art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru




Публичный рынок-2020. Отчет ArtTactic. Часть 1
ARTinvestment.RU   22 декабря 2020

Анализ продаж предметов искусства и коллекционирования ведущими аукционными домами в 2020 году

К приятному удивлению арт-рынка, британская аналитическая компания ArtTactic неожиданно выпустила сводный отчет об аукционных продажах 2020 года накануне нового года — не став переносить выхода на первую неделю января, как поступала обычно. Причин тому две: в этом сезоне три основных аукционных дома с международным покрытием — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — к середине декабря завершили свои главные торги, а оставшиеся лоты (исходя из среднего эстимейта) существенно не скорректируют полученные данные (разве только будучи раскупленными со 100-кратным превышением эстимейта, что вряд ли. — AI.). Вторая причина раннего выхода: итоговые цифры оказались настолько позитивными, что ArtTactic поспешил порадовать ими своих подписчиков первым.

Этим же займемся и мы, предварительно разбив отчет на три логические части. Сегодня читателям AI предлагается часть первая: совокупные объемы аукционных продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips, и отдельно — на онлайн-аукционах этих же домов.

1. Мировые аукционные продажи в 2020 году

• Общий объем мировых аукционных продаж Christie's, Sotheby's и Phillips в 2020 году составил $7,37 млрд — на 26 % ниже, чем в 2019-м.

• Несмотря на снижение объемов продаж в первом полугодии, трем аукционным домам в сумме удалось частично исправить итоговые показатели за счет торгов во второй половине 2020-го: за последние шесть месяцев объем продаж вырос на 4,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

• Этому в большой степени способствовало изменение расписания и количества торгов: Christie’s, Sotheby’s и Phillips в сумме провели 952 аукциона в 2020 году по сравнению с 741 аукционом в 2019 году.

• Все три ведущих аукционных дома показали снижение объемов продаж на публичных торгах по сравнению с 2019 годом: Phillips — на 11,8 %, Sotheby’s — на 14,4 %, а Christie's — на 38,4 %.

• Причина такого отставания Christie’s — в более медленной адаптации к переходу на новый формат работы: в первом полугодии 2020-го объем продаж аукционного дома упал на 60 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

• В 2020 году на долю Christie's пришлось 41,1 % объема аукционных продаж трех домов (в 2019-м — 49,6 %), доля Phillips составила 8,7 % (в 2019-м — 7,4 %), Sotheby's — 50,2 % (в 2019-м — 43 %).

• Объемы продаж на торгах, проходивших в 2020 году в отдельных городах, по сравнению с предыдущим сезоном снизились: Гонконг — на 2,2 %, Нью-Йорк — на 24,1 %, Лондон — на 36,9 %.

• Итого Гонконг увеличил свою долю рынка в ценовом выражении с 17,5 % в 2019 году до 23,2 % в 2020-м, впервые в истории обогнав по этому показателю Лондон.

Таблица 1. Топ-10 торгов Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году по объему продаж

Наименование торгов Дата проведения Категория искусства Аукционнный дом, город Объем продаж по молотку, $ млн
ONE: A Global Sale of the 20th Century  10 июля Послевоенное и современное искусство Christie's, Гонконг, Париж, Лондон, Нью-Йорк 422,2
20th Century Evening Sale  6 октября Послевоенное и современное искусство Christie's, Нью-Йорк 340,9
Contemporary Art Evening Auction  29 июня Послевоенное и современное искусство Sotheby's, Нью-Йорк 234,9
Rembrandt to Richter  28 июля Объединенные категории Sotheby's, Лондон 193,8
Contemporary Art Evening Auction  28 октября Послевоенное и современное искусство Sotheby's, Нью-Йорк 142,8
Impressionist & Modern Art Evening Sale  28 октября Импрессионизм и модернизм Sotheby's, Нью-Йорк 141,1
20th Century & Contemporary Art Evening Sale  7 декабря Послевоенное и современное искусство Phillips, Нью-Йорк 134,6
Contemporary Art Evening Auction  11 февраля Послевоенное и современное искусство Sotheby's, Лондон 119,7
Modern and Contemporary Art Evening Sale  2 декабря Послевоенное и современное искусство Christie’s, Гонконг 108,9
10  Modern Art Evening Sale  8 июля Импрессионизм и модернизм Sotheby’s, Гонконг 106,6

2. Продажи на «чистых» онлайн-аукционах в 2020 году

• Совокупный объем продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips на «чистых» онлайн-аукционах (т. е. без участия аукциониста. — AI.) в 2020 году достиг $1,03 млрд — по сравнению с $168,2 млн в 2019-м. Объем продаж во второй половине 2020 года вырос до $614,1 млн ($412,6 млн в 1-й половине сезона).

• Количество онлайн-торгов у трех аукционных домов увеличилось с 219 в 2019 году до 626 в 2020-м.

• Объемы продаж в ценовом выражении в 2020 году выросли по сравнению с предыдущим сезоном у всех трех крупнейших игроков: Sotheby's — на 800,1 %, Christie's — на 261,4 %, Phillips — на 184,1 %.

• Общая выручка в 2020-м распределилась опять в пользу Sotheby’s (68,8 %), доля Christie’s составила 29,9 %, Phillips — 1,3 %.

• Рост объема продаж в 2020-м был вызван увеличением и количества лотов, и их средней стоимости: последний показатель за год вырос на 153,4 % — с $8,2 тыс. в 2019-м до $20,9 тыс. в 2020-м.

Таблица 2. Топ-10 онлайн-торгов Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году по объему продаж

Наименование торгов

Дата проведения

Категория искусства

Аукционнный дом, город

Объем продаж по молотку, $ млн

Impressionist & Modern Art Day Sale 

19 ноября

Импрессионизм и модернизм

Sotheby's, Нью-Йорк

30,5

Shift/Monterey 

14–15 августа

Автомобили

Sotheby's, Монтерей

30,4

RM | Online Only London 

31 октября

Автомобили

Sotheby's, Лондон

22,1

The European Sale featuring The Petitjean Collection 

3–11 июня

Автомобили

Sotheby's, Эссен

21,7

Driving into Summer 

21–29 мая

Автомобили

Sotheby's, Оберн

16,3

Contemporary Art Day: An Online Auction 

4–14 мая

Послевоенное и современное искусство

Sotheby's, Нью-Йорк

13,7

Contemporary Art Day Auction 

22 октября

Послевоенное и современное искусство

Sotheby's, Лондон

13,6

Design 

30 июня

Предметы дизайна XX века

Christie's, Париж

13,6

Magnificent Jewels and Noble Jewels: Part II 

23 июня

Ювелирные украшения и часы

Sotheby's, Женева

13,1

10 

Contemporary Art | Milan 

4–16 июня

Послевоенное и современное искусство

Sotheby's, Милан

11,7

Комментарий AI: с одной стороны, 3 аукциона далеко не весь рынок, с другой — выборка, отлично иллюстрирующая происходящее в международном арт-поле: в лучшие годы Sotheby’s, Christie’s и Phillips сообща показывали до 40 % объема всей мировой аукционной выручки. Перфекционистам предлагаем ожидать февраля-марта и выхода отчета Art Basel & UBS, где свое слово скажут аукционы № 3 и № 4 по сборам — китайские Poly и China Guardian, а мы ограничимся текущими данными. В марте, с началом пандемии, мы писали, что в периоды депрессий объем продаж на рынке искусства в среднем уменьшается на 20 % от пиковых докризисных показателей. В мае, отбросив деликатность, мы откровенно назвали нынешнюю ситуацию беспрецедентной в новейшей истории арт-рынка, но добавили: по итогу любой рецессии итоговые показатели продаж искусства оказывались на 22 % лучше, чем пророчили в самом начале спада всевозможные эксперты.

Итак, о чем можно сказать уже сейчас? В апреле-мае 2020 года эксперты в среднем предрекали арт-рынку падение на 50 %. Показатель в отчете ArtTactic — минус 26 % выручки — уже на 24 % лучше ожиданий! Рост продаж во второй половине сезона по сравнению с показателями годичной давности пока не дает оснований говорить о восстановлении рынка (весь 2019 год выдался очень неудачным именно для публичного рынка, и превзойти его в цифрах было несложно даже с учетом кризиса). При этом отчет ArtTactic обнаруживает два дополнительных и довольно весомых фактора развития рынка: богатые остались при деньгах и желании приобретать, плюс появились новые покупатели, для которых расстаться с деньгами в пользу искусства стало проще, чем до пандемии. Другими словами, покупатели переосмысливают саму ценность активов и потому все чаще обращаются, в частности, к молодым художникам и социальным инвестициям (поддержке рынка и его представителей). И главной надеждой 2021 года мы бы назвали не восстановление рынка, а удержание именно этой мотивации покупателей — максимально свободной от спекулятивных намерений.

И еще одно замечание, вдруг кто забыл: 2020 год нельзя назвать «годом чистого онлайна» — в первые, зимние месяцы функционировали физические аукционные торги, а в течение всей весны арт-рынок менял резину с зимней на летнюю — приспосабливался к новым условиям карантина, конец которого то показывался на горизонте, но вновь отдалялся. Итого, полноценно судить о возможностях онлайн-продаж, как бы ни хотелось многим, сегодня не получится: это было бы сродни высчитыванию средней скорости перелетов с учетом сидения пассажира на одном месте в аэропорту пересадки добрую половину пути. Увидим ли мы «настоящий» онлайн в 2021 году? Надеемся, что нет — это означало бы ограничения на весь календарный год.

Другое дело, что, когда аукционный рынок (верим, очень скоро) вернется к полноценной физической работе при очень развитых интернет-технологиях, он столкнется с двумя группами коллекционеров — теми, кто в 2020 году избирательно предпочитали телемосты с намеком на живого аукциониста, и теми, кто наловчился играть с онлайн-ставками на «чистых» онлайн-аукционах. Как вы думаете, какая их этих групп побежит в залы первой?

Своей версией мы пока делиться не будем. Но ответ не так очевиден, каким представляется поначалу.

Во второй части годового отчета ArtTactic речь пойдет об итогах смешанных торгов Sotheby’s, Christie’s и Phillips, а о также финансовых гарантиях поручителей.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201222_public_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201222_public_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
  • 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
  • 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
  • 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
  • 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх