Третья московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
ARTinvestment.RU   14 августа 2009

ARTinvestment.RU продолжает рассказывать о художниках — участниках Третьей московской биеннале современного искусства

25 сентября в Москве открывается Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — известный американский художник Кристиан Марклей (Christian Marclay), прославившийся благодаря своим «перформансам» с использованием виниловых пластинок.

Марклей родился в 1955 году в городке Сан-Рафаэль (штат Калифорния). Детство и юность провел в Женеве, где учился в Высшей школе изобразительных искусств. Вернувшись в Америку, Марклей поступил в Массачусетский институт искусств. Основным его направлением была скульптура, но, как и большинство юных интеллектуалов того времени, он тяготел к концептуализму: его вдохновляли такие художники, как Дэн Грэм (Dan Graham), Вито Аккончи (Vito Acconci) и Лори Андерсон (Laurie Anderson). И конечно же, юный художник пробовал себя в качестве музыканта. В то время авангардное искусство и экспериментальная музыка шли рука об руку, и для того, чтобы поверить практикой теории премудрых педагогов-концептуалистов, студенты художественных колледжей нередко организовывали панк-группы. По словам Марклея, то, что происходило в то время в нью-йоркских клубах, интересовало его гораздо больше, чем выставки в музеях и галереях. В конце 1970-х художник начал выступать в дуэте со своим другом гитаристом Кертом Хенри (Kurt Henry). Поскольку ударника найти не получилось, Марклей придумал записывать на пленку звуки, издаваемые заезженными пластинками, и использовать это в качестве ритм-трека. Потом он понял, что манипулировать пластинкой вживую куда как интереснее.

Вскоре виниловый проигрыватель стал самым любимым инструментом художника. Больше всего его интересовали «звуки, которые никому не нужны» — например, шумы, которые издает испорченная пластинка. Марклей стал пионером так называемого turntablism — искусства создания музыки с помощью вертушек проигрывателя. Его искусство оказалось очень востребовано в американских авангардных кругах: среди музыкантов, с которыми сотрудничал Марклей, — Джон Зорн (John Zorn), Арто Линдсей (Arto Lindsay), Sonic Youth и другие.

В число самых известных творений Марклея входят «звуковые коллажи»: он разрезал несколько «винилов» на куски и склеивал фрагменты, как душе угодно. Получались пластинки с необычными композициями из небольших кусков музыкальных произведений, перемежаемых щелчками и треском в местах, где игла проигрывателя соприкасалась с местом склеивания. Часто такие пластинки выходили очень красивыми — настоящие арт-объекты.

Марклей также уделял внимание звукам, которые «винилы» могут издавать вне проигрывателей. Например, в 1984 году он устроил перформанс под названием Record Players (что может быть переведено как «проигрыватели», или «люди, играющие на пластинках»), участники которого царапали пластинки, размахивали ими, терли их друг об друга, стучали по ним и в конце концов их разбили. В 1989-м художник представил инсталляцию «Шаги», состоящую из разбросанных по полу галереи долгоиграющих пластинок, по которым зрители должны были ходить. Потом осколки были собраны и распроданы. Да уж, за свою долгую карьеру Марклей попортил прямо-таки неимоверное количество пластинок. Правда, большинство из них, по словам художника, были «никому не нужными» — он покупал их в секонд-хендах. В 1998 году художник признался, что никогда не платил за «винил» больше одного доллара. Темой одного из его проектов, под названием «Пластинка без обложки» (1985), является эфемерность звука. Марклей выставил на продажу альбом (на котором было записано одно из его выступлений) безо всякой упаковки, с расчетом на то, что качество будет становиться все хуже и хуже.

Помимо исследования возможностей пластинок и проигрывателей, Марклей активно занимается такой темой, как «визуализация звука». Он создает картины с различными словами, обозначающими звуки в комиксах —zzzzzz, blam!, snap и т. д. Его интерактивный проект под названием Graffiti Composition посвящен нотам. В 1996 году Марклей разместил в различных общественных местах Берлина 5 000 чистых нотных листов. Через некоторое время он вернулся туда и сфотографировал листы, на которых прохожие написали ноты. Потом он создал из них музыкальную композицию, которая с тех пор уже несколько раз исполнялась. В проекте 2005 года «Сценарий» в качестве нот выступил видеоколлаж из различных абстракций и киноэпизодов. Звуковую интерпретацию этих фрагментов представили несколько музыкальных ансамблей.

Видеоколлажи занимают особое место в творчестве художника. Несколько лет назад лондонская галерея Tate Modern приобрела его инсталляцию «Видеоквартет» (2002) — четыре экрана, на которых демонстрируются фрагменты из голливудских фильмов, где герои поют или играют на музыкальных инструментах. Другое известное произведение Марклея — «Телефоны» (1995), коллаж из эпизодов с актерами, подходящими к телефону. Компания Apple использовала эту идею для рекламы коммуникаторов iPhone.

В конце 1980-х Марклей начал серию обычных, «бумажных» коллажей. «Сырьем» для этих работ послужили, конечно же, обложки виниловых пластинок.

Среди других «традиционных» произведений художника — скульптуры музыкальных инструментов. В 1999 году появилась «Ударная установка» с невероятно высокими (4 метра!) тарелками, а в 2000-м — «Виртуоз», громадный аккордеон, 7,6 метров в длину.

На счету художника — выставки в галерее Tate Modern (Лондон), Музее Хаммера (Лос-Анджелес), галерее White Cube (Лондон), Музее современного искусства (Сан-Франциско), Новой Национальной галерее (Берлин) и др. В Москве работы Марклея будут экспонироваться в рамках основного проекта Московской биеннале (Центр современной культуры «Гараж», 25 сентября — 25 октября).

На торги работы Марклея выставляются достаточно редко — три-четыре раза в год. Самой дорогой работой художника, когда-либо проданной на аукционе, является эстамп под названием Shtoom, сменивший владельца 1 апреля 2008 года на нью-йоркских торгах Christie’s. Он превысил верхний эстимейт более чем вдвое — 26 тысяч долларов при оценке 8–12 тысяч. Правда, с тех пор ни одному подобному отпечатку повторить этот успех не удалось. Зато картина «Абстрактная музыка», появившаяся 19 июня этого года на цюрихском аукционе Koller, ушла за 17 тысяч швейцарских франков (15,7 тысячи долларов) при эстимейте 6–7,5 тысяч.

Небольшой документальный фильм о творчестве Кристиана Марклея можно посмотреть здесь.

Материал подготовила Юлия Максимова, AI

Источник: A Christian Marclay mini documentary, frieze.com, guardian.co.uk, paulacoopergallery.com, artprice.com, artinvestment.ru

Об участниках Третьей московской биеннале современного искусства можно прочитать:

Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090814_christian_marclay.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090814_christian_marclay.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх