- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Идеи знаменитых художников использует реклама
ARTinvestment.RU 17 июля 2008
Газета The New York Times рассказывает о случаях использования идей современных художников в рекламных целях. Иногда случается так, что реклама присваивает идею, главным вдохновителем которой выступила другая реклама…
В феврале 2007 года известный американский художник и композитор Кристиан Марклей (Christian Marclay) готовил свою персональную выставку в Париже. Один из его друзей написал ему e-mail, где посоветовал посмотреть новую рекламу коммуникаторов Apple iPhone, транслировавшуюся во время вручения церемонии «Оскар». Марклей нашел рекламу на YouTube и очень удивился: в 30-секундном ролике была использована идея одного из его видео.
Ролик iPhone представляет собой сверхскоростную нарезку из эпизодов телепередач и голливудских фильмов, где герои поднимают телефонную трубку и говорят «Алло». В этой рекламе можно увидеть таких кинозвезд, как Люсиль Болл (Lucille Ball), Хамфри Богарт (Humphrey Bogart), Дастин Хоффман (Dustin Hoffman). Естественно, Марклей был возмущен — ведь тот же самый прием он использовал в своем видео 1995 года «Телефоны». Оно тоже было создано из киноэпизодов, где герои подходили к телефонному аппарату. Это 7,5-минутное видео является одним из самых известных произведений Марклея. Оно было показано на множестве выставок в Европе и Соединенных Штатах.
По словам Марклея, в 2006 году представители Apple связывались с нью-йоркской галереей Полы Купер (Paula Cooper Gallery), представляющей работы художника. Они хотели купить идею, использованную в «Телефонах», но Марклей не захотел ее продавать. «Все бы думали, что мое видео — это реклама коммуникаторов!» — говорит он.
Марклей консультировался с адвокатом по поводу нарушения авторских прав, но в конце концов решил все-таки не обращаться с иском. По его словам, «когда люди, обладающие такой властью и такими деньгами, копируют твои работы, то ты уже ничего с ними не можешь поделать». Говорят, художник боится подавать в суд, потому что не хочет привлекать к себе внимание тех, чьи авторские права нарушил он сам. В своих видео Марклей нередко использует эпизоды из голливудских фильмов, естественно, не спросив разрешения.
Но свои заимствования он воровством не считает. «Я просто привожу цитаты из культурных источников, известных всем. Так я комментирую культурную ситуацию, в которой живу, — говорит он. — И в отличие от рекламщиков я не продаю никакие телефоны».
На Apple, ни их рекламное агентство TBWA/Chiat/Day никаких комментариев по поводу видео не дали.
Со второй половины XX века реклама служит одним из самых главных вдохновителей для художников. В 1960-х годах Энди Уорхол (Andy Warhol) прославил на весь мир банки супа Campbell и картонные коробки Brillo, изображая их на своих знаменитых шелкографиях. Позднее зародилось целое движение — апроприационизм (Appropriation Art), построенное на открытых заимствованиях чужих (в том числе и рекламных) идей. Один из главных представителей этого движения Ричард Принс (Richard Prince) прославился своими изображениями «Мальборо-мэнов». Он делал огромных размеров фотографии журнальной рекламы сигарет Marlboro, где фигурировал знаменитый ковбой, и выставлял в музеях и галереях в качестве своих собственных произведений. Работы Уорхола, Принса и многих других представителей поп-арта и искусства апроприации представляют собой критический комментарий на тему общества потребления. Они также ставят под вопрос само понятие «оригинальная идея».
С современными художниками вроде бы все понятно. Использование рекламных клише в искусстве давно стало общим местом. Но как быть, когда в роли «бессовестного апроприациониста» выступает сама реклама?
Большинству художников, как и Кристиану Марклею, очень не нравится, когда на их идеях хотят заработать. По словам известного специалиста в области авторского права Донна Зарецки (Donn Zaretsky), рекламщики становятся все наглее и наглее. «Неудивительно, что они в поисках вдохновения шерстят весь мир искусства, — говорит он. — Конечно, они хотят использовать работы, с которыми люди уже хорошо знакомы. Но все больше и больше случаев связаны с откровенным плагиатом».
Зарецки отмечает, что американские законы об авторском праве очень «туманны». «Закон защищает не идеи, а способы выражения этих идей. Но как отделить одно от другого?» Как отличить рекламу, просто «вдохновленную» какой-либо идеей, от плагиата?
Когда художники решают наказать рекламщиков за плагиат, то дело чаще всего решается вне суда. Хотя известно несколько случаев, когда авторам произведений искусства удавалось отсудить у нарушителей авторских прав внушительные компенсации.
В 1987 году федеральный суд США удовлетворил иск известного художника Сола Cтейнберга (Saul Steinberg), заявившего, что рекламный плакат фильма студии Columbia Pictures «Москва на Гудзоне» («Moscow on the Hudson») в точности повторяет идею его знаменитой обложки журнала New Yorker. Плакат абсолютно так же, как и обложка, обыгрывает тему «мира глазами жителя Нью-Йорка»: оба произведения представляют собой детальное изображение нью-йоркских авеню и небоскребов и «всего остального мира» где-то на заднем плане.
Двадцать лет спустя во Франции суд обязал известного модельера Джона Гальяно (John Galliano) выплатить 200 тысяч евро фотографу Уильяму Кляйну (William Klein). Кляйн подал в суд, увидев в журнале Vogue рекламные фотографии для Dior, сделанные в стиле, очень напоминающем его собственный. Одной из основных «торговых марок» его творчества являются яркие мазки краски, нанесенные на фотоизображение, и именно этот прием заимствовали создатели рекламы.
Недавно к Донну Зарецки обратился художник Спенсер Туник (Spencer Tunick), известный своими провокационными фотоработами. Его самые знаменитые фотографии представляют собой изображения огромных толп обнаженных людей в публичных местах. Идея Туника была использована в рекламе кремов Vaseline компании Unilever. В 60-секундном видеоролике под названием «Море кожи» множество обнаженных мужчин и женщин принимают различные позы и выполняют разные движения. По словам Спенсера Туника, эта реклама так сильно напоминает его фотографии и инсталляции, что в факте плагиата усомниться невозможно.
А что думают по этому поводу сами рекламщики? «Я знаком с творчеством Спенсера, — говорит Кевин Родди (Kevin Roddy), креативный директор агентства Bartle Bogle Hegarty, разработавшего рекламу, — но я не могу сказать, что его произведения как-то повлияли на наш ролик. В своей работе Спенсер изображает именно что людскую массу и наготу. А мы хотели показать функциональность кожи. Конечно, у нас там сотни тысяч обнаженных тел, но все они являются аллегорией кожи».
Спенсер Туник еще не решил, будет он подавать в суд или нет. Как и многие другие, он стал жертвой собственной популярности. Конечно же, многие не могут устоять от искушения нажиться на какой-то известной идее или «фишке».
То же самое, что с Туником, произошло и с представительницей движения Young British Artists («Молодые британские художники») Джиллиан Уэринг (Gillian Wearing). В 1998 году Джиллиан была возмущена рекламой автомобилей Volkswagen, использовавшей стиль и идею серии ее фотографий «Знаки, которые говорят то, что ты хочешь, а не то, что ты не хочешь». Для этой серии художница фотографировала на улице обычных людей, держащих в руках бумажные таблички, на которых они сами писали, о чем думают или что чувствуют. Самой известной из работ этой серии является фотография холеного молодого человека в деловом костюме, держащего лист бумаги с надписью «I’m desperate» («Я в отчаянии»). А в рекламе Volkswagen фигурирует суровый охранник с табличкой «Sensitive» («Чувствительный»). Несмотря на явный плагиат, Уэринг решила не обращаться в суд.
Годом позже соратник Уэринг по Young British Artists Дэмиен Херст (Damien Hirst) пригрозил подать в суд на British Airways за использование одного из его «фирменных» мотивов — разноцветных кружочков на белом фоне — на биллборде принадлежащего им бюджетного перевозчика Go. В интервью британской газете The Independent представитель Херста заявил, что художник планировал заставить British Airways платить ему авторские отчисления, но сделка не состоялась.
Херст — не единственный художник, пытающийся договориться с создателями рекламы. Рекламщики издавна заказывали работы у знаменитых творцов. С 1950 по 1975 год на страницах серьезных американских журналов (таких как «Fortune») появлялась реклама американского производителя контейнеров CCA, созданная такими художниками, как Фернан Леже (Fernand Leger), Рене Магритт (Rene Magritte), Виллем де Кунинг (Willem de Kooning), Ласло Мохой-Надь (Laszlo Moholy-Nagy), и многими другими. В 1985 году производитель алкоголя Absolut начал массированную рекламную кампанию с привлечением модных современных художников — Энди Уорхола, Кита Харинга (Keith Haring), Лайзы Юскавейдж (Lisa Yuskavage) и других, в чью задачу входило представить вариации на тему знаменитой бутылки «абсолютовской» водки. Но не все художники соглашались сотрудничать с рекламщиками, многие и отказывались. Тому же Спенсеру Тунику предлагали создавать рекламу для компаний Dove, Lipton, Microsoft и Blue Cross Blue Shield, но он неизменно говорил «нет». Но производители рекламы не оставляют надежды достучаться до художника. По его словам, он получает от них как минимум два электронных письма в неделю. «Они хотят использовать мои работы, а я им всегда говорю, что не снимаю для рекламы», — рассказывает он.
Швейцарские классики видео-арта Петер Фишли (Peter Fischli) и Давид Вайсс (David Weiss) также постоянно «отбиваются» от подобных предложений. Самое популярное произведение Фишли и Вайсса — 30-минутный фильм 1987 года «Вот так все и происходит» (The Way Things Go), за который художники получили множество наград. На видео записана цепная реакция с участием ниток, шариков, бумажек, шин, горящих свечей и прочих предметов, время от времени вспыхивающих, взрывающихся и искрящихся без всякого участия человека. [Кстати, бесчисленное количество вариаций на эту же тему можно увидеть в мультсериале «Том и Джерри». — Ред.]. В апреле 2003 года телезрители впервые посмотрели рекламу Honda Accord, где похожая цепная реакция происходила с участием деталей автомобиля. Петер Фишли в интервью журналу Creative Review ясно дал понять, что они с Вайссом к этой рекламе не имеют никакого отношения. «Нам многие пишут: “О, вы продали идею Honda”, — сказал художник. — Но мы не хотим, чтобы люди так думали. Смысл нашего видео “Вот так все и происходит” — в том, что потребление тоже может быть искусством».
Реклама Honda, разработанная агентством Wieden & Kennedy, приобрела огромную популярность. Появились даже ролики-пародии — например, реклама BBC Radio. Эта «цепная реакция» стала основной темой дискуссии, прошедшей в лондонском Tate Modern в рамках ретроспективной выставки Фишли и Вайсса в 2006 году.
Заимствования из всевозможных источников стали одной из основных практик современного искусства. Многие считают парадоксальным тот факт, что художники до сих пор рьяно защищают свое авторское право. Профессор истории искусства XX века нью-йоркского Purchase College Майкл Лобел (Michael Lobel), автор книг о Рое Лихтенштейне (Roy Lichtenstein) и Ричарде Принсе, говорит, что масла в огонь подливает еще и то, что сейчас, благодаря Интернету, познакомиться с творениями художников легко, как никогда. Ввиду этого художники стремятся максимально контролировать распространение своих идей.
Профессор Лобел говорит, что он понимает художников, ставших жертвами плагиата. Но, по его словам, творцам не стоит забывать о том, что их искусство тоже очень сильно зависит от чужих идей, образов и мотивов. «Культура — это постоянное заимствование», — отмечает он.
Рекламщики заимствуют идеи у художников, которые, в свою очередь, вдохновляются рекламой… Вот такая цепная реакция.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080717_ideas_of_artists_in_advertising.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080717_ideas_of_artists_in_advertising.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей