Третья Московская биеннале современного искусства. Валерий Кошляков
ARTinvestment.RU рассказывает об известном русском живописце, который входил в группу «Искусство или смерть»
С 25 сентября по 25 октября 2009 года в Москве пройдет Третья Международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — известный русский живописец Валерий Кошляков. Его произведения будут показаны в рамках ретроспективной выставки «Товарищество “Искусство или смерть”», которая откроется 26 сентября в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств.
Кошляков родился в 1962 году в городе Сальске (Ростовская область). С 1981-го по 1985 год учился в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова. Во время учебы занимался реалистической живописью. После окончания училища Кошляков устроился декоратором в местный Театр музыкальной комедии. К этому периоду относится начало его дружбы с Авдеем Тер-Оганьяном, который, по воспоминаниям поэта Мирослава Немирова, познакомил его с творчеством западных авангардистов. В 1988-м Кошляков стал членом художественного объединения «Искусство или смерть», лидером которой был Тер-Оганьян. В него также входили художники Александр Сигутин, Юрий Шабельников, Николай Константинов, Василий Слепченко, поэт Мирослав Немиров, музыкант Сергей Тимофеев и др.
Первая выставка группы состоялась 19 марта 1988 года в Таганроге, во Дворце культуры оборонного завода «Прибой». На ней экспонировалась авангардная живопись. По воспоминаниям очевидцев, мероприятие чуть не завершилось скандалом: зрители обвинили его участников в непрофессионализме. Художникам помог известный ростовский искусствовед и коллекционер Александр Токарев, сумевший растолковать, чем интересны их странные картины. Вторая выставка товарищества, под названием «Жупел», состоялась через несколько месяцев. Осенью 1988-го члены группы устроили экспозицию в… кооперативной уборной. Согласно рассказу Тер-Оганьяна, опубликованному в журнале «Артхроника», художники украсили стены заведения картинами и стихами Немирова, а кабинки — стихами Осипа Мандельштама. Необычная выставка продлилась всего один день — ее закрыли по требованию райкома комсомола.
Через некоторое время после «сортирной выставки» художники перебрались в Москву. Группа «Искусство или смерть» просуществовала до 1991 года. Выставки объединения проходили в галерее, которую Авдей Тер-Оганьян основал в сквоте художников в Трехпрудном переулке. Их акции и перформансы становились все более радикальными. В 90-х Тер-Оганьян заявил о себе как об одном из самых экстравагантных персонажей столичной арт-сцены. Апофеозом его московской карьеры стал перформанс «Юный безбожник», устроенный в 1998 году во время ярмарки «Арт-Манеж». На ней художник порубил топором несколько дешевых репродукций икон. По его словам, темой перформанса была «десакрализация искусства». Результат выступления был печален: как известно всякому, кто мало-мальски интересуется российским contemporary art, Тер-Оганьян был обвинен в разжигании религиозной вражды и, не дожидаясь суда, покинул Россию.
Валерий Кошляков, напротив, является одним из самых «тихих», если так можно выразиться, участников группы «Искусство или смерть». До переезда в Москву он писал картины на холсте, но в начале 90-х нашел идеальный для своего творчества материал — упаковочный картон. Фирменным приемом художника является сочетание хрупких, «бедных» материалов с возвышенной тематикой: Кошляков прославился благодаря величественным «полотнам» с изображением архитектурных и скульптурных памятников различных империй. Он пишет римские сооружения, греческие статуи, готические соборы, советские здания сталинской эпохи… Но на картинах Кошлякова все эти монументы выглядят далеко не такими нарядными, как на фотографиях в путеводителях. Рваный картон и потекшая краска дают эффект призрачности, и знаменитые сооружения у Кошлякова похожи на давно заброшенные руины. Но даже в таком состоянии они являются мифическими созданиями, чей масштаб никак не сравним с человеческим. Это подчеркивается также и грандиозными размерами картин — Кошляков пишет свои памятники чуть ли не в натуральную величину. В 2003 году один из подобных проектов был представлен в российском павильоне 50-й Венецианской биеннале.
Работы Кошлякова — вызывающе некоммерческие, многие из его проектов являются site-specific, то есть предназначенными исключительно для какого-то определенного пространства (например, настенные «фрески» с руинами для павильона биеннале). Материалы у художника тоже недолговечны: по его собственным словам, многие произведения после выставок выбрасываются. Для создания своих картин он нередко использует картонные коробки, найденные на помойке. Другой излюбленный материал художника — липкая лента. В 2000 году Кошляков представил в Галерее Марата Гельмана инсталляцию «Изба», где все детали интерьера были «нарисованы» разноцветным скотчем на стене. А в 2003-м состоялась выставка в галерее «Риджина», для которой художник выполнил из скотча репродукции знаменитых полотен.
В 2001-м в Музее архитектуры имени Щусева экспонировались трехмерные объекты авторства Кошлякова. Это «будочки» из раскрашенного картона, в загадочных формах которых усматриваются элементы античной архитектуры, классицизма, барокко, авангарда… В 2005 году в Государственном Русском музее прошла другая выставка объектов художника, под названием «Одежда пространства. Иконусы». По словам Кошлякова, в иконусах воплощена идея поиска «персонального храма», то есть места для одного человека. Иконус «не функционален и по своему языку напоминает народные изделия, поделки отца по хозяйству, такие как туалет, душ, собачья будка». Его форма вдохновлена объектами «из окружающей среды» — ларьками, пристройками, всяческими кабинами. Вместе с этим подчеркивается связь иконусов с «кривыми» изображениями строений на русских иконах.
В последние годы без произведений Кошлякова не обходится практически ни один аукцион современного русского искусства. Самой дорогой работой художника, когда-либо проданной на открытых торгах, является картина маслом под названием «Версаль», ушедшая на Sotheby's 12 марта 2008 года за 60 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 40-50 тыс.). Но этот результат, к сожалению, не является показательным — подобный рубеж с тех пор не смогло взять ни одно его творение, и картины с эстимейтом в несколько десятков тысяч фунтов чаще всего остаются непроданными. Гораздо более реалистичными представляются цены в диапазоне 10-20 тыс.
Московская ретроспектива товарищества «Искусство или смерть» — самая крупная выставка группы. На ней будет показано более 200 ранее не экспонировавшихся картин, инсталляций, объектов, графических произведений. Кроме того, посетители смогут увидеть различные фотографии и видеоматериалы.
Источник:
P.S. Об участниках Третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:
Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
Третья Московская биеннале современного искусства. Тони Крэгг
Третья Московская биеннале современного искусства. Павел Пепперштейн
Третья Московская биеннале современного искусства. Мастерская Ван Лисхаут
Третья Московская биеннале современного искусства. Владимир Сычёв
Третья Московская биеннале современного искусства. Люк Тюйманс
Третья Московская биеннале современного искусства. Тихару Сиота
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090915_valeri_koshlyakov.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090915_valeri_koshlyakov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.