Современные художники в кризис: Дана Шутц
ARTinvestment.RU   27 августа 2020

Дана Шутц — художник, изображающий чувство, но не взгляд со стороны, а чистое, исходящее изнутри переживание, близкое эстетике «живописи телесного сознания»

В предыдущих материалах новой рубрики AI мы рассказывали о художниках, возглавляющих рейтинг доверия арт-рынка среди восходящих звезд молодого поколения: американце Рашиде Джонсоне. и британке Линетт Йадом-Боакье. Третье место по итогам рейтинга ArtTactic занимает Дана Шутц (род. 1976) — современная американская художница.

Искусство Даны Шутц сложно любить, им сложно наслаждаться — слишком оно живое, завязанное на эмоциях, экспрессивное, гротескное. Но также и сложно пройти мимо её картин: от ранних опытов запечатления динамики повседневных деталей до интенсивных саморепрезентативных, очень личных серий работ её искусство всегда ярко, образно и специфично настолько, что не может не производить сильный, порой шокирующий эффект на зрителя. И если видеть одним из смыслов существования искусства вызов эмоций, ассоциаций и глубинной личной реакции зрителя с помощью созданных художником образов, то Дана Шутц справляется с этой задачей на уровне самых лучших авторов второй половины XX — XXI века.

На протяжении десятилетий своей творческой деятельности Дана Шутц, как и всякий автор, прошла ряд последовательных изменений манеры, но основное направление осталось неизменно: как и много лет назад, она занимается созданием визуального языка для отображения сугубо телесных ощущений и субъективного опыта. И если ранние серии (например, «Чихание») были своеобразным творческим экспериментом по фиксации этой неконтролируемой физической реакции организма, то последующие работы автора — рефлексия на различные события и своеобразный ответ на собственные эмоции.

Не случайно одним из главных драйверов её карьеры, выдвинувших её имя из ряда многообещающих современных авторов в число признанных мастеров современного искусства, был скандал на особенно актуальную сейчас тему использования белыми авторами сюжетов из жизни афроамериканской части населения США. Речь идет о картине «Открытый гроб», представленной Шутц на биеннале Уитни в 2017 году. Переработанное в стилистике автора изображение афроамериканского юноши, погибшего от рук двух белых мужчин в 1955 году, позиционировалось как рефлексия одной матери (Шутц) на потерю ребенка другой (матери убитого подростка). Реакция общества на неё была глубоко эмоциональной, страстной и со стороны афроамериканского сообщества — максимально негативной. Работа буквально расколола арт-сообщество страны на две части, вызвав целую волну споров о расе, цензуре, культурной апроприации и о том, какие темы и сюжеты допустимо использовать в своем творчестве современному художнику в зависимости от его происхождения.

Подобная ситуация — а в какой-то момент активисты пытались физически заслонять собой картину и даже собирали подписи за ее уничтожение — не могла не повлиять на дальнейшее творчество художника. И живописные серии Шутц последних лет являются, скорее, не абстрактными размышлениями на интересующие автора темы (как, например, серия работ начала 2000-х годов, посвященная переживаниям персонажа по имени Фрэнк, последнего человека на земле), а прямым ответом на пережитое ею во время биеннале Уитни, не исключая, впрочем, и обращения к актуальной социальной повестке наших дней.

Об отношении Шутц к происшедшему в метафоричной, гротескной манере рассказывают многие её работы 2018–2019 годов, посвященные теме агрессии, непонимания, а также тревожности, обусловленной происходящими вокруг изображаемых персонажей событиями. Работы Шутц становятся всё более метафоричными. На её холстах то и дело появляются персонажи, находящиеся в состоянии борьбы или поддержки друг друга, изображения фигур в опасности — потерпевших кораблекрушение или выброшенных на берег. В сочетании с уникальной изобразительной манерой Шутц, эстетически близкой «живописи телесного сознания» австрийской художницы Марии Лессинг, её работы производят поистине неизгладимое впечатление. Что в наше неспокойное время придает работам актуальности и является одним их факторов успеха (в том числе и рыночного).

Даты и факты биографии

1976: родилась в г. Ливония (Мичиган, США) в семье школьного психолога и преподавательницы искусства в средней школе.

1995: окончив школу, поступила в Институт искусств в Кливленде, где в 1999 получила степень бакалавра искусств, после чего некоторое время посещала Школу искусства и дизайна в Норвиче (Великобритания).

2000: вернувшись в Кливленд, получила степень бакалавра гуманитарных наук.

2002: получила степень магистра гуманитарных наук в Колумбийском университете в Нью-Йорке. С этого времени живет и работает в Нью-Йорке.

2002: первая персональная выставка, впервые представлен персонаж Фрэнк: «Он был последним человеком на Земле, а я была последним зрителем и его последним свидетелем. Он позировал мне, а я представляла события и другие вещи с ним связанные» (Дана Шутц).

2017: участвовала в биеннале Уитни с работой «Открытый гроб» (2016), откликом на которую стало «Письмо черных», подписанное 34 чернокожими деятелями искусства. Авторы письма требовали не только прекратить демонстрировать картину, но и физически уничтожить её. Тогда же цены на работы Шутц на аукционных торгах приблизились к $500 тыс. на старте.

26 мая 2019: на торгах Sotheby’s работа Даны Шутц Civil Planning (2004) была продана за рекордные $2 млн.

Дана Шутц в цифрах и фактах

Согласно данным ArtFacts, к настоящему моменту художница имеет 26 персональных выставок, 125 групповых и 3 биеннале (среди которых участие в основном проекте 50-й Венецианской биеннале в 2003 году и упомянутая выше скандальная биеннале Уитни). Места проведения выставок — либо коммерческие пространства, либо институциональные залы небольших (пока) музеев США, Канады, Европы и Австралии. В последние годы работы Даны Шутц постоянно выставляются в рамках топ-ярмарок Art Basel, Frieze и даже TEFAF (наряду со старыми мастерами, в рамках «политики неожиданности» ярмарки). Работы художницы находятся в престижных музейных собраниях «второго-третьего эшелона»: The Saatchi Gallery (Лондон), MOCA Grand Avenue (Лос-Анджелес), De La Cruz Collection Contemporary Art Space (Майами), Museo d'Arte Moderna e Contemporanea di Trento e Rovereto (MART, Роверето, Италия) и др. Основная галерея, представляющая художника, — Friedrich Petzel Gallery (Нью-Йорк), правами на публикацию тиражной продукции обладает Two Palms (Нью-Йорк).

Аукционная история Даны Шутц началась в 2005 году с продажи одной работы за $80 тыс. Далее аукционные рекорды ставились художницей поступательно: в 2007-м, 2012-м, 2014-м и 2018-м. На аукционный сезон 2019 года пришлось наибольшее количество проданных работ (21), наивысшая капитализация ($8,05 млн) и ценовой рекорд публичных продаж ($2,0 млн без учета комиссии покупателя). Отметим, что увеличение аукционной активности на вторичном рынке произошло спустя год после участия в биеннале Уитни с «Открытым гробом» — другими словами, рынок почувствовал, что приобретенные в начале 2010-х работы можно спекулятивно продать «в моменте».

В 2020 году (до 26 августа) на публичные торги были выведены 9 работ художницы, все они были проданы на общую сумму $1,42 млн (антирекорды Шутц случились в 2015–2016 годах: до 87 % непроданных работ). При этом средняя стоимость произведений составила $158 тыс. — не самая высокая цифра за все аукционные годы (средняя стоимость работ с 2013 по 2020 год составляет $177 тыс. за работу). Отсутствие четкой взаимосвязи аукционных данных с маркетинговой активностью художницы (за исключением последних трех лет) не позволяют ни Artprice, ни нам с вами построить какие-либо индексы, отражающие динамику Даны Шутц.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Даны Шутц, 2005–2020

Название работы

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

1

Civil Planning (2004)

Sotheby's, Нью-Йорк

2019

2000,0

2

Shooting on the Air (2016)

Christie's, Нью-Йорк

2019

900,0

3

Signing (2009)

Phillips, Нью-Йорк

2019

800,0

4

Hand (2004)

Sotheby's, Нью-Йорк

2019

760,0

5

Kissing in the Dump (2004)

Christie's, Лондон

2020

739,3

6

Moonwalker (2009)

Phillips, Лондон

2019

697,5

7

Her Arms (2003)

Sotheby's, Нью-Йорк

2018

650,0

8

Reformers (2004)

Phillips, Нью-Йорк

2014

500,0

9

Romance (2006)

Phillips, Нью-Йорк

2019

493,9

10

Home Birth (2016)

Christie's, Лондон

2019

482,3

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Даны Шутц, проданных на аукционных торгах, 2013–2020

Ценовой диапазон

$5–10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

Объем продаж

$ тыс.

27,8

485,9

958,9

8607,1

4546,7

2000

%

0,2

2,9

12,8

51,8

27,3

12,0

Продано лотов

шт.

4

18

12

34

6

1

%

5,3

24,0

16,0

45,3

8,0

1,3

Таблица 3. Ценовая динамика работ Даны Шутц, проданных на аукционных торгах, 2013–2020

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ тыс.

704

1770

180

232

417

1332

8054

1426

шт.

5

9

1

2

7

12

21

9

Дана Шутц и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что рынок художницы сможет успешно пережить нынешний кризис, связанный с пандемией. Дана Шутц занимает третье место в рейтинге молодых современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют стабильный рынок в краткосрочной перспективе: у нее 70 баллов из 100 возможных (у лидеров рейтинга, Рашида Джонсона и Линетт Йадом-Боакье, — 84 и 82 соответственно). В долгосрочной перспективе молодых художников на 10 следующих лет Дана делит лишь 5–6 места: кроме Джонсона и Йадом-Боакье, она «пропустила» вперед Джули Мерету (Marian Goodman Gallery), Нджидеку Кросби (David Zwirner Gallery) и Дана Во (White Cube). Думаем, после указанных в скобках галерей, стоящих за лидерами рейтинга, причину падения объяснять не нужно: хорошо что Дана Шутц не откатилась еще ниже (там ее «подпирают» ведомые Ларри Гагосяном Томаc Хаусиго и Стерлинг Руби).

Комментарий AI: У каждого Eagles есть свой «Отель Калифорния», говорят в шоу-бизнесе. Эту поговорку можно трансформировать и для рынка искусства: у каждой Даны Шутц есть свой «Открытый гроб». До создания в 2016-м году пронзительной социальной работы, ставшей визитной карточкой (все еще) молодой художницы, у Даны Шутц были и другие биеннале, и поступательный рост качества музейных институций, принимавших ее выставки. Да и средняя стоимость работ художницы установилась на отметке «свыше $100 тыс.» еще c 2013-го, а сам рынок фигуративного искусства вышел на очередной виток популярности. Но — сознательно или нет — Дана привнесла в свое творчество общественную тему, которая сегодня стала частью политической жизни США.

Сегодня она — самая известная белая художница, выступающая за права черных. На днях Дана Шутц оказалась в центре скандала, о котором писал AI: музей Уитни вынужден был отменить выставку актуального молодого искусства из-за протестов участников, которые взялись пересмотреть отношения музей — художник (в свою сторону, разумеется). Думается, это не последний информационный повод, который свяжет Дану и движение за расовое равноправие в ближайшее время, однако теперь очевидно: от того, чем закончится это движение, будет во многом зависеть и карьера самой художницы. На всякий случай напомним, что молодые темнокожие художники из рейтинга ArtTactic, ведомые топ-галереями, пока сохраняют завидный нейтралитет в своей оценке ситуации в США.

Вместе со всем цивилизованным миром AI надеется, что правда и равноправие в итоге восторжествуют — с минимумом физических и репутационных потерь для всех сторон. Если же вдруг окажется, что нынешние волнения в США были спровоцированы внутриполитической борьбой, — увы, движение завершится так же быстро, как и началось. А с ним и судьбы многих художников, принявших в нем активное и бескорыстное участие. Случись такой поворот — и карьеру Даны Шутц может накрыть крышка того самого предмета из ее известной работы.

А этого очень не хотелось бы. Ведь Дана — профессиональный и очень талантливый художник, остро чувствующий время.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200827_dana_shutz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200827_dana_shutz.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх