Публичный рынок-2020. Отчет ArtTactic. Часть 2
ARTinvestment.RU   23 декабря 2020

Продолжение анализа продаж предметов искусства и коллекционирования ведущими аукционными домами в 2020 году

Первую часть материала можно прочесть здесь.

AI продолжает разбирать сводный отчет ArtTactic об аукционных продажах 2020 года. Сегодня речь пойдет об итогах смешанных торгов Sotheby’s, Christie’s и Phillips, а также о финансовых гарантиях поручителей.

3. Смешанные торги в 2020 году

• «Смешанные» торги — новый формат продаж искусства с целью собрать максимальное количество коллекционеров за счет расширения предложения. В объединенные каталоги аукционы включали произведения разного времени, от старых мастеров до актуального искусства, а также предметы из смежных сегментов коллекционирования, от винтажных автомобилей до скелета тираннозавра. Смешанные торги были впервые проведены Christie’s, Sotheby’s и Phillips летом 2020 года, и повторены в октябре и декабре. Итогом такого подхода стал совокупный объем продаж в $2,37 млрд. Аукционы по смешанной модели проводились в формате телемоста с аукционистом в студии, в прямом эфире, с учетом часовых поясов, чтобы охватить основные центры искусства — Гонконг, Париж, Лондон и Нью-Йорк.

• Новый формат продаж обеспечил 32,2 % общей выручки трех крупнейших аукционных домов в 2020 году — что говорит о его успехе и о перспективах развития этого направления в будущем.

• Во второй половине года объем продаж Christie’s составил $548,3 млн — на 22 % выше, чем в летний период. Аналогичный показатель Sotheby’s ($504,5 млн) упал на 20,2 %, а Phillips, заработав в декабре рекордные в истории $114,7 млн в течение одного аукционного вечера, превысил летние показатели ($34,7 млн) на 230,6 %.

• В денежном выражении объем продаж всех трех аукционных домов превысил показатели первого полугодия 2020 года на 8,7 %.

• В целом за год покупатели из Гонконга посредством участия по телефону приобрели 30 % лотов, опередив по этом показателю коллекционеров из Нью-Йорка (28 % лотов) и Лондона (25 % лотов).

• На онлайн-ставки среди покупателей всех регионов пришлось 5 % проданных лотов по количеству, или $52,5 млн выручки. Аукционные дома рассчитывают увеличить долю онлайн-продаж, по мере повышения доверия участников торгов к интернет-ставкам и за счет совершенствования технологий.

Таблица 1. Топ-10 художников на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году по объему продаж

Artist  Страна происхождения / Сегмент искусства Средняя стоимость лотов, $ млн Кол-во проданных лотов, шт. Объем продаж, $ млн
Пабло Пикассо
(1881–1973)
Испания / Модернизм 4,3 32  139,0
Саньи (Чан Юй)
(1901–1966)
Китай, Франция / Модернизм 13,1 10  130,8
Чжао Уцзи
(1921–2013)
Китай, Франция / Послевоенное 4,2 25  106,1
Фрэнсис Бэкон
(1909–1992)
Великобритания / Послевоенное 28,0 84,0
Жан-Мишель Баския (1960–1988) США / Послевоенное 4,7 16  75,5
Рой Лихтенштейн
(1924–1997)
США / Послевоенное 10,8 75,4
Герхард Рихтер
(1932)
Германия / Современное 6,6 10  66,1
Джоан Митчелл
(1926–1992)
США / Послевоенное 6,5 58,1
Рене Магритт
(1898–1967)
Бельгия / Послевоенное 4,1 13  53,9
10  Клиффорд Стилл
(1905–1980)
США / Послевоенное 16,3 49,0

4. Финансовые гарантии в 2020 году

Финансовая гарантия в целях настоящей статьи — это обязательство третьего лица (поручителя) выкупить предмет по установленной в трехстороннем соглашении с его владельцем и аукционным домом стоимости. В свою очередь продавец работы, соглашаясь на гарантию поручителя, обязан продать ее по установленной между ними стоимости при любом исходе торгов — будь то продажа с наценкой или not sold. Как правило, гарантированная стоимость устанавливается по нижней границе эстимейта аукционного дома. Соответственно, доходность (или же предполагаемую валовую прибыль) принято считать исходя из разницы между ценой продажи лота и его гарантированной стоимостью при успешной сделке: в этом случае ценовая разница разделяется между поручителем и продавцом в оговоренном соотношении. А предполагаемая она потому, что детали подобных сделок остаются до конца неизвестными. Добавим, что поручителями финансовой гарантии примерно в половине случаев выступают сами аукционные дома.

•  Снижение объемов аукционных продаж в сегментах послевоенного и современного искусства (статистически наиболее привлекательных для третьей стороны, обеспечивающей финансовую гарантию. — AI.) в 2020 году повлекло за собой сокращение объемов финансовых гарантий до $903,5 млн — что на 15,7 % ниже, чем в прошлом сезоне.

• «Гарантированные» продажи обеспечили 42,8 % общей выручки Sotheby’s, Christie’s и Phillips (36,6 % в 2019 году и 43,5 % в 2018 году).

• Средняя доходность финансовых поручителей лотов подросла с 11,0 % в 2019 году до 11,2 % в 2020-м и составила $101,3 млн.

• Вечерние аукционы в Нью-Йорке продолжали доминировать по объемам аукционных гарантий: доля арт-столицы США составила 63,5 %, Лондона — 20,3 %, а Гонконга — 16,2 %.

• При этом Гонконг стал лидером по росту объема финансовых гарантий за два года: от  $26,4 млн в 2018-м и $78,5 млн в 2019-м до $146,3 млн в 2020 году.

Таблица 2. Топ-10 художников, продажи которых были подкреплены финансовыми гарантиями на Sotheby’s, Christie’s и Phillips в 2020 году

Художник Место в топ-10 2019 года Страна происхождения / Сегмент искусства Средняя стоимость лотов, $ млн Кол-во лотов с гарантией, шт. Объем гарантий, $ млн
Дэвид Хокни (1937) 5 Великобритания / Современное 18,2 90,8
Френсис Бэкон (1909–1992) 10 Великобритания / Послевоенное 17,4 69,5
Рой Лихтенштейн (1924–1997) 2 США / Современное 9,9 59,6
Джоан Митчелл (1926–1992) 16 США / Послевоенное 6,12 49,5
Жан-Мишель Баския (1960–1988) 3 США / Послевоенное 5,3 48,1
Сай Твомбли (1928–2011) 21 США / Послевоенное 35,0 35,0
Марк Ротко (1903–1970) 4 США / Послевоенное 30,0 30,0
Брайс Марден (1938) 23 США / Послевоенное 14,6 29,2
Клиффорд Стилл (1905–1980) 26 США / Послевоенное 11,9 23,9
10  Ёсимото Нара (1959) 15 Япония / Современное 3,4 23,5

Комментарий AI: для понимания значения нового формата смешанных торгов рекомендуем прочитать целиком одноименную статью, опубликованную менее 2-х недель назад. Экономя предновогоднее время читателя, процитируем оттуда ключевую фразу: «На примерах трех блоков смешанных торгов — летнего, осеннего и зимнего — аукционные дома тестировали коллекционеров, проверяя, что им больше подходит (а местами и приучая к новому формату), — поэтому в новом сезоне нас ожидают подтвержденные деньгами покупателей догадки. Другими словами, будут и дозированные топ-лоты, и древности, и россыпь молодых талантов — в умеренных пропорциях». Добавить к сказанному можно лишь вопрос о дальнейшей судьбе «перекрестного опыления» старых и новых мастеров с динозаврами: вернутся ли крупнейшие аукционы к разделению аудиторий коллекционеров на сегменты с возвращением полноценных физических продаж — или усилят игру с объединением покупателей и предметов?

Система финансовых гарантий на аукционных торгах в новом сезоне станет героем полноценной январской статьи на нашем ресурсе в рубрике «Просто о сложном». Выскажем главные мысли: поручители (в лице как аукционных домов, так и частных коллекционеров) напрасно до сих пор официально не приравнены к арт-инвесторам — комбинация расчета, азарта и возможного заработка у них одинаковая. За последние годы подобные операции стали куда более подготовленными: валовая прибыль поручителей при операциях с гарантированными лотами выросла с 3,4 % в 2015 году до 11,2 % в 2020-м, что значит: коллекционеры дружат с теорией и анализом. Изменения претерпела и десятка фаворитов «арт-ставок»: в 2015-м больше других художников гарантировали лоты Виллема де Кунинга и Энди Уорхола, а Дэвид Хокни, Джоан Митчелл и Брайс Марден ворвались в рейтинг лишь в нынешнем году.

Другими словами, активность финансовых поручителей — такой же рыночный барометр, как и ценовая динамика. Что такое «гарантированные» $903,5 млн в пятилетней ретроспективе? На текущий момент эта цифра гораздо выше $591 млн в 2016 году (первом сезоне гибридной турбулентности, вызванной политическими событиями) и чуть ниже $987 млн в 2017-м (начале нового цикла роста арт-рынка). С остальными данными обещаем познакомить вас в январе.

В третьей, заключительной части материала речь пойдет о результатах, которые на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips показали современные художники, а также о возвращении в большую аукционную игру публичного рынка Гонконга.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201223_2020Sum_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201223_2020Sum_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх