Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
ARTinvestment.RU   22 августа 2009

ARTinvestment.RU рассказывает о давно живущем в Израиле художнике Михаиле Гробмане — одном из лидеров так называемого второго русского авангарда

С 25 сентября по 25 октября в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — израильский художник русского происхождения Михаил Гробман, чей новый проект «Метаморфозы коллажа» будет представлен в Московском музее современного искусства на Петровке, 25.

Михаил Яковлевич Гробман является одним из представителей «второго русского авангарда» (термин, введенный в оборот им самим). Он также известен как поэт, публицист и коллекционер. Гробман родился в Москве в 1939 году. С 1956 по 1958 год учился в вечерней школе и работал каменщиком на стройке, где подружился с поэтом Владимиром Гершуни. В 1959 году прошла первая персональная выставка Гробмана — в ленинградском художественном училище имени В. И. Мухиной. Тогда же он начал устраивать в своем доме (в бараке в московских Текстильщиках) экспозиции своих друзей — новых авангардистов.

Термин «второй русский авангард» получил распространение в начале 1990-х годов, а Гробман начал употреблять его еще в 1970-х, в своих статьях и выступлениях. Термин по-прежнему принимается далеко не всеми, но талант и высокие заслуги Гробмана как систематизатора и летописца неофициального послевоенного искусства не подлежат сомнению. Началом второго авангарда, по Гробману, стоит считать 1957 год, когда в Москве в рамках международного фестиваля молодежи и студентов прошла выставка, на которой были представлены произведения современного западного искусства. Знакомство с этим искусством оказало огромное влияние на творчество многих советских художников: некоторые начали подражать западным образцам, для других же идеи европейских и американских коллег оказались лишь катализатором для создания своей собственной, уникальной эстетики. По мнению Гробмана, только последние имеют право называться настоящими авангардистами. Список тех, кто входил в эту группу, насчитывает 39 человек (с этим перечнем можно ознакомиться на форуме ARTinvestment.RU, в теме, посвященной второму русскому авангарду). Окончательно группа оформилась к 1960 году. Западные журналисты называли этих художников «нонконформистами», «диссидентами», «подпольными», «неофициальными» и т. д., но сами они именовали себя «московскими левыми».

Задолго до эмиграции, в Москве, Гробмана отличал высокий интерес к культуре своего народа. В 1965 году, на его второй персональной выставке в московском Доме художника, были представлены произведения на еврейскую тему. В то же время художник делал концептуальные произведения, среди которых — коллаж со Сталиным, который, по словам Иосифа Бакштейна, предвосхитил соц-арт. Этот коллаж считается первым произведением искусства, где использован портрет генералиссимуса. Сейчас работа находится в кельнском музее Людвига. Концептуальные произведения Гробмана экспонировались на его первой зарубежной выставке, которая прошла в 1966 году в чехословацком городе Усть-на-Орлице.

В 1971 году Гробман эмигрировал в Израиль и поселился в Иерусалиме. С собой он увез не только собственные произведения, но и творения друзей-авангардистов (которые он собирал с конца 1950-х), а также внушительных размеров архив. Художника в новом государстве приняли хорошо — через два месяца после приезда была устроена его персональная выставка в Государственном музее искусств Тель-Авива. Но, как признал Гробман, хорошие отношения с израильским художественным истеблишментом не задались: по его словам, большинство тамошних авторов «шли по пятам» Запада, а создавать новое еврейское искусство, о котором мечтал художник, вовсе не стремились.

В Израиле художник заявил о необходимости поиска новых путей в искусстве, никак не связанных с реализмом или концептуализмом. В 1975 году он основал группу «Левиафан» и выпустил первый номер одноименной газеты. В первом манифесте нового объединения говорилось, что три «кита», на которых должен стоять новый национальный стиль — это «примитив» (Агада), «символ» (Каббала) и «буква» (Талмуд). Согласно манифесту, политической базой группы был сионизм, духовной — еврейская мистика. Помимо создания картин и графических произведений, участники «Левиафана» устраивали перформансы и возводили инсталляции (в израильских городах, в Иудейской пустыне и на берегу Мертвого моря).

С 1983 года Михаил Гробман живет и работает в Тель-Авиве. В 1979–1981 годах он выполнил серию иронических работ «Лениниана», посвященных «деструкции мифа о Ленине». Газета «Левиафан» просуществовала не очень долго: вышло всего три номера. В начале 1990-х Гробман и его супруга публиковали газеты «Знак времени» и «Звенья», а в 1993-м увидел свет первый номер журнала «Зеркало», который издается и поныне.

В 2002 году в московском издательстве «НЛО» вышла книга Гробмана «Левиафан. Дневники 1963–1971 годов». Она является незаменимым документом для тех, кого интересует андеграундное искусство той поры. В 2007 году Гробман продал свои уникальные архивы владельцу музея Art4.ru Игорю Маркину.

Произведения Михаила Гробмана находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее искусств (Тель-Авив), Центре Помпиду (Париж) и в других известных собраниях.

Работы Гробмана периодически появляются на израильских аукционах. Самым дорогим его аукционным произведением является гуашь 1986 года «Посвящение Лене Кац». 6 апреля 2002 года она принесла на тель-авивском Christie’s 2,9 тысячи долларов (без Buyer’s Premium). Но показательным этот результат, конечно же, назвать нельзя.

P.S. Об участниках третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:

Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи

Источники: eleven.co.il, magazines.russ.ru/authors/g/grobman, vz.ru, netslova.ru, art4.ru, 3rd.moscowbiennale.ru, grobman.info, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090822_mikhail_grobman.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090822_mikhail_grobman.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 30.08.2019 Итоги AI Аукциона № 293 Наивысший реальный интерес в этот раз вызвали произведения шестидесятников. Покупатели — Москвы и Питер
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх