XXVI Российский Антикварный Салон: итоги и прогнозы
Салон завершен. Участники согласны в том, что праздных зрителей в этом году было меньше, интересующихся «ценой вопроса» — больше, однако выводы из сложившейся ситуации галеристы делают разные
В условиях рыночной неопределенности соблазн избежать принятия ответственных решений велик как никогда. Отменить, как Салон изящных искусств в Манеже, или «законсервировать» до лучших времен — кто сейчас станет осуждать за подобные ходы? Все понятно. На нет и суда нет. Почета, впрочем, тоже нет, но куда рискованнее в сложных условиях провалить мероприятие — такого уж точно не забудут. Случись что — и желающие сказать «а я же предупреждал» выстроятся в очередь. Так что сам факт проведения XXVI Российского Антикварного Салона — поступок, заслуживающий уважения. Смелость проявили и организаторы, и участники Салона. Для последних, рискующих рублем, — эта смелость показательна даже в большей степени.
Качество — музейное
Весной 2009 года на Салон вышло на треть меньше участников, чем годом ранее. Стало просторнее, что пошло Салону на пользу. Неробкие галереи-участники встретили новые условия повышенным качеством экспозиций и готовностью реализовывать просветительские проекты в период коммерческой передышки. Тематические экспозиции музейного класса показали, в частности, «Элизиум» («Графика Общества художников-станковистов»), «Галеев Галерея» («Русские и Мюнхен»), «Веллум» (работы Анатолия Каплана) и другие галереи.
Центральная зона второго этажа, где по традиции сосредоточены стенды ведущих галерей, стала значительно удобнее для посетителей. Научная программа экспонентов превратила ее в маленький музей (по крайней мере, для разбирающихся). Удачный ход «Галеев Галереи» — включение в экспозицию коллекционной живописи и графики «русских мюнхенцев» Алексея Явленского и Василия Кандинского. Пусть эти работы не продавались, но пройти мимо не давали. Почти все представители прессы обратили внимание и на любопытное письмо Кандинского, адресованное своему другу, одному из «синих всадников» Владимиру Бехтееву. 1924 год, Мюнхен, а жалобы вполне сегодняшние: все плохо продается, кризис и все такое. Фото этого экспоната (письмо Кандинского, кстати, продавалось за 20 тысяч у. е.) можно посмотреть на форуме ARTinvestment.RU.
На стенде галереи «Элизиум» была представлена без всяких скидок музейная программа — графика ОСТовцев, часть тематической выставки, организованной совместно с ГТГ и другими ведущими музеями страны. По соседству с Пименовым, Лабасом и другими — акварели авангардиста Александра Волкова, которые продавались, и не без успеха. Ценовой ориентир для маленького рисунка «Горы» 1915 года составлял 35 тысяч долларов. В такие же деньги была оценена и эффектная «Итальянская танцовщица» конца 1930-х годов — рисунок «амазонки авангарда» Наталии Гончаровой.
Впечатляющая авангардная графика Георгия Пожедаева — на стенде галереи «Эритаж». Его большой рисунок «Демоны» (ценовой ориентир 65 тысяч долларов) — это работа, сюжет которой требует даже от современного зрителя определенной подготовки и прогрессивного взгляда на искусство. Или пожедаевское «Моление» (ориентир 55 тысяч долларов) — сцена распятия — сколько раз пройдешь, столько и остановишься.
В числе работ, вызвавших повышенный интерес, — среднеразмерный холст «Сухая береза» 1929 года кисти Александра Древина. Галерея SCHATZ’I выставляла эту выдающуюся работу с ценовым ориентиром 200 тысяч евро. И наконец, среди неофициальных топ-лотов по версии участников форума ARTinvestment.RU можно отметить картину Ольги Делла-Вос-Кардовской «Семейный завтрак» (экспонент не хотел с ней расставаться, для чего ценой нежелательной продажи назывались 300 тысяч долларов)
В поведении посетителей салона опрошенные ARTinvestment.RU галеристы-участники единодушно заметили системные перемены. По их наблюдениям, стало меньше праздных зрителей, все больше людей интересовались практической «ценой вопроса». Вещь для рынка обнадеживающая, так как может быть симптомом повышения инвестиционного спроса: в период кризиса доверия надежных активов остается не так уж много — золото, камни, да искусство. Впрочем, в отличие от наблюдений выводы из сложившейся ситуации галеристы делают разные. Но об этом они лучше расскажут сами — спектр профессиональных мнений об итогах Антикварного Салона и прогнозах до конца года представлен в серии микроинтервью, подготовленной ARTinvestment.RU.
Мнения галеристов
Когда ARTinvestment.RU встречался с экспонентами, впереди оставался еще традиционно ударный уикенд. Но большая часть XXVI Антикварного Салона была уже позади, так что для подведения промежуточных итогов участникам хватало уже как информации, так и впечатлений. Вопросы для наших собеседников подсказала сама жизнь:
- Как складывается для вас нынешний Салон: выше ожиданий или ниже ожиданий?
- Каков ваш прогноз на 2009 год: как будут развиваться события на российском антикварном рынке?
Марина Молчанова. Галерея «Элизиум»
Мы отмечаем большой интерес к работам. В этот раз больше спрашивают цены. Если раньше было больше людей, которые просто ходили и смотрели, то сейчас интересуются именно ценами. У нас были продажи, и в целом салон прошел выше ожиданий.
Салон предыдущий и нынешний сравнивать не корректно. На прошлом салоне у нас были вещи экстра-класса, и стоили они дорого. На этом же салоне у нас представлены вещи тоже хорошие, но попроще, потому и стоят дешевле. Но однозначно ответить на вопрос, сместился ли сейчас спрос в сторону более доступных вещей, я не могу — для этого недостаточно информации.
Прогноз — весь этот год будут продажи. Их будет не много, но все же будут — интерес у людей есть.
Елена Судакова. «Галерея Г.О.С.Т.»
Салон еще не закончился, впереди — уикенд, но пока есть ощущение, что интерес ниже. На этом салоне мы успешно продаем книги, а продаж работ пока нет.
Нам кажется, что в будущем произойдет снижение цен. Проблема в том, что в это сложное время покупатели настроились покупать только по низким ценам, а продавцы на таких условиях расставаться с вещами не готовы. Так что есть противоречие: покупатели апеллируют к кризису, а продавцы этой позиции не принимают. Покупатели быстро перестроились, а продавцы живут еще в прошлом.
Как объяснить успехи зарубежных русских торгов? Мне кажется, что Christie’s и Sotheby’s в значительной степени превратились в мероприятия светские. Мы изнутри пока такого успеха не чувствуем. Хотя интересно, что сейчас, после периода дефицита начали появляться в продаже хорошие вещи. Правда, по докризисным ценам.
Михаил Суслов. «Петербургский Антиквар»
Для нас салон проходит выше ожиданий. Есть продажи. Вы не видите красных точек, потому что купленные вещи люди сразу забирают. Покупательская активность не выше, чем на прошлом салоне, но она есть. Люди идут с конкретикой, спрашивают о конкретных вещах. Покупатели хорошо разобрались в кризисной ситуации и хотят воспользоваться ею, спасти деньги и сделать выгодные вложения. Цены, по моим наблюдениям, снизились. По-разному: у кого-то вообще не снизились, а у кого-то процентов на двадцать. Это нормальная реакция. Если антиквары готовы вступать в диалог, то люди это чувствуют и принимают решения о покупках.
Прогноз на этот год — стагнирующая ситуация, без всплесков, но и без особых падений. Мы что-то подобное переживали в 1998 году. После 1998 года в течение года или полутора лет антикварный рынок стагнировал. Он не провалился, но замер, а потом пошел подъем. Но того, чего я больше всего опасался, не произошло: интерес есть. Если вы соответствуете спросу, то будут и покупки.
Ана Маричевич. Maricevic Fine Art & Antiques
Салон для нас проходит выше ожиданий. Но это в том числе и потому, что и сами ожидания были не высокими. У нас уже есть продажи. Покупали не самые дорогие работы, но в среднем бюджетном сегменте (двадцать — тридцать тысяч долларов) продажи есть. Зная настроения наших постоянных покупателей, мы заранее, еще до Салона, сознательно снизили цены. На том уровне, который был в сентябре, мы сегодня держать их не можем. Нужно приспосабливаться — ситуация к тому обязывает.
Прогноз до конца года — дело неблагодарное. Но для себя я надеюсь, что в 2009-м кризис закончится и с 2010-го будет происходить восстановление с соответствующими последствиями для цен.
Татьяна Колованова. «Александр»
По моим оценкам, Салон проходит достаточно вяло. Связываю с тем, что тот клиент, который способен делать покупки, находится в состоянии выжидания. Пока у нас продаются небольшие вещи на подарки. Снижение цен мы провели лишь по отдельным позициям. Например, на тиражный фарфор. Но на определенные работы и имена снижение цен невозможно, потому что на мировом рынке они растут в цене. Можно сказать, что работами интересуются достаточно активно, но крупных продаж у нас пока не было.
Любовь Агафонова. «Веллум»
На салоне мы представляем тематическую экспозицию художника Анатолия Каплана. Задача была больше просветительская, чем коммерческая. И в этом смысле наши ожидания оправдались: о нас узнали, о Каплане писала пресса. С одной стороны, эта экспозиция — продолжение выставки в Русском музее. Но теперь мы показываем то, что можно купить. Нашей задачей было ввести Каплана в культурный оборот. Все-таки это достаточно редкий художник на рынке, хотя он хорошо представлен в музеях и частных коллекциях. Промежуточные итоги: есть несколько наметок, а продаж пока не было. Но люди спрашивают цены, интересуются Капланом.
Планы на оставшийся год — работать. Мы занимаемся проектами искусствоведческими, и если везет, то продаем. Пока все идет как идет — не сказала бы, что хуже, чем в прошлом году. В галерее у меня застоя нет. Что касается разговоров о снижении цен, то я думаю, что на первые имена снижения не будет.
Ильдар Галеев. «Галеев Галерея»
Для меня идеология в современных условиях приобретает большее значение, чем коммерческая составляющая. Сейчас продать вряд ли что удастся. Но в обстановке разреженного пространства, когда значительная часть прежних участников ушла с Салона, больше шансов зарекомендовать себя в научно-исследовательской сфере. Наш проект «Русские и Мюнхен» претендует на музейный уровень, он стал известен в музейных кругах, его оценили, и для меня это важно. Продаж пока нет, и не ожидалось. Более высокая активность покупателей, их желание спрашивать цены, возможно, вызвана «маркетинговыми исследованиями» — людям интересно представлять уровень цен работ, находящихся в их коллекциях. Зачастую проявляемый интерес приобретает курьезные формы. Называешь цену двести тысяч, а в ответ — даем сто. А эта сколько? Говорите: сорок — тогда даем двадцать. Письмо Кандинского стоит двадцать тысяч — нет, даем десять. Многим людям интересны игры — отсюда попытки протестировать возможность опускать цены вдвое-втрое. В таких условиях невозможно рассчитывать на серьезный результат.
Прогноз на оставшийся год: катастрофы не будет, и осенью на рынок вернется активность. Начало восстановления в октябре-ноябре, на мой взгляд, вполне реально. Инструментов для вложения средств, оказывается, не так уж много. Так что рынок искусства поднимется раньше других. А пока народ находится в состоянии stand-by. Все пытаются угадать, когда будет достигнуто дно. И как только это почувствуют, начнется просто «жор».
Кристина Краснянская. «Эритаж»
Многие люди, о которых я знаю, что они покупают, прицениваются, но говорят, что надо подождать до осени. К снижению цен я отношусь философски. Когда говорят «сделайте скидку», я отвечаю — сделайте предложение. Сколько бы ты ни сбросил, люди все равно будут ждать большего. Особенно на Салоне, так как у некоторых есть иллюзия, что к Салону галеристы намеренно поднимают цены, чтобы больше заработать.
Мне этот Салон понравился. Участников стало меньше, но при этом у многих высокий уровень оформления экспозиции и вменяемые цены. Мы сохранили цены. У нас в галерее проходит выставка Андрея Ланского, и я заметила, что по сравнению с теми ценами, что на Салоне, у нас в галерее процентов на двадцать ниже. Вообще, у нас цены на Ланского сейчас, можно сказать, такие же, как в Европе.
А прогноз такой: к концу года народ успокоится, поймет, что с кризисом придется жить какое-то время и нужно стараться диверсифицировать свои активы, рассматривая искусство как объект инвестирования. Это уже происходит. Замечено, что люди, которые раньше не сильно интересовались искусством, совершают покупки. Общий инвестиционный настрой подтверждают и русские торги Christie’s и Sotheby’s. Позитив происходящего в том, что сейчас появляется интересное предложение, которое можно купить пусть не задешево, но за вполне адекватные суммы. Еще этим летом работы высокого класса нельзя было найти ни за какие деньги, а сейчас это стало возможным.
Материал подготовил Владимир Богданов
P.S. Информация о XXVI Российском Антикварном Салоне (полезные ссылки):
Обсуждение и фоторепортаж с XXVI Российского Антикварного Салона
Лучшие галереи XXVI Российского Антикварного Салона
Топ-лист произведений искусства на XXVI Российском Антикварном Салоне по версии экспертов
Топ-лист произведений XXVI Российского Антикварного Салона по версии участников
Список участников XXVI Российского Антикварного Салона
Источники: artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090310_results_xxvi_salon.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090310_results_xxvi_salon.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.