Публичный рынок-2020. Отчет ArtTactic. Часть 3
ARTinvestment.RU   25 декабря 2020

Завершаем анализировать продажи предметов искусства и коллекционирования ведущими аукционными домами в 2020 году

Первую и вторую части материала можно прочесть здесь и здесь.

AI завершает разбор сводного отчета ArtTactic об аукционных продажах 2020 года. Сегодня речь пойдет о результатах, которые на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips показали современные художники, а также о возвращении в большую аукционную игру публичного рынка Гонконга.

5. Лучшие современные художники 2020 года

• Самым продаваемым в 2020 году стал Дэвид Хокни: выручка трех аукционных домов за его работы составила $71,8 млн (на 31,6 % меньше, чем в 2019 году). За британцем следуют Герхард Рихтер ($50,9 млн) и Ёсимото Нара ($45,2 млн).

• Пятеро художников из топ-10 в 2020 году улучшили свои показатели в рейтинге: Ёситомо Нара (3-е место, с 6-го в 2019 году), Джордж Кондо (5-е место, с 10-го), Бэнкси (7-е место, с 19-го), Лю Е (8-е место, с 11-го) и Сесили Браун (10-е место, с 17-го).

• Единственный среди звезд топ-10 — и одновременно единственный безвременно ушедший из жизни — Мэтью Вонг (1984–2019) вошел в рейтинг впервые, сразу заняв 9-е место с объемом продаж $20,3 млн (22 проданных лота).

• Гонконгские аукционы серьезно увеличили объем продаж произведений молодых художников — с 34,6 % в 2019-м до 44,5 % в 2020 году. Среди восходящих звезд, работы которых встретили высокий спрос в Гонконге в 2020 году, отметим знакомые читателям AI имена: Адриан Гени (Румыния), Мэтью Вонг (Канада), Хао Лян (Китай), Дана Шутц и Йонас Вуд (оба — США).

• Аукционные продажи женщин-художников в 2020 году принесли тройке аукционных домов $133,0 млн — на 27,8 % меньше, чем годом ранее. Тем не менее авторы женского пола преуспели значительно лучше, чем художники-мужчины, чьи показатели продаж в целом упали на 39,7 % в годовом исчислении.

• В пятерку лучших женщин-художников вошли Сесили Браун, Дана Шутц (обе — США), Бриджит Райли (Великобритания), Яёи Кусама (Япония), и Вия Целминьш (Латвия). На 10 лучших женщин-художников пришлось 67,6 % аукционных продаж всех современных авторов женского пола.

Таблица 1. Топ-10 современных художников по объему продаж на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году (все торги)

Художник  Страна происхождения / Сегмент искусства Средняя стоимость лотов, $ млн Кол-во проданных лотов, шт. Объем продаж, $ млн
Дэвид Хокни (1937) Великобритания / Современное 3,6 20  71,8
Герхард Рихтер (1932) Германия / Современное 1,1 48  50,9
Ёситомо Нара (1959) Япония / Современное  0,6  68  45,2
Эд Рушей (1937) США / Современное 1,2 28  34,4
Джордж Кондо (1957) США / Современное 0,6  49  33,3
Яёи Кусама (1929) Япония / Современное 0,3  91  27,2
Бэнкси (1973) Великобритания / Современное 0,6  36  22,5
Лю Е (1964) Китай / Современное 1,1  21  22,1
Мэтью Вонг (1984–2019) Канада / Молодое искусство 0,9  22  20,3
10  Сесили Браун Великобритания / Современное 1,6 12  19,3

6. Гонконг — самая динамично развивающаяся аукционная площадка

• Совокупный объем продаж искусства модернистов и современных художников на вечерних торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Гонконге в 2020 году достиг $725,5 млн — на 10,9 % выше, чем в 2019-м. Одновременно этот результат стал новым годовым рекордом для аукционного рынка Гонконга в отдельно взятом сезоне.

• На художников-эмигрантов, которые сделали карьеру в Европе, — Саньи, Чжао Уцзи и Чжу Дэцюня — в 2020 году пришлось 38,4 % всей выручки, по сравнению с 34,9 % в прошлом сезоне.

• По сравнению с 2019-м объем продаж работ Чжао Уцзи в 2020 году упал на 26 %, составив $106,6 млн, что не помешало художнику занять второе место в рейтинге аукционной капитализации. Самый быстрый рост капитализации на гонконгских торгах продемонстрировал № 3 списка Чжу Дэцюнь: 124,5 % за год, до отметки в $38,5 млн в 2020 году. Лидером рейтинга стал Саньи (Чан Юй): его результат в $133,6 млн на 100,4 % превышает прошлогодний объем продаж.

• Доля европейского и американского современного искусства на торгах Sotheby's, Christie's и Phillips в 2020 году составляла 26,2 % от общего объема гонконгских продаж, по сравнению с 19,2 % в 2019 году. Сама же выручка за искусство неазиатских авторов — $190,3 млн — выросла по сравнению с прошлым сезоном на 51,2 %.

Таблица 2. Топ-10 художников по объему продаж на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Гонконге 2020 году

Художник  Страна происхождения / Сегмент искусства Средняя стоимость лотов, $ млн Кол-во проданных лотов, шт. Объем продаж, $ млн
Саньи (Чан Юй) (1901–1966) Китай, Франция / Модернизм 3,8 35  133,6
Чжао Уцзи (1921–2013) Китай, Франция / Модернизм 2,3 46  106,6
Чжу Дэцюнь (1920–2014) Китай, Франция / Модернизм 1,5 26  38,5
Ёситомо Нара (1959) Япония / Современное 0,8 45  37,4
Герхард Рихтер (1932) Германия / Современное 9,1 36,5
У Гуаньчжун (1919–2010) Китай / Модернизм 2,7 13  35,7
Яёи Кусама (1929) Япония / Современное 0,4  60  25,4
Лю Е (1964) Китай / Современное 1,2 21  24,3
Чжан Сяоган (1958) Китай / Современное 1,8 11  20,3
10  Джордж Кондо (1957) США / Современное 1,6 14,3

Комментарий AI: давно и хорошо известно, что любой экономический кризис, коснувшийся арт-рынка, в среднем переживает не более 50 % современных художников — разумеется, речь идет о последующем восстановлении их рынков. Основная причина тому — отказ от исполнения своих контрактных обязательств со стороны галерей, которым выгоднее перераспределить сумму, зарезервированную на одного «недораскрученного» художника между тремя-четырьмя молодыми авторами: с началом следующего роста рынка и те и другие будут стартовать примерно с равных позиций, и выгоднее вложиться в нескольких авторов (к тому же пока согласных получать меньший процент с продаж). Коллекционеры чувствуют эти движения — в результате сегмент современного искусства проседает на фоне других больше всего. Более того, в последнее десятилетия покупатели научились предсказывать будущее современных художников по косвенным признакам — например, грядущим выставкам в крупных музеях. Если таковые стоят в планах, скажем, через два года, то силам, стоящим за спиной автора, выгоднее «перетащить» его через кризис, чем платить музею неустойку. В 2020 году все вышло по-другому: оказалось, что музейные планы могут давать серьезный сбой — как из-за карантинного переноса, так и по причине полноценной отмены выставок. В общем, в отношении признанных авторов коллекционеры оказались в замешательстве — в крайнем случае покупая художников, проверенных не одним кризисом (но таковых аукционные дома старались помногу не допускать на торги, еще больше увеличивая спрос коллекционеров).

Интерес к молодым авторам частично объясняется факторами, упомянутыми в предыдущем абзаце, частично — «карантинным» увлечением самообразованием, предполагающим поиск новых Баския и Рихтеров среди юных, онлайн-активных и маркетингово-дерзких. Нельзя отбрасывать и третью причину: следуя общественно-политическим настроениям в США, которые ожидаемо отразились и на европейском подходе к селекции художников, многие коллекционеры понимают, что определенный срез молодых имен закрепится на рынке искусства надолго. В отношении современного искусства это означает на четыре-восемь лет (или два президентских срока в США), а большего спекулятивным дилерам и не надо. Кто поддерживает западную молодежь без оглядки на политику — так это Гонконг: там и американцы, и китайцы успешно продаются вместе, несмотря на торговые войны.

Кстати, о Гонконге: вам его рынок ничего не напоминает? Географически оторван от мира, есть очень состоятельные коллекционеры, самые дорогие художники в свое время эмигрировали во Францию… Разве что есть существенное отличие: рекорды Саньи и Дэцюня после западного «турне» 2000-х уже устанавливаются на исторической родине — а Ларионова с Делоне по старинке престижнее покупать в Лондоне. Вообще весь 2020 год, по сути, прошел под знаком Гонконга: с отмены тамошней Art Basel он, по сути, начался — и рекордными гонкогскими продажами завершается. А между этими двумя событиями островная республика активно поддерживала местный арт-рынок.

Сопереживать и поддерживать своих художников в кризис мы уже научились. Верим, что в 2021 году, с началом восстановления рынка, мы не разучимся ни покупать искусство, ни сопереживать его авторам. Пожалуй, это — наше главное предновогоднее пожелание.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201225_public_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201225_public_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх