Смешанные торги зимы — 2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   15 декабря 2020

Анализ объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов

В заключительном годовом отчете, посвященном аукционным торгам декабрьского сезона 2020, ArtTactic проанализировал три вечерних аукциона, прошедших в декабре 2020 года по смешанной модели, то есть намеренно собравших вместе искусство разного времени. Напомним, «смешанные торги» в 2020 году состоялись уже в третий раз: минувшим летом их результаты стали причиной осторожных восторгов и надежды на скорое восстановление рынка, осенние торги привели многих экспертов в недоумение, показав меньшие сборы в денежном выражении. Тем временем Sotheby’s, Christie’s и Phillips просто решили разделить свои традиционные ноябрьские продажи на две части — октябрьскую и декабрьскую (читай: до и после выборов Президента США. — AI.). Ниже представлены данные как «зимней части» смешанных торгов, так и объединенные цифры второй половины карантинного сезона 2020.

Объектами своего исследования британская компания выбрала:

• аукцион Christie’s: 20th Century: Hong Kong to New York (2 декабря 2020);

• аукцион Phillips: 20th Century & Contemporary Art Evening Sale (7 декабря 2020);

• аукцион Sotheby’s: Impressionist, Modern & Contemporary Art | An Evening Sale (8 декабря 2020).

Таблица 1. Основные итоги осенних объединенных торгов сезона осень-зима 2020

Показатель Декабрь 2020 Осенне-зимний сезон 2020, целиком Изменения в сравнении с летом 2020, %
Продано лотов, шт. 98 216 +21,3
% 89,9 90,7 –4,4
Совокупный объем продаж по цене молотка, $ млн 266,7 754,0 +11,8
Средняя стоимость лота по цене молотка, $ млн 2,27 3,20 –23,8
Доля лотов, проданных выше среднего эстимейта, % 35,8 31,9 –23,4

То же, но более подробно.

• Объем объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства на декабрьских торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips составил $266,7 млн, с суммарным эстимейтом $252,5–347,3 млн.

• В ценовом значении объем продаж на смешанных торгах осенне-зимнего сезона 2020 вырос на 6,3 % по сравнению с летним сезоном этого года.

• В отличие от двух других аукционных домов в отчете, Phillips не проводил смешанные торги в октябре, отложив их проведение до декабря. Декабрьские торги показали результат $114,7 млн за один вечер, или в 3 раза больше, чем $34,7 млн летом. Этот результат для Phillips также стал лучшим за всю историю проведения торгов.

• Объем продаж искусства на смешанных торгах Christie’s в октябре и декабре составил $366 млн, что на 0,9 % выше летних показателей. Сборы Sotheby’s за тот же период ($273,2 млн) упали на 12,3 % по сравнению с итогами лета 2020 года.

• Количество лотов, снятых с аукционных торгов, по сравнению с осенними смешанными торгами 2020 года немного уменьшилось: в декабре было отозвано в общей сложности 8 лотов с общей низкой оценочной стоимостью $11,5 млн (в октябре — 13 шт. с общей оценочной стоимостью $82,3 млн. — AI.).

• Итого: Christie’s не отозвал ни одного лота в этом сезоне, Sotheby’s отозвал пять лотов с совокупным нижним эстимейтом в $10,1 млн (все лоты принадлежали к категориям импрессионистов и современного искусства). Phillips отозвал 3 лота с совокупным нижним эстимейтом в $1,35 млн, включая бронзовую скульптуру Гастона Лашеза (эстимейт $600–800 тыс.).

• На смешанных торгах объем финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели лот по нижней границе эстимейта вне зависимости от результатов торгов. — AI.) составил $176,5 млн по сравнению с совокупной ценой молотка в $183,4 млн. Таким образом поручители в среднем заработали (или сэкономили, как кому ближе. — AI.) по итогам сделанных ставок 3,9 % от фактической стоимости продаж работ.

• Гарантированными в декабре оказались 52 лота из 109. У Phillips — 14 лотов с оценкой по нижней границе эстимейта в $89,6 млн. Sotheby’s — 15 лотов ($33,1 млн по нижней границе), Christie’s — 23 лота ($53,8 млн по нижней границе).

• Художники в возрасте до 45 лет на последних смешанных торгах принесли трем ведущим аукционным домам $13,7 млн за 13 лотов. Несмотря на то, что указанная сумма составила всего 5,2 % от общего объема продаж, ряд молодых художников в декабре побили свои предыдущие аукционные рекорды: Кехинде Вили, Джаде Фадожутими, Вон Спанн, Шара Хьюз, Амоако Боафо, Николас Пати и Дана Шутц.

• В общей сложности 12 из 13 лотов авторства художников молодого поколения были проданы выше среднего эстимейта. Это подтверждает результаты ноябрьского отчета ArtTactic Confidence Report, в котором 59 % экспертов ожидали, что увеличение интереса к молодым авторам продолжится в течение следующих 6 месяцев.

Таблица 2. Общие данные продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, декабрь 2020

Аукционный дом Sotheby's Christie's Phillips
Формат торгов Единые торги Торги с отдельным аукционистом в каждой стране Единые торги
Города проведения торгов Нью-Йорк, Лондон, Гонконг Нью-Йорк, Гонконг Нью-Йорк, Лондон
Количество торгов 1 1 1
Объем продаж (цена молотка), $ млн 52,9 99,1 114,7
Нижний эстимейт, $ млн 40,1 140,8 147,9
Верхний эстимейт, $ млн 58,6 444 41,6
Выставлено лотов, шт. 25 49 35
Продано, шт. 23 44 31
Продано, % 92,0 89,8 88,6
Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн 2,3 2,3 3,7
Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт. 7 15 17
Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт. 18 34 17
Топ-продажа Лот 4. Александр Колдер.
Mariposa (1951)
$15,6 млн
Лот 37. Анри де Тулуз-Лотрек.
Pierreuse (1889)
$7,6 млн
Лот 10. Дэвид Хокни.
Nichols Canyon (1980)
$35,5 млн
Лоты с гарантией выкупа, шт. 15 23 14
Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, % 82,5 57,1 75,7
Доля лотов с онлайн-ставками, % 17,4 18,2 29,0
Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, % 4,0 2,0 5,7

Таблица 3. Топ-10 продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, декабрь 2020

Автор Название работы Аукционный дом, метод совершения сделки / Город Сегмент искусства Цена продажи (молоток), $ млн
1 Дэвид Хокни (1937) Nichols Canyon Phillips, телефон / Лондон Современное 35,5
Клиффорд Стилл (1904–1980) PH-407 Phillips, телефон / Нью-Йорк Послевоенное 17,0
Александр Колдер (1898–1976) Mariposa Sotheby’s, телефон / Гонконг Послевоенное 15,6
Жан-Мишель Баския (1960–1988) Portrait of A-One A.K.A. King Phillips, телефон / Лондон Современное 10,0
Пабло Пикассо (1881–1973) Buste de femme assise Sotheby’s, телефон / Лондон Модернизм 9,5
Джоан Митчелл (1926–1992) Untitled Phillips, телефон / Нью-Йорк Послевоенное 9,5
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) Pierreuse Christie’s, телефон / Нью-Йорк Импрессионизм 7,6
Ёситомо Нара (1959) Agent Orange (In the Milky Lake) Christie’s, телефон / Нью-Йорк Современное 7,1
Энди Уорхол (1928–1987) Small Campbell's Soup Can Christie’s, телефон / Гонконг Послевоенное 5,5
10  Энди Уорхол (1928–1987) Dollar Sign Christie’s, телефон / Нью-Йорк Послевоенное 5,4

Таблица 4. Топ-10 предметов искусства, проданных с наибольшим превышением среднего эстимейта на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, декабрь 2020

Имя художника Название работы Аукционный дом, метод совершения сделки / Город Сегмент искусства Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е
1 Эми Шеральд (1973) The Bathers Phillips, телефон / Нью-Йорк Признанные современные художники 20,00
Жаде Фадожутими (1993) Lotus Land Phillips, онлайн-ставка Молодые художники 6,00
Мэтью Вонг (1984–2019) Pink Wave Sotheby’s, телефон / Нью-Йорк Молодые художники 5,50
Вон Спанн (1992) Big Black Rainbow (Deep Dive) Phillips, телефон / Нью-Йорк Молодые художники 3,80
Тит Капхар (1976) Veil Phillips, телефон / Нью-Йорк Молодые художники 3,63
Микален Томас (1971) I've Been Good To Me Phillips, телефон / Нью-Йорк Признанные современные художники 2,88
Мэтью Вонг (1984–2019) Before Night Falls Phillips, телефон / Нью-Йорк Молодые художники 2,53
Амоако Боафо (1984) Purple on Red Phillips, онлайн-ставка Молодые художники 2,40
Кехинде Вили (1977) Portrait of Mickalene Thomas, the Coyote Phillips, телефон / Нью-Йорк Молодые художники 2,40
10  Тит Капхар (1976) Another Fight for Remembrance: Study Christie’s, телефон / Нью-Йорк Молодые художники 2,24

Комментарий AI: все аукционные вечера, проведенные по «смешанной модели», — один летний, и два осенне-зимних — выдались совершенно непохожими друг на друга. В июне арт-рынку был презентован типичный «кризисный» вариант — с 50%-ным сокращением количества лотов, увеличением процента проданных предметов и несколькими громкими сделками, свидетельствующими о живучести рынка (в их природе разбираться не будем: они состоялись, поддержали информационную волну и снизили градус опасений общества — и на том спасибо. — AI.). Осенние торги ознаменовали новый подход к формированию каталога (а для кого-то — и коллекций): наряду с предметами искусства, были представлены предметы коллекционирования из мира мебели, автомобилей и палеонтологических находок.

Последний, декабрьский блок, стал ни тем, ни другим: громкие продажи (за исключением, пожалуй, работы Дэвида Хокни) отсутствовали, скелеты динозавров больше не продавались, зато вовсю солировали молодые имена, впитавшие в себя за полгода изоляции арт-рынка новые кураторские, ценовые и политические смыслы. Означает ли это, что в 2021 году продолжится линия зимних торгов? На наш взгляд, дело здесь в другом: на примерах трех сезонов аукционные дома тестировали коллекционеров, проверяя, что им больше подходит (а местами и приучая к новому формату), — поэтому в новом сезоне нас ожидают подтвержденные деньгами покупателей догадки. Другими словами, будут и дозированные топ-лоты, и древности, и россыпь молодых талантов — в умеренных пропорциях.

Для внимательного читателя центральный зимний аукционный блок ничего не изменил в настроениях: «летние» итоги превзошли лишь два «осенне-зимних» показателя из Таблицы 1 — общее количество лотов и объем продаж. В то же время снизилась средняя стоимость проданных лотов (прогнозируемо, из-за отсутствия топ-вещей), а также процент проданных предметов и количество работ, проданных выше среднего эстимейта (чуть менее прогнозируемо, но допустимо — учитывая попытку аукционных домов чуть расширить ассортимент предложения). Другими словами, все, что было написано нами в комментариях к осенней аукционной аналитике, справедливо сказать и сегодня. Единственное — следует отдельно поздравить Phillips c рекордным аукционным вечером (пусть даже аукционный дом и пропустил осенний блок, а декабьская топ-работа торгов обеспечила 31 % от объема продаж): давайте не забывать, что рекорд был установлен в году, который многими за глаза считался «годом антирекордов».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201215_hybrid3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201215_hybrid3.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх