Публичный рынок-2020. Отчет ArtTactic. Часть 3
Завершаем анализировать продажи предметов искусства и коллекционирования ведущими аукционными домами в 2020 году
Первую и вторую части материала можно прочесть здесь и здесь.
AI завершает разбор сводного отчета ArtTactic об аукционных продажах 2020 года. Сегодня речь пойдет о результатах, которые на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips показали современные художники, а также о возвращении в большую аукционную игру публичного рынка Гонконга.
5. Лучшие современные художники 2020 года
• Самым продаваемым в 2020 году стал Дэвид Хокни: выручка трех аукционных домов за его работы составила $71,8 млн (на 31,6 % меньше, чем в 2019 году). За британцем следуют Герхард Рихтер ($50,9 млн) и Ёсимото Нара ($45,2 млн).
• Пятеро художников из топ-10 в 2020 году улучшили свои показатели в рейтинге: Ёситомо Нара (3-е место, с 6-го в 2019 году), Джордж Кондо (5-е место, с 10-го), Бэнкси (7-е место, с 19-го), Лю Е (8-е место, с 11-го) и Сесили Браун (10-е место, с 17-го).
• Единственный среди звезд топ-10 — и одновременно единственный безвременно ушедший из жизни — Мэтью Вонг (1984–2019) вошел в рейтинг впервые, сразу заняв 9-е место с объемом продаж $20,3 млн (22 проданных лота).
• Гонконгские аукционы серьезно увеличили объем продаж произведений молодых художников — с 34,6 % в 2019-м до 44,5 % в 2020 году. Среди восходящих звезд, работы которых встретили высокий спрос в Гонконге в 2020 году, отметим знакомые читателям AI имена: Адриан Гени (Румыния), Мэтью Вонг (Канада), Хао Лян (Китай), Дана Шутц и Йонас Вуд (оба — США).
• Аукционные продажи женщин-художников в 2020 году принесли тройке аукционных домов $133,0 млн — на 27,8 % меньше, чем годом ранее. Тем не менее авторы женского пола преуспели значительно лучше, чем художники-мужчины, чьи показатели продаж в целом упали на 39,7 % в годовом исчислении.
• В пятерку лучших женщин-художников вошли Сесили Браун, Дана Шутц (обе — США), Бриджит Райли (Великобритания), Яёи Кусама (Япония), и Вия Целминьш (Латвия). На 10 лучших женщин-художников пришлось 67,6 % аукционных продаж всех современных авторов женского пола.
Таблица 1. Топ-10 современных художников по объему продаж на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году (все торги)
| № | Художник | Страна происхождения / Сегмент искусства | Средняя стоимость лотов, $ млн | Кол-во проданных лотов, шт. | Объем продаж, $ млн |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Дэвид Хокни (1937) | Великобритания / Современное | 3,6 | 20 | 71,8 |
| 2 | Герхард Рихтер (1932) | Германия / Современное | 1,1 | 48 | 50,9 |
| 3 | Ёситомо Нара (1959) | Япония / Современное | 0,6 | 68 | 45,2 |
| 4 | Эд Рушей (1937) | США / Современное | 1,2 | 28 | 34,4 |
| 5 | Джордж Кондо (1957) | США / Современное | 0,6 | 49 | 33,3 |
| 6 | Яёи Кусама (1929) | Япония / Современное | 0,3 | 91 | 27,2 |
| 7 | Бэнкси (1973) | Великобритания / Современное | 0,6 | 36 | 22,5 |
| 8 | Лю Е (1964) | Китай / Современное | 1,1 | 21 | 22,1 |
| 9 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Канада / Молодое искусство | 0,9 | 22 | 20,3 |
| 10 | Сесили Браун | Великобритания / Современное | 1,6 | 12 | 19,3 |
6. Гонконг — самая динамично развивающаяся аукционная площадка
• Совокупный объем продаж искусства модернистов и современных художников на вечерних торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Гонконге в 2020 году достиг $725,5 млн — на 10,9 % выше, чем в 2019-м. Одновременно этот результат стал новым годовым рекордом для аукционного рынка Гонконга в отдельно взятом сезоне.
• На художников-эмигрантов, которые сделали карьеру в Европе, — Саньи, Чжао Уцзи и Чжу Дэцюня — в 2020 году пришлось 38,4 % всей выручки, по сравнению с 34,9 % в прошлом сезоне.
• По сравнению с 2019-м объем продаж работ Чжао Уцзи в 2020 году упал на 26 %, составив $106,6 млн, что не помешало художнику занять второе место в рейтинге аукционной капитализации. Самый быстрый рост капитализации на гонконгских торгах продемонстрировал № 3 списка Чжу Дэцюнь: 124,5 % за год, до отметки в $38,5 млн в 2020 году. Лидером рейтинга стал Саньи (Чан Юй): его результат в $133,6 млн на 100,4 % превышает прошлогодний объем продаж.
• Доля европейского и американского современного искусства на торгах Sotheby's, Christie's и Phillips в 2020 году составляла 26,2 % от общего объема гонконгских продаж, по сравнению с 19,2 % в 2019 году. Сама же выручка за искусство неазиатских авторов — $190,3 млн — выросла по сравнению с прошлым сезоном на 51,2 %.
Таблица 2. Топ-10 художников по объему продаж на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Гонконге 2020 году
| № | Художник | Страна происхождения / Сегмент искусства | Средняя стоимость лотов, $ млн | Кол-во проданных лотов, шт. | Объем продаж, $ млн |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Саньи (Чан Юй) (1901–1966) | Китай, Франция / Модернизм | 3,8 | 35 | 133,6 |
| 2 | Чжао Уцзи (1921–2013) | Китай, Франция / Модернизм | 2,3 | 46 | 106,6 |
| 3 | Чжу Дэцюнь (1920–2014) | Китай, Франция / Модернизм | 1,5 | 26 | 38,5 |
| 4 | Ёситомо Нара (1959) | Япония / Современное | 0,8 | 45 | 37,4 |
| 5 | Герхард Рихтер (1932) | Германия / Современное | 9,1 | 4 | 36,5 |
| 6 | У Гуаньчжун (1919–2010) | Китай / Модернизм | 2,7 | 13 | 35,7 |
| 7 | Яёи Кусама (1929) | Япония / Современное | 0,4 | 60 | 25,4 |
| 8 | Лю Е (1964) | Китай / Современное | 1,2 | 21 | 24,3 |
| 9 | Чжан Сяоган (1958) | Китай / Современное | 1,8 | 11 | 20,3 |
| 10 | Джордж Кондо (1957) | США / Современное | 1,6 | 9 | 14,3 |
Комментарий AI: давно и хорошо известно, что любой экономический кризис, коснувшийся арт-рынка, в среднем переживает не более 50 % современных художников — разумеется, речь идет о последующем восстановлении их рынков. Основная причина тому — отказ от исполнения своих контрактных обязательств со стороны галерей, которым выгоднее перераспределить сумму, зарезервированную на одного «недораскрученного» художника между тремя-четырьмя молодыми авторами: с началом следующего роста рынка и те и другие будут стартовать примерно с равных позиций, и выгоднее вложиться в нескольких авторов (к тому же пока согласных получать меньший процент с продаж). Коллекционеры чувствуют эти движения — в результате сегмент современного искусства проседает на фоне других больше всего. Более того, в последнее десятилетия покупатели научились предсказывать будущее современных художников по косвенным признакам — например, грядущим выставкам в крупных музеях. Если таковые стоят в планах, скажем, через два года, то силам, стоящим за спиной автора, выгоднее «перетащить» его через кризис, чем платить музею неустойку. В 2020 году все вышло по-другому: оказалось, что музейные планы могут давать серьезный сбой — как из-за карантинного переноса, так и по причине полноценной отмены выставок. В общем, в отношении признанных авторов коллекционеры оказались в замешательстве — в крайнем случае покупая художников, проверенных не одним кризисом (но таковых аукционные дома старались помногу не допускать на торги, еще больше увеличивая спрос коллекционеров).
Интерес к молодым авторам частично объясняется факторами, упомянутыми в предыдущем абзаце, частично — «карантинным» увлечением самообразованием, предполагающим поиск новых Баския и Рихтеров среди юных, онлайн-активных и маркетингово-дерзких. Нельзя отбрасывать и третью причину: следуя общественно-политическим настроениям в США, которые ожидаемо отразились и на европейском подходе к селекции художников, многие коллекционеры понимают, что определенный срез молодых имен закрепится на рынке искусства надолго. В отношении современного искусства это означает на четыре-восемь лет (или два президентских срока в США), а большего спекулятивным дилерам и не надо. Кто поддерживает западную молодежь без оглядки на политику — так это Гонконг: там и американцы, и китайцы успешно продаются вместе, несмотря на торговые войны.
Кстати, о Гонконге: вам его рынок ничего не напоминает? Географически оторван от мира, есть очень состоятельные коллекционеры, самые дорогие художники в свое время эмигрировали во Францию… Разве что есть существенное отличие: рекорды Саньи и Дэцюня после западного «турне» 2000-х уже устанавливаются на исторической родине — а Ларионова с Делоне по старинке престижнее покупать в Лондоне. Вообще весь 2020 год, по сути, прошел под знаком Гонконга: с отмены тамошней Art Basel он, по сути, начался — и рекордными гонкогскими продажами завершается. А между этими двумя событиями островная республика активно поддерживала местный арт-рынок.
Сопереживать и поддерживать своих художников в кризис мы уже научились. Верим, что в 2021 году, с началом восстановления рынка, мы не разучимся ни покупать искусство, ни сопереживать его авторам. Пожалуй, это — наше главное предновогоднее пожелание.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201225_public_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201225_public_market.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


