Art Investment

«Константин Коровин. Живопись. Театр»

Сегодня состоится пресс-конференция, а завтра в ГТГ на Крымском Валу для публики откроется выставка живописи и графики Константина Алексеевича Коровина, приуроченная к 150-летию крупнейшего художника московской школы

Крупнейший выставочный проект года «Константин Коровин. Живопись. Театр» посвящен выдающемуся живописцу рубежа XIX — XX веков Константину Алексеевичу Коровину (1861–1939). Художник органично воспринял и переосмыслил живописные традиции современного европейского искусства, заслужив славу «первого русского импрессиониста».

На выставке будет представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из музеев Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций. Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К. Коровина Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника.

Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с периодом расцвета московской школы живописи; к ней принадлежал и И. Левитан, чья выставка с таким успехом прошла в 2010/2011 году, и К. Коровин, в творчестве которого наиболее полно отражена живописность, красочность, яркость палитры, свойственная искусству представителей Союза русских художников.

Выставка отражает многообразную деятельность К. Коровина в живописи, театре, монументальном искусстве. Экспозиция внутри раздела станковой живописи построена по разделам «Творчество 1880–90-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».

К. Коровин родился в Москве в купеческой семье, которая после разорения перешла в мещанское сословие. В 1875 году он поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, но почти сразу перевелся на живописное (учился до 1886).

В раннем творчестве К. Коровина особенно заметно влияние его учителей А. К. Саврасова («Ранняя весна». 1870-е. ГТГ; «Осень». 1880-е. Национальный художественный музей Республики Беларусь) и В. Д. Поленова, на подмосковной даче которого начинающий художник провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как «Настурции» (1888), «За чайным столом» (1888) (обе — музей-заповедник Поленова), «В лодке» (1888. ГТГ). Уже в этих работах он интуитивно использовал импрессионистические приемы; особенно это относится к новаторской картине «Портрет хористки» (1887. ГТГ).

С конца 1880-х годов К. Коровин начал выезжать в Европу, где познакомился с современным западноевропейским искусством. Не без влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или на фоне пейзажа, как, например, в картине «На даче» (1895. ГТГ). В работах художника конца 1890-х годов («Бумажные фонари». 1896. ГТГ; «У купальни». 1890-е. Частное собрание) проявились черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении.

Совершая поездки в Париж, К. Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияния огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок». 1902, 1906 и 1911; «Париж утром». 1906. Все — ГТГ).

В Париже К. Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции М. А. Дурново, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892. ГТГ) и «Муза» (1890-е. ГТГ).

К. Коровина наряду с А. Я. Головиным, С. В. Малютиным, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом относят к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю как к единому сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций, костюмов, музыки и актерского исполнения. Дар театрального декоратора у К. Коровина проявился в 1885 году в работах для Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1900 году К. Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров — Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. За два десятилетия художник оформил более 80 балетов, опер и драматических спектаклей. Сценические образы героев, созданные им для певцов Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, балетных танцоров С. В. Фёдоровой, Е. В. Гельцер, драматических актеров А. П. Ленского, М. Н. Ермоловой, заслужили общее признание.

Для выставки из разных музеев отобраны лучшие эскизы декораций и костюмов к балетам «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, операм «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Настоящим открытием для публики станет показ двух уникальных, чудом сохранившихся декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок (постановка 1934 года, театр г. Виши, Франция). Весь сценический материал к этому спектаклю в свое время приобрел оперный певец, бессменный исполнитель партии Звездочета Г. И. Раисов. Позже коллекция была куплена внуком художника В. Д. Поленова А. А. Ляпиным, а в 1986 году подарена им в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. На выставке впервые будут представлены подлинные декорации к этому спектаклю «Стан Шемаханской царицы» и «Град-столица».

Важным в творческой биографии К.Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил землю близ Переславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором часто гостили Ф. И. Шаляпин, В. А. Серов, С. А. Виноградов, М. Горький. В Охотине в творчестве художника родился особый жанр — ноктюрн.

Крымские пейзажи К.Коровина составляют отдельную страницу его творчества. В 1904 году художник приехал в Ялту навестить тяжело болевшего А. П. Чехова («Кафе в Ялте». 1905. ГТГ), а чуть позже приобрел участок земли на берегу гурзуфского залива. По проекту К. Коровина в 1910 году была построена вилла «Саламбо», откуда открывался красивый вид на море («Балкон в Крыму». 1910. Ульяновский областной художественный музей). Впечатления от крымских базаров с их богатством и красочностью послужили поводом для создания натюрмортов («Рыбы, вино и фрукты». 1916 и 1917. Обе — ГТГ, «Рыбы». 1916. ГРМ).

К. Коровин известен не только как живописец, но и как архитектор и декоратор. В разделе монументального искусства представлены четыре из десяти панно, исполненных художником для павильона «Крайний Север» Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года, специально отреставрированные к выставке. Они были заказаны меценатом и промышленником С. И. Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации далекого и богатого края, способствовал путешествию К. Коровина и В. Серова на Север в 1894 году. Через несколько лет после Нижегородской выставки по предложению С. И. Мамонтова панно украсили стены главного вестибюля Ярославского вокзала в Москве, а в 1961 году были переданы Третьяковской галерее. В большой картине «Гаммерфест. Северное сияние» (1894–1895. ГТГ) обобщены впечатления художника от путешествий по Северу (Мурманск, Архангельск и др.).

Одно из открытий выставки — декоративное панно «Старый монастырь» (1906. ГТГ). Поступив в собрание Третьяковской галереи в 1946 году, оно долгое время хранилось в запасниках на валу. В стилистике этого фриза (более семи метров в длину) угадываются характерные признаки модерна.

После революции, лишившись мастерской, холстов и красок, К.Коровин оказался в тяжелейшей ситуации. Переехав из Москвы в Островно, на берег озера Удомля в Тверском крае, художник впервые начал писать по памяти, выполняя небольшие произведения-миниатюры на картоне. В этот же сложный период жизни он создал замечательные полотна, главным образом портреты близких друзей: «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1921. ГЦММК им. М. И. Глинки), «Портрет Е. Б. Вахтангова» (1922. Музей-квартира Е. Б. Вахтангова) и др. В 1923 году художник вместе с семьей уехал в Германию, а затем во Францию, где прошли последние годы его жизни.

К выставке издан альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений состав экспозиции. В него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120328_korovin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120328_korovin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».