Третья Московская биеннале современного искусства. Уильям Кентридж
ARTinvestment.RU   20 сентября 2009

ARTinvestment.RU рассказывает об одном из самых выдающихся художников Африки

С 25 сентября по 25 октября 2009 года в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — южноафриканский художник Уильям Кентридж (William Kentridge), прославившийся своими необычными анимационными фильмами.

Творчество Кентриджа, которое он сам называет «анимацией каменного века», является альтернативой традиционной целлулоидной анимации. Сначала художник делает рисунок углем и снимает его на камеру. Так получается первый кадр. Затем он меняет рисунок, стирая некоторые участки и заполняя образовавшиеся пустоты новыми изображениями — вот и следующий кадр готов. И так далее. В большинстве случаев следы стертых элементов хорошо видно на бумаге — Кентридж делает процесс создания своих фильмов видимым для зрителя. Кадр у него обычно длится от четверти секунды до двух секунд. Каждая сцена состоит из кадров, созданных на одном листе бумаги. После завершения работы художник свои рисунки не выбрасывает — напротив, они почти всегда экспонируются наравне с фильмами. Графика художника напоминает о творчестве немецких экспрессионистов, а также о живописи Альберто Джакометти (Alberto Giacometti).

Самый первый анимационный фильм Кентриджа, под названием «Йоханнесбург, самый великий город после Парижа», вышел в 1989 году. Главной темой этого произведения является жестокий режим апартеида. Кентридж, родившийся в Йоханнесбурге в 1955-м, рос в обеспеченной белой семье, но уже в детстве понял, что власть в его стране преступна и несправедлива. Отец художника, Сидни Кентридж (Sydney Kentridge), был одним из главных юристов движения против апартеида. В конце 1950-х он защищал в суде Нельсона Манделу (Nelson Mandela), обвиненного в государственной измене. В 1977-м представлял семью убитого полицейскими чернокожего активиста Стивена Бико (Stephen Biko). В 1999 году королева Великобритании Елизавета II наградила Сидни Кентриджа орденом Британской империи. Мать художника, Фелиша (Felicia Kentridge), также была известным адвокатом. Она основала первую в Южной Африке некоммерческую юридическую организацию, занимающуюся защитой прав самых уязвимых слоев населения. Сама Фелиша прекрасно знала, что такое притеснение: ее отец, литовский еврей, эмигрировал в Африку, спасаясь от погромов.

Свою творческую карьеру Уильям Кентридж начал с работы в театре. В 1975-м он основал труппу Junction Avenue, в которой могли участвовать все, независимо от расовой принадлежности. Художник создавал театральные декорации, а также играл в разнообразных постановках. В частности, он выступил в роли лидера дадаистов Тристана Тцары (Tristan Tzara) в комедии Тома Стоппарда (Tom Stoppard) «Травести». Но на актерском поприще Кентридж не добился успеха: по его собственному признанию, все роли он играл одинаково. Эту ремарку стоит иметь в виду при анализе произведений художника: все его персонажи, от папаши Убю до гоголевского Носа, имеют между собой что-то общее, а точнее, имеют нечто общее с самим Кентриджем. Творчество художника гуманистично: его работы говорят нам, что ни один человек не имеет права ставить себя выше других. Придав безжалостному и глупому папаше Убю собственные черты, Кентридж тем самым заявил, что никто не безгрешен, зло присутствует в каждой душе. Темой многих его произведений является вина белых южноафриканцев перед коренным населением: даже те, кто напрямую не притеснял черных, несут ответственность за то, что не помогли сломить расистский режим и получали от него выгоду. Как сказал художник в одном интервью: «Любой белый, вспоминая об эпохе апартеида, должен признать, что мог бы сделать больше».

Человек по имени Феликс Тейтельбаум, переживающий из-за неспособности изменить жестокий мир, является одним из двух главных героев фильма «Йоханнесбург, самый великий город после Парижа». У него есть альтер эго — расчетливый, бездушный промышленник Сохо Экштейн, который «купил пол-Йоханнесбурга». Последнего отличает ненависть к жизни и презрение ко всем окружающим, в частности к чернокожим рабочим, которых он всячески угнетает. Из-за неприглядности образа Экштейна многие ошибочно подумали, что фильм является антисемитским высказыванием, хотя это, конечно же, не так. Герой очень похож на одного из самых ярых защитников апартеида, страхового магната Шломо Пеера (Shlomo Peer), который в 1989-м пригрозил судом отцу художника, Сидни Кентриджу, за то, что тот назвал его «позором еврейской общины». Уильям Кентридж, сам еврей, в интервью Los Angeles Times отмечает, что, несмотря на присутствие таких вот персонажей, в общине было множество героев — евреи были самыми активными противниками апартеида.

Всего про Тейтельбаума и Экштейна вышло девять фильмов: «Йоханнесбург, самый великий город после Парижа» (1989), «Памятник» (1990), «Моё» (1991), «Трезвость, ожирение и старение» (1991), «Феликс в изгнании» (1994), «История главной жалобы» (1996), «Взвешивая… и желая» (1997), «Стереоскоп» (1999), «Расписание приливов и отливов» (2003). Сейчас Кентридж работает над десятой серией.

Особое место в творчестве Кентриджа занимают театральные проекты. В 1992-м художник начал сотрудничать с йоханнесбургским кукольным театром Handspring. Первой их совместной работой стала постановка «Войцек на плато Хайвелд», основой которой стала пьеса «Войцек» Георга Бюхнера (Georg Büchner). Действие пьесы перенесли в Южную Африку 1950-х годов, а главного героя сделали трудовым мигрантом. За «Войцеком» последовал «Фауст в Африке» (1995), а еще через три года Кентридж и театр Handspring представили свое самое громкое творение — спектакль «Убю и Комиссия правды». Южноафриканская Комиссия правды и примирения начала свою деятельность в 1995-м, спустя год после падения апартеида. На ее заседаниях жертвы режима рассказывали об ужасах, которые пришлось пережить им и их семьям, а те, кто совершил преступления во имя апартеида, могли покаяться. Некоторые раскаявшиеся получили амнистию. В постановке театра Handspring папаша Убю — это садист и мучитель, который во времена расовой сегрегации безнаказанно творил разные злодеяния. Его и мамашу Убю играют актеры, а роли жертв апартеида, рассказывающих о страшных преступлениях, «исполняют» сюрреалистические марионетки. Во время спектакля демонстрировались документальные кадры и анимация Кентриджа.

В 2005 году Кентридж поставил оперу «Волшебная флейта». Во время работы над этим проектом он задумался о его философии — как известно, произведение Моцарта прославляет идеалы эпохи Просвещения. В противовес «Волшебной флейте» он создал инсталляцию «Черная комната», в которой обратил внимание на то, что у Просвещения была и темная сторона — оно в какой-то мере оправдывало немецкий империализм. Работа Кентриджа рассказывает о массовом истреблении африканского народа гараре, учиненном немцами в 1904 году и считающемся первым актом геноцида в ХХ веке. Помимо анимации, Кентридж представил рисунки, объекты и даже миниатюрный кукольный театр, управляемый с помощью нехитрых механических приспособлений, без участия человека.

В следующем году в Нью-Йорке состоится премьера еще одного спектакля, режиссером которого выступил Кентридж. Это опера «Нос», написанная в 1930 году Дмитрием Шостаковичем. Видео, которые будут показаны в театре, входят в инсталляцию «Я не я, и лошадь не моя», которую уже видели посетители многих музеев мира. Как и в случае со спектаклем «Убю и Комиссия правды», Кентридж выбрал знаменитый абсурдистский первоисточник для критики жестокого режима. Темой инсталляции «Я не я, и лошадь не моя» являются преступления сталинизма — в частности, беспощадное уничтожение русского авангарда.

На открытых торгах в основном появляются эстампы и рисунки Кентриджа. Отпечатки стоят не очень дорого — в среднем 1-2 тысячи евро. Аукционные рекорды принадлежат двум рисункам художника — «Мужчина в сандалиях. Эскиз» (1998) и «Шествие теней» (1999). Оба принесли по 105 тысяч долларов на нью-йоркских торгах Sotheby’s 12 ноября 2008 года. Эстимейт первого рисунка составлял 40–60 тысяч долларов, второго — 150–250 тысяч. Работы Кентриджа часто появляются на крупных аукционах современного искусства, и ожидается, что цены на них будут расти: в последние годы популярность художника возросла, чему во многом способствовали постановки «Нос» и «Волшебная флейта», а также крупные выставки. В частности, весной этого года в Музее современного искусства Сан-Франциско прошла его ретроспектива.

Источник: nytimes.com, latimes.com, villagevoice.com, youtube.com/user/ead1529, youtube.com/user/marwhat, handspringpuppet.co.za, artprice.com, artinvestment.ru

P.S. Об участниках Третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:

Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
Третья Московская биеннале современного искусства. Тони Крэгг
Третья Московская биеннале современного искусства. Павел Пепперштейн
Третья Московская биеннале современного искусства. Мастерская Ван Лисхаут
Третья Московская биеннале современного искусства. Владимир Сычёв
Третья Московская биеннале современного искусства. Люк Тюйманс
Третья Московская биеннале современного искусства. Тихару Сиота
Третья Московская биеннале современного искусства. Валерий Кошляков


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20090920_william_kentridge.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20090920_william_kentridge.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх