- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
ARTinvestment.RU 22 августа 2009
ARTinvestment.RU рассказывает о давно живущем в Израиле художнике Михаиле Гробмане — одном из лидеров так называемого второго русского авангарда
С 25 сентября по 25 октября в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — израильский художник русского происхождения Михаил Гробман, чей новый проект «Метаморфозы коллажа» будет представлен в Московском музее современного искусства на Петровке, 25.
Михаил Яковлевич Гробман является одним из представителей «второго русского авангарда» (термин, введенный в оборот им самим). Он также известен как поэт, публицист и коллекционер. Гробман родился в Москве в 1939 году. С 1956 по 1958 год учился в вечерней школе и работал каменщиком на стройке, где подружился с поэтом Владимиром Гершуни. В 1959 году прошла первая персональная выставка Гробмана — в ленинградском художественном училище имени В. И. Мухиной. Тогда же он начал устраивать в своем доме (в бараке в московских Текстильщиках) экспозиции своих друзей — новых авангардистов.
Термин «второй русский авангард» получил распространение в начале 1990-х годов, а Гробман начал употреблять его еще в 1970-х, в своих статьях и выступлениях. Термин по-прежнему принимается далеко не всеми, но талант и высокие заслуги Гробмана как систематизатора и летописца неофициального послевоенного искусства не подлежат сомнению. Началом второго авангарда, по Гробману, стоит считать 1957 год, когда в Москве в рамках международного фестиваля молодежи и студентов прошла выставка, на которой были представлены произведения современного западного искусства. Знакомство с этим искусством оказало огромное влияние на творчество многих советских художников: некоторые начали подражать западным образцам, для других же идеи европейских и американских коллег оказались лишь катализатором для создания своей собственной, уникальной эстетики. По мнению Гробмана, только последние имеют право называться настоящими авангардистами. Список тех, кто входил в эту группу, насчитывает 39 человек (с этим перечнем можно ознакомиться на форуме ARTinvestment.RU, в теме, посвященной второму русскому авангарду). Окончательно группа оформилась к 1960 году. Западные журналисты называли этих художников «нонконформистами», «диссидентами», «подпольными», «неофициальными» и т. д., но сами они именовали себя «московскими левыми».
Задолго до эмиграции, в Москве, Гробмана отличал высокий интерес к культуре своего народа. В 1965 году, на его второй персональной выставке в московском Доме художника, были представлены произведения на еврейскую тему. В то же время художник делал концептуальные произведения, среди которых — коллаж со Сталиным, который, по словам Иосифа Бакштейна, предвосхитил соц-арт. Этот коллаж считается первым произведением искусства, где использован портрет генералиссимуса. Сейчас работа находится в кельнском музее Людвига. Концептуальные произведения Гробмана экспонировались на его первой зарубежной выставке, которая прошла в 1966 году в чехословацком городе Усть-на-Орлице.
В 1971 году Гробман эмигрировал в Израиль и поселился в Иерусалиме. С собой он увез не только собственные произведения, но и творения друзей-авангардистов (которые он собирал с конца 1950-х), а также внушительных размеров архив. Художника в новом государстве приняли хорошо — через два месяца после приезда была устроена его персональная выставка в Государственном музее искусств Тель-Авива. Но, как признал Гробман, хорошие отношения с израильским художественным истеблишментом не задались: по его словам, большинство тамошних авторов «шли по пятам» Запада, а создавать новое еврейское искусство, о котором мечтал художник, вовсе не стремились.
В Израиле художник заявил о необходимости поиска новых путей в искусстве, никак не связанных с реализмом или концептуализмом. В 1975 году он основал группу «Левиафан» и выпустил первый номер одноименной газеты. В первом манифесте нового объединения говорилось, что три «кита», на которых должен стоять новый национальный стиль — это «примитив» (Агада), «символ» (Каббала) и «буква» (Талмуд). Согласно манифесту, политической базой группы был сионизм, духовной — еврейская мистика. Помимо создания картин и графических произведений, участники «Левиафана» устраивали перформансы и возводили инсталляции (в израильских городах, в Иудейской пустыне и на берегу Мертвого моря).
С 1983 года Михаил Гробман живет и работает в Тель-Авиве. В 1979–1981 годах он выполнил серию иронических работ «Лениниана», посвященных «деструкции мифа о Ленине». Газета «Левиафан» просуществовала не очень долго: вышло всего три номера. В начале 1990-х Гробман и его супруга публиковали газеты «Знак времени» и «Звенья», а в 1993-м увидел свет первый номер журнала «Зеркало», который издается и поныне.
В 2002 году в московском издательстве «НЛО» вышла книга Гробмана «Левиафан. Дневники 1963–1971 годов». Она является незаменимым документом для тех, кого интересует андеграундное искусство той поры. В 2007 году Гробман продал свои уникальные архивы владельцу музея Art4.ru Игорю Маркину.
Произведения Михаила Гробмана находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее искусств (Тель-Авив), Центре Помпиду (Париж) и в других известных собраниях.
Работы Гробмана периодически появляются на израильских аукционах. Самым дорогим его аукционным произведением является гуашь 1986 года «Посвящение Лене Кац». 6 апреля 2002 года она принесла на тель-авивском Christie’s 2,9 тысячи долларов (без Buyer’s Premium). Но показательным этот результат, конечно же, назвать нельзя.
P.S. Об участниках третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:
Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Источники:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090822_mikhail_grobman.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090822_mikhail_grobman.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun