1902–1980
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Танхум бен Лейвик, Танхум Левикович
ВСЕ РАБОТЫ 377
График, живописец, керамист, скульптор.
Родился в семье мясника, имел пять братьев и сестер. В 1922 переехал из Рогачева в Петроград и поступил на живописный факультет ВХУТЕМАСа (с 1923 — ВХУТЕИНа). Среди его учителей были А. А. Рылов, К. С. Петров-Водкин, Н. Э. Радлов. В 1927 окончил курс обучения. В начале творческого пути пробовал свои силы в различных видах искусства: промышленной графике, книжной иллюстрации. Регулярно ездил в Рогачев, где была создана большая часть рисунков конца 1920-х — 1930-х.
Во второй половине 1930-х под руководством Г. С. Верейского осваивал технику литографии в экспериментальной мастерской ЛОССХа. По заказу Музея этнографии выполнил несколько сюжетных композиций, посвященных Биробиджану. В 1937–1940 создал свой первый цикл литографий «Касриловка». С 1939 участвовал в коллективных выставках. В 1940-х работал над обширным циклом «Пейзажи Ленинграда», который был начат в 1944 и закончен в середине 1950-х.
После войны занимал должность главного художника Ленинградского завода художественного стекла (1948–1950). В 1950-х — 1960-х создал несколько станковых иллюстрационных циклов по мотивам классической еврейской литературы, в основном по рассказам Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» (1953–1963), «Тевье-молочник» (1957–1961), «Песнь песней» (1960–1961), «Стемпеню» (1963–1967), «Ножик» (1966), Менделе Мойхер-Сфорима «Фишка Хромой» (1966–1969, 1972). Много занимался также непосредственно книжной графикой, иллюстрировал книги Шолом-Алейхема «Рассказы для детей» (1965–1970), И.-Л. Переца «Рассказы» (1967–1969), И. Бобровского «Мельница Левина» (1975), Г. Лессинга «Натан Мудрый» (1977) и другие.
На рубеже 1950-х — 1960-х наряду с сериями, построенными на литературной основе, разрабатывал так называемые «фольклорные циклы». В 1958–1960 выполнил в техниках темперы и гуаши серию «Еврейские песни», в 1962 создал одноименный цикл в литографии. В середине 1960-х выполнил серию «Былое», тогда же обратился к технике пастели, керамике. Ведущее место в искусстве Каплана последнего десятилетия его жизни занимала гравюра сухой иглой, в которой выполнен цикл работ «Воспоминания о Рогачеве» (1973–1979).
В 1961 в галерее «Гросвенор» в Лондоне состоялась первая персональная выставка художника. За ней последовал ряд выставок в частных галереях и музеях Европы, в частности в городском музее Тель-Авива (1962) и Музее изобразительных искусств в Лейпциге (1967). В 1966 принял участие в биеннале искусств в Венеции.
Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Каплан прибегал к самым различным техникам печатной и оригинальной графики, литографии, цветному офорту, сухой игле, графитному карандашу, туши, пастели, гуаши и так далее. Однако наибольших успехов художник добился в области литографии, являясь одним из ведущих мастеров этого вида искусства в 1960-х — 1970-х. В основе его стиля — выразительного, узнаваемого — лежало традиционное еврейское искусство, он часто варьировал одни и те же мотивы и образы, неоднократно возвращался к детским воспоминаниям, вдохновляясь еврейской культурой во всем ее многообразии. Ярко проявил себя в области керамики, где особенно интересны эксперименты с цветом.
Произведения Каплана находятся во многих музейных собраниях по всему миру, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, Музеях Ватикана в Риме, Стеделийк Музее в Амстердаме, Музее Людвига в Кельне, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе