Смешанные торги зимы — 2020. Отчет ArtTactic
Анализ объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов
В заключительном годовом отчете, посвященном аукционным торгам декабрьского сезона 2020, ArtTactic проанализировал три вечерних аукциона, прошедших в декабре 2020 года по смешанной модели, то есть намеренно собравших вместе искусство разного времени. Напомним, «смешанные торги» в 2020 году состоялись уже в третий раз: минувшим летом их результаты стали причиной осторожных восторгов и надежды на скорое восстановление рынка, осенние торги привели многих экспертов в недоумение, показав меньшие сборы в денежном выражении. Тем временем Sotheby’s, Christie’s и Phillips просто решили разделить свои традиционные ноябрьские продажи на две части — октябрьскую и декабрьскую (читай: до и после выборов Президента США. — AI.). Ниже представлены данные как «зимней части» смешанных торгов, так и объединенные цифры второй половины карантинного сезона 2020.
Объектами своего исследования британская компания выбрала:
• аукцион Christie’s: 20th Century: Hong Kong to New York (2 декабря 2020);
• аукцион Phillips: 20th Century & Contemporary Art Evening Sale (7 декабря 2020);
• аукцион Sotheby’s: Impressionist, Modern & Contemporary Art | An Evening Sale (8 декабря 2020).
Таблица 1. Основные итоги осенних объединенных торгов сезона осень-зима 2020
| Показатель | Декабрь 2020 | Осенне-зимний сезон 2020, целиком | Изменения в сравнении с летом 2020, % | |
|---|---|---|---|---|
| Продано лотов, | шт. | 98 | 216 | +21,3 |
| % | 89,9 | 90,7 | –4,4 | |
| Совокупный объем продаж по цене молотка, $ млн | 266,7 | 754,0 | +11,8 | |
| Средняя стоимость лота по цене молотка, $ млн | 2,27 | 3,20 | –23,8 | |
| Доля лотов, проданных выше среднего эстимейта, % | 35,8 | 31,9 | –23,4 | |
То же, но более подробно.
• Объем объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства на декабрьских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips составил $266,7 млн, с суммарным эстимейтом $252,5–347,3 млн.
• В ценовом значении объем продаж на смешанных торгах осенне-зимнего сезона 2020 вырос на 6,3 % по сравнению с летним сезоном этого года.
• В отличие от двух других аукционных домов в отчете, Phillips не проводил смешанные торги в октябре, отложив их проведение до декабря. Декабрьские торги показали результат $114,7 млн за один вечер, или в 3 раза больше, чем $34,7 млн летом. Этот результат для Phillips также стал лучшим за всю историю проведения торгов.
• Объем продаж искусства на смешанных торгах Christie’s в октябре и декабре составил $366 млн, что на 0,9 % выше летних показателей. Сборы Sotheby’s за тот же период ($273,2 млн) упали на 12,3 % по сравнению с итогами лета 2020 года.
• Количество лотов, снятых с аукционных торгов, по сравнению с осенними смешанными торгами 2020 года немного уменьшилось: в декабре было отозвано в общей сложности 8 лотов с общей низкой оценочной стоимостью $11,5 млн (в октябре — 13 шт. с общей оценочной стоимостью $82,3 млн. — AI.).
• Итого: Christie’s не отозвал ни одного лота в этом сезоне, Sotheby’s отозвал пять лотов с совокупным нижним эстимейтом в $10,1 млн (все лоты принадлежали к категориям импрессионистов и современного искусства). Phillips отозвал 3 лота с совокупным нижним эстимейтом в $1,35 млн, включая бронзовую скульптуру Гастона Лашеза (эстимейт $600–800 тыс.).
• На смешанных торгах объем финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели лот по нижней границе эстимейта вне зависимости от результатов торгов. — AI.) составил $176,5 млн по сравнению с совокупной ценой молотка в $183,4 млн. Таким образом поручители в среднем заработали (или сэкономили, как кому ближе. — AI.) по итогам сделанных ставок 3,9 % от фактической стоимости продаж работ.
• Гарантированными в декабре оказались 52 лота из 109. У Phillips — 14 лотов с оценкой по нижней границе эстимейта в $89,6 млн. Sotheby’s — 15 лотов ($33,1 млн по нижней границе), Christie’s — 23 лота ($53,8 млн по нижней границе).
• Художники в возрасте до 45 лет на последних смешанных торгах принесли трем ведущим аукционным домам $13,7 млн за 13 лотов. Несмотря на то, что указанная сумма составила всего 5,2 % от общего объема продаж, ряд молодых художников в декабре побили свои предыдущие аукционные рекорды: Кехинде Вили, Джаде Фадожутими, Вон Спанн, Шара Хьюз, Амоако Боафо, Николас Пати и Дана Шутц.
• В общей сложности 12 из 13 лотов авторства художников молодого поколения были проданы выше среднего эстимейта. Это подтверждает результаты ноябрьского отчета ArtTactic Confidence Report, в котором 59 % экспертов ожидали, что увеличение интереса к молодым авторам продолжится в течение следующих 6 месяцев.
Таблица 2. Общие данные продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, декабрь 2020
| Аукционный дом | Sotheby's | Christie's | Phillips |
|---|---|---|---|
| Формат торгов | Единые торги | Торги с отдельным аукционистом в каждой стране | Единые торги |
| Города проведения торгов | Нью-Йорк, Лондон, Гонконг | Нью-Йорк, Гонконг | Нью-Йорк, Лондон |
| Количество торгов | 1 | 1 | 1 |
| Объем продаж (цена молотка), $ млн | 52,9 | 99,1 | 114,7 |
| Нижний эстимейт, $ млн | 40,1 | 140,8 | 147,9 |
| Верхний эстимейт, $ млн | 58,6 | 444 | 41,6 |
| Выставлено лотов, шт. | 25 | 49 | 35 |
| Продано, шт. | 23 | 44 | 31 |
| Продано, % | 92,0 | 89,8 | 88,6 |
| Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн | 2,3 | 2,3 | 3,7 |
| Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт. | 7 | 15 | 17 |
| Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт. | 18 | 34 | 17 |
| Топ-продажа | Лот 4. Александр Колдер. Mariposa (1951) $15,6 млн | Лот 37. Анри де Тулуз-Лотрек. Pierreuse (1889) $7,6 млн | Лот 10. Дэвид Хокни. Nichols Canyon (1980) $35,5 млн |
| Лоты с гарантией выкупа, шт. | 15 | 23 | 14 |
| Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, % | 82,5 | 57,1 | 75,7 |
| Доля лотов с онлайн-ставками, % | 17,4 | 18,2 | 29,0 |
| Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, % | 4,0 | 2,0 | 5,7 |
Таблица 3. Топ-10 продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, декабрь 2020
| № | Автор | Название работы | Аукционный дом, метод совершения сделки / Город | Сегмент искусства | Цена продажи (молоток), $ млн |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Дэвид Хокни (1937) | Nichols Canyon | Phillips, телефон / Лондон | Современное | 35,5 |
| 2 | Клиффорд Стилл (1904–1980) | PH-407 | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 17,0 |
| 3 | Александр Колдер (1898–1976) | Mariposa | Sotheby’s, телефон / Гонконг | Послевоенное | 15,6 |
| 4 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | Portrait of A-One A.K.A. King | Phillips, телефон / Лондон | Современное | 10,0 |
| 5 | Пабло Пикассо (1881–1973) | Buste de femme assise | Sotheby’s, телефон / Лондон | Модернизм | 9,5 |
| 6 | Джоан Митчелл (1926–1992) | Untitled | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 9,5 |
| 7 | Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) | Pierreuse | Christie’s, телефон / Нью-Йорк | Импрессионизм | 7,6 |
| 8 | Ёситомо Нара (1959) | Agent Orange (In the Milky Lake) | Christie’s, телефон / Нью-Йорк | Современное | 7,1 |
| 9 | Энди Уорхол (1928–1987) | Small Campbell's Soup Can | Christie’s, телефон / Гонконг | Послевоенное | 5,5 |
| 10 | Энди Уорхол (1928–1987) | Dollar Sign | Christie’s, телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 5,4 |
Таблица 4. Топ-10 предметов искусства, проданных с наибольшим превышением среднего эстимейта на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, декабрь 2020
| № | Имя художника | Название работы | Аукционный дом, метод совершения сделки / Город | Сегмент искусства | Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Эми Шеральд (1973) | The Bathers | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Признанные современные художники | 20,00 |
| 2 | Жаде Фадожутими (1993) | Lotus Land | Phillips, онлайн-ставка | Молодые художники | 6,00 |
| 3 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Pink Wave | Sotheby’s, телефон / Нью-Йорк | Молодые художники | 5,50 |
| 4 | Вон Спанн (1992) | Big Black Rainbow (Deep Dive) | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Молодые художники | 3,80 |
| 5 | Тит Капхар (1976) | Veil | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Молодые художники | 3,63 |
| 6 | Микален Томас (1971) | I've Been Good To Me | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Признанные современные художники | 2,88 |
| 7 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Before Night Falls | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Молодые художники | 2,53 |
| 8 | Амоако Боафо (1984) | Purple on Red | Phillips, онлайн-ставка | Молодые художники | 2,40 |
| 9 | Кехинде Вили (1977) | Portrait of Mickalene Thomas, the Coyote | Phillips, телефон / Нью-Йорк | Молодые художники | 2,40 |
| 10 | Тит Капхар (1976) | Another Fight for Remembrance: Study | Christie’s, телефон / Нью-Йорк | Молодые художники | 2,24 |
Комментарий AI: все аукционные вечера, проведенные по «смешанной модели», — один летний, и два осенне-зимних — выдались совершенно непохожими друг на друга. В июне арт-рынку был презентован типичный «кризисный» вариант — с 50%-ным сокращением количества лотов, увеличением процента проданных предметов и несколькими громкими сделками, свидетельствующими о живучести рынка (в их природе разбираться не будем: они состоялись, поддержали информационную волну и снизили градус опасений общества — и на том спасибо. — AI.). Осенние торги ознаменовали новый подход к формированию каталога (а для кого-то — и коллекций): наряду с предметами искусства, были представлены предметы коллекционирования из мира мебели, автомобилей и палеонтологических находок.
Последний, декабрьский блок, стал ни тем, ни другим: громкие продажи (за исключением, пожалуй, работы Дэвида Хокни) отсутствовали, скелеты динозавров больше не продавались, зато вовсю солировали молодые имена, впитавшие в себя за полгода изоляции арт-рынка новые кураторские, ценовые и политические смыслы. Означает ли это, что в 2021 году продолжится линия зимних торгов? На наш взгляд, дело здесь в другом: на примерах трех сезонов аукционные дома тестировали коллекционеров, проверяя, что им больше подходит (а местами и приучая к новому формату), — поэтому в новом сезоне нас ожидают подтвержденные деньгами покупателей догадки. Другими словами, будут и дозированные топ-лоты, и древности, и россыпь молодых талантов — в умеренных пропорциях.
Для внимательного читателя центральный зимний аукционный блок ничего не изменил в настроениях: «летние» итоги превзошли лишь два «осенне-зимних» показателя из Таблицы 1 — общее количество лотов и объем продаж. В то же время снизилась средняя стоимость проданных лотов (прогнозируемо, из-за отсутствия топ-вещей), а также процент проданных предметов и количество работ, проданных выше среднего эстимейта (чуть менее прогнозируемо, но допустимо — учитывая попытку аукционных домов чуть расширить ассортимент предложения). Другими словами, все, что было написано нами в комментариях к осенней аукционной аналитике, справедливо сказать и сегодня. Единственное — следует отдельно поздравить Phillips c рекордным аукционным вечером (пусть даже аукционный дом и пропустил осенний блок, а декабьская топ-работа торгов обеспечила 31 % от объема продаж): давайте не забывать, что рекорд был установлен в году, который многими за глаза считался «годом антирекордов».
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201215_hybrid3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201215_hybrid3.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


