ЗАБИРОНИН Андрей Николаевич (1961) Кремлевская лыжня
Текущая ставка
18 000 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00
АВЕТОВ Михаил Никитич (1895–1972) Улица в кишлаке. 1942
Текущая ставка
5 500 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00

Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
ARTinvestment.RU   15 августа 2009

ARTinvestment.RU рассказывает об одном из виднейших представителей московского концептуализма

25 сентября в Москве открывается Третья международная биеннале современного искусства. В числе участников — одна из самых заметных фигур московского концептуализма, Юрий Альберт.

Альберт родился в Москве в 1959 году. В 1974–1977 годах учился у художницы Екатерины Арнольд. В 1977-м поступил на художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина. В 1983 году Альберт стал членом Горкома графиков, в чьем здании на Малой Грузинской, 28 проходили «разрешенные» выставки неформального искусства.

Альберт является представителем так называемой «второй волны» советского концептуализма. В начале 1980-х он был активным участником движения «АПТАРТ». Этот термин, обозначающий «квартирное искусство» (apt. — сокращение от английского слова apartment, «квартира»), впервые возник, как вспоминает известная писательница Макс Фрай, «в разговоре [художников] Михаила Рошаля, Никиты Алексеева и Свена Гундлаха». «АПТАРТ» — так называлась галерея, открытая в квартире Алексеева. По словам той же Фрай, творчество художников, выставлявшихся в той галерее, объединяло «особое ироническое отношение к искусству и общий дух — не то героического легкомыслия, не то легкомысленного героизма». «Иронический» — вот первое определение, которое приходит на ум при знакомстве с работами Юрия Альберта. Среди его самых известных произведений раннего периода — картины, написанные в манере знаменитых западных художников, с надписями кириллицей вроде «Я не Джаспер Джонс», «Я не Базелиц» и т. д. Если бы художник жил на Западе, то эти полотна наверняка получили бы ярлык Appropriation art — «искусство заимствования».

Ирония у Альберта — с оттенком грусти. По его словам, сегодняшние художники (и зрители) вырастают с мыслью, что есть искусство настоящее, а есть — современное; и первое, хоть к нему все и стремятся, сейчас невозможно. Многие работы Альберта представляют собой надписи на белом холсте — одна из них, созданная в 1986 году, гласит «Хорошо бы сделать такую картину, чтобы все ахнули..!» Но время великих полотен, согласно учениям отцов концептуализма Джозефа Кошута (Joseph Kosuth) и группы Art & Language, безвозвратно ушло, поэтому единственное, что остается художникам, — делать критический комментарий по поводу искусства, его производства и потребления.

Многие противники концептуального искусства объясняют свою нелюбовь тем, что такое творчество не требует особых усилий — мол, великие мастера живописи порой писали свои шедевры годами, «вкладывались» в них душой и телом, а концептуалист придумал за пять минут какую-нибудь идею — и уже звезда. Альберт иронически опровергнул это утверждение в проекте «Работы, собранные Ю. Альбертом» (1990–1991). Выставив портреты своих друзей-художников, выполненные из детской мозаики, а также собранные пазлы с репродукциями знаменитых полотен, он показал, что «концептуализм» и «усердный труд» — не такие уж несовместимые понятия. Восприятию искусства посвящен перформанс «Мама, смотри, художник!» (1990), для которого Альберт расположился с этюдником в парке Царицыно. Через два года состоялась выставка, на которой экспонировались десять больших полотен, сделанных с фотографий этого перформанса. Вместе с ними были выставлены «Письма к брату Тео» — более 300 писем Ван Гога, переписанные Альбертом от руки (с его собственной подписью и датами).

Письма Ван Гога фигурируют еще в одном проекте художника — «Автопортрет с закрытыми глазами» (1995). Это 88 описаний картин мастера, взятых из его писем к брату — и напечатанных шрифтом Брайля. Здесь художник обращается к проблеме «внутреннего зрения». Те, кто не знаком с системой Брайля, могут воспринимать работу Альберта как эстетический объект, на создание которого потребовалось много усилий. Этому проекту близка акция 2002 года, участников которой водили по Третьяковской галерее с завязанными глазами. Они должны были сами представить шедевры, о которых им рассказывал экскурсовод.

Как-то Альберт призвал своих зрителей представить целую выставку. Экспозиция под названием «Новое дегенеративное искусство» (Neue Entartete Kunst) предназначалась для Балтийской биеннале в Ростоке. Она была широко разрекламирована, но, придя в выставочный зал, посетитель не обнаруживал там ничего, кроме книги отзывов. Эти же материалы — свой текст и «внутреннее зрение» любителей искусства — художник использовал при создании другого произведения, «мнимой выставки» в московском фонде «Эра» (2007). Альберт выставил идеи проектов, которые так и не удалось реализовать. Например, на Московской биеннале 2005 года он предлагал участникам мероприятия выбрать лучшего из них. Если бы тот в течение двух лет скончался, то, по замыслу художника, организаторы биеннале должны были бы оплатить его похороны.

«Фантомные» произведения Альберта также были показаны на его персональной выставке «Живопись. Скульптура. Графика», прошедшей в Stella Art Foundation в прошлом году. За «графику» отвечал перерисованный и переписанный от руки каталог предыдущей выставки. Иллюстрации воспроизводить художник не стал, изобразив вместо них темные квадраты. По словам художника, на этот каталог у него ушло почти восемь месяцев. Помимо этого произведения, в Stella Art экспонировались картины — репродукции карикатур Кукрыниксов, посвященных современному искусству («живопись») и растянутая над полом металлическая сеть, посвящение классику минимализма Карлу Андре (Carl Andre), известному своими композициями из разложенных на полу квадратных металлических пластин («скульптура»).

Сейчас Юрий Альберт живет на два города — в Москве и Кельне. Его произведения входят в коллекции Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев России, Украины, Германии, Финляндии, Венгрии и Соединенных Штатов.

На открытых торгах появлялись всего три работы Альберта, из них покупателей нашли две. 25 сентября 2008 года «Благотворительная работа» (белый холст с черной надписью «Деньги, заплаченные за эту работу, пошли на добрые дела. Стала ли она от этого лучше?») принесла 3,6 тысячи евро (почти 132,5 тысячи рублей) при оценке 105 тысяч рублей. 28 февраля того же года картина «Диспут III» ушла на Phillips de Pury за 14,9 тысячи фунтов стерлингов (эстимейт 3–4 тысячи).

Источники: gif.ru, kommersant.ru, artinvestment.ru

P.S. Об участниках Третьей московской биеннале можно почитать:

АЕС+Ф

Кристиан Марклей


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090815_yuri_albert.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090815_yuri_albert.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх