- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Татьяна Явишева, собственные картины
Художник недели: Натта Конышева — королева авангарда с Серебрянической
ARTinvestment.RU 20 февраля 2018
Художник старшего поколения советского авангарда, мастер «репортажной живописи с элементами чудес». Сегодня работы легендарной Натты Конышевой являются бесспорными хитами AI Аукционов
Если посмотреть результаты аукционов, где продаются работы Конышевой, список личных коллекций и собраний музеев по всему миру, где хранятся ее произведения, то можно поразиться, насколько широк круг почитателей таланта художницы. А автор-то сложный. Не декоративный. Ее стиль — примитивистский жанровый экспрессионизм. Сильно на любителя. Порой очень сильно. И даже среди сотрудников AI Аукциона, которым Конышева ну уж точно не в новинку, регулярно вспыхивают споры. Чем нравится творчество Натты Конышевой? Что в ней хорошего? Пытаясь ответить на этот вопрос, многие «тестируемые» впадают в раздумья и некоторое подобие ступора. Понятное дело, «с разбегу» сказать сложно. Но все же давайте попробуем выразить впечатления и найти подходящие слова, которые помогут описать, что же такого притягательного в творчестве Натты Конышевой.
Натта Ивановна Конышева родилась 9 июня 1935 года в Москве. В 1959 году окончила Московский полиграфический институт, где ее наставником был Элий Белютин, создатель студии «Новая реальность». В 1960–70-х работала в промграфике, иллюстрировала книги для издательств «Географгиз», «Советский писатель» и Алтайского книжного издательства. Член Творческого объединения женщин-художников «Ирида». В 1974 вступила в МОССХ (Московский Союз Художников), а позднее — в Горком графиков: «И там и тут её недолюбливали. “Иди к своим авангардистам!” — говорили в МОССХе. “Иди в свой МОССХ!” — говорили в Горкоме графиков. Но Натта не унывала, пробиваясь на выставки и туда, и сюда» (художник Дмитрий Широков). За спиной художницы большой список экспозиций, который начинается с неформальных «квартирников» — широко распространенных выставок в квартирах художников или близких к ним любителей, друзей, собирателей и пр., и полуразрешенных показов на свежем воздухе вроде «бульдозерной выставки». Персональные выставки Натты Конышевой минимум 7 раз были в Москве и дважды во Франции (1988, 1994). А весной 2016 года в пространстве музея АРТ4 в Москве прошла выставка, приуроченная к 80-летию художницы, на которой были показаны произведения 1970–80-х годов из коллекции Игоря Маркина и живописные полотна 2000–2005 годов (собрание М. Егорова и Е. Комаренко). Работы Конышевой находятся в коллекциях Русского музея и Третьяковской галереи, а также в других крупных собраниях.
Что же так манит, остается запечатанным в подкорку нашего сознания и живет, предвкушая новую встречу с очередным творением художницы? Примерно такое же непонятное, не выражаемое чувство у меня вызывает творчество Жана-Мишеля Баскии. Творчество специфичное, неординарное, обращенное к истокам, отличающееся и выделяющееся на фоне работ собратьев по цеху. Цепляет с первой увиденной картины. Что-то в них есть общее. Оба художника выбрали действие/action, город как место этого действия и примитивистский подход: один, с гаитянскими корнями, окружал образы своих героев привычными для них элементами городской среды (автомобили, граффити, полиция), другая же обращается к тому, что происходит на московских улицах, в квартирах, кафе, галереях — в безудержной московской стихии, в которой обитают многочисленные фантасмагоричные жители, парящие и зачастую перевернутые вверх ногами. Работы Натты Конышевой — сгусток самых разных течений искусства ХХ века: примитивизма, постимпрессионизма, экспрессионизма и сюрреализма.
Подсказка к разгадке тайны привлекательности Конышевой, очевидно, кроется в том, как сама художница определяет специфику своих работ: «репортажность с элементом чудес». Вот перед нами «Показ мод в доме художника» (1990. Холст, масло. 80 × 90) — многофигурная кольцевая композиция, берущая свое начало с женщины в красно-кирпичном платье, развернутой к зрителю спиной; далее наш взгляд по лесенке поднимается в темноту небольшого зала, в перспективу, в пространство, затем движется к женщине в черном платье и причудливо-кокетливой зеленой шляпке, а от нее — к фантомной фигуре, размещенной в центре действа. Ожидая увидеть показ высокой моды с соответственной атрибутикой и антуражем, мы видим скорее странное сборище в небольшом пространстве — попойку, не дефилирующих манекенщиц, а вульгарно одетых дам, совершающих странные движения явно в крепком подпитии...
Наш «Показ мод…» проходит в доме художника. Но в каком доме? И вообще: показ ли это? Конкретизированное место события — неотъемлемый и, как правило, легко считываемый элемент большинства работ Конышевой, поэтому позволим себе поделиться с читателем версией, которая кажется нам наиболее убедительной. Итак, прежде всего мы должны вспомнить, что на Кузнецком Мосту (опять конышевская Москва!), практически друг напротив друга, располагались Общесоюзный дом моделей одежды и выставочные залы Московского Дома художников (родного места для всякого члена МОССХа). Год написания картины — 1990-й — год, когда всеобщий хаос катастрофически набирал обороты и знаменитый московский Дом моделей уже по-настоящему умирал. То же самое можно сказать и о Московском Доме художника, чьи небольшие залы (с характерными деревянными лестничками в несколько ступенек) превратились в те времена в блошиный рынок и использовались как попало, в соответствии с желаниями тех, кто платил за аренду. И выходит, что видим мы некую вечеринку с разодетыми кто во что горазд дамами 1990-х, а название, возможно, ироническая аллюзия на стоящий рядом, но уже почти не существующий Дом Моделей на Кузнецком Мосту. Однако работа лишена горечи, назидательности или упрека — в ней скорее можно усмотреть иронию. При первом взгляде на картину создается ощущение того, что палитра художницы была несвежей — со старыми красками, при смешивании которых получались различные серо-грязные блеклые оттенки, но это тоже скорее говорит об отношении художницы к изображаемому событию, о том, что на Кузнецкий Мост, на самое модное в течение нескольких веков место Москвы — от Фамусовской до Брежневской — пришли совсем иные «модницы» в дорогих, но безвкусных и кричащих «тряпочках» и «шкурках».
Стоит отметить, что работы Конышевой, как и большинство произведений искусства вообще, надо видеть вживую, так как экраны мониторов передают маленькую долю ее цветовых соотношений и совсем убивают авторскую энергетику. Так, постепенно, изучая оригинал и погружаясь в детали ее работы, начинаешь различать чистые оттенки, просвечивающие сквозь серое месиво сложносочиненных цветов, вдруг видишь какого-то нового героя, его расположение, позу и состояние, новый предмет обстановки или странный элемент одежды и открываешь для себя целый неведомый прежде мир фантазий, событий и символов — мир Натты Конышевой.
Кстати, мир этот не замирает после того, как картина закончена и продана. Волею художницы он может в любой момент измениться. Натта известна тем, что в самом неподходящем месте (например, на галерейной выставке) может внезапно выхватить кисти и начать править свой холст, проданный много лет назад. Отношение разное: одни владельцы смотрят на это снисходительно, другие предпочитают спрятать от греха подальше. Вандализм? Причуда? Вопрос отношения. Но в любом случае часть легенды.
Теперь о рыночном феномене Конышевой. Те, кто следит за итогами наших AI Аукционов, знает, что ей просто нет равных по ликвидности. По нашему опыту, живопись Натты Конышевой продается в 100 % случаев, при том что объемы в штуках весьма внушительны. Например, в 2017 году из 15 выставленных у нас работ было продано 15. Да и в этом году Натта Конышева продается с такой же уверенной статистикой. Злые языки в этом случае тут же говорят: «Конечно, потому что у вас такие низкие цены». Разубеждать бесполезно: есть люди, которые будут упорно утверждать, что цены диктует аукцион, а не покупатели. Но отчасти с ценами верно. Доступность сильно помогает. Сейчас обычный резерв на картины Конышевой составляет 10 000–15 000 рублей, и в этом случае они продаются за 15 000–25 000 рублей плюс 15 % комиссии с вероятностью близкой к 100 %. Что будет, если резервную цену вдруг поднимут до 40 000 рублей? Наше мнение: продажи даже в этом случае будут, но скорее в 5–10 % случаев. Это автоматически резко снизит привлекательность автора для аукционов, потому что такой процент резко ухудшает им статистику. Не секрет, что доступные цены — это всегда «палочка-выручалочка» и здорово помогают улучшать процент продаж. Тем не менее доступные цены — это точно не единственное условие успеха. Работы Натты Конышевой кому-то нравятся, кому-то сильно не нравятся (и в нашем коллективе так же). Но поверьте многолетнему торговому опыту: никакого «пустого» художника невозможно продавать на регулярной основе, тем более десятками в год, даже за десятки тысяч рублей. Раз или два такое может пройти в режиме эмоциональной покупки, но дальше не станут покупать ни за какие деньги — проверено. Чтобы стало иначе, нужно гораздо больше, чем просто привлекательные цены: требуется история, легенда, самобытность, мистика, исторически сложившийся широкий круг ценителей и покупателей. Конышева ведь не взялась ниоткуда. Она с 1970-х годов участвовала в выставках неофициального и полуофициального искусства. Ее работы были и на измайловской выставке, и в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ, и на многочисленных «квартирниках», и на авангардных выставках Дмитрия Пригова. И конечно, Натта Конышева много лет выставлялась в «горкомовских» выставках на Малой Грузинской. Некоторые помнят, что она была участницей группы «21» (там, где были Казарин, Файбисович, Снегур, одно время Зверев и др.). Не все ее любят, но знает и помнит огромное количество коллекционеров. Так что дело точно не только в деньгах.
Аукционный рекорд для творчества Натты Конышевой был установлен в 1990 году: метровая картина «Новый год» была продана на Phillips в Лондоне за $6 700 в пересчете с фунтов. На пиках, накануне кризисов, в 2007 и 2013 годах рекорды продаж были в диапазоне $1 700–3 500. Но это были скорее эпизоды. Сегодня реальный ценовой диапазон на внутреннем аукционном рынке — это 25 000–40 000 рублей за почти метровые масла на оргалите. И да, что важно, картин и графики выставляется и продается много. Десятки за год. В нашей базе по Конышевой есть почти 290 записей. Кто-то скажет: многовато, но на самом деле скорее хорошо. Значит, теплоносителя в контур системы циркуляции арт-рынка залито достаточно.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180220_natta_konysheva_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180220_natta_konysheva_auction_prices.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 22.03.2024 Artprice анализирует динамику французского рынка работ на бумаге В прошлом году в этом сегменте было совершено более 90 000 сделок
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Татьяна Явишева, собственные картины