- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»
Послевоенное и современное искусство на аукционах 2015–2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU 06 октября 2020
Британская аналитическая компания выпустила новый отчет, показывающий изменения во вкусах коллекционеров с наступлением пандемии
Новый отчет британского аналитика ArtTactic посвящен послевоенному и современному искусству, проданному на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. С января 2015 по август 2020 года в таковых участвовало более 49 тыс. лотов и около 5 тыс. художников, результаты торгов легли в основу исследования. Коллекционерские предпочтения, проанализированные с точки зрения национальности, возраста и пола авторов, обнаруживают интересный и местами новый взгляд на текущие тенденции на рынке послевоенного и современного искусства — это позволяет спрогнозировать его будущее в ближайшей перспективе с большей уверенностью, чем несколько месяцев назад. Основные итоги отчета в нашей обработке предлагаются вашему вниманию:
• Аукционные продажи послевоенного и современного искусства упали на 36 % за первые 8 месяцев года
Аналогичный отчет ArtTactic, вышедший прошлой осенью, показал снижение объема продаж послевоенного и современного искусства на ведущих аукционных торгах на 12,7 % в период с 2018 по 2019 год. После двух лет непрерывного роста этого сегмента рынка (2017, 2018) эти цифры были восприняты с пониманием: на горизонте маячил «Брексит», уже в реальности были торговая война с Китаем и беспорядки в Гонконге, ударившие по аукционным площадкам Лондона, Нью-Йорка и Гонконга соответственно. Пандемия 2020 года лишь усилила падение объема продаж послевоенного и современного искусства: за первые восемь месяцев этого года он снизился на 36 %, составив $1,22 млрд.
• Гонконг — вторая по значимости аукционная площадка современного искусства
Пандемия изменила иерархию мировых аукционных центров: Гонконг увеличил свою долю рынка до 26 %, по сравнению с 20 % за весь 2019 год, обогнав Лондон с 25 % ($314,6 млн против $303,5 млн). В этом подъеме центру азиатского арт-рынка помогло и ослабление позиций Нью-Йорка: 59 % объема продаж в 2019 году против 49 % за первые восемь месяцев этого года.
• Sotheby’s отвоевывает долю рынка у своих конкурентов
Из трех ведущих мировых аукционных домов самым гибким и адаптируемым во время пандемии оказался Sotheby’s (в первую очередь — за счет смелых решений по объединению аудиторий покупателей и внедрению технологий. — AI.). С января по август 2020 года объем его продаж составил $653,2 млн, или 54 % совокупных продаж «большой тройки» (по сравнению с 42 % в 2019 году). Доля Christie’s упала до 37 % (с 46 % в 2019 году) при объеме продаж $447,4 млн. Phillips также потерял позиции: 9 % против 13 % в прошлом году.
• Перестановки в рейтинге топ-художников
В общем аукционном зачете послевоенных и современных художников по объему продаж за время пандемии произошли серьезные изменения. Так, с начала 2020 года половина художников поднялись в топ-10 с ближних и дальних подступов — в их числе Рой Лихтенштейн (3-е место с 12-го места в 2019 году), Джоан Митчелл (6-е место с 16-го), Клиффорд Стилл (7-е место с 34-го), Уэйн Тибо (9-е место с 26-го) и Брайс Марден (10-е место с 52-го). В то же время рынок Энди Уорхола, лидера по объемам публичных продаж в последнее десятилетие, составил всего $27,1 млн, по сравнению с $104,5 млн за первые 8 месяцев 2019 года (сам художник опустился с 1-го на 12-е место в списке). Возглавляет «карантинный» рейтинг Фрэнсис Бэкон: всего два лота на общую сумму $81,8 млн. Разница с Чжао Уцзи, занимающим второе место, не только в объеме продаж ($67,9 млн), но и в количестве проданных лотов: у китайского художника за 8 месяцев карантина таковых набралось 27.
Таблица 1. Топ-10 художников послевоенного и современного искусства по объемам продаж в январе — августе 2020 года
| Имя художника | Место в рейтинге 2019 года | Происхождение художника | Объем продаж по молотку, $ млн | Продано лотов, шт. |
---|---|---|---|---|---|
1 | Френсис Бэкон (1909–1992) | 6 | Великобритания | 81,76 | 2 |
2 | Чжао Уцзи (1920–2013) | 2 | Китай | 67,94 | 24 |
3 | Рой Лихтенштейн (1923–1997) | 12 | США | 66,18 | 4 |
4 | Дэвид Хокни (1937) | 4 | Великобритания | 54,96 | 15 |
5 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | 3 | США | 45,15 | 11 |
6 | Джоан Митчелл (1925–1992) | 16 | США | 41,28 | 6 |
7 | Клиффорд Стилл (1904–1980) | 34 | США | 32,03 | 2 |
8 | Герхард Рихтер (1932) | 5 | Германия | 31,46 | 28 |
9 | Уэйн Тибо (1920) | 26 | США | 30,03 | 12 |
10 | Брайс Марден (1938) | 52 | США | 28,78 | 4 |
• Продажи молодых художников выросли на 21 %
На фоне значительного сокращения продаж признанных художников пандемия открыла возможности для молодых авторов: с января по август 2020 года объем аукционных продаж художников в возрасте до 45 лет увеличился на 20,8 % ($55,1 млн). На вечерние торги аукционных домов пришлось 56 % указанной суммы: в 2019 году она была равна 68 %, что говорит о признании ценности дневных продаж (и представленных там художников) коллекционерами молодого искусства. На 10 топ-художников в возрасте до 45 лет приходилось 59,5 % объема аукционных продаж молодого искусства: эта ниша также делится на фаворитов и «остальных» (просто у «остальных» молодых шансов быть приобретенными больше, нежели у признанных возрастных авторов. — AI.). Возглавляет рейтинг румынский художник Адриан Гени (ведомый Pace Gallery): с начала 2020 года его работы были проданы на общую сумму $8,1 млн. В целом соотношение продаж по объемам среди молодых (до 45 лет), возрастных (свыше 45) и умерших художников составило 4 %, 35 % и 61 % соответственно.
Таблица 2. Топ-10 молодых художников по объемам продаж в январе — августе 2020 года
Имя художника | Происхождение художника | Объем продаж по молотку, $ млн | |
---|---|---|---|
1 | Адриан Гени (1977) | Румыния | 8,14 |
2 | Эдди Мартинес (1977) | США | 7,37 |
3 | Йонас Вуд (1977) | США | 4,23 |
4 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Канада | 2,92 |
5 | Николя Парти (1980) | Швейцария | 2,82 |
6 | Амоако Боафо (1984) | Гана | 2,68 |
7 | Хао Лян (1983) | Китай | 2,55 |
8 | Джиа Аили (1979) | Китай | 1,52 |
9 | Дана Шутц (1976) | США | 1,36 |
10 | Лукас Арруда (1983) | Бразилия | 1,09 |
• Продажи чернокожих американских художников упали
Объем аукционных продаж чернокожих американских художников за первые 8 месяцев 2020 года сократился на 42 %. Самой заметной фигурой, как и в предыдущие годы, был Жан-Мишель Баския: объем его продаж сократился «лишь» на 19,4 %. Если же исключить Баскию из подсчета, то остальные 57 имен покажут снижение на 69,6 %. Количество чернокожих американских художников, представленных на ведущих аукционах, также уменьшилось: с 68 в 2019 году до 58 в нынешнем сезоне. Среди тех, чье искусство продолжило пользоваться высоким спросом среди коллекционеров, ArtTactic отмечает Титуса Капхара, Уолтера Прайса и Кевина Бизли.
• Женщины-художницы превзошли мужчин. Но не во всем
С января по август 2020 года объем аукционных продаж женщин-художниц составил $165 млн — на 21,4 % меньше, чем за тот же период 2019 года. Несмотря на снижение общих продаж во время пандемии, «женские» продажи выглядели значительно лучше «мужских»: падение последних за тот же период составило 37,4 %. В пятерку лучших художниц по результатам аукционных торгов вошли Джоан Митчелл, Яёи Кусама, Хелен Франкенталер, Сесили Браун и Луиз Буржуа. На 10 первых имен списка пришлось 75,4 % объема аукционных продаж женщин-художниц. При этом соотношение продаж художников разного пола в целом составило 86 % к 14 % — увы, не в пользу прекрасного пола.
Таблица 3. Топ-10 женщин-художниц по объемам продаж в январе — августе 2020 года
Имя художника | Происхождение художника | Объем продаж по молотку, $ млн | |
---|---|---|---|
1 | Джоан Митчелл (1925–1992) | США | 41,28 |
2 | Яёи Кусама (1929) | Япония | 13,70 |
3 | Элен Франкенталер (1928–2011) | США | 12,81 |
4 | Сесили Браун (1969) | Великобритания | 11,07 |
5 | Луиз Буржуа (1911–2011) | Франция | 9,70 |
6 | Ли Краснер (1908–1984) | США | 9,60 |
7 | Бриджет Райли (1931) | Великобритания | 8,99 |
8 | Рут Асава (1926–2013) | США | 7,22 |
9 | Вия Целминьш (1938) | Латвия | 5,56 |
10 | Агнес Мартин (1912–2004) | США | 4,42 |
Таблица 4. Топ-10 художников по превышению цены молотка над средним эстимейтом в январе — августе 2020 года
Имя художника | Происхождение художника | Соотношение цены молотка и среднего эстимейта | |
---|---|---|---|
1 | Mr Doodle (1994) | Великобритания | 23,05 |
2 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Канада | 9,17 |
3 | Хадзимэ Сораяма (1947) | Япония | 6,48 |
4 | Амоако Боафо (1984) | Гана | 5,27 |
5 | Цзюнь Пан (1936) | Китай | 4,31 |
6 | Хавьер Кайеха (1971) | Испания | 3,85 |
7 | Ле Фо (1907–2001) | Вьетнам | 3,68 |
8 | Элен де Кунинг (1918–1989) | США | 3,66 |
9 | Джонатан Линдон Чейз (1989) | США | 3,57 |
10 | Франсуа-Ксавье Лаланн (1927–2008) | Франция | 3,57 |
Таблица 5. Топ-10 стран происхождения художников, исходя из объемов их продаж в январе — августе 2020 года
Страна происхождения художников | Доля в общем объеме продаж, % | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
1 | США | 57,0 | 51,3 | 56,3 | 55,8 | 54,5 | 48,4 |
2 | Великобритания | 11,6 | 10,1 | 11,1 | 14,6 | 9,9 | 15,8 |
3 | Китай | 6,2 | 7,3 | 6,3 | 7,0 | 11,1 | 15,3 |
4 | Германия | 8,7 | 10,6 | 8,4 | 7,3 | 6,6 | 5,7 |
5 | Япония | 2,8 | 4,2 | 4,2 | 3,2 | 4,8 | 3,8 |
6 | Франция | 4,2 | 4,5 | 3,5 | 3,4 | 4,7 | 2,9 |
7 | Италия | 5,2 | 4,8 | 3,5 | 3,3 | 2,2 | 1,1 |
8 | Румыния | 0,1 | 1,2 | 0,6 | 0,2 | 0,4 | 0,7 |
9 | Испания | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,6 | 0,6 |
10 | Латвия | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,5 |
Комментарий AI: Послевоенное и современное искусство в «обычный» кризис переживает серьезную чистку: по статистике прошлых рецессий его не переживает около 10 % признанных и половина молодых современных художников. Кризис «нового типа» вполне ожидаемо поднял в первую десятку рейтинга проверенных американцев вроде Роя Лихтенштейна и Клиффорда Стилла, но убрал из числа авторов желаемых лотов Энди Уорхола. Эксперты расходятся во мнениях о причинах падения интереса к отцу-основателю поп-арта: одни полагают, что Уорхола коснулось общее охлаждение рынка к его «внучатым племянникам» — Дэмиену Херсту, Ричарду Принсу и Такаши Мураками. Другие — что рынок намеренно придерживает лучшие работы Уорхола и «выстрелит» ими на следующей волне роста. Объединить обе теории может следующее предположение: в период непредсказуемых ежедневных изменений 2020 года от самого предсказуемого художника последних десятилетий коллекционерам просто захотелось отдохнуть.
Карантин также наглядно показал распределение коллекционерских предпочтений в условиях запретов на международные перевозки: коллекционеры, запертые в пределах своих стран, увеличили объем покупок на местном рынке — прежде всего Великобритания и Китай. На этом фоне американцы, готовящиеся к очередным выборам президента и потерявшие китайских коллекционеров на нью-йоркских торгах, «раздали» доли своей рыночной гегемонии соседям. Непатриотично с виду повели себя Италия и Франция — впрочем там рост рынка обеспечили художники других временных сегментов (старые мастера и модернисты). Диагноз «пациент скорее жив, чем мертв» относится и к таблице лучших соотношений среднего эстимейта и цены молотка: среди 10 первых позиций — 9 различных стран происхождения художников (в предыдущие годы уроженцы и эмигранты в США составляли 2/3 этого списка. — AI.).
Доля Латвии в общем зачете — 0,5 % рынка — это заслуга не уроженца Риги Марка Ротко (его продажи идут в зачет американцев), а Вии Целминьш под патронатом нью-йоркской Matthew Marks Gallery. Наряду с Румынией, идущей в общекомандном зачете восьмой (0,7 % рынка) благодаря Адриану Гени из Pace Gallery, Латвия показывает, что в пандемию внимания коллекционеров могут добиться и художники из стран Восточной Европы и Балтии. Но — важная оговорка — если за ними стоят топ-галереи. Другими словами, если молодых художников из развивающихся стран и готовы покупать дорого — то лишь в паре с манхеттенской пропиской.
Продажи «женского» искусства, с меньшей амплитудой просевшие в кризис относительно «мужских», — слабое утешение на фоне итогового баланса сил: 14 % против 86 % по объему продаж. При этом отметим, что средняя стоимость работ женщин-художниц выросла, особенно это касается топ-сегмента (а Джоан Митчелл даже вошла в топ-10 общих арт-результатов, поднявшись с 16-й позиции). А вот результаты чернокожих художников заставили задуматься: в 2020 году на публичных торгах их покупают значительно меньше — и по количеству лотов, и по количеству имен, и в абсолютных цифрах. «А как же результаты движения BLM?», спросите вы. Отвечаем: итогом борьбы с расовой дискриминацией на данном этапе стала массовая закупка «черного искусства» музеями (на первичном рынке) — следовательно, академическое признание ожидает этих авторов несколько позже. А вот тогда они станут желанными гостями на аукционных торгах… если, конечно, параллельно с музеями ими так же активно интересуются и частные коллекционеры.
В следующем материале по мотивам отчета ArtTactic мы разберем показатели художников из России и стран СНГ, оказавшихся в обойме международных дневных и вечерних торгов — в небольшом количестве, но с интересными результатами.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201006_XXcentury.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201006_XXcentury.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»