Третья Московская биеннале современного искусства. Павел Пепперштейн
ARTinvestment.RU рассказывает об одном из участников Третьей международной биеннале современного искусства — русском художнике Павле Пепперштейне
С 25 сентября по 25 октября 2009 года в Москве пройдет Третья Московская биеннале современного искусства. В числе ее участников — русский художник и писатель Павел Пепперштейн (Пивоваров).
Пепперштейн родился в 1966 году в Москве. С 1985 по 1987 год учился в пражской Академии изящных искусств. Вместе с молодыми одесскими художниками Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом основал группу «Инспекция “Медицинская герменевтика”», которая стала одним из самых значительных явлений «младоконцептуализма». В 1991-м место Лейдермана занял Владимир Фёдоров.
«Медгерменевты» занимались исследованиями механизмов и знаков современной культуры (в самом широком понимании этого слова), причем разглядывали они ее не со стороны, как классики концептуализма, а как бы находясь в ее эпицентре, в водовороте всевозможных образов. В своих произведениях — инсталляциях, графике, перформансах, текстах — художники создавали дикий психоделический мир, где на человека обрушивается лавина из мифов современного общества. «Медгерменевты» стали первыми, кто серьезно изучал связь советского концептуализма с миром детства (для Пепперштейна эта связь всегда была очевидной: его отец, знаменитый художник-концептуалист Виктор Пивоваров, иллюстрировал детские книги и журналы, а мать, Ирина Пивоварова, была детской писательницей). Самое знаменитое творение группы — огромный фэнтези-роман «Мифогенная любовь каст». Первый том, насчитывающий более 1000 страниц, вышел в 1999 году. Он рассказывает о судьбе парторга Владимира Дунаева, контуженного в первые дни Великой Отечественной войны и оказавшегося в лесу, где единственной доступной пищей были псилоцибиновые грибы. Одержимый желанием воевать с фашистами, Дунаев видел галлюцинации, в которых персонажи русских народных сказок бились с героями сказок европейских. Этот эпос принадлежит перу Пепперштейна и Ануфриева, которые писали его в течение многих лет. Над вторым томом, опубликованным в 2002 году, Пепперштейн работал один. Стиль романа художники определили как «психоделический реализм».
Среди других литературных творений Павла Пепперштейна — «Словарь терминов московской концептуальной школы», книга стихов «Великое поражение и великий отдых», «психоделический» детектив «Свастика и Пентагон», сборник страшных историй «Военные рассказы» и др. Иллюстрации к двум последним книгам экспонировались на выставке «Пентагон», прошедшей в 2006 году в галерее «Риджина».
Первая персональная выставка Пепперштейна под названием «Сладкая тьма» состоялась в 1998 году в московской галерее Obscuri Viri. В том же году начался проект «Павел Пепперштейн и гости», организованный Домом искусств швейцарского города Цуг. На протяжении пяти лет в музее ежегодно проходили выставки, большинство из которых было организовано в сотрудничестве с известными персоналиями из мира современного искусства — Виктором Пивоваровым, Борисом Гройсом, Ильей Кабаковым, группой «Россия».
В 2007 году Пепперштейн представил в «Риджине» один из самых громких своих проектов — «Город Россия», в котором он обратился к теме сохранения культурного наследия нашей страны. Он отправил Путину, Матвиенко и Лужкову открытое письмо, где говорилось, что уничтожение исторического облика Москвы и Петербурга влечет за собой «смерть души» двух городов. Для смелых архитектурных экспериментов Пепперштейн предложил основать новую столицу — город Россия. О том, как должен выглядеть этот мегаполис, поведали выставленные в галерее рисунки. Согласно Пепперштейну, столица должна отдать дань великим русским авангардистам — а именно, построить гигантский разноцветный небоскреб The Kandinsky Tower и огромный «черный куб» The Malevich Tower. В 2070 году «войдут в моду дома, увенчанные гигантскими живыми головами», в 3014-м будет установлена антенна для общения с умершими, а в 3098-м в городе появится «колоссальная скульптура-здание “Бабка”», предназначенная для противовоздушной обороны. Над стольным градом будут парить «шар русской духовности» и мемориальная скала с лицами почивших российских правителей.
В том же году художник выставил в галерее «Риджина» свои ранние работы — три альбома, созданные в 1980-х, до появления «Медгерменевтики». Первый альбом, «Наблюдения» (1983–1984), посвящен творчеству душевнобольных. Каждый рисунок в нем — имитация стиля художника с тем или иным диагнозом. «Ленин» (1985–1986) — альбом фантазий на тему того, как могли бы выглядеть посвященные Ленину рисунки, выполненные детьми, наркоманами, душевнобольными, советскими «неофициальными» художниками и т. д. А «Рисунки Сталина» (1985–1986) — якобы шаржи на соратников «вождя народов», которые тот делал во время заседаний.
В январе этого года в «Риджине» прошла выставка «ИЛИ — ИЛИ. Нацсупрематизм — проект нового репрезентативного стиля России». По словам Пепперштейна, «речь идет о стиле, в котором были бы выдержаны наши посольства, офисы торгпредств, российских авиакомпаний, вокзалы, здания и помещения аэропортов, фестивали российской культуры и так далее». Художник представил работы, в которых супрематическая эстетика обыгрывается в духе ироничного поп-арта: «Черный квадрат» попирает банку супа Campbell; он же находится в детской коляске, катящейся вниз по лестнице, как в одной из сцен фильма «Броненосец Потемкин»; красный овал съедает разноцветный логотип компании Apple.
Павел Пепперштейн вошел в число участников 53-й Венецианской биеннале современного искусства. Для проекта «Победа над будущим», представленного в российском павильоне, он отдал серию картин «Ландшафты будущего», где изображения в супрематическом духе сочетаются с невероятными урбанистическими пейзажами. Художник также записал рэп-композицию — «манифест против современного искусства», которое, по его мнению, идет на поводу у капитала.
Как бы то ни было, но наш сайт, посвященный инвестициям в искусство, тему капитала обойти никак не может. Настало время поговорить об аукционных результатах работ Пепперштейна. На открытых торгах его работы впервые появились не так давно — в 2006 году. Большинство произведений художника (на аукционах появляется в основном графика) приносят суммы в диапазоне от 1,5 до 3,5 тысяч фунтов стерлингов. Самым дорогим рисунком Пепперштейна (в фунтах) является «Морской пейзаж с долларом», проданный за 4 тысячи фунтов при эстимейте 4–6 тысяч. Рекорд был установлен недавно — 9 июня 2009 года, на лондонском аукционе Sotheby’s. Рисунок «Свет мой, зеркальце, скажи, кто на свете всех милее?», появившийся на тех же торгах с таким же эстимейтом, покупателя не нашел.
Источники:
P.S. Об участниках третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:
Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
Третья Московская биеннале современного искусства. Тони Крэгг
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090829_pavel_pepperstein.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090829_pavel_pepperstein.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.