Современные художники в кризис: Мэтью Вонг
История молодого художника, дебютной выставкой которого восхищался ведущий арт-критик современности
На прошлой неделе СМИ, так или иначе связанные с искусством, хором отметили аукционную продажу за $3,7 млн на Сhristie’s в Нью-Йорке работы канадского художника китайского происхождения Мэтью Вонга. Столь пристальным вниманием не самое выдающееся аукционное событие обязано двум обстоятельствам: первое появление работ Вонга на аукционах состоялось всего лишь в мае 2020 года, а сейчас работу Сhristie’s выставил с более чем убедительным средним эстимейтом $600 тыс.; второе обстоятельство, увы, во многом объясняет и высокий эстимейт, и еще более высокий результат: год назад талантливый молодой художник добровольно ушел из жизни.
Искусство Мэтью Вонга говорит на языке постимпрессионистов, сочетая в себе приемы из широкого диапазона творческих практик, подразумеваемых под этим определением. В своей методологической основе творчество художника (учитывая факт его самостоятельного образования в сфере живописи и личностные особенности) сближается с линией ар-брют. Однако наивная составляющая в произведениях Вонга лишена налета всякой маргинальности, которая здесь уступает место багажу знаний, полученных благодаря пристальному вниманию к техникам европейской живописи первой половины XX века. Вместе с тем картины Вонга сохраняют в своей основе особое, едва ли объяснимое очарование, присущее искусству подобного рода.
Для своих произведений Вонг выбирал традиционные материалы — гуашь или акварель на бумаге, масло на холсте, чередуя мазки влажной и сухой кистью. Основной сюжет его творчества — воображаемые пейзажи и натюрморты, в которых он часто использовал неожиданные столкновения живописных планов.
История становления
Художник родился в Торонто в 1984 году. Его родители, построившие карьеру в бизнесе, переехали в Гонконг, когда Мэтью было 7, а когда ему исполнилось 15, вернулись в Канаду. Вонг закончил бакалавриат по культурной антропологии в The University of Michigan в Анн Арборе (Мичиган, США) в 2007-м. Впоследствии имел несколько офисных работ.
В 2010-м будущий художник поступил в School of Creative Media (City University of Hong Kong), где обучался фотографии, и в 2013-м получил степень магистра. К концу обучения Вонг разочаровался в фотографии и начал пробовать свои силы в живописи.
Вонг досконально изучил все, что интересовало его в живописи, используя самые разные подходы: от штудирования исследований по ключевым живописцам XX века в библиотеках до продуктивных диалогов об искусстве в соцсетях — и применил полученные знания на практике. К 2014 году он стал выкладывать фото своих работ на Facebook, где их заметил владелец чикагской галереи Cheim & Read Джон Шейм и показал влиятельному куратору и директору некоммерческого арт-пространства для начинающих художников White Columns Мэтью Хиггсу. В 2015-м произведения художника составили экспозицию небольшой персональной выставки в гонконгском Visual Arts Center.
В 2016-м Вонг переехал к родителям в канадский город Эдмонтон. Хиггс включил несколько произведений художника в выставку Outside (2016), которую он курировал для нью-йоркской галереи Karma. В рамках проекта Вонг познакомился с основателем галереи Бренданом Дуганом, и сотрудничество с последним продолжилось на постоянной основе.
В 2016-м работы Вонга нашли первых покупателей. Примечательно, что он, в отличие от многих молодых художников, сразу оценивал свои произведения не в сотнях, а в тысячах долларов, что только подогрело интерес коллекционеров. В 2018-м его персональная выставка в Karma была встречена критиками с большим энтузиазмом и собрала множество положительных отзывов. В частности, один из ведущих арт-критиков современности, Джерри Зальц описал выставку как «один из самых впечатляющих дебютов в Нью-Йорке, которые я видел за последнее время».
В 2017-м один из холстов живописца был приобретен Далласским музеем искусств. Его произведения находятся в Метрополитен-музее, Музее современного искусства и коллекции Эсте Лаудер в Нью-Йорке.
Мэтью Вонг покончил жизнь самоубийством 2 октября 2019 года. По словам его родителей, у него было диагностировано расстройство аутистического спектра, синдром Туретта, и он с детства страдал от депрессии. Перед смертью живописец занимался подготовкой своей второй персональной выставки — Blue, которая прошла в Karma c 8 ноября 2019-го по 5 января 2020-го, уже посмертно. На ней был представлен ряд работ художника, еще не знакомых широкой публике, привычной к неукротимой энергии ярких локальных цветов в живописи Вонга. Ядро выставки составляли работы с преобладанием синих тонов, оставляющие привкус тихой меланхолии.
Мэтью Вонг и рынок
Начиная с 2017 года Karma Gallery стала выставлять художника на ярмарках — в том же году его работы нашли покупателей на Art Düsseldorf, Fiac и Art Basel Miami Beach. Аукционная история Мэтью Вонга началась в 2020 году, спустя 8 месяцев после самоубийства: к середине октября продано уже 9 работ на общую сумму $7,04 млн, в том числе 6 живописных композиций и 3 графических, написанных акварелью и гуашью. Рекордная цена художника была установлена 6 октября 2020: работа 2017 года Shangri-La ушла за $3,7 млн на Сhristie’s в Нью-Йорке, при эстимейте $500–700 тыс. Семь из девяти лотов были проданы в Нью-Йорке, два — на родине предков художника, в Гонконге. Показатель успешных продаж составил 100 %.
Таблица 1. Все аукционные продажи работ Мэтью Вонга (все — 2020 год)
№ | Название работы | Материал, техника | Аукционный дом, город | Месяц продажи | Цена по молотку, $ тыс. |
---|---|---|---|---|---|
1 | Shangri-La (2017) | Холст, масло | Christie's, Нью-Йорк | Октябрь | 3 700,0 |
2 | The Realm of Appearance (2018) | Холст, масло | Sotheby's, Нью-Йорк | Июнь | 1 500,0 |
3 | Mood Room (2018) | Холст, масло | Phillips, Нью-Йорк | Июль | 690,0 |
4 | Homecoming (2017) | Холст, масло | Christie's, Гонконг | Июль | 309,6 |
5 | Warmth (2017) | Холст, масло | Phillips, Гонконг | Июль | 270,9 |
6 | Blue Tree (2016) | Холст, масло акрил | Phillips, Нью-Йорк | Сентябрь | 240,0 |
7 | Landscape with Young Bather (2018) | Бумага, гуашь, акварель | Phillips, Нью-Йорк | Июль | 150,0 |
8 | Secret window (2018) | Бумага, акварель | Sotheby's, Нью-Йорк | Октябрь | 130,0 |
9 | Untitled (2018) | Бумага, акварель | Sotheby's, Нью-Йорк | Май | 50,0 |
Таблица 2. Аукционные продажи Мэтью Вонга по месяцам 2020 года
Месяц | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ тыс. | 50,0 | 1 500,0 | 1 420,6 | - | 240,0 | 3 830,0 |
шт. | 1 | 1 | 4 | 0 | 1 | 2 | |
Средний эстимейт, $ тыс. | 12,5 | 70,0 | 57,6 | - | 60,0 | 312,5 | |
Средняя стоимость, работы, $ тыс. | 50,0 | 1 500,0 | 355,1 | - | 240,0 | 1 915,0 | |
Соотношение цены молотка и среднего эстимейта | 4,0 | 21,4 | 6,2 | - | 4,0 | 6,1 |
Таблица 3. Аукционные продажи Мэтью Вонга по видам изобразительного искусства
Техника | Живопись | Графика | |
---|---|---|---|
Объем продаж | $ тыс | 6 710,6 | 330,0 |
шт. | 6 | 3 | |
Средний эстимейт, $ тыс. (А) | 155,9 | 20,8 | |
Средняя стоимость работы, $ тыс. (В) | 1 118,4 | 110,0 | |
Соотношение средней стоимости и среднего эстимейта, В/А | 7,2 | 5,3 |
Мэтью Вонг и официальные рейтинги
Художник не вошел в майский опрос коллекционеров, ставший основой ArtTactic Confidence Report, однако в следующем отчете ArtTactic — Послевоенное и современное искусство 2015–2020 — присутствует практический в каждом разделе. Мэтью Вонг возглавляет список совокупных продаж «Свежего искусства» — работ, которые были созданы не ранее 3-х лет до проведения торгов (на втором месте — герой нашего недавнего материала Амоако Боафо). В рейтинге самых продаваемых (по совокупному объему капитализации работ) художников в возрасте до 45 лет Вонг занимает 4-е место (после Адриана Гени, Эдди Мартинеса и Йонаса Вуда). В рейтинге художников до 45 лет, составленном по соотношению цены молотка и среднего эстимейта всех проданных работ, Вонг, с показателем на начало сентября 9,7, находился на второй строчке (после Mr Doodle). Если же рассматривать аналогичные показатели для отдельных произведений, то Мэтью Вонг с его «взлетевшей» работой (21,43) оказывается на 5-й строчке соответствующего рейтинга, благодаря достижениям того же Mr Doodle и активной американки Нэнси Сперо (изображенные ею фаллические символы обеспечили ей лидерство с разрывом между эстимейтом и ценой молотка в 48 раз).
Комментарий AI: Незаметный с первого взгляда, но весомый показатель объема продаж художников — граждан Канады с появлением на аукционном рынке работ Мэтью Вонга с 2018 года вырос в 4 раза! К сожалению, далеко не последнюю роль здесь сыграл уход художника из жизни. Смерть автора, хоть это и цинично, объективно влияет на его рынок, в том числе на ценообразование его работ, об этом мы писали в статье о Джоне Балдессари, однако в данном случае имеем несколько другой случай: Вонг ушел из жизни рано и неожиданно.
Если в конце прошлого столетия сочувственное понимание публики вызывала смерть от запрещенных веществ, то сегодня оно более всего обращено на художника-аутиста, не нашедшего себя между внутренним и внешним миром (на этом фоне смерть Энди Уорхола от панкреатита дополнительных эмоций не вызывает и в большинстве источников списывается на возраст художника). Попытается ли рынок сделать из Мэтью Вонга нового Жана-Мишеля Баскию? Все будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от размера и качества наследия. Вонг занимался фотографией, живописью, графикой: объем и соотношение их известно лишь Karmа Gallery, подписавшей контракт с канадцем незадолго до его ухода из жизни. Во-вторых, от стратегии его галереи по продвижению этого наследия: из 23 художников, которыми в разное время занималась Karmа, 22 на период сотрудничества были живущими, исключение составляло наследие «королевы богемы» Гертруды Аберкромби (1909–1977) — но с американскими модернистами принципы развития пост-жизненного успеха совершенно иные. В-третьих, от тактики действий — в частности, география продаж, которую выберет для художника галерея, будет диктовать и его подачу: для Востока Мэтью Вонг может стать азиатским художником, которого надломил бездушный Запад, для Запада — символом борьбы за внутреннюю свободу в условиях притеснения не белой расы. От этого, кстати, будет зависеть и музейная история художника: все свои приобретения институции сделали при жизни автора, а сейчас они либо заняты пополнением собраний с учетом межнационального равенства (в котором канадец китайского происхождения явно не на первых ролях), либо просто ждут, когда работы Вонга им подарят в частном порядке.
Внимательный читатель мог заметить, что слова «искусство» в последних двух абзацах он не увидел. А ведь именно искусство было смыслом жизни талантливого, умного и самобытного Мэтью Вонга. Давайте помнить об этом.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201015_wong.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201015_wong.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.