Открыты 342-е торги AI Аукциона и 28-й кураторский аукцион «XXI век»
В сводном каталоге — тридцать лотов: двадцать одна живописная работа, четыре листа оригинальной и два — печатной графики и три работы в смешанной технике.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18%.
Каталог AI Аукциона №342 и 28-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство».
Лоты 342-го AI Аукциона представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Лоты 28-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Уважаемые участники и зрители аукциона AI! Ни один монитор и никакой современный гаджет никогда аутентично не передаст произведения искусства! Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).
МЕЩЕРСКИЙ Арсений Иванович (1834–1902) Скалы на берегу моря. 1869
Холст, масло. 51 × 65
Раздел русского искусства конца XIX — начала ХХ века открывает холст Арсения Ивановича Мещерского «Скалы на берегу моря» (1869). Пейзажи скалистых берегов — излюбленный сюжет в живописи художника. Лот не только достоин войти в лучшие частные собрания, но и представляет собой настоящую музейную ценность. Аналогичные картины со сходной датировкой находятся в собраниях Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого и в Пермской государственной художественной галерее.
КАРАЗИН Николай Николаевич (1842–1908) Пейзаж с церковью. 1890-е
Бумага на бумаге, тушь, белила. 28,7 × 20,2 (в свету)
За мариной Мещерского следует поразительной красоты графический «Пейзаж с церковью» (1890-е) Николая Николаевича Каразина. Академик Академии художеств, Каразин «наибольшую известность приобрел как рисовальщик и иллюстратор. Постоянно публиковался в таких журналах, как “Нива”, “Всемирная иллюстрация”, “Живописное обозрение”, и многих других». Эксперты предполагают, что «работа является иллюстрацией к некоему сюжету из жизни северных окраин России».
СЕРГЕЕВ Николай Александрович (1855–1919) Тихая вода. Этюд. 1892
Холст на картоне, масло. 24,2 × 40,8
Творчество еще одного академика Академии художеств, Николая Александровича Сергеева, представлено на AI аукционе этюдом «Тихая вода» (1892). Образы тихой и гармоничной деревенской жизни, размеренного сельского быта в окружении лесов, полей, прудов и озер являются лейтмотивом работ Сергеева. Как отмечает эксперт в своем заключении, работа, вероятно, изначально задумывалась как этюд к большой выставочной картине.
ОРЛОВ И. (XIX–?) Зима. Попавшая в метель повозка. Конец XIX — начало XX века
Дерево, масло. 15,8 × 31,5
Зимней тематике Каразина вторит картина «Зима. Попавшая в метель повозка» (конец XIX — начало XX века) художника Орлова, чьи имя и годы жизни остаются загадкой. Холст отмечен динамичной композицией — упряжка лошадей прорывается сквозь вьюгу и, кажется, устремляется прямо на зрителя. Живописец замечательным образом передает силу стихии, с которой перекликается мощь животных в движении.
ТУРЖАНСКИЙ Леонид Викторович (1874–1945) Свадьба. В деревне. 1907–1908
Картон, масло. 13 × 46
Леонид Викторович Туржанский также нередко выбирает лошадей центральной темой своих пейзажей, однако представленная на аукционе работа посвящена деревенскому празднику. «Л. В. Туржанский часто путешествовал по деревням Русского Севера, неоднократно приезжал на родину в деревню Малый Исток на Урале. Образ деревни, ее быта, деревенские дома и дворы — излюбленный мотив в творчестве художника. На исследуемом этюде также изображен двор, внутри которого развернулись праздничные гуляния. Внутри шум и веселье, но художника интересует оборотная сторона, где протекает привычная мирная жизнь» (эксперт Е. В. Гордееева).
СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич (1882–1946) Эскиз афиши к комедии Ю. Э. Озаровского «Проказы вертопрашки, или Наказанный педант». 1915
Картон, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш, цветные карандаши, лак, темпера. 63,5 × 62
Творчество художников Русского Зарубежья представлено четырьмя графическими работами. Открывает раздел эскиз афиши к комедии Ю. Э. Озаровского «Проказы вертопрашки, или Наказанный педант» (1915) Сергея Юрьевича Судейкина.
«Если учесть особую приверженность Судейкина к отечественной истории и культуре, то работа над оформлением комедии Ю. Э. Озаровского “Проказы вертопрашки, или Наказанный педант” для постановки Московского драматического театра, осуществленной в 1915 году, должна была увлечь художника и прийтись ему особенно по душе. “Проказы вертопрашки” относились ко времени правления Елизаветы Петровны, к милому сердцу Судейкина русскому XVIII веку, знатоком и страстным поклонником которого он был. При этом пьеса сосредоточивала внимание на “несерьезной” стороне частной жизни. Сюжет пьесы воплощает веселое времяпрепровождение г-жи Доримены, вдовы Корабелышкова, влюбленной во француза Ансельма, ее проказы над педантом-ректором гимназиума, который, в свою очередь, влюблен в нее. Развертываясь на фоне масленичных гуляний, “вертопрашество”, как тогда говорили, очаровательной госпожи Доримены давало повод для вариаций на темы русской культуры, быта, литературы, театра. В комедии предпринималась попытка воскресить традиции старинной русской драматургии XVIII века, находившейся под влиянием современной ей французской комедии, быт этой эпохи с прихотливой смесью “версальского с нижегородским”, традиции столь же причудливого русского театра, включая домашние спектакли. Посвященная целиком проказам, развлечениям, празднествам, эта пьеса закономерно выливалась в формы театра в театре и как бы игры в игре. Постановка была задумана как пантомима и балет, к тому же еще причудливо расцвеченные восточными интермедиями. Судя по рецензиям, дающим представление об оформлении, тяжеловесная роскошь декорационного образа мало соответствовала духу воскрешаемой эпохи и была начисто лишена необходимых по пьесе легкой ироничности и двусмысленности. Видимо, и сходство восточных интермедий (вставных номеров третьего акта) с современным кабаре, отмеченное одним из корреспондентов, обусловливалось не только исполнителями ролей, но и оформлением. Следует обратить внимание на сюжетную мотивировку всего театрально-игрового начала, носящего в произведении всепоглощающий характер. Как и в станковых картинах, в постановке “Проказы вертопрашки” всепоглощающее выражение игры и театральности в сочетании с их сюжетным мотивированием и оправданием становилось симптомом угасания театрально-игровой стихии. Используя арифметические понятия, можно сказать, что в умножении стихии игры, театральности, стилизации, в возведении их в степень они сами себя нейтрализовали. Происходило завершение тенденций, наметившихся еще в ранний период творчества художника» (Д. З. Коган).
ПОЖИДАЕВ Григорий Анатольевич (1894–1971) Эскизы театральных костюмов. 1920-е – 1930-е
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш. 47 × 62 (в свету)
Григорий Анатольевич Пожидаев, художник театра и кино, живописец и график. После эмиграции (ок. 1921) жил и работал в Бухаресте, Праге, Берлине, Вене и Париже, где работал над сценографией театральных постановок, фильмов и концертных номеров в театрах-кабаре. Подробнее о насыщенной и разносторонней творческой деятельность художника на AI: «Художник недели: Григорий Пожидаев».
АННЕНКОВ Юрий Павлович (1889–1974) Эскиз платья Татьяны Лариной для постановки оперы П. И. Чайковского « Евгений Онегин» (вариант). 1943
Бумага, графитный карандаш, тушь, перо, кисть, акварель, белила. 49,5 × 32
Графический лист «Эскиз платья Татьяны Лариной» (вариант) к опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» был создан Юрием Павловичем Анненковым (см.: «Художник недели. Юрий Анненков») в 1943 году и предназначался для спектакля, поставленного Анненковым в качестве режиссера и художника в концертном зале «Плейель» оккупированного фашистами Парижа.
АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич (1887–1964) Les amoureux (Любовники). Композиция из папки Les Formes Vivantes (Живые формы). 1963
Бумага, литография. 76 × 56 (лист)
Литография «Любовники» (1963) Александра Порфирьевича Архипенко — лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.
Следующий раздел каталога — советское искусство первой трети ХХ века.
ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович (1881–1948) Автопортрет со скатертью. 1920- е
Бумага, офорт. 37,3 × 29,6 (лист), 13,5 × 9,3 (оттиск)
Авангардное направление представлено офортом «Автопортрет со скатертью» (1920-е) Давида Петровича Штеренберга (см.: «Художник недели: Давид Штеренберг»). Искусствовед и художественный критик В. И. Костин писал: «Наибольшую тематическую нагрузку в искусстве Штеренберга несли его офорты, изображавшие уличные сцены, быт и труд ремесленников, пейзажи. Они близки по форме карандашным уличным зарисовкам художника, изображающим разные сцены, типы, характеры. <…> В целом графика художника близка его живописным произведениям. В ней, как и в своей живописи, Давид Петрович Штеренберг делал упор на предметность и материальность в художественном изображении натуры и окружающей его жизни. Это давало ему право и уверенность чувствовать себя реалистом…» (artpoisk.info).
ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич (1885–1964) Портрет брата, Николая Васильевича Герасимова. Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 110 × 80
Живопись соцреализма в свою очередь показана портретом кисти Сергея Васильевича Герасимова.
В разделе, посвященном произведениям шестидесятников, хронологически первой выступает работа «Метафизическая фигура» (1987) Юрия Ивановича Желтова.
ЖЕЛТОВ Юрий Иванович (1942) Метафизическая фигура. 1987
Холст, масло. 88 × 69,5
«Можно отметить некие принципы, характерные для метафизической поэтики: отказ от видимой реальности, особое понимание формы, перспективы, пространства и самое существенное — движение в глубинные иррациональные уровни, расширение границ искусства, включение этической и (или) религиозной составляющих. Отечественные метафизики 1960-х вовсе не были группой или объединением. Скорее, можно говорить о поисках разных художников, которые с той или иной степенью заинтересованности обращались в своём творчестве к проблеме временного и вечного <…> Юрий Желтов, парижский житель, преуспевающий фотограф и интересный художник, по возрасту несколько моложе других “шестидесятников” и в какой-то мере расширяет творческие искания Эдуарда Штейнберга» (Традиция нонконформизма. Живопись. Графика. Скульптура. Фарфор. Из собрания Иосифа Бадалова. М.: 2009. С. 14-15).
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Композиция с картой. 1996
Холст, графитный карандаш, акрил, шпон, игральная карта, коллаж, гипс, порезы. 100 × 80,5
Холст в смешанной технике «Композиция с картой» (1996), как отмечает эксперт, «относится к хорошо известному и популярному циклу произведений В. Н. Немухина с карточными раскладами на ломберных столах. Эти сложно сделанные вещи строятся на живописно-пластических формулах, в основе которых достижения русского и европейского авангарда ХХ века. В данном конкретном случае источником вдохновения и основой для построения… работы “Композиция с картой” послужило творчество итальянского художника-модерниста и новатора Лючио Фонтаны (1899–1968), картины которого с прорезями и разрывами принесли ему широкую известность. Им впервые со времен К. С. Малевича картина была преобразована таким радикальным способом».
СЛЕПЫШЕВ Анатолий Степанович (1932–2016) Две обнаженные. 1989
Холст, масло. 60 × 80
Завершают раздел каталога «Две обнаженные» (1989) Анатолия Степановича Слепышева. Расцвеченные закатным солнцем, уходящим за край деревни, свободные обнаженные женские фигуры кажутся сделанными из теплого розового мрамора.
ЖАРКИХ Юрий Александрович (1938) Женский портрет. 2007
Холст, масло. 81 × 65
Несколько обособленно стоит фактурный, пастозный «Женский портрет» семидесятника Юрия Александровича Жарких, написанный в 2007 году во Франции, (где художник проживает в последние годы). Работа создана в самобытной, неповторимой авторской манере и отличается условностью форм и своеобразной декоративностью. Больше информации о художнике доступно в статьях на AI: «Художники недели: «газаневцы», «Впервые: живопись Юрия Жарких (Jarki) на аукционе ARTinvestment.RU».
Последний раздел каталога составляют произведения отечественных художников второй половины XX века.
КОКУРИН Валерий Григорьевич (1930–2019) Пруд. 1973
Картон на оргалите, масло. 40,5 × 53,4
Валерий Григорьевич Кокурин, переняв опыт московских художников первой половины XX века, выступает создателем владимирской школы живописи: «А началось все с того, что в конце 50-х группа молодых художников, в числе которых был и Валерий Кокурин, начала дерзкий поиск в области цвета и колорита. Первый успех и признание пришли к ним в 1960 году. О владимирских художниках заговорили после первой республиканской выставки «Советская Россия». Мнений существовало множество: хвалили, ругали, но равнодушных не было. В те далекие времена, смелость и новаторство владимирских художников понимали и принимали далеко не все. Слишком уж непривычной была их живопись.
Валерий Кокурин, наделенный от природы обостренным чувством цвета, даже среди смелых владимирских живописцев был одним из самых ярких и самобытных колористов. Стихия Кокурина — это цвет, в живописном хороводе звонких красок проявляется яркий темперамент личности художника, его неистребимое жизнелюбие.
У художника есть своя, кокуринская трактовка живописных принципов владимирской школы. Особенность творческого почерка этого замечательного мастера — повышенная декоративность и утонченность найденных им колористических аккордов.
Его живопись хоть и основана на фольклоре, но она пронизана эстетикой импрессионизма, европейского искусства, наконец, она по-особому чувственна и эмоциональна. Живопись Кокурина делает владимирскую школу более одухотворенной, придает ей особую манерность, легкость и изыск» (Надежда Севастьянова).
РАТНЕР Владислав Исаакович (1926–2002) Летний день. 1976
Картон, масло. 32,8 × 50
Работа Владислава Исааковича Ратнера, как всегда, строится на крупных плоскостях ярких цветов, сочетания которых кажутся по-фовистски выразительными и неожиданными.
МОКРОВ Николай Алексеевич (1926–1996) После дождя. 1979
Холст на картоне, масло. 34 × 50
Уютный осенний пейзаж Николая Алексеевича Мокрова продолжает заданную в разделе русского искусства конца XIX — начала ХХ века тему деревни и выделяется на фоне современных ему работ каталога благодаря академической живописной трактовке, тихой прелести выбранного вида и своей очаровательной старомодности.
ПУРЫГИН Леонид Анатольевич (1951–1995) Женщина-счастье. Вторая половина 1980-х
Холст, масло. 80 × 61
Нынешний герой рубрики «Художник недели», Леонид Анатольевич Пурыгин, представлен на аукционе работой «Женщина-счастье» — можно сказать, «образцово-показательной» картиной художника. В центре внимания — специфический женский образ, окруженный разнообразными, крайне причудливого вида фигурами и деталями, за которые художник, собственно, и получил от публики определение «русский Босх».
КОНЫШЕВА Натта Ивановна (1935) Суд Париса. 1995
Дерево, масло. 92 ×50
Завершает каталог аукциона всем известная и многими горячо любимая Натта Ивановна Конышева (см.: «Художник недели: Натта Конышева — королева авангарда с Серебрянической»). Ее работа являет собой очень индивидуальную трактовку мифологического античного сюжета «Суд Париса». Подобно иконописцам и миниатюристам Средневековья художница развертывает повествование из различных по времени и месту действия сцен на одной живописной плоскости.
Одновременно с нашим штатным 342-м AI Аукционом открыт 28-й аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». В каталоге собраны произведения Лидии Витковской, Дианы Воубы, Наталии Жерновской, Нины Котёл, Сергея Максютина, Александра Мареева (Лима), Анатолия Пурлика, Екатерины Рожковой, Владимира Сальникова и Наталии Турновой.
Всем желаем удачи на 342-м AI-Аукционе и на 28-м аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!
Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.
На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.
Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!
Комиссионный сбор с покупателя составляет 18% от финальной цены лота.
***
Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.
***
Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.
В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.
Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.
Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18% от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.
***
ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200811_actionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200811_actionAI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.