Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
ARTinvestment.RU представляет рассказ о русских художниках — участниках Третьей биеннале современного искусства
24 сентября в Москве открывается Третья международная биеннале современного искусства. ARTinvestment.RU представляет серию рассказов о российских и зарубежных художниках, чьи произведения можно будет увидеть на этой выставке.
Начнем с наших соотечественников, группы АЕС+Ф. Это художественное объединение существует уже достаточно давно — с 1987 года. Правда, буква «Ф» появилась в названии только в 1995-м, когда к Татьяне Арзамасовой, Льву Евзовичу и Владимиру Святскому присоединился Владимир Фридкес. «Бэкграунды» у художников совершенно разные: Арзамасова и Евзович занимались концептуальной архитектурой; Святский работал в сфере графического дизайна, ну а Фридкес прославился как фэшн-фотограф — его работы можно увидеть на страницах ведущих журналов Vogue, ELLE, Harper’s Bazaar и др.
АЕС+Ф стали известными благодаря серии «Исламский проект», посвященной противостоянию западной и восточной цивилизаций. Художники попытались представить, что было бы с городами Европы и Америки в случае исламского завоевания: на их фотографиях прямо из знаменитых зданий, таких как Оперный театр в Сиднее и музей Гуггенхайма в Бильбао, произрастают гигантские мечети, площадь перед парижским Центром Помпиду превращена в восточный базар, по Красной площади разгуливают моджахеды с автоматами, а Статуя Свободы надела паранджу и сменила Конституцию на Коран. Серия появилась в 1996 году, но наибольший резонанс получила сразу после событий 11 сентября 2001 года, когда считавшиеся ранее ироничными компьютерные коллажи стали восприниматься как мрачное пророчество.
Непростым отношениям Запада и Востока посвящена еще одна известная работа АЕС+Ф — видеоинсталляция под названием «Желтый готовит, белый ест», «премьера» которой состоялась в 1998 году. На одном экране повар-азиат готовит невероятные яства, на другом европейский джентльмен их поглощает. В этой работе художники недвусмысленно намекают на расстановку сил в современном мире. Даже если Запад и Восток решают полюбить друг друга, это, по мнению «аесовцев», хорошо кончиться не может. В работе Who wants to live forever (1998) кровавый исход такого романа символизирует принцесса Диана, разбившаяся в автокатастрофе вместе со своим арабским возлюбленным Доди аль-Файедом. Who wants to live forever — это видео, где под одноименную песню группы Queen «принцесса» кокетливо демонстрирует раны, полученные при страшной аварии.
Героями многих произведений АЕС+Ф являются дети. В 1997 году художники представили серию «Подозреваемые» — семь фотографий девочек, совершивших особо тяжкие преступления и приговоренных к тюремному заключению, и семь фотографий обычных московских школьниц. Все снимки перемешаны: зрителю предлагается самому угадать, кто преступник, а кто нет. Большинству это не удается.
АЕС+Ф обращают внимание на то, что насилие — неотъемлемая часть мира сегодняшних детей. Правда, в большинстве случаев это насилие не настоящее, а увиденное сквозь «глянцевую» призму голливудского кино, моды, рекламы и компьютерных игр. Популярная «стрелялка» Action Half Life дала название серии фотографий (2003–2005), где красивые андрогинные детки-модели позируют с бластерами на фоне библейских пейзажей. В глазах этих ангелоподобных созданий нет ничего, кроме равнодушия, — как у главного героя серии «Богатый мальчик» (2001), холодного красавчика лет 12, не по возрасту пресыщенного развлечениями. Каждый из персонажей Action Half Life — «последний герой», будто бы не замечающий присутствия других: для достижения этого эффекта всех детей снимали в студии по отдельности. Пейзажи были отсняты в Синайской пустыне (неподалеку от мест, где Джордж Лукас снимал свои «Звездные войны»), а оружие и разнообразные футуристические объекты были построены в 3D-графике. В серию также входят графические произведения, созданные уже после фотографий, а также бронзовые скульптуры.
Еще один масштабный проект АЕС+Ф — «Лесной царь» (2001–2004). Имя ему дал знаменитый роман французского писателя Мишеля Турнье (Michel Tournier). Согласно древнегерманской легенде, лесной царь — злой дух, похищающий и убивающий детей. У Турнье в качестве лесного царя выступает странный человек, занимающийся отбором мальчишек для отрядов гитлерюгенда — «пушечного мяса», перемалываемого безжалостной машиной тоталитаризма. В проекте АЕС+Ф за тоталитаризм отвечают масс-медиа. Мальчики и девочки в белых маечках, снятые в золоченых интерьерах Екатерининского дворца, на Таймс-сквер в Нью-Йорке и у мечети Мохаммеда Али в Каире — не обычные дети, а «будущие звезды» спорта, балета и модельного бизнеса. Их задачей было вести себя естественно, но, по словам Фридкеса, «они не могут удержаться и все равно позируют, понимая, как выгодно подать себя как образ».
В 2006 году увидела свет, наверное, самая знаменитая серия АЕС+Ф — «Последнее восстание». Как и Action Half Life, она посвящена «войнушке», но вместо детей здесь оружием размахивают подростки. Еще одно отличие — в Action Half Life герои только готовятся к битве, а в «Восстании» уже воюют вовсю. Анемичные лица, впрочем, все те же. И крови нигде не видно — «войнушка» чисто виртуальная. Воспринимать эту работу можно по-разному: некоторые увидят в «Последнем восстании» намек на то, что современные дети, откормленные блокбастерами и компьютерными играми, воспринимают войну как всего лишь очередную игру; другие отметят, что творение АЕС+Ф — метафора «войны всех против всех», которую ведут красивые и амбициозные молодые люди, желающие во что бы то ни стало заявить о себе: все «роли» исполняют настоящие модели, закаленные бесчисленными кастингами. Нельзя не обратить внимания и на «формальную» сторону проекта: позы моделей вдохновлены живописью Караваджо и скульптурой Лоренцо Бернини.
«Последнее восстание» — это и серия фотографий, и скульптурный ансамбль, и видеоинсталляция (под музыку Вагнера!) В 2007-м последняя была показана на главной международной выставке современного искусства — Венецианской биеннале. С «Последним восстанием» АЕС+Ф вошли в число номинантов первой премии Кандинского.
Венецианская биеннале — 2009 также не обошлась без наших героев: в Арсенале Новиссимо выставлено их новое видео «Пир Трималхиона». Работа является главным экспонатом выставки «Безусловная любовь» (Unconditional Love). «Пир Трималхиона» переносит сюжет из «Сатирикона», посвященный оргии в доме римского богача, в наши дни. Оргия проходит в шикарном отеле: сначала азиатские служанки доставляют удовольствие белым постояльцам, затем они меняются ролями. Конечно, никакой порнографии зрителям ждать не стоит: как всегда у АЕС+Ф, здесь царит холодный гламур.
Творения АЕС+Ф появлялись на крупных торгах Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, Phillips de Pury. Самой дорогой работой художников является скульптура «Воин № 4» (из серии Action Half Life), проданная 12 марта 2008 года на Sotheby’s за 120,5 тысячи фунтов стерлингов (эстимейт 100–150 тысяч). На втором месте — цифровой отпечаток на холсте «Action Half Life, Эпизод 2, № 12», принесший 42,5 тысячи фунтов на том же аукционе. Эксперты оценили работу в 35–40 тысяч. Замыкает тройку «Последнее восстание 2. Тондо № 19». Эта фотография была продана 16 мая 2009 года на Phillips de Pury за 10 тысяч фунтов (эстимейт 8–12 тысяч).
В Москве АЕС+Ф представляет галерея «Триумф». Произведения художников будут экспонироваться в рамках основного проекта Московской биеннале (Центр современной культуры «Гараж», 24 сентября — 25 октября).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090813_aes_f.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090813_aes_f.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.