Третья московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
ARTinvestment.RU 14 августа 2009
ARTinvestment.RU продолжает рассказывать о художниках — участниках Третьей московской биеннале современного искусства
24 сентября в Москве открывается Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — известный американский художник Кристиан Марклей (Christian Marclay), прославившийся благодаря своим «перформансам» с использованием виниловых пластинок.
Марклей родился в 1955 году в городке Сан-Рафаэль (штат Калифорния). Детство и юность провел в Женеве, где учился в Высшей школе изобразительных искусств. Вернувшись в Америку, Марклей поступил в Массачусетский институт искусств. Основным его направлением была скульптура, но, как и большинство юных интеллектуалов того времени, он тяготел к концептуализму: его вдохновляли такие художники, как Дэн Грэм (Dan Graham), Вито Аккончи (Vito Acconci) и Лори Андерсон (Laurie Anderson). И конечно же, юный художник пробовал себя в качестве музыканта. В то время авангардное искусство и экспериментальная музыка шли рука об руку, и для того, чтобы поверить практикой теории премудрых педагогов-концептуалистов, студенты художественных колледжей нередко организовывали панк-группы. По словам Марклея, то, что происходило в то время в нью-йоркских клубах, интересовало его гораздо больше, чем выставки в музеях и галереях. В конце 1970-х художник начал выступать в дуэте со своим другом гитаристом Кертом Хенри (Kurt Henry). Поскольку ударника найти не получилось, Марклей придумал записывать на пленку звуки, издаваемые заезженными пластинками, и использовать это в качестве ритм-трека. Потом он понял, что манипулировать пластинкой вживую куда как интереснее.
Вскоре виниловый проигрыватель стал самым любимым инструментом художника. Больше всего его интересовали «звуки, которые никому не нужны» — например, шумы, которые издает испорченная пластинка. Марклей стал пионером так называемого turntablism — искусства создания музыки с помощью вертушек проигрывателя. Его искусство оказалось очень востребовано в американских авангардных кругах: среди музыкантов, с которыми сотрудничал Марклей, — Джон Зорн (John Zorn), Арто Линдсей (Arto Lindsay), Sonic Youth и другие.
В число самых известных творений Марклея входят «звуковые коллажи»: он разрезал несколько «винилов» на куски и склеивал фрагменты, как душе угодно. Получались пластинки с необычными композициями из небольших кусков музыкальных произведений, перемежаемых щелчками и треском в местах, где игла проигрывателя соприкасалась с местом склеивания. Часто такие пластинки выходили очень красивыми — настоящие арт-объекты.
Марклей также уделял внимание звукам, которые «винилы» могут издавать вне проигрывателей. Например, в 1984 году он устроил перформанс под названием Record Players (что может быть переведено как «проигрыватели», или «люди, играющие на пластинках»), участники которого царапали пластинки, размахивали ими, терли их друг об друга, стучали по ним и в конце концов их разбили. В 1989-м художник представил инсталляцию «Шаги», состоящую из разбросанных по полу галереи долгоиграющих пластинок, по которым зрители должны были ходить. Потом осколки были собраны и распроданы. Да уж, за свою долгую карьеру Марклей попортил прямо-таки неимоверное количество пластинок. Правда, большинство из них, по словам художника, были «никому не нужными» — он покупал их в секонд-хендах. В 1998 году художник признался, что никогда не платил за «винил» больше одного доллара. Темой одного из его проектов, под названием «Пластинка без обложки» (1985), является эфемерность звука. Марклей выставил на продажу альбом (на котором было записано одно из его выступлений) безо всякой упаковки, с расчетом на то, что качество будет становиться все хуже и хуже.
Помимо исследования возможностей пластинок и проигрывателей, Марклей активно занимается такой темой, как «визуализация звука». Он создает картины с различными словами, обозначающими звуки в комиксах —zzzzzz, blam!, snap и т. д. Его интерактивный проект под названием Graffiti Composition посвящен нотам. В 1996 году Марклей разместил в различных общественных местах Берлина 5 000 чистых нотных листов. Через некоторое время он вернулся туда и сфотографировал листы, на которых прохожие написали ноты. Потом он создал из них музыкальную композицию, которая с тех пор уже несколько раз исполнялась. В проекте 2005 года «Сценарий» в качестве нот выступил видеоколлаж из различных абстракций и киноэпизодов. Звуковую интерпретацию этих фрагментов представили несколько музыкальных ансамблей.
Видеоколлажи занимают особое место в творчестве художника. Несколько лет назад лондонская галерея Tate Modern приобрела его инсталляцию «Видеоквартет» (2002) — четыре экрана, на которых демонстрируются фрагменты из голливудских фильмов, где герои поют или играют на музыкальных инструментах. Другое известное произведение Марклея — «Телефоны» (1995), коллаж из эпизодов с актерами, подходящими к телефону. Компания Apple использовала эту идею для рекламы коммуникаторов iPhone.
В конце 1980-х Марклей начал серию обычных, «бумажных» коллажей. «Сырьем» для этих работ послужили, конечно же, обложки виниловых пластинок.
Среди других «традиционных» произведений художника — скульптуры музыкальных инструментов. В 1999 году появилась «Ударная установка» с невероятно высокими (4 метра!) тарелками, а в 2000-м — «Виртуоз», громадный аккордеон, 7,6 метров в длину.
На счету художника — выставки в галерее Tate Modern (Лондон), Музее Хаммера (Лос-Анджелес), галерее White Cube (Лондон), Музее современного искусства (Сан-Франциско), Новой Национальной галерее (Берлин) и др. В Москве работы Марклея будут экспонироваться в рамках основного проекта Московской биеннале (Центр современной культуры «Гараж», 24 сентября — 25 октября).
На торги работы Марклея выставляются достаточно редко — три-четыре раза в год. Самой дорогой работой художника, когда-либо проданной на аукционе, является эстамп под названием Shtoom, сменивший владельца 1 апреля 2008 года на нью-йоркских торгах Christie’s. Он превысил верхний эстимейт более чем вдвое — 26 тысяч долларов при оценке 8–12 тысяч. Правда, с тех пор ни одному подобному отпечатку повторить этот успех не удалось. Зато картина «Абстрактная музыка», появившаяся 19 июня этого года на цюрихском аукционе Koller, ушла за 17 тысяч швейцарских франков (15,7 тысячи долларов) при эстимейте 6–7,5 тысяч.
Небольшой документальный фильм о творчестве Кристиана Марклея можно посмотреть
Материал подготовила Юлия Максимова, AI
Источник:
Об участниках Третьей московской биеннале современного искусства можно прочитать:
Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090814_christian_marclay.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090814_christian_marclay.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн