Третья Московская биеннале современного искусства. Мастерская Ван Лисхаут
ARTinvestment.RU   01 сентября 2009

ARTinvestment.RU рассказывает о команде художников под предводительством Юпа ван Лисхаута

С 25 сентября по 25 октября 2009 года в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. Один из самых интересных проектов, «Город рабов», подготовила группа голландских художников и дизайнеров под названием «Мастерская Ван Лисхаут» (Atelier Van Lieshout).

Мастерская была основана в 1995 году художником Юпом ван Лисхаутом (Joep van Lieshout, р. 1963). Ей принадлежит большое складское помещение в гавани Роттердама. В мастерской работают 20 сотрудников: художники, дизайнеры, плотники, специалисты по металлообработке и т. д. Юп ван Лисхаут подчеркивает, что мастерская организована по образцу коммерческой фирмы. Он является главой «компании», но все сотрудники обладают равным правом голоса и мнение каждого учитывается. Вместе они производят огромное количество объектов: скульптуры, инсталляции, мебель, передвижные сооружения…

В 2001 году корреспондент журнала Artforum Дженнифер Аллен (Jennifer Allen) в своей статье, посвященной Ван Лисхауту, отметила сходство его «Мастерской» с «Фабрикой» Энди Уорхола (Andy Warhol). Однако, по словам Аллен, Уорхол и его соратники брали элементы повседневной жизни и вводили их в мир искусства, а «Мастерская Ван Лисхаут», наоборот, помещает свои произведения в «реальные» ситуации. Центром эстетики художников является человеческое тело. В их мире тело лишено всякой сакральности; оно постоянно подвергается различным модификациям и насилию, которое никогда не бывает сопряжено с трагедией, но всегда оправдывается с помощью каких-то квазирациональных измышлений. Обращение к насилию, впрочем, не характерно для работ, выполненных на заказ. Но тема тела присутствует всегда. Среди произведений художников — мобильный бар в форме прямой кишки, дом в форме матки и череп-«контейнер», забравшись в который, можно на себе почувствовать, что значит «сенсорная депривация». У всех творений разное соотношение иронии, морбидного юмора и восхищения человеческой природой.

Около половины работ мастерской выполнены на заказ. Например, в 1999 году Лисхаут и его помощники создали кабинеты для научных занятий для Маастрихтской библиотеки, а в 2000-м оформили стоянки велосипедов в городе Гаага. Самым известным клиентом мастерской является доктор Ребекка Гомперц (Rebecca Gomperts), основатель движения «Женщины на волнах». Ее «детища» — плавучие клиники, где женщины могут бесплатно сделать аборт (только в первом триместре, с помощью таблеток). Эти клиники появляются в тех странах, где прерывать беременность запрещено. Они бросают якоря за пределами территориальных вод прибрежных государств, и считается, что на их борту пациентки находятся на территории Голландии. Как говорит доктор, запрет абортов вовсе не решает проблему. Напротив, из-за него многократно возрастает число нелегальных абортов, которые нередко заканчиваются плачевно — женщины умирают или становятся бесплодными. В плавучих клиниках доктора Гомперц пациентки также могут бесплатно получить средства контрацепции. «Мастерская Ван Лисхаут» разработала портативный гинекологический кабинет под названием A-Portable, который можно устанавливать на зафрахтованных плавсредствах.

Средства, полученные от выполнения заказов, Ван Лисхаут и его сотрудники вкладывают в собственные проекты, гораздо более «смелые», чем то, что они делают для клиентов. Это вовсе не означает, что при создании объектов для государства или частных предприятий художники поступаются какими-то принципами или изменяют своей эстетике. Большинство работ, выпускаемых под маркой Atelier Van Lieshout, утилитарны, но объектами дизайна их можно назвать лишь отчасти. Каждое произведение — намек на другой мир, захватывающий и кошмарный одновременно, в котором нашли свое воплощение многие ключевые для современной культуры и общества идеи. В проекте AVL-Ville этот мир больше похож на утопию, в «Городе рабов» — на антиутопию.

AVL-Ville — настоящий мини-город, построенный специально для сотрудников мастерской. Он просуществовал восемь месяцев. Жить там могли не все, а только те, кто проработал у Ван Лисхаута больше года и «доказал свою серьезность». Ван Лисхаут объявил городок, расположенный в порту Роттердама, «свободным государством». У AVL-Ville и вправду было нечто общее с государством: собственная конституция, а также «национальный» флаг, валюта и почтовые марки. Правда, главной целью AVL-Ville было получение прибыли, поэтому туда не допускались те, кто не занят в производстве произведений искусства. Жители AVL-Ville должны были обеспечивать максимальную независимость городка от внешнего мира и заботиться о сохранении окружающей среды. Всю свою еду участники проекта выращивали сами. У них были ветроэнергетические установки, водоочистное сооружение и электростанция, работавшая на мусоре и биогазе, а также устройство для производства этого самого биогаза, получаемого путем переработки отходов жизнедеятельности людей и животных. В AVL-Ville была собственная больница, где работало несколько врачей и медсестер. Жители города могли даже получить образование, которое, впрочем, с традиционным университетом имело мало общего: скорее оно было похоже на обучение новых сотрудников, прибывших в компанию. «Студенты» постигали премудрости сельского хозяйства, медицины, производства арт-объектов и маркетинга, причем обучение было практическим: участники, закончившие какой-либо курс, в дальнейшем должны были заниматься именно тем, чему их учили.

Интересно, что жители AVL-Ville также производили собственное оружие, в том числе бомбы. Конечно, воевать они ни с кем не собирались, но, по словам Юпа ван Лисхаута, «оружие — это мощный символ». С помощью него участники показывали всему остальному миру, что они готовы бороться и умереть за свой образ жизни.

Одной из идеологических опор проекта, по признанию Ван Лисхаута, стал трактат «Государь» Никколо Макиавелли — в частности, содержащаяся в нем мысль о том, что человеку свойственно стремление к власти и богатству, и это стремление главенствует над моралью. Сейчас наибольшей властью в мире обладает крупный бизнес. Как говорит Юп Ван Лисхаут, «Я принимаю тот факт, что мир плохой, и что людям нужны деньги, и что они делают все возможное для того, чтобы получить богатство и власть. Ты можешь очень хорошо жить в этом мире, если поймешь, как он устроен». По словам художницы Александры Локкетт (Alexandra Lockett), AVL-Ville как произведение искусства — это попытка понять, как устроен наш мир, где законы и образ жизни диктует бизнес.

Другой целью создателей AVL-Ville было освобождение от оков общества, от установленных им правил. Участники проекта не платили за аренду жилья, но им вменялось в обязанность самим спроектировать свой дом — никакой «плановой застройки». От них требовалось усердно работать на благо компании, заботиться об окружающей среде и не мешать жить другим, а развлекаться и «самовыражаться» они могли как хотели. По словам Юпа ван Лисхаута, государство вмешивается во все сферы человеческой жизни, включая сексуальную: кровати, которые продаются в магазинах, рассчитаны только на двух человек, что является следствием «неписаного закона» о моногамии. Ван Лисхаут считает, что людям надо предоставить возможности для удовлетворения своих сексуальных желаний (конечно же, если эти желания не связаны с насилием). Одним из самых известных творений мастерской является кровать, в которой могут уместиться 16 человек. Устанавливать ее в своих домах жители AVL-Ville не обязаны, но если кому в голову придет устроить оргию — то «милости просим». Еще одно изобретение Ван Лисхаута и компании — Robotec (2000), «контейнер», где можно заниматься сексом с роботами.

Все сооружения в городке были мобильными. В интервью Artforum Ван Лисхаут говорил о своем желании создать «филиалы» AVL-Ville в Америке и Азии. Но судьба распорядилась иначе — проект закрыли из-за разногласий с местным правительством (у «Мастерской Ван Лисхаут» не было некоторых необходимых разрешений). Зато некоторые изобретения AVL-Ville пригодились для следующего большого проекта — «Город рабов».

Произведение, работа над которым началась в 2005 году, представляет собой модель города на 200 тысяч жителей. Город организован как компания, которая приносит очень большую прибыль: 7 миллиардов евро «чистыми» в год. Труд большинства сотрудников не оплачивается. 7 часов в день они работают в офисе, 7 часов — в полях, еще 7 часов спят. «На себя», т. е. на еду, душ и развлечения (в частности, визиты в бордель) у них уходит всего три часа. Конечно же, предприятие экологически чистое: перерабатывается абсолютно все, в том числе и обитатели города.

Проект «Мастерской Ван Лисхаут» — критика крупных компаний, которые готовы поступиться нормами морали ради того, чтобы повысить прибыльность и эффективность. В Москве будет представлена часть «Города рабов» — Cradle to Cradle («От колыбели до колыбели»), образец системы переработки людей. Инсталляция будет экспонироваться в Цехах Белого и Красного в Центре современного искусства ВИНЗАВОД.

На аукционах произведения «Мастерской Ван Лисхаут» появляются нечасто. Они выставлялись на торги всего 21 раз, 11 из них — в 2009 году. 30 апреля на лондонском Phillips de Pury был установлен рекорд — «Череп для сенсорной депривации», о котором мы рассказывали в начале статьи, был продан за 38 тысяч фунтов стерлингов при эстимейте 30–40 тысяч. Правда, другим работам мастерской к этому рекорду подобраться пока не удается: помимо «Черепа», ни одно их творение не преодолело отметку в десять тысяч фунтов.

Источники: ateliervanlieshout.com, artforum.com, ladypirate.co.uk, designboom.com, artprice.com, artinvestment.ru

P.S. Об участниках третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:

Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
Третья Московская биеннале современного искусства. Тони Крэгг
Третья Московская биеннале современного искусства. Павел Пепперштейн


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090901_atelier_van_lieshout.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090901_atelier_van_lieshout.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх