- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Как самостоятельно оценить произведение с помощью ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU 12 августа 2009
База данных ARTinvestment.RU в большинстве случаев позволяет без посторонней помощи оценивать произведения, опираясь на статистику аукционных продаж. В этой статье собран ряд советов подписчикам о том, как грамотнее это сделать, какие факторы брать в расч
Сильно переплачивать или, наоборот, продешевить при продаже никому не хочется. Наверное, самый распространенный случай, когда продавец называет свою цену и вам важно понимать, насколько предложенная цифра адекватна рыночной ситуации. Или обратный пример: вам самим вещь нужно продать, но непонятно, сколько за нее просить.
Чтобы примерно определить текущую рыночную цену произведения, есть масса вариантов. Быстрый и простой способ — обратиться за советом на форум ARTinvestment.RU. Если случай не экзотический, да еще и не полениться предоставить информацию о работе по всей форме, то мнения по цене поступят быстро. Но это, как говорится, «вариант для ленивых». Экспресс-способ. Со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. В числе последних — необходимость «светить» вещь в публичном пространстве и иметь дело с суммой мнений, среди которых есть риск в числе прочих получить отклики «болтунов», то есть совсем некомпетентные.
Да и вообще принцип «доверяй, но проверяй» актуальности своей не теряет. Тем более что база данных ARTinvestment.RU в большинстве случаев позволяет без посторонней помощи оценивать произведения, опираясь на статистику аукционных продаж. В этой статье собран ряд советов подписчикам ARTinvestment.RU о том, как грамотнее это сделать. Или по крайней мере избежать серьезных методологических ошибок.
Для начала устанавливаем основное ограничение: все советы по оценке применимы при допущении, что вещь подлинная и авторство картины достоверно установлено. Смех смехом, но даже на этом этапе случаются забавные казусы: много однофамильцев, повторов, наконец, любительской живописи, ведь если уродился человек Саврасовым и захотел рисовать, то не менять же ему фамилию? Например, одних художников Верещагиных в базе данных AI шесть человек мужского пола. Художников Маковских — пятеро. Бенуа — восемь художников и три художницы. А знаете, сколько художников Соколовых? В базе — сорок семь! И это, понятно, только люди, располагающие аукционными продажами и хотя бы именем своим оставшиеся в истории искусства. Из памятных курьезов с однофамильцами можно вспомнить случай с художником Евгением Титовым. Форумчане уже терялись в догадках, как художник смог столь радикально сменить манеру, пока не выяснилось, что в один ряд попали работы двух совершенно разных Евгениев Титовых. С подлинностью же история еще более сложная — но это уже тема для другой публикации.
Словом, чтобы не утонуть в оговорках, поставим задачу более четко: нужно самостоятельно определить примерную стоимость подлинного произведения аукционного художника, опираясь на данные из базы ARTinvestment.RU.
С такими исходными данными в дальнейшем самостоятельном исследовании стоит придерживаться следующих рекомендаций:
1. В общей аукционной статистике по конкретному автору нужно ориентироваться преимущественно на результаты последних полутора-двух лет. 2010 год еще интересен, а от 2008-го проку уже мало. Понятно, что цены на русское искусство в середине двухтысячных росли очень быстро и в разы. Поэтому более старая информация для оценки уже не подходит (хотя в решении других задач очень помогает).
2. Выбираем результаты для работ того же периода, близких по году создания к имеющейся. Бывает, что год создания близок, но результат «не продано». В этом случае обращаем внимание на эстимейты. Если эстимейт (ценовая оценка) присваивался экспертами ведущих аукционных домов, то для нас это тоже информация к размышлению.
3. Нужно обращать внимание на уровень аукционного дома. При прочих равных условиях более высокое внимание стоит уделять ведущим аукционным площадкам, регулярно проводящим специализированные русские торги. В их числе Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, MacDougalls. Один из главных специалистов по современному искусству — Phillips de Pury (на нем все чаще появляются русские лоты). А вот к результатам небольших малоизвестных аукционных домов стоит относиться с повышенной осторожностью: на них чаще встречаются «фальшаки», вещи с ошибочной атрибуцией и неправдоподобные результаты. Брать на заметку можно, но использовать их цифры как аргумент для торга («у вас дорого, так как Гончарова во Франции 3000 долларов стоит») вряд ли получится.
4. При формальном сравнении работ нужно не забывать о размерах и технике. У сравниваемых вещей они должны быть сопоставимы. То есть 100 х 100 можно сравнивать с 70 х 90, но не с 30 х 40. Само собой, техники тоже должны быть одинаковы: масла сравниваются с маслами или смешанной техникой, в которой доминирует то же масло. Иногда, когда материала для сравнения слишком мало, можно попробовать интерполировать, домыслить результаты графики для живописи (например, исходя из вульгарного предположения, что живопись должна стоить в 5–7 раз дороже графики). Но на такие трюки решится даже далеко не каждый опытный коллекционер. Прием нестандартный, излишне нюансированный, так что рекомендовать его не решусь.
5. Маргинальные результаты (вызывающе высокие и вызывающе низкие цены) надо запомнить, но в расчет их не берем. Рекорды и антирекорды могут пригодиться как аргумент в торге, но опираться на них как на новые рыночные цены не стоит. Бывает, что целый массив сопоставимых работ художника (один период, близкие размеры, одинаковая техника) укладывается в диапазон 70–90 тысяч долларов. И тут вдруг одна картина на престижном аукционе «выстреливает» на 500 тысяч. Либо вещь выдающаяся, либо просто увлекся кто-то — не важно. Этот рекорд, скорее всего, найдет свое отражение в последующих рыночных ценах. Поднимет их, например, в диапазон 90–110 тысяч долларов. Но к рекордным 500 тысячам рынок быстро не подтянется, не стоит на это рассчитывать. Рыночную цену определяют не выдающиеся, а именно типичные средние результаты последних полутора лет.
6. «Тонкая настройка» цены. После перечисленных выше пяти этапов нам, надеюсь, удалось найти показательные примеры продаж работ, сопоставимых по уровню с оцениваемой. Допустим, с ценой примерно понятно, и пусть округления делались грубо, но рыночный диапазон ясен. Теперь можно внести поправки, учитывая качество конкретной работы, ее достоинства и недостатки. Тут математика отступает — важно хорошо знать творчество. В плюс могут сработать и качество картины (яркая, выдающаяся вещь), и сюжет — позитивный или очень характерный для творчества художника этого периода. Все это позволяет скорректировать цену в большую сторону. Исходя из статистики продаж в базе ARTinvestment.RU, для произведений конкретного художника можно примерно предположить, как часто они остаются непроданными, какие эстимейты можно считать завышенными и в какую сторону (и с какой динамикой) изменяются цены на них. Понятно, что если работы расходятся как горячие пирожки, а цены стремительно растут, то уместно и в своей оценке сыграть чуть-чуть на опережение. Стоит учитывать и информационный фон вокруг творчества конкретного художника. Так, если планируется большая выставка, предполагается участие его самого, либо его работ в значительных проектах, то есть не сложно предположить всплеск внимания, то такой фон тоже позволяет корректировать цену в плюс.
Вообще же «тонкая настройка» требует повышенных усилий, какого-никакого знания творчества «объекта». Ценность периода, характерность — все это уводит нас уже в другую тему, в выбор объекта инвестирования при помощи ARTinvestment.RU. К ней мы вернемся в другой публикации.
В качестве итога проговорим еще раз методику оценки произведения на основе аукционной базы ARTinvestment.RU. Кратко. Смотрим свежие результаты 2010–2011 годов. Выбираем из них результаты для работ, созданных в тот же период, что и оцениваемая. Из выбранных результатов отмечаем те, что показали работы, сопоставимые по размеру и технике с оцениваемой. В существенно похудевшем списке обращаем внимание в первую очередь на результаты ведущих аукционных домов (если вещь осталась не проданной, то делаем выводы по эстимейту). Выбираем из них типичные результаты, а нетипично высокие или низкие цены выводим за скобки. Корректируем ценовой диапазон в зависимости от текущей востребованности творчества художника. К слову, похожая методика (только с «секретной добавкой») используется для составления аукционных прогнозов ARTinvestment.RU, которые в целом неплохо сбываются.
Теперь же, когда сложилось понимание примерной цены, можно проверить свои выводы на предмет расхождений с реальностью. Самый простой и быстрый — опубликовать запрос на форуме в разделе «Цены, оценка, атрибуция». Если публичный вариант категорически не подходит («нормальный клиент не шифруется», но мало ли), то изучите остальные разделы форума и особенно «Куплю / Продам». Это позволит вам определить участников, дилеров и опытных коллекционеров, разбирающихся в нужном вам направлении. После этого через сервис отправки личных сообщений (из списка, раскрывающегося при нажатии на треугольник-стрелку возле ника) можно обратиться к компетентному человеку за мнением по поводу вашей оценки. Если вопрос составлен правильно, а информации достаточно, то вполне можно рассчитывать на достоверную информацию и доброжелательный ответ.
Источник: artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20090812_how_estimate.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20090812_how_estimate.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет