Выставка Татьяны Ян

28 июля — 17 августа

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Как выбирать произведение для инвестиций с помощью ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU   07 октября 2009

По каким критериям выбирать объект для инвестиций? Как определить обладателей хорошего инвестиционного потенциала? Как самостоятельно наметить стоящие цели для покупок с помощью данных и инструментария ARTinvestment.RU? Читайте нашу новую «инструкцию»

На вопросы новичков «Во что вкладывать?» коллекционеры часто отвечают: «Главное, чтобы вещь самому нравилась». То ли отшучиваются, то ли хитрят, то ли чего-то недоговаривают. В любом случае банальная рекомендация оставляет у начинающего инвестора естественное чувство недоумения. Но тут уж каков вопрос, таков и ответ. Все равно что спросить: «Какую машину лучше покупать?». Так вот вообще… без конкретизации бюджета и назначения.

Развитость чувства «нравится» сильно отличается у знатоков и у начинающих покупателей произведений искусства. У первых оно опирается на совокупность знаний, на подсознательный опыт, ту самую интуицию, которые защищают их от неадекватных решений. Новичку же без подобных знаний и опыта может поначалу такого «напонравиться», что потом первые покупки останется лишь по чуланам прятать. И казалось бы, все это знают. Но при этом почти на каждых «русских торгах» происходят случаи бездумных и бездарных покупок. Разбирающиеся люди только разводят руками и посмеиваются, когда за проходную вещь очередной «коллекционер» платит неадекватно большие деньги. Пресса быстро объявляет о сенсации, аналитики долго ломают головы, а за объяснениями ходить далеко не надо: опять богатый неофит решил без советчиков положиться на свою «врожденную интуицию».

Общая тема сегодняшних рекомендаций — критерии выбора объекта инвестиций. Чтобы не просто по принципу «нравится — не нравится», но еще и с прицелом на дальнейшую перепродажу с прибылью. Как среди понравившихся авторов и произведений выбрать те, которые обладают хорошим инвестиционным потенциалом? Как самостоятельно наметить цели для покупок с помощью данных и инструментария ARTinvestment.RU? Этому посвящена наша новая инструкция.

К сожалению, нам придется исключить из рассмотрения актуальное современное русское искусство. За редким исключением (Дубоссарский и Виноградов), актуальные художники пока не обзавелись даже минимальной аукционной статистикой, пригодной для анализа. В дополнение к этому, вложения в актуальное искусство несут высокие риски, что не позволяет полноценно отнести эти покупки к ответственным инвестициям. То есть как спекуляция, извлечение краткосрочной прибыли, игра, тактический прием — это работает. Но не как инвестиция.

Вернемся к исходной ситуации. Допустим, у нас нет конкретных предпочтений по именам художников и нужно сформировать первоначальный список кандидатов. Или уже есть художники, которые нравятся, но нужно понять, растут ли цены на их произведения. В обоих случаях начать можно с обращения к инвестиционным рейтингам ARTinvestment.RU, а именно — рейтингам по доходности в деньгах и по темпам роста в процентах. Они покажут в целом конъюнктуру для вовлеченных в аукционный оборот (то есть имеющих публичные состязательные рыночные цены) произведений художника и их позиционирование среди «конкурентов» по уровням доходности.

Последовательность действий:

1. Знакомимся с теорией, внимательно читаем статью «Инвестиционные рейтинги художников в вопросах и ответах», чтобы научиться понимать суть рейтингов, освоиться с разнообразием индексов.

2. Регистрируемся на сайте ARTinvestment.RU. Лучше это сделать сразу, потому что регистрационные данные понадобятся вам даже для доступа к тестовым услугам. Обратите внимание, что это пока бесплатная регистрация, а не платная подписка.

3. Для закрепления полученных знаний изучаем способ представления индексов на страницах трех художников: Андрея Ланского, Марка Шагала или Дмитрия Налбандяна (доступ к их статистике предоставляется бесплатно). Зайти можно через меню «Художники» — «Художники» — вводим фамилию — в нижней строчке выбираем ссылку «Рыночные индексы». Теперь, когда «кухня» индексов стала понятнее, переходим к следующему шагу.

4. Оформляем и оплачиваем подписку на доступ к базе данных ARTinvestment.RU. Коротко: нужно авторизоваться, войти в Профиль пользователя (ссылка под регистрацией), выбрать вариант оплаты и следовать инструкциям.

Напомню, что минимальная стоимость подписки (на 1 месяц) составляет 1 700 рублей. Но выгоднее всего подписываться на год за 6 800 рублей — в любом случае деньги небольшие и они обычно окупаются одним правильным решением, на первой же грамотной сделке.

 5. Открываем сводные рейтинги и выбираем среди них «Рейтинг русских художников по темпам роста цен за год — Живопись».

6. Намечаем «цели» для инвестиций. Рейтинг темпов роста цен на живопись за год показывает нам, картины каких авторов дорожали уверенными темпами, а каких, наоборот, показывали отрицательную динамику. Интерес вызывают в первую очередь те авторы, последняя аукционная продажа картин которых зарегистрирована в 2009 году (в крайнем случае, в конце 2008-го), которые находятся в верхней, зеленой половине списка и которые имеют внушительную цифру в графе «Событий» (чем больше аукционных результатов, тем показательнее статистика). На совсем уж экстремальные результаты в верхних строчках не ориентируемся: они могут свидетельствовать о каких-то спекуляциях или фазах быстрой раскрутки. Так, например, картины лидера рейтинга Ное Нестеровича Геденидзе с октября 2007 по октябрь 2008 года, по статистике, подорожали почти в 22 раза. Цифра, казалось бы, странная, но так бывает, когда рост происходит с малой первоначальной базы. Проверяем по базе художников ARTinvestment.RU — так и есть: в 2007 году пейзажи Геденидзе продавались за 3 тысячи рублей, а к концу 2008 года цены не раз достигали и 100 и 150 тысяч рублей (то есть вообще в 50 раз дороже). С точки зрения тактических краткосрочных инвестиций вариант для кого-то стал удачным. Но в 2009 году продажи как-то странно застопорились, да и в целом нас интересует что-нибудь более предсказуемое. К тому же вариантов — море. В верхней части рейтинга взгляд падает на такие имена, как Николай Вечтомов (+526 % за период 2007–2008), Вера Рохлина (+328 % за прошлый год), Георгий Нисский (+201 %), Тамара Лемпицка (+129 %). В хорошем плюсе Хаим Сутин, Константин Юон, Александр Тышлер, Аркадий Пластов, многие шестидесятники первого ряда. Всего в положительной зоне находится 131 художник из 302-х, для которых методика позволяет рассчитать годовые показатели. Есть из кого выбирать. В красной части списка, правда, еще больше имен. И среди них такие громкие и известные, как Иван Айвазовский, Константин Коровин, Илья Репин, рынок работ которых переживает временную ценовую коррекцию.

7. Проверяем математические выводы по базе аукционных продаж ARTinvestment.RU. Это крупнейшая в мире база данных аукционных продаж по русскому искусству (более 5 000 художников, почти 98 000 аукционных продаж). Информация из нее нужна нам для того, чтобы отсмотреть и выделить итоги продаж работ сопоставимого качества. Понятно, что индексы, из которых собирается рейтинг, строятся по математической логике. Они учитывают многое, даже размер работы, но при этом не чувствительны к силе живописи, которую способен оценить только человек. Теоретически может быть так, что продажи слабых работ сравниваются с продажами сильных работ художника, что приводит к ложным выводам о темпах роста или падения цен. Так на то нам и база в руки, чтобы не мыслить механистически. Открываем базу аукционных продаж ARTinvestment.RU (меню «Художники»), выбираем в ней похожие по всем параметрам работы и фиксируем цены, по которым они продавались год-два назад и продаются сейчас.

В качестве примера проверим продажи сопоставимых работ Веры Рохлиной, ценовой индекс произведений которой за прошедший год показал рост 328 %. Примерно сходится: сопоставимые работы, которые год назад стоили ближе к 20 тысячам долларов, совершили ценовой рывок и стали стоить ближе к 100 тысячам. Кроме того, на прошлый год пришлось несколько ценовых рекордов. Включая главное безумство — продажу ее среднеразмерных кубистических «Картежников» на Christies’s за 1,8 миллиона фунтов без учета комиссионных, в шесть раз дороже эстимейта. Правда, сейчас уже графики ARTinvestment.RU фиксируют нисходящую динамику по ценам на работы Рохлиной, — это нам тоже информация к размышлению.

8. Собираем дополнительную информацию о художнике, полезную для решения об инвестициях. С этого момента математика свое дело сделала: индексы доходности сайта ARTinvestment.RU позволили определить круг художников, цены на работы которых за год показали активную динамику, потом по базе аукционных результатов мы посмотрели свежие котировки конкретных работ на торгах. Эта информация дает нам направление, в котором можно копать дальше, но не является исчерпывающей. В частности, хотелось бы знать, находятся ли цены на произведения художника на восходящем тренде или все хорошее с ними уже произошло, а впереди в лучшем случае «боковик», период ценового штиля?

Чтобы строить дальнейшие предположения по перспективам инвестирования, нужно попробовать собрать о художнике следующую информацию:

  1. Планируются ли в ближайшем будущем крупные музейные персональные выставки нашего целевого художника? Замечено, что после значительной  выставки, после того как к творчеству художника привлечено повышенное внимание, цены заметно вырастают. О планах ведущих музеев страны можно узнать на сайтах культурных институций, а также в новостях ARTinvestment.RU и на форуме.

  2. Если наш кандидат относится ко второму ряду, то полезно узнать, будут ли в обозримом будущем выставки первых имен направления, к которому принадлежит и наш целевой художник? Смысл: в случае сборной выставки художественного направления или его первых имен повышается интерес и к художникам второго ряда. Сведения о круге художника, направлении, в котором он работал, ключевых выставках можно почерпнуть, в частности, на странице «Биография» в разделе «Художники» сайта ARTinvestment.RU. Этот раздел доступен всем зарегистрированным пользователям, даже не оформившим платную подписку.

  3. Не был ли в недавнем прошлом зафиксирован слишком бурный рост цен? Если ралли все-таки было, то велик риск, что работы художника проходили фазу раскрутки и уже «перекуплены». Тогда вероятность временного снижения цен (коррекции вниз) становится выше, а вот извлечь прибыль будет сложнее. К примеру, недавний бурный рост на произведения Семёна Файбисовича, когда цены утраивались за год, уже сменился коррекционным снижением. Тут опять поможет ARTinvestment.RU: эти тенденции хорошо видны по графикам и динамике семейства индексов Artist’s ARTIMX.

  4. Проверить, входит ли художник в аукционную обойму, т. е. много ли работ выставляется на мировых и российских аукционах. Даже если фактических продаж не очень много, но работы художника при этом часто выставляются на торги, — это хороший сигнал для инвестора. Значит, художник «аукционный», его знают, есть рынок, есть потенциал ликвидности. Тогда и шансов зафиксировать прибыль больше, чем у какой-нибудь «темной лошадки», которую не так-то просто «пропихнуть» на торги. Ну а проверить аукционное предложение можно сами знаете где — в платной базе «Художники» на сайте ARTinvestment.RU.

То, о чем мы говорили выше, относится к выбору условно «инвестиционной кандидатуры». Но даже у художника с хорошим инвестиционным потенциалом можно совершенно бездарно выбрать неправильную работу для вложения средств. Рассматривая произведения для инвестиций, следует отдавать предпочтение работам, которые:

  • безупречны с точки зрения подлинности;
  • относятся к ценному периоду творчества художника;
  • не несут негатива в сюжете;
  • обладают комфортным размером. Коллекционерам удобен размер класса 70 х 90 или около метра. Маленькие картины проигрывают в эффектности, а большие сложны для размещения.

Понятно, что для соответствующих выводов нужно немало прочитать и посмотреть, но при известной смекалке и этот путь можно сократить. На помощь опять же приходит база аукционных результатов «Художники» на сайте ARTinvestment.RU. Посмотрите предшествующие продажи произведений художника, сравните цены на работы разных его периодов, посмотрите фотографии работ — выводы будут напрашиваться сами, что больше ценится, а что меньше. И наконец, проверить свои выводы, поделиться своими сомнениями и спросить совета всегда полезно на форуме сайта ARTinvestment.RU. Замечено, что на грамотные и проработанные вопросы есть все шансы получить компетентные ответы от опытных коллекционеров и дилеров.

Как видим, имея доступ к подписным ресурсам ARTinvestment.RU, значительную часть работы по выбору целевого произведения для инвестиций при желании можно проделать самому.

Тех же, кого смущает обилие нюансов и нестерпимо тянет попросить помощи у консультанта, спешу успокоить: одно другому не мешает. Так, сегодняшние опытные коллекционеры в массе своей на первых порах тоже пользовались услугами консультантов. Но большинство из них быстро пришло к естественному выводу: для успешных инвестиций необходимо самому хорошо разбираться в конкретной теме. Полагаться только на советчиков — значит, как минимум, повысить риск инвестиции, причем своими же руками. И уж обязательно нести повышенные расходы, оплачивая услуги консультантов из своего потенциального инвестиционного дохода.

Рекомендуем прочитать: Как самостоятельно оценить произведение с помощью ARTinvestment.RU.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091007_how_invest_site.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091007_how_invest_site.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 27.07.2021 Книжная графика Константина Сомова Мастер «галантных сцен», вдохновленных французской придворной культурой XVIII века и окрашенных мирискуснической эстетикой пассеизма, Сомов ярко проявил себя во многих жанрах, особенно в книжной графике
  • 23.07.2021 Киногид ARTinvestment.RU Фильмы об арт-дилерах, коллекционерах и мире искусства
  • 19.07.2021 Открыт 75-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения AES+F, Алексея Барвенко, Андрея Бартенева, Константина Батынкова, Димы Горячкина, Даши Делоне, Михаила Дронова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Андрея Мунца, Алексея Орловского, Александра Савко, Армана Сируняна
  • 13.07.2021 Открыт 74-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Галины Быстрицкой, Дианы Воубы, Наталии Вяткиной, Анатолия Горяинова, Дубосарского и Виноградова, Галины Дулькиной, Ильи Евдокимова, Николая Иванова, Ильи Комова, Ирины Корсаковой, Андрея Криволапова, Юлии Мамонтовой, Леонида Ракова
  • 05.07.2021 Что читать об арт-бизнесе. Гид по книгам про арт-рынок для начинающих Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх