Публичный рынок-2020. Отчет ArtTactic. Часть 2
ARTinvestment.RU 23 декабря 2020
Продолжение анализа продаж предметов искусства и коллекционирования ведущими аукционными домами в 2020 году
Первую часть материала можно прочесть здесь.
AI продолжает разбирать сводный отчет ArtTactic об аукционных продажах 2020 года. Сегодня речь пойдет об итогах смешанных торгов Sotheby’s, Christie’s и Phillips, а также о финансовых гарантиях поручителей.
3. Смешанные торги в 2020 году
• «Смешанные» торги — новый формат продаж искусства с целью собрать максимальное количество коллекционеров за счет расширения предложения. В объединенные каталоги аукционы включали произведения разного времени, от старых мастеров до актуального искусства, а также предметы из смежных сегментов коллекционирования, от винтажных автомобилей до скелета тираннозавра. Смешанные торги были впервые проведены Christie’s, Sotheby’s и Phillips летом 2020 года, и повторены в октябре и декабре. Итогом такого подхода стал совокупный объем продаж в $2,37 млрд. Аукционы по смешанной модели проводились в формате телемоста с аукционистом в студии, в прямом эфире, с учетом часовых поясов, чтобы охватить основные центры искусства — Гонконг, Париж, Лондон и Нью-Йорк.
• Новый формат продаж обеспечил 32,2 % общей выручки трех крупнейших аукционных домов в 2020 году — что говорит о его успехе и о перспективах развития этого направления в будущем.
• Во второй половине года объем продаж Christie’s составил $548,3 млн — на 22 % выше, чем в летний период. Аналогичный показатель Sotheby’s ($504,5 млн) упал на 20,2 %, а Phillips, заработав в декабре рекордные в истории $114,7 млн в течение одного аукционного вечера, превысил летние показатели ($34,7 млн) на 230,6 %.
• В денежном выражении объем продаж всех трех аукционных домов превысил показатели первого полугодия 2020 года на 8,7 %.
• В целом за год покупатели из Гонконга посредством участия по телефону приобрели 30 % лотов, опередив по этом показателю коллекционеров из Нью-Йорка (28 % лотов) и Лондона (25 % лотов).
• На онлайн-ставки среди покупателей всех регионов пришлось 5 % проданных лотов по количеству, или $52,5 млн выручки. Аукционные дома рассчитывают увеличить долю онлайн-продаж, по мере повышения доверия участников торгов к интернет-ставкам и за счет совершенствования технологий.
Таблица 1. Топ-10 художников на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году по объему продаж
№ | Artist | Страна происхождения / Сегмент искусства | Средняя стоимость лотов, $ млн | Кол-во проданных лотов, шт. | Объем продаж, $ млн |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Пабло Пикассо (1881–1973) |
Испания / Модернизм | 4,3 | 32 | 139,0 |
2 |
Саньи (Чан Юй) (1901–1966) |
Китай, Франция / Модернизм | 13,1 | 10 | 130,8 |
3 |
Чжао Уцзи (1921–2013) |
Китай, Франция / Послевоенное | 4,2 | 25 | 106,1 |
4 |
Фрэнсис Бэкон (1909–1992) |
Великобритания / Послевоенное | 28,0 | 3 | 84,0 |
5 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | США / Послевоенное | 4,7 | 16 | 75,5 |
6 |
Рой Лихтенштейн (1924–1997) |
США / Послевоенное | 10,8 | 7 | 75,4 |
7 |
Герхард Рихтер (1932) |
Германия / Современное | 6,6 | 10 | 66,1 |
8 |
Джоан Митчелл (1926–1992) |
США / Послевоенное | 6,5 | 9 | 58,1 |
9 |
Рене Магритт (1898–1967) |
Бельгия / Послевоенное | 4,1 | 13 | 53,9 |
10 |
Клиффорд Стилл (1905–1980) |
США / Послевоенное | 16,3 | 3 | 49,0 |
4. Финансовые гарантии в 2020 году
Финансовая гарантия в целях настоящей статьи — это обязательство третьего лица (поручителя) выкупить предмет по установленной в трехстороннем соглашении с его владельцем и аукционным домом стоимости. В свою очередь продавец работы, соглашаясь на гарантию поручителя, обязан продать ее по установленной между ними стоимости при любом исходе торгов — будь то продажа с наценкой или not sold. Как правило, гарантированная стоимость устанавливается по нижней границе эстимейта аукционного дома. Соответственно, доходность (или же предполагаемую валовую прибыль) принято считать исходя из разницы между ценой продажи лота и его гарантированной стоимостью при успешной сделке: в этом случае ценовая разница разделяется между поручителем и продавцом в оговоренном соотношении. А предполагаемая она потому, что детали подобных сделок остаются до конца неизвестными. Добавим, что поручителями финансовой гарантии примерно в половине случаев выступают сами аукционные дома.
• Снижение объемов аукционных продаж в сегментах послевоенного и современного искусства (статистически наиболее привлекательных для третьей стороны, обеспечивающей финансовую гарантию. — AI.) в 2020 году повлекло за собой сокращение объемов финансовых гарантий до $903,5 млн — что на 15,7 % ниже, чем в прошлом сезоне.
• «Гарантированные» продажи обеспечили 42,8 % общей выручки Sotheby’s, Christie’s и Phillips (36,6 % в 2019 году и 43,5 % в 2018 году).
• Средняя доходность финансовых поручителей лотов подросла с 11,0 % в 2019 году до 11,2 % в 2020-м и составила $101,3 млн.
• Вечерние аукционы в Нью-Йорке продолжали доминировать по объемам аукционных гарантий: доля арт-столицы США составила 63,5 %, Лондона — 20,3 %, а Гонконга — 16,2 %.
• При этом Гонконг стал лидером по росту объема финансовых гарантий за два года: от $26,4 млн в 2018-м и $78,5 млн в 2019-м до $146,3 млн в 2020 году.
Таблица 2. Топ-10 художников, продажи которых были подкреплены финансовыми гарантиями на Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году
№ | Художник | Место в топ-10 2019 года | Страна происхождения / Сегмент искусства | Средняя стоимость лотов, $ млн | Кол-во лотов с гарантией, шт. | Объем гарантий, $ млн |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Дэвид Хокни (1937) | 5 | Великобритания / Современное | 18,2 | 5 | 90,8 |
2 | Френсис Бэкон (1909–1992) | 10 | Великобритания / Послевоенное | 17,4 | 4 | 69,5 |
3 | Рой Лихтенштейн (1924–1997) | 2 | США / Современное | 9,9 | 6 | 59,6 |
4 | Джоан Митчелл (1926–1992) | 16 | США / Послевоенное | 6,12 | 8 | 49,5 |
5 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | 3 | США / Послевоенное | 5,3 | 9 | 48,1 |
6 | Сай Твомбли (1928–2011) | 21 | США / Послевоенное | 35,0 | 1 | 35,0 |
7 | Марк Ротко (1903–1970) | 4 | США / Послевоенное | 30,0 | 1 | 30,0 |
8 | Брайс Марден (1938) | 23 | США / Послевоенное | 14,6 | 2 | 29,2 |
9 | Клиффорд Стилл (1905–1980) | 26 | США / Послевоенное | 11,9 | 2 | 23,9 |
10 | Ёсимото Нара (1959) | 15 | Япония / Современное | 3,4 | 7 | 23,5 |
Комментарий AI: для понимания значения нового формата смешанных торгов рекомендуем прочитать целиком одноименную статью, опубликованную менее 2-х недель назад. Экономя предновогоднее время читателя, процитируем оттуда ключевую фразу: «На примерах трех блоков смешанных торгов — летнего, осеннего и зимнего — аукционные дома тестировали коллекционеров, проверяя, что им больше подходит (а местами и приучая к новому формату), — поэтому в новом сезоне нас ожидают подтвержденные деньгами покупателей догадки. Другими словами, будут и дозированные топ-лоты, и древности, и россыпь молодых талантов — в умеренных пропорциях». Добавить к сказанному можно лишь вопрос о дальнейшей судьбе «перекрестного опыления» старых и новых мастеров с динозаврами: вернутся ли крупнейшие аукционы к разделению аудиторий коллекционеров на сегменты с возвращением полноценных физических продаж — или усилят игру с объединением покупателей и предметов?
Система финансовых гарантий на аукционных торгах в новом сезоне станет героем полноценной январской статьи на нашем ресурсе в рубрике «Просто о сложном». Выскажем главные мысли: поручители (в лице как аукционных домов, так и частных коллекционеров) напрасно до сих пор официально не приравнены к арт-инвесторам — комбинация расчета, азарта и возможного заработка у них одинаковая. За последние годы подобные операции стали куда более подготовленными: валовая прибыль поручителей при операциях с гарантированными лотами выросла с 3,4 % в 2015 году до 11,2 % в 2020-м, что значит: коллекционеры дружат с теорией и анализом. Изменения претерпела и десятка фаворитов «арт-ставок»: в 2015-м больше других художников гарантировали лоты Виллема де Кунинга и Энди Уорхола, а Дэвид Хокни, Джоан Митчелл и Брайс Марден ворвались в рейтинг лишь в нынешнем году.
Другими словами, активность финансовых поручителей — такой же рыночный барометр, как и ценовая динамика. Что такое «гарантированные» $903,5 млн в пятилетней ретроспективе? На текущий момент эта цифра гораздо выше $591 млн в 2016 году (первом сезоне гибридной турбулентности, вызванной политическими событиями) и чуть ниже $987 млн в 2017-м (начале нового цикла роста арт-рынка). С остальными данными обещаем познакомить вас в январе.
В третьей, заключительной части материала речь пойдет о результатах, которые на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips показали современные художники, а также о возвращении в большую аукционную игру публичного рынка Гонконга.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201223_2020Sum_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201223_2020Sum_2.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн