Современные художники в кризис: Линетт Йадом-Боакье
ARTinvestment.RU   05 августа 2020

Линетт Йадом-Боакье — английская художница ганского происхождения, арт-критик, преподаватель, одна из наиболее влиятельных представителей фигуративного направления в современной живописи

В предыдущем материале новой рубрики AI мы рассказывали о художнике, возглавившем рейтинг доверия арт-рынка среди восходящих звезд молодого поколения, американце Рашиде Джонсоне. Второе место по итогам рейтинга ArtTactic занимает Линетт Йадом-Боакье (род. 1977) — английская художница ганского происхождения, арт-критик, преподаватель, одна из наиболее влиятельных представителей фигуративного направления в современной живописи.

 В эпоху повсеместного обращения художников к концептуальным направлениям и новым изобразительным техникам Линетт Йадом-Боакье работает маслом на холсте. Искусство художницы находится в тесном контакте с живописью предыдущих эпох: в ее произведениях образный строй парадных портретов великих классиков чередуется с авторской интерпретацией новых прочтений портретного жанра импрессионистами и модернистами. Однако если предыдущая живописная традиция репрезентировала преимущественно европейский тип внешности, то все герои картин Линетт — темнокожие. Хотя творчество Йадом-Боакье, как и одного из предыдущих героев рубрики, Рашида Джонсона, безусловно, вписывается в канву развития африканского искусства, ее работы все же имеют больше общего с европейской классической живописью, чем с направлениями Гарлемского ренессанса, Black и Post-Black Art. Автор не раз подчеркивала аполитичность своего искусства. Работы художницы не несут в себе ни заявления, ни остросоциальной подоплеки, а вместо этого сосредотачиваются на формальных качествах самой живописи.

В действительности произведения Линетт полностью переворачивают привычное понимание «портрета», где сюжетом является реальный субъект. Персонажи на ее полотнах полностью вымышлены автором. Источники внешнего вида изображаемых — газетные и журнальные вырезки, случайные фотографии людей, черты которых Линетт произвольно компилирует и переносит на холст. Герои существуют на темных фонах вне определенного контекста, вне времени и места. Единственно допустимая отсылка вовне изображения — композиционное решение, возвращающее обратно к сугубо живописным проблемам. Так, образы на полотнах оказываются вовсе не портретами, а своеобразными «предположениями о людях» (“suggestions of people”). Сложное многосоставное название — и самостоятельная часть произведения, и продолжение картины. Оно не имеет логического объяснения и не дает ключа к разгадке какого-то тайного смысла произведения. Как отмечает сам автор, эти пространные наименования действуют по аналогии с названиями композиций у Майлза Дэвиса, то есть лишь добавляют дополнительный ассоциативный ряд (но не интерпретативный контекст!) к изображению.

Общий принцип неопределенности освобождает Линетт от необходимости разработки семантики образа и становится инструментом для исследования внутренних механизмов живописной системы. Творчество художницы направлено на переосмысление основных категорий фигуративной живописи и акцентирует самоценность этого вида искусства в столь непростое для него время.

Своими вдохновителями в живописи предыдущих эпох Линетт называет Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Уолтера Ричарда Сикерта, в современной — английских художников Криса Офили и Исаака Жульена, а также американского живописца Лизу Юскавидж.

Карьерные вехи Линетт Йадом-Боакье:

  • Линетт Йадом-Боакье родилась в Лондоне в семье иммигрантов из Ганы, сотрудников Национальной службы здравоохранения Великобритании. Идея заниматься живописью пришла ей лишь в последнем классе школы. После вводного курса в Центральном колледже искусства и дизайна имени святого Мартина Линетт решает сменить место обучения. В конце 1990-х годов атмосфера колледжа святого Мартина находилась в известной зависимости от головокружительного триумфа Дэмиена Хёрста и «Молодых британских художников» (YBA). Будущая художница не сочла обстановку колледжа комфортной — возможно, потому, что идея погони за успехом этих преимущественно концептуальных художников не была ей близка. Несмотря на это, опыт брит-арта она, конечно, не могла не усвоить.
  • Линетт переводится в Фалмутский колледж искусств. Она заканчивает его в 2000 году, потом получает степень магистра в Королевской академии художеств (2003). В студенческие годы Йадом-Боакье сменила большое количество разных работ, даже, к примеру, тестировала мобильники на заводе по переработке старых телефонов. Победа на конкурсе британского Фонда искусств (Arts Foundation award for painting) позволила ей полностью посвятить себя живописи.
  • В 2010 году Окуи Энвезор, американский куратор и арт-критик нигерийского происхождения, уже знакомый с Линетт по Биеннале в Гуанчжоу (2008), определяет поворотный момент в ее карьере. Посредством его покровительства в одном из главных «мест силы» африканского искусства и культуры, Studio Museum в нью-йоркском Гарлеме, состоялась первая музейная персональная выставка художницы под названием «Any Number of Preoccupations» (2010–2011). С нее начинается сотрудничество живописца с нью-йоркской Jack Shainman Gallery, и вскоре с лондонской галерей Corvi Mora. Обе они до сих пор — главные представители ее творчества.
  • В 2012 году художница получает Future Generation Art Prize от Фонда Виктора Пинчука (Киев), а в 2013 году становится номинантом на Премию Тёрнера и принимает участие в выставке центрального павильона 55-ой Венецианской биеннале.
  • Дальше — больше: целый ряд персональных выставок в ведущих мировых галереях и музеях — The Serpentine Gallery в Лондоне (2015), Haus der Kunst в Мюнхене (2015), Kunsthalle Basel в Швейцарии (2016), Новом музее современного искусства в Нью-Йорке (2017). На конец 2020 года запланирован масштабный проект Линетт в Tate Britain.
  • В 2018 году Йадом-Боакье становится первой темнокожей женщиной, получившей Приз Карнеги. За этим последовало участие в 58-ой Венецианской биеннале (2019), где работы Линетт вошли в экспозицию павильона «Свобода Ганы».
  • В прошлом году художница заняла 9-ое место в The Powerlist 2020. Список объединяет 100 наиболее влиятельных в мире людей африканского, афро-карибского и афроамериканского происхождения.
  • На данный момент живописца представляют три галереи — Jack Shainman Gallery в Нью-Йорке и лондонские Corvi-Mora и Peter von Kant.

Линетт Йадом-Боакье в цифрах и фактах

Согласно данным ArtFacts, к настоящему моменту художница имеет 20 персональных выставок, 96 групповых и 10 биеннале (среди которых участие в основных проектах 55-й и 58-й Венецианской биеннале). Персональная выставка Йадом-Боакье в Tate Britain, открытие которой было анонсировано на 18 ноября 2020 года, в данный момент отложена — при этом частные туры для доноров музея в ноябре все-таки состоятся (если читатели AI желают оказаться среди них, они могу пройти по этой ссылке). Под вопросом и судьба трех групповых выставок в региональных музеях США, намеченных на осень. Работы художницы находятся в престижных частных собраниях – в их числе Zabludowicz Collection (Лондон) и фонд Louis Vuitton (Париж).

Аукционная история Линетт началась в 2013 году с продажи трех работ на общую сумму $354 тыс.  На последовавший за ним аукционный сезон 2014 года пришлось наибольшее количество проданных работ (11), однако наивысшая капитализация ($2,02 млн) была в 2017 году — половину объема продаж составил ценовой рекорд художника ($1,3 млн без учета комиссии покупателя). Отметим, что увеличение аукционной активности на вторичном рынке произошло спустя год после участия Йадом-Боакье в 55-й Венецианской биеннале и выдвижение ее на Премию Тернера — другими словами, рынок почувствовал, что приобретенные в начале 2010-х работы можно спекулятивно продать «в моменте».

В 2020 году (до 4 августа) на публичные торги были выведены 5 работ художницы, из которых продались 3 на общую сумму $1,01 млн (непроданными оказалось 2 работы или 40% — антирекорд для Линетт). При этом средняя стоимость произведений составила $364 тыс. — самая высокая цифра за все аукционные годы (средняя стоимость работ с 2013 по 200 год составляет $185 тыс. за работу). В целом, согласно Artprice, за неполные 8 лет индекс художника вырос на 280%.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Линетт Йадом-Боакье, 2000–2020

Название работы

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

1

The Hours Behind You (2011)

Sotheby's, Нью-Йорк

2017

1300,0

2

Leave A Brick Under The Maple (2015)

Phillips, Лондон

2019

824,3

3

A Heaven to Live For (2011)

Christie's, Нью-Йорк

2020

620

4

Knave (2011)

Christie's, Лондон

2015

572,6

5

No Words of Gratitude (2012)

Sotheby's, Нью-Йорк

2019

550

6

An assistance of Amber (2017)

Sotheby's, Нью-Йорк

2018

450

7

"Cloister" (2016)

Sotheby's, Нью-Йорк

2020

420

8

Marble (2010)

Phillips, Лондон

2018

392,9

9

Politics (2005)

Phillips, Лондон

2018

303,9

10

A Consideration Like No Other (2011)

Sotheby's, Нью-Йорк

2017

270

Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Линетт Йадом-Боакье на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон

$5–10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

Объем продаж

$ млн

9,7

271,8

1047,2

4216,1

2566,9

1300

%

0,1

2,9

20,5

44,8

27,3

13,8

шт.

1

9

15

21

4

1

%

2,0

17,6

29,4

41,2

7,8

2,0

Таблица 3. Ценовая динамика проданных работ Линетт Йадом-Боакье на аукционных торгах, 2013–2020

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ тыс

354

901

824

671

2021

1732

1818

1091

шт.

3

11

6

8

7

7

6

3

Линетт Йадом-Боакье и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что рынок художницы сможет успешно пережить нынешний кризис, связанный с пандемией. Линетт Йадом-Боакье занимает второе место в рейтинге молодых современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют стабильный рынок в краткосрочной перспективе: у нее 82 балла из 100 возможных (у лидера рейтинга, Рашида Джонсона — 84). При этом Линетт обогнала Рашида в долгосрочной перспективе: по мнению участников рынка, у нее больше шансов на дистанции в 10 следующих лет (49 против 41 у Джонсона).

Комментарий AI: появление на рынке Линетт Йадом-Боакье совпало по времени с началом массированного продвижения современного африканского искусства (которое, по слухам, инициировали алмазные добытчики из Нигерии и ЮАР, вложив в маркетинг около полумиллиарда долларов США. С какой целью — ответ оставим на усмотрение читателя. — A.). Качественное искусство, предлагаемое в основном галереями Франции и Великобритании, нашло своего покупателя – это выразилось в увеличении «африканских» торгов Bonham’s с одного до трех в году, далее аналогичный аукционный день ввел Christie’s. Появилась даже специализированная ярмарка современного африканского искусства, 1-54, проводимая дважды в году в Лондоне и Нью-Йорке (этой осенью 1-54 будет поделена на две части: первая пройдет в усеченном формате на физической площадке, а другая половина — на… Christie’s, в формате онлайн-торгов. — AI). На этом фоне внимание к британской художнице с африканскими корнями усилилось как со стороны локальных, так и международных коллекционеров и музейных институций.

Аукционная часть карьеры художницы очень показательна для Запада — она началась не по «российскому сценарию» (когда художника никто не знает, а публичных продаж — хоть отбавляй), а только после серьезных карьерных вех. Глядя на аукционную динамику, понимаешь: вот здесь владельцы работ поняли, что можно продать дороже и выставили работу, дальше наблюдали за развитием художника — продолжится рост или сойдет на нет? Рост продолжился — работы стали приобретаться на первичном рынке и, спустя два года, согласно нормам спекулятивного рынка, можно выставляться на торги. Согласны, что кризис 2020 года Линетт переживет: об этом говорит и увеличившаяся ценовая динамика, и активность художницы во время карантина.

Важно понимать, что включение Линетт Йадом-Боакье в рейтинги ArtTactic произошло ранее начала протестных движений за права черного населения в США — доверие рынка к художнице проявилось за счет поддержки крупной галереи и сильнейшего портфолио из музейных выставок, биеннале и выигранных конкурсов. Сегодня Линетт – британская королева «черного искусства». Притом совершенно заслуженно.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200805_linett.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200805_linett.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх