Россия на Венецианской Биеннале
Сегодня в Венеции открывается 53-я Международная Биеннале современного искусства. Россия представлена проектом «Победа над будущим»
Сегодня, 7 июня, в Венеции открывается 53-я Международная Биеннале современного искусства, которая продлится до 22 ноября. Самые известные, а также многообещающие молодые художники со всего света представят свои проекты в национальных павильонах. На шесть месяцев история сольется с современностью: узкие венецианские улочки и полные туристов площади, каналы и старинные палаццо превратятся в одну большую площадку для самых смелых творческих экспериментов. Авторитетное международное жюри выберет и премирует лучших из лучших, и мир узнает, какие тенденции будут определяющими в современном искусстве следующих лет — до новой Биеннале. Россия в этом году будет представлена проектом «Победа над будущим».
Победа как феномен имеет бесконечное количество философских, культурологических, социальных, этических и художественных интерпретаций. «Победа над Солнцем» — знаменитая футуристическая опера Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича, была написана в 1913 году в предчувствии грядущих катастроф начала ХХ века. В начале века ХХI кризис парализовал общество не столько экономической стагнацией, сколько страхом перед будущим.
Опираясь на личный художественный опыт и глубоко укорененные в современном русском искусстве традиции русского авангарда, участники русского павильона Павел Пепперштейн, Алексей Каллима, Георгий Острецов, Андрей Молодкин, Анатолий Журавлев, Ирина Корина, Сергей Шеховцов проблематизируют и метафоризируют тему «победа над будущим», создавая собственные художественные миры.
Блистательный представитель московской концептуальной школы Павел Пепперштейн, известный своими абсурдистскими рисунками ландшафтов будущего, на Венецианской Биеннале представляет серию картин, в которых жесткие супрематические элементы прорастают сквозь расплывчатые контуры мегаполисов будущего. Утопическая энергия русского авангарда прививается на одряхлевший ствол современной цивилизации в надежде, что на новом витке исторической спирали эта прививка даст жизнеспособные побеги. В зале будет звучать авторский реп художника, перемежающийся с «Весной священной», написанной Игорем Стравинским в 1913 году.
Анатолий Журавлев работает с проблемой исторической памяти. Сотни исторических персонажей ХХ века, так или иначе повлиявших на ход истории, от Ганди до Эйнштейна, от Черчилля до Пикассо, на миниатюрных фотографиях диаметром 1 сантиметр помещены в хаотические абстрактные черные кляксы, которые, как черные дыры, заполняют пространство зала от пола до потолка. Игра с масштабом, текстурой и фактурой проявляет фотографический материал особенно остро и пронзительно, поднимая проблему проявления будущего через прошлое.
Андрей Молодкин представляет мультимедийную инсталляцию, включающую две стеклянные скульптуры с полыми силуэтами Ники Самофракийской — символом победы. Одна скульптура будет заполняться черной пульсирующей жидкостью — нефтью, другая красной — кровью. На скульптуры направлены видеокамеры. Проекция на экран совмещает оба изображения друг с другом. Черные и красные потоки пульсируют внутри ожившей Ники Самофракийской, символизируя амбивалентность любой Победы.
Алексей Каллима создает огромные фрески с трибунами, заполненными болельщиками футбольного матча. Они беснуются от радости победы и отчаяния поражения. Фрески написаны флюоресцентными красками, проявляющимися только в ультрафиолетовом свете. Датчик, выключающий ультрафиолетовый свет, реагирует на приближающегося к фреске человека и в определенный момент срабатывает, оставляя зрителя в белой пустоте. Человек оказывается перед необходимостью переживания этой пустоты как неизбежного следствия триумфальной эйфории. Название проекта — «Теорема дождя» — отсылает к теории хаоса и фактической невозможности предугадать ни исход спортивных соревнований, ни ход истории.
Ирина Корина — художник, работающий с мерцающими фактурами и состояниями, артикулирующий зазор между воспоминанием и предчувствием. Ее огромные фонтаны, выполненные из старых цветных клеенок, напоминают странные биоморфные формы, наполненные упругим тургором.
Сергей Шеховцов обыгрывает геральдику русского павильона, построенного великим русским архитектором Щусевым в 1914 году. Он создает инсталляцию из поролона на фасаде павильона, отслеживая превращение символов нового времени в новую геральдику.
Георгий Острецов создает инсталляцию, представляющую анфиладу заброшенных комнат, в конце которой за столом сидит механический манекен — художник, работающий над эскизами своих будущих проектов. Художественная деятельность как производство произведений, переживающих творца, сама по себе и есть победа над будущим.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090607_venice_biennale.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090607_venice_biennale.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.