Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается юбилейная выставка выдающегося пейзажиста Исаака Левитана. Представлено около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России, частных коллекций и двух зарубежных собраний
Сегодня, 14 октября, в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10, залы № 60-61) открывается выставка «Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения».
Юбилейная выставка выдающегося пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860—1900), мастера лирического «пейзажа настроения», создавшего из простых, прозаичных видов «иконные образы» русской природы, — один из самых масштабных и ожидаемых проектов сезона.
Последняя монографическая выставка живописца прошла в Третьяковской галерее 50 лет назад. Выросли поколения зрителей, не имевших возможности ознакомиться с разносторонним творчеством художника. Нынешний проект представляет как лучшие, хрестоматийно известные полотна мастера, так и целый ряд открытий. Собрано около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из двух зарубежных собраний: Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск) и Израильского музея (Иерусалим). Экспозиция дает возможность осмыслить огромный вклад Исаака Левитана в историю русской пейзажной живописи, осознать масштаб творчества мастера.
Искусство И. И. Левитана связано с реалистическими традициями его предшественников, мастеров пейзажа А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова. В то же время его имя стоит в одном ряду с именами художников нового поколения — В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова. А. Н. Бенуа, определяя значение Исаака Левитана, писал о его знаменитой «Тихой обители» (1890, ГТГ): «Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово <…> и что отныне он должен быть одним из первых среди всех». Еще более эмоционально отношение к творчеству художника его современника Ф. А. Малявина, который убеждал И. Э. Грабаря бросить писать пейзажи, так как И. И. Левитан «все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать». Открытия Исаака Левитана в пейзажной живописи не только оказали большое воздействие на его сверстников и учеников, но и получили продолжение почти у всех пейзажистов конца XIX — начала ХХ века, работавших уже в иных системах художественного мышления.
Материал в экспозиции сгруппирован по разделам, соответствующим этапам и основным направлениям творчества художника.
«Начало пути. Становление. 1870-1880-е». Работы «Осень. Дорога в деревне» (1870-е), «Первая зелень. Май» (1883), «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884, все — ГТГ), этюды, написанные во время путешествия в Крым в 1886 году, дают возможность увидеть результаты ученичества И. И. Левитана у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и понять, как шло становление живописца. В раздел также включены знаковые работы художника — «Березовая роща» (1889, ГТГ) и два варианта картины «Заросший пруд» (1887, ГРМ и Музей-заповедник В. Д. Поленова), демонстрирующие его пленэрные поиски и находки.
Важным событием в жизни девятнадцатилетнего И. И. Левитана стало приобретение П. М. Третьяковым в 1880 году пейзажа «Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ). С тех пор собиратель внимательно следил за творчеством мастера и, по словам М. В. Нестерова, редкий год не брал что-либо из создаваемого им. Всего П. М. Третьяковым было куплено более 20 полотен художника, ставших основой лучшего музейного собрания произведений И. И. Левитана.
«На Волге. 1887-1890». Раскрытию дарования И. И. Левитана способствовали поездки на Волгу. С 1888-го три года подряд художник жил в Плёсе и путешествовал по приволжским городам. Этот раздел включает работы, принесшие И. И. Левитану широкую известность среди современников: «Вечер на Волге» (1887-1888), «После дождя. Плёс» (1889), «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «Свежий ветер. Волга» (1895, все — ГТГ). От камерных мотивов И. И. Левитан перешел к созданию сложных, обобщенных образов волжской природы, от работы в небольшом формате — к созданию крупных полотен.
«Поиски больших образов. 1892-1894». Творчество И. И. Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, синтетичностью образов, богатейшим арсеналом художественных средств. Один из центральных разделов выставки включает общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна «У омута» (1892), «Владимирка» (1892), «Над вечным покоем» (1894, все — ГТГ). В них раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.
«Красота и радость природы. 1890-е». Зритель увидит прославившие И. И. Левитана, особенно любимые публикой «Золотую осень» (1895), «Тихую обитель» (1890), «Вечерний звон» (1892), наполненную жизнеутверждающим мироощущением картину «Март» (1895, все — ГТГ).
В центре экспозиции — монументальное полотно «Озеро» (1899, ГРМ), над которым И. И. Левитан работал последние два года жизни. Большой формат картины и обобщающий характер пейзажа, включающего все черты среднерусского ландшафта, позволили художнику создать синтетический образ Родины. Известно, что первоначально И. И. Левитан намеревался назвать эту работу «Русь».
«Европейские впечатления. 1890-е». Небольшой раздел выставки посвящен произведениям, написанным по впечатлениям от поездок по Европе: «Близ Бордигеры на севере Италии» (1890, ГТГ), «Канал в Венеции» (1890, Музей-заповедник В. Д. Поленова), «Озеро Комо (Италия)» (1894, ГРМ).
«Последние годы. 1897-1900». Поиск свежих художественных решений и проба сил в разных стилевых формах, включающих элементы модерна и символизма, проявились в полотнах «Тишина» (1898, ГРМ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ), «Буря. Дождь» (1899, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева), «Летний вечер» (1900, ГТГ).
Открытием выставки станет целый ряд ранее неизвестных или выпавших из поля зрения публики и специалистов произведений. К ним относятся недавно выявленные и не публиковавшиеся ранее живописные и графические работы из Израильского музея в Иерусалиме. Впервые широко демонстрируется графическое наследие И. И. Левитана — печатная графика (литография и офорт), карандашный рисунок, акварель. Наиболее эффектная и яркая составляющая этого раздела — пастель, крайне хрупкая часть коллекции работ Левитана, никогда не покидавшая стен галереи. Она показана в полном объеме и дополнена листами из Русского музея, Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля и частных собраний. Творчество Левитана-пастелиста впервые прозвучит как одно из наиболее значительных и самобытных явлений в русском искусстве конца XIX века.
Экспозицию дополняют архивные материалы — письма И. И. Левитана П. М. Третьякову, В. Д. Поленову, В. М. Васнецову, И. С. Остроухову, а также фотографии.
К выставке отреставрировано несколько широко известных полотен, в частности знаменитая «Золотая осень», ставшая визитной карточкой проекта. Сотрудниками Третьяковской галереи подготовлено издание, включающее более широкий, чем выставка, круг работ художника — все картины и этюды живописца из собрания ГТГ и, впервые в полном объеме, рисунки и акварели из ее коллекции, а также все известные на данный момент пастели. В него входят материалы из архива художника, считавшегося утраченным, а также не публиковавшаяся в литературе о И. И. Левитане и именуемая тенденциозной статья его поклонника С. П. Дягилева, написанная в 1900 году в связи с кончиной живописца. Также выпущен мультимедийный диск.
Выставка продлится до 20 марта 2011 года.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101014_levitan_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101014_levitan_gtg.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.