотом торгов Sotheby’s Рынок работ художника уменьшился на 80 % с 2014 года
- 23.05.2022 Двухнедельный аукционный марафон в Нью-Йорке принес $2,5 млрд Рынок возвращается к допандемийным показателям
- 20.05.2022 Итоги AI аукциона № 430 Суммарная выручка составила 2,4 млн рублей
- 02.05.2022 Анастасия Глебова: «Я отвечаю за красоту» Анастасия Глебова — сценограф, живописец, режиссер, главный художник Театра Российской Армии. Она работает со многими постановщиками, экспонируется, учится, познает новое, меняется и хранит традиции
- 25.04.2022 Открыт 113-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Сергея Бордачёва, Галины Быстрицкой, Дмитрия Воронина, Алексея Гинтовта, Димы Горячкина, Дениса Егельского, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Игоря Кислицына, Бориса Марковникова, Владимира Мартиросова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили)
- 18.04.2022 Открыт 112-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Андрея Бисти, Тимофея Бычкова, Анатолия Горяинова, Владимира Грига, Дубосарского и Виноградова, Германа Егошина, Александра Захарова, Евгения Зевина, Игоря Кислицына, Александра Савко, Елены Щепетовой
- 11.04.2022 Открыт 111-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Ивана Акимова, Анелии Алиповой, Нисо Атахановой, Константина Батынкова, Инны Бельтюковой, Марины Венедиктовой, Михаила Дронова, Юлии Картошкиной, Александра Кацалапа, Андрея Орлова, Андрея (Дюди) Сарабьянова, Игоря Снегура, Елены Фокиной
- 04.04.2022 Открыт 110-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Дмитрия Воронина, Сергея Кривцова, Александра Курилова, Сергея Максютина, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Андрея Мунца, Анатолия Пурлика, Леонида Ракова, Натальи Турновой
- 27.05.2022 В Эрмитаже покажут более 150 произведений из коллекции Щукина На выставке будет впервые полностью воссоздан «иконостас» Гогена
- 26.05.2022 В Пушкинском музее вскоре откроется выставка, посвященная коллекции Морозовых Проект будет расширен за счет редко экспонируемых работ
- 24.05.2022 В Псковском музее-заповеднике покажут клады Выставка «Клады великих потрясений» откроется в июне этого года
- 18.05.2022 Третьяковская галерея открывает выставку работ Эдуарда Штейнберга Проект приурочен к 85-летию со дня рождения художника
- 17.05.2022 В Русском музее откроется выставка Михаила Врубеля Проект посвящен 165-летию со дня рождения художника
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Арт-новости
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Прошу помочь с расшифровкой подписи на советской живописи
- Японский фотоальбом 19 век
- Эдуард Симонович Арцрунян
- Помогите определить рисунок или печать
- Картины на холсте, масло ~1970 год
- Алексей Александрович Писемский (1859-1913), акварель
- Н.Г.Никифоров (1912-1990), Офорт, ВХЛ
- Прошу помочь в атрибуции подписи художника-скульптора.