Послевоенное и современное искусство на аукционах 2015–2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   06 октября 2020

Британская аналитическая компания выпустила новый отчет, показывающий изменения во вкусах коллекционеров с наступлением пандемии

Новый отчет британского аналитика ArtTactic посвящен послевоенному и современному искусству, проданному на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. С января 2015 по август 2020 года в таковых участвовало более 49 тыс. лотов и около 5 тыс. художников, результаты торгов легли в основу исследования. Коллекционерские предпочтения, проанализированные с точки зрения национальности, возраста и пола авторов, обнаруживают интересный и местами новый взгляд на текущие тенденции на рынке послевоенного и современного искусства — это позволяет спрогнозировать его будущее в ближайшей перспективе с большей уверенностью, чем несколько месяцев назад. Основные итоги отчета в нашей обработке предлагаются вашему вниманию:

• Аукционные продажи послевоенного и современного искусства упали на 36 % за первые 8 месяцев года

Аналогичный отчет ArtTactic, вышедший прошлой осенью, показал снижение объема продаж послевоенного и современного искусства на ведущих аукционных торгах на 12,7 % в период с 2018 по 2019 год. После двух лет непрерывного роста этого сегмента рынка (2017, 2018) эти цифры были восприняты с пониманием: на горизонте маячил «Брексит», уже в реальности были торговая война с Китаем и беспорядки в Гонконге, ударившие по аукционным площадкам Лондона, Нью-Йорка и Гонконга соответственно. Пандемия 2020 года лишь усилила падение объема продаж послевоенного и современного искусства: за первые восемь месяцев этого года он снизился на 36 %, составив $1,22 млрд.

• Гонконг вторая по значимости аукционная площадка современного искусства

Пандемия изменила иерархию мировых аукционных центров: Гонконг увеличил свою долю рынка до 26 %, по сравнению с 20 % за весь 2019 год, обогнав Лондон с 25 % ($314,6 млн против $303,5 млн). В этом подъеме центру азиатского арт-рынка помогло и ослабление позиций Нью-Йорка: 59 % объема продаж в 2019 году против 49 % за первые восемь месяцев этого года.

• Sotheby’s отвоевывает долю рынка у своих конкурентов

Из трех ведущих мировых аукционных домов самым гибким и адаптируемым во время пандемии оказался Sotheby’s (в первую очередь — за счет смелых решений по объединению аудиторий покупателей и внедрению технологий. — AI.). С января по август 2020 года объем его продаж составил $653,2 млн, или 54 % совокупных продаж «большой тройки» (по сравнению с 42 % в 2019 году). Доля Christie’s упала до 37 % (с 46 % в 2019 году) при объеме продаж $447,4 млн. Phillips также потерял позиции: 9 % против 13 % в прошлом году.

• Перестановки в рейтинге топ-художников

В общем аукционном зачете послевоенных и современных художников по объему продаж за время пандемии произошли серьезные изменения. Так, с начала 2020 года половина художников поднялись в топ-10 с ближних и дальних подступов — в их числе Рой Лихтенштейн (3-е место с 12-го места в 2019 году), Джоан Митчелл (6-е место с 16-го), Клиффорд Стилл (7-е место с 34-го), Уэйн Тибо (9-е место с 26-го) и Брайс Марден (10-е место с 52-го). В то же время рынок Энди Уорхола, лидера по объемам публичных продаж в последнее десятилетие, составил всего $27,1 млн, по сравнению с $104,5 млн за первые 8 месяцев 2019 года (сам художник опустился с 1-го на 12-е место в списке). Возглавляет «карантинный» рейтинг Фрэнсис Бэкон: всего два лота на общую сумму $81,8 млн. Разница с Чжао Уцзи, занимающим второе место, не только в объеме продаж ($67,9 млн), но и в количестве проданных лотов: у китайского художника за 8 месяцев карантина таковых набралось 27.

Таблица 1. Топ-10 художников послевоенного и современного искусства по объемам продаж в январе — августе 2020 года

 

Имя художника

Место в рейтинге 2019 года

Происхождение художника

Объем продаж по молотку, $ млн 

Продано лотов, шт.

Френсис Бэкон (1909–1992) 

6

Великобритания

81,76

Чжао Уцзи (1920–2013) 

2

Китай 

67,94

24 

Рой Лихтенштейн (1923–1997) 

12

США

66,18 

Дэвид Хокни (1937) 

4

Великобритания

54,96

15 

Жан-Мишель Баския (1960–1988) 

3

США

45,15

11 

Джоан Митчелл (1925–1992) 

16

США

41,28

Клиффорд Стилл (1904–1980) 

34

США

32,03

Герхард Рихтер (1932) 

5

Германия

31,46

28 

Уэйн Тибо (1920) 

26

США

30,03

12 

10 

Брайс Марден (1938) 

52

США

28,78

• Продажи молодых художников выросли на 21 %

На фоне значительного сокращения продаж признанных художников пандемия открыла возможности для молодых авторов: с января по август 2020 года объем аукционных продаж художников в возрасте до 45 лет увеличился на 20,8 % ($55,1 млн). На вечерние торги аукционных домов пришлось 56 % указанной суммы: в 2019 году она была равна 68 %, что говорит о признании ценности дневных продаж (и представленных там художников) коллекционерами молодого искусства. На 10 топ-художников в возрасте до 45 лет приходилось 59,5 % объема аукционных продаж молодого искусства: эта ниша также делится на фаворитов и «остальных» (просто у «остальных» молодых шансов быть приобретенными больше, нежели у признанных возрастных авторов. — AI.). Возглавляет рейтинг румынский художник Адриан Гени (ведомый Pace Gallery): с начала 2020 года его работы были проданы на общую сумму $8,1 млн. В целом соотношение продаж по объемам среди молодых (до 45 лет), возрастных (свыше 45) и умерших художников составило 4 %, 35 % и 61 % соответственно.

Таблица 2. Топ-10 молодых художников по объемам продаж в январе — августе 2020 года

 

Имя художника

Происхождение художника 

Объем продаж по молотку, $ млн 

1

Адриан Гени (1977) 

Румыния

8,14

2

Эдди Мартинес (1977)

США

7,37

3

Йонас Вуд (1977)

США

4,23

4

Мэтью Вонг (1984–2019)

Канада

2,92

5

Николя Парти (1980)

Швейцария

2,82

6

Амоако Боафо (1984)

Гана

2,68

7

Хао Лян (1983)

Китай

2,55

8

Джиа Аили (1979)

Китай

1,52

9

Дана Шутц (1976)

США

1,36

10

Лукас Арруда (1983)

Бразилия

1,09

• Продажи чернокожих американских художников упали

Объем аукционных продаж чернокожих американских художников за первые 8 месяцев 2020 года сократился на 42 %. Самой заметной фигурой, как и в предыдущие годы, был Жан-Мишель Баския: объем его продаж сократился «лишь» на 19,4 %. Если же исключить Баскию из подсчета, то остальные 57 имен покажут снижение на 69,6 %. Количество чернокожих американских художников, представленных на ведущих аукционах, также уменьшилось: с 68 в 2019 году до 58 в нынешнем сезоне. Среди тех, чье искусство продолжило пользоваться высоким спросом среди коллекционеров, ArtTactic отмечает Титуса Капхара, Уолтера Прайса и Кевина Бизли.

• Женщины-художницы превзошли мужчин. Но не во всем

С января по август 2020 года объем аукционных продаж женщин-художниц составил $165 млн — на 21,4 % меньше, чем за тот же период 2019 года. Несмотря на снижение общих продаж во время пандемии, «женские» продажи выглядели значительно лучше «мужских»: падение последних за тот же период составило 37,4 %. В пятерку лучших художниц по результатам аукционных торгов вошли Джоан Митчелл, Яёи Кусама, Хелен Франкенталер, Сесили Браун и Луиз Буржуа. На 10 первых имен списка пришлось 75,4 % объема аукционных продаж женщин-художниц. При этом соотношение продаж художников разного пола в целом составило 86 % к 14 % — увы, не в пользу прекрасного пола.

Таблица 3. Топ-10 женщин-художниц по объемам продаж в январе — августе 2020 года

 

Имя художника

Происхождение художника

Объем продаж по молотку, $ млн 

1

Джоан Митчелл (1925–1992)

США

41,28

2

Яёи Кусама (1929) 

Япония

13,70

3

Элен Франкенталер (1928–2011)

США

12,81

4

Сесили Браун (1969)

Великобритания

11,07

5

Луиз Буржуа (1911–2011)

Франция

9,70

6

Ли Краснер (1908–1984)

США

9,60

7

Бриджет Райли (1931)

Великобритания

8,99

8

Рут Асава (1926–2013)

США

7,22

9

Вия Целминьш (1938)

Латвия

5,56

10

Агнес Мартин (1912–2004)

США

4,42

Таблица 4. Топ-10 художников по превышению цены молотка над средним эстимейтом в январе — августе 2020 года

 

Имя художника

Происхождение художника

Соотношение цены молотка и среднего эстимейта 

1

Mr Doodle (1994)

Великобритания

23,05 

2

Мэтью Вонг (1984–2019)

Канада

9,17 

3

Хадзимэ Сораяма (1947)

Япония

6,48 

4

Амоако Боафо (1984)

Гана

5,27 

5

Цзюнь Пан (1936)

Китай

4,31 

6

Хавьер Кайеха (1971)

Испания

3,85 

7

Ле Фо (1907–2001)

Вьетнам

3,68 

8

Элен де Кунинг (1918–1989)

США

3,66 

9

Джонатан Линдон Чейз (1989)

США

3,57 

10

Франсуа-Ксавье Лаланн (1927–2008)

Франция

3,57 

Таблица 5. Топ-10 стран происхождения художников, исходя из объемов их продаж в январе — августе 2020 года

 

Страна происхождения художников

Доля в общем объеме продаж, %

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

2020 

США

57,0

51,3 

56,3 

55,8 

54,5

48,4 

Великобритания

11,6

10,1 

11,1 

14,6 

9,9

15,8

Китай

6,2

7,3 

6,3 

7,0 

11,1

15,3

Германия

8,7

10,6 

8,4 

7,3 

6,6

5,7

Япония

2,8

4,2 

4,2 

3,2 

4,8

3,8 

Франция

4,2

4,5 

3,5 

3,4 

4,7

2,9

Италия

5,2

4,8 

3,5 

3,3 

2,2

1,1 

Румыния

0,1

1,2 

0,6 

0,2 

0,4

0,7

Испания

0,2

0,5 

0,5 

0,3 

0,6

0,6

10 

Латвия

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,5 

Комментарий AI: Послевоенное и современное искусство в «обычный» кризис переживает серьезную чистку: по статистике прошлых рецессий его не переживает около 10 % признанных и половина молодых современных художников. Кризис «нового типа» вполне ожидаемо поднял в первую десятку рейтинга проверенных американцев вроде Роя Лихтенштейна и Клиффорда Стилла, но убрал из числа авторов желаемых лотов Энди Уорхола. Эксперты расходятся во мнениях о причинах падения интереса к отцу-основателю поп-арта: одни полагают, что Уорхола коснулось общее охлаждение рынка к его «внучатым племянникам» — Дэмиену Херсту, Ричарду Принсу и Такаши Мураками. Другие — что рынок намеренно придерживает лучшие работы Уорхола и «выстрелит» ими на следующей волне роста. Объединить обе теории может следующее предположение: в период непредсказуемых ежедневных изменений 2020 года от самого предсказуемого художника последних десятилетий коллекционерам просто захотелось отдохнуть.

Карантин также наглядно показал распределение коллекционерских предпочтений в условиях запретов на международные перевозки: коллекционеры, запертые в пределах своих стран, увеличили объем покупок на местном рынке — прежде всего Великобритания и Китай. На этом фоне американцы, готовящиеся к очередным выборам президента и потерявшие китайских коллекционеров на нью-йоркских торгах, «раздали» доли своей рыночной гегемонии соседям. Непатриотично с виду повели себя Италия и Франция — впрочем там рост рынка обеспечили художники других временных сегментов (старые мастера и модернисты). Диагноз «пациент скорее жив, чем мертв» относится и к таблице лучших соотношений среднего эстимейта и цены молотка: среди 10 первых позиций — 9 различных стран происхождения художников (в предыдущие годы уроженцы и эмигранты в США составляли 2/3 этого списка. — AI.).

Доля Латвии в общем зачете — 0,5 % рынка — это заслуга не уроженца Риги Марка Ротко (его продажи идут в зачет американцев), а Вии Целминьш под патронатом нью-йоркской Matthew Marks Gallery. Наряду с Румынией, идущей в общекомандном зачете восьмой (0,7 % рынка) благодаря Адриану Гени из Pace Gallery, Латвия показывает, что в пандемию внимания коллекционеров могут добиться и художники из стран Восточной Европы и Балтии. Но — важная оговорка — если за ними стоят топ-галереи. Другими словами, если молодых художников из развивающихся стран и готовы покупать дорого — то лишь в паре с манхеттенской пропиской.

Продажи «женского» искусства, с меньшей амплитудой просевшие в кризис относительно «мужских», — слабое утешение на фоне итогового баланса сил: 14 % против 86 % по объему продаж. При этом отметим, что средняя стоимость работ женщин-художниц выросла, особенно это касается топ-сегмента (а Джоан Митчелл даже вошла в топ-10 общих арт-результатов, поднявшись с 16-й позиции). А вот результаты чернокожих художников заставили задуматься: в 2020 году на публичных торгах их покупают значительно меньше — и по количеству лотов, и по количеству имен, и в абсолютных цифрах. «А как же результаты движения BLM?», спросите вы. Отвечаем: итогом борьбы с расовой дискриминацией на данном этапе стала массовая закупка «черного искусства» музеями (на первичном рынке) — следовательно, академическое признание ожидает этих авторов несколько позже. А вот тогда они станут желанными гостями на аукционных торгах… если, конечно, параллельно с музеями ими так же активно интересуются и частные коллекционеры.

В следующем материале по мотивам отчета ArtTactic мы разберем показатели художников из России и стран СНГ, оказавшихся в обойме международных дневных и вечерних торгов — в небольшом количестве, но с интересными результатами.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201006_XXcentury.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201006_XXcentury.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх