- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Современные художники в кризис: Дана Шутц
ARTinvestment.RU 27 августа 2020
Дана Шутц — художник, изображающий чувство, но не взгляд со стороны, а чистое, исходящее изнутри переживание, близкое эстетике «живописи телесного сознания»
В предыдущих материалах новой рубрики AI мы рассказывали о художниках, возглавляющих рейтинг доверия арт-рынка среди восходящих звезд молодого поколения: американце Рашиде Джонсоне. и британке Линетт Йадом-Боакье. Третье место по итогам рейтинга ArtTactic занимает Дана Шутц (род. 1976) — современная американская художница.
Искусство Даны Шутц сложно любить, им сложно наслаждаться — слишком оно живое, завязанное на эмоциях, экспрессивное, гротескное. Но также и сложно пройти мимо её картин: от ранних опытов запечатления динамики повседневных деталей до интенсивных саморепрезентативных, очень личных серий работ её искусство всегда ярко, образно и специфично настолько, что не может не производить сильный, порой шокирующий эффект на зрителя. И если видеть одним из смыслов существования искусства вызов эмоций, ассоциаций и глубинной личной реакции зрителя с помощью созданных художником образов, то Дана Шутц справляется с этой задачей на уровне самых лучших авторов второй половины XX — XXI века.
На протяжении десятилетий своей творческой деятельности Дана Шутц, как и всякий автор, прошла ряд последовательных изменений манеры, но основное направление осталось неизменно: как и много лет назад, она занимается созданием визуального языка для отображения сугубо телесных ощущений и субъективного опыта. И если ранние серии (например, «Чихание») были своеобразным творческим экспериментом по фиксации этой неконтролируемой физической реакции организма, то последующие работы автора — рефлексия на различные события и своеобразный ответ на собственные эмоции.
Не случайно одним из главных драйверов её карьеры, выдвинувших её имя из ряда многообещающих современных авторов в число признанных мастеров современного искусства, был скандал на особенно актуальную сейчас тему использования белыми авторами сюжетов из жизни афроамериканской части населения США. Речь идет о картине «Открытый гроб», представленной Шутц на биеннале Уитни в 2017 году. Переработанное в стилистике автора изображение афроамериканского юноши, погибшего от рук двух белых мужчин в 1955 году, позиционировалось как рефлексия одной матери (Шутц) на потерю ребенка другой (матери убитого подростка). Реакция общества на неё была глубоко эмоциональной, страстной и со стороны афроамериканского сообщества — максимально негативной. Работа буквально расколола арт-сообщество страны на две части, вызвав целую волну споров о расе, цензуре, культурной апроприации и о том, какие темы и сюжеты допустимо использовать в своем творчестве современному художнику в зависимости от его происхождения.
Подобная ситуация — а в какой-то момент активисты пытались физически заслонять собой картину и даже собирали подписи за ее уничтожение — не могла не повлиять на дальнейшее творчество художника. И живописные серии Шутц последних лет являются, скорее, не абстрактными размышлениями на интересующие автора темы (как, например, серия работ начала 2000-х годов, посвященная переживаниям персонажа по имени Фрэнк, последнего человека на земле), а прямым ответом на пережитое ею во время биеннале Уитни, не исключая, впрочем, и обращения к актуальной социальной повестке наших дней.
Об отношении Шутц к происшедшему в метафоричной, гротескной манере рассказывают многие её работы 2018–2019 годов, посвященные теме агрессии, непонимания, а также тревожности, обусловленной происходящими вокруг изображаемых персонажей событиями. Работы Шутц становятся всё более метафоричными. На её холстах то и дело появляются персонажи, находящиеся в состоянии борьбы или поддержки друг друга, изображения фигур в опасности — потерпевших кораблекрушение или выброшенных на берег. В сочетании с уникальной изобразительной манерой Шутц, эстетически близкой «живописи телесного сознания» австрийской художницы Марии Лессинг, её работы производят поистине неизгладимое впечатление. Что в наше неспокойное время придает работам актуальности и является одним их факторов успеха (в том числе и рыночного).
Даты и факты биографии
1976: родилась в г. Ливония (Мичиган, США) в семье школьного психолога и преподавательницы искусства в средней школе.
1995: окончив школу, поступила в Институт искусств в Кливленде, где в 1999 получила степень бакалавра искусств, после чего некоторое время посещала Школу искусства и дизайна в Норвиче (Великобритания).
2000: вернувшись в Кливленд, получила степень бакалавра гуманитарных наук.
2002: получила степень магистра гуманитарных наук в Колумбийском университете в Нью-Йорке. С этого времени живет и работает в Нью-Йорке.
2002: первая персональная выставка, впервые представлен персонаж Фрэнк: «Он был последним человеком на Земле, а я была последним зрителем и его последним свидетелем. Он позировал мне, а я представляла события и другие вещи с ним связанные» (Дана Шутц).
2017: участвовала в биеннале Уитни с работой «Открытый гроб» (2016), откликом на которую стало «Письмо черных», подписанное 34 чернокожими деятелями искусства. Авторы письма требовали не только прекратить демонстрировать картину, но и физически уничтожить её. Тогда же цены на работы Шутц на аукционных торгах приблизились к $500 тыс. на старте.
26 мая 2019: на торгах Sotheby’s работа Даны Шутц Civil Planning (2004) была продана за рекордные $2 млн.
Дана Шутц в цифрах и фактах
Согласно данным ArtFacts, к настоящему моменту художница имеет 26 персональных выставок, 125 групповых и 3 биеннале (среди которых участие в основном проекте 50-й Венецианской биеннале в 2003 году и упомянутая выше скандальная биеннале Уитни). Места проведения выставок — либо коммерческие пространства, либо институциональные залы небольших (пока) музеев США, Канады, Европы и Австралии. В последние годы работы Даны Шутц постоянно выставляются в рамках топ-ярмарок Art Basel, Frieze и даже TEFAF (наряду со старыми мастерами, в рамках «политики неожиданности» ярмарки). Работы художницы находятся в престижных музейных собраниях «второго-третьего эшелона»: The Saatchi Gallery (Лондон), MOCA Grand Avenue (Лос-Анджелес), De La Cruz Collection Contemporary Art Space (Майами), Museo d'Arte Moderna e Contemporanea di Trento e Rovereto (MART, Роверето, Италия) и др. Основная галерея, представляющая художника, — Friedrich Petzel Gallery (Нью-Йорк), правами на публикацию тиражной продукции обладает Two Palms (Нью-Йорк).
Аукционная история Даны Шутц началась в 2005 году с продажи одной работы за $80 тыс. Далее аукционные рекорды ставились художницей поступательно: в 2007-м, 2012-м, 2014-м и 2018-м. На аукционный сезон 2019 года пришлось наибольшее количество проданных работ (21), наивысшая капитализация ($8,05 млн) и ценовой рекорд публичных продаж ($2,0 млн без учета комиссии покупателя). Отметим, что увеличение аукционной активности на вторичном рынке произошло спустя год после участия в биеннале Уитни с «Открытым гробом» — другими словами, рынок почувствовал, что приобретенные в начале 2010-х работы можно спекулятивно продать «в моменте».
В 2020 году (до 26 августа) на публичные торги были выведены 9 работ художницы, все они были проданы на общую сумму $1,42 млн (антирекорды Шутц случились в 2015–2016 годах: до 87 % непроданных работ). При этом средняя стоимость произведений составила $158 тыс. — не самая высокая цифра за все аукционные годы (средняя стоимость работ с 2013 по 2020 год составляет $177 тыс. за работу). Отсутствие четкой взаимосвязи аукционных данных с маркетинговой активностью художницы (за исключением последних трех лет) не позволяют ни Artprice, ни нам с вами построить какие-либо индексы, отражающие динамику Даны Шутц.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Даны Шутц, 2005–2020
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн |
---|---|---|---|---|
1 | Civil Planning (2004) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 2000,0 |
2 | Shooting on the Air (2016) | Christie's, Нью-Йорк | 2019 | 900,0 |
3 | Signing (2009) | Phillips, Нью-Йорк | 2019 | 800,0 |
4 | Hand (2004) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 760,0 |
5 | Kissing in the Dump (2004) | Christie's, Лондон | 2020 | 739,3 |
6 | Moonwalker (2009) | Phillips, Лондон | 2019 | 697,5 |
7 | Her Arms (2003) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 650,0 |
8 | Reformers (2004) | Phillips, Нью-Йорк | 2014 | 500,0 |
9 | Romance (2006) | Phillips, Нью-Йорк | 2019 | 493,9 |
10 | Home Birth (2016) | Christie's, Лондон | 2019 | 482,3 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Даны Шутц, проданных на аукционных торгах, 2013–2020
Ценовой диапазон | $5–10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ тыс. | 27,8 | 485,9 | 958,9 | 8607,1 | 4546,7 | 2000 |
% | 0,2 | 2,9 | 12,8 | 51,8 | 27,3 | 12,0 | |
Продано лотов | шт. | 4 | 18 | 12 | 34 | 6 | 1 |
% | 5,3 | 24,0 | 16,0 | 45,3 | 8,0 | 1,3 |
Таблица 3. Ценовая динамика работ Даны Шутц, проданных на аукционных торгах, 2013–2020
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ тыс. | 704 | 1770 | 180 | 232 | 417 | 1332 | 8054 | 1426 |
шт. | 5 | 9 | 1 | 2 | 7 | 12 | 21 | 9 |
Дана Шутц и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что рынок художницы сможет успешно пережить нынешний кризис, связанный с пандемией. Дана Шутц занимает третье место в рейтинге молодых современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют стабильный рынок в краткосрочной перспективе: у нее 70 баллов из 100 возможных (у лидеров рейтинга, Рашида Джонсона и Линетт Йадом-Боакье, — 84 и 82 соответственно). В долгосрочной перспективе молодых художников на 10 следующих лет Дана делит лишь 5–6 места: кроме Джонсона и Йадом-Боакье, она «пропустила» вперед Джули Мерету (Marian Goodman Gallery), Нджидеку Кросби (David Zwirner Gallery) и Дана Во (White Cube). Думаем, после указанных в скобках галерей, стоящих за лидерами рейтинга, причину падения объяснять не нужно: хорошо что Дана Шутц не откатилась еще ниже (там ее «подпирают» ведомые Ларри Гагосяном Томаc Хаусиго и Стерлинг Руби).
Комментарий AI: У каждого Eagles есть свой «Отель Калифорния», говорят в шоу-бизнесе. Эту поговорку можно трансформировать и для рынка искусства: у каждой Даны Шутц есть свой «Открытый гроб». До создания в 2016-м году пронзительной социальной работы, ставшей визитной карточкой (все еще) молодой художницы, у Даны Шутц были и другие биеннале, и поступательный рост качества музейных институций, принимавших ее выставки. Да и средняя стоимость работ художницы установилась на отметке «свыше $100 тыс.» еще c 2013-го, а сам рынок фигуративного искусства вышел на очередной виток популярности. Но — сознательно или нет — Дана привнесла в свое творчество общественную тему, которая сегодня стала частью политической жизни США.
Сегодня она — самая известная белая художница, выступающая за права черных. На днях Дана Шутц оказалась в центре скандала, о котором писал AI: музей Уитни вынужден был отменить выставку актуального молодого искусства из-за протестов участников, которые взялись пересмотреть отношения музей — художник (в свою сторону, разумеется). Думается, это не последний информационный повод, который свяжет Дану и движение за расовое равноправие в ближайшее время, однако теперь очевидно: от того, чем закончится это движение, будет во многом зависеть и карьера самой художницы. На всякий случай напомним, что молодые темнокожие художники из рейтинга ArtTactic, ведомые топ-галереями, пока сохраняют завидный нейтралитет в своей оценке ситуации в США.
Вместе со всем цивилизованным миром AI надеется, что правда и равноправие в итоге восторжествуют — с минимумом физических и репутационных потерь для всех сторон. Если же вдруг окажется, что нынешние волнения в США были спровоцированы внутриполитической борьбой, — увы, движение завершится так же быстро, как и началось. А с ним и судьбы многих художников, принявших в нем активное и бескорыстное участие. Случись такой поворот — и карьеру Даны Шутц может накрыть крышка того самого предмета из ее известной работы.
А этого очень не хотелось бы. Ведь Дана — профессиональный и очень талантливый художник, остро чувствующий время.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200827_dana_shutz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200827_dana_shutz.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год