- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Художник недели: Давид Штеренберг
ARTinvestment.RU 18 мая 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели модерниста, авангардиста и одной из ключевых фигур в развитии русского искусства 1920–30-х годов, художника Давида Петровича Штеренберга
Годы жизни: 1881–1948
Направление: авангард
Вид искусства: живопись, графика, тиражная продукция
Жизнь и творчество
«Решительный модернист» и «честнейший человек», по определению А. В. Луначарского, Давид Штеренберг родился 7 (14) июля 1881 года в небогатой семье простого служащего в Житомире, там же провел первые годы жизни. В 1905 году, еще подростком, он, будучи членом еврейской социальной партии «Бунд», принимал активное участие в самообороне Житомира во время трехдневных погромов, после чего был вынужден покинуть Российскую империю. Первое время за границей он жил в Вене, однако уже в 1906 году переехал в Париж, где и прожил следующие 11 лет.
Искусство интересовало Давида Штеренберга с самого раннего возраста, однако художественное образование он начал получать, лишь оказавшись за границей. «Настоящую школу художества я прошел в Париже с 1906 по 1912 год под руководством профессора Анри Мартена и испанца Англада Камароза. В 1912 году представил на жюри Весеннего национального салона портрет. Он был принят и получил хорошие отзывы», — писал Штеренберг позже в автобиографии.
Помимо указанных Штеренбергом имен, специалисты называют среди его европейских учителей в парижской Академии Витти, куда он поступил после 1907 года, еще и Кеса ван Донгена.
Первые годы жизни в Париже были посвящены освоению и изучению приемов художников прошлого — Рембрандта, Тинторетто (творчество последнего Штеренберг особенно любил) и импрессионистов. Но, поселившись в начале 1910-х в знаменитом парижском «Улье», общежитии для художников, он увлекся кубизмом и прочими авангардными течениями. Что не удивительно, ведь именно в «Улье» Штеренберг познакомился с А. Модильяни, Х. Сутиным, Ф. Леже, М. Утрилло, П. Пикассо, Ж. Браком и др. В круге его знакомых и друзей также был и Гийом Аполлинер, благодаря которому работы Штейнберга появлялись на страницах французских журналов и газет в качестве иллюстраций к стихам поэта.
В 1914 году в Париже состоялось знакомство Штеренберга с Анатолием Луначарским — человеком, сыгравшим важную роль в его дальнейшей судьбе.
С ростом мастерства и увеличением кругозора и опыта, менялтся и стиль художника. К 1916 году сформировалась его узнаваемая манера, в которой узнаются элементы кубизма (в отличие от кубистов он стремился раскрыть только внутреннюю структуру вещи, не нарушая, однако, ее силуэта), обращает на себя внимание детальность в изображение различных фактур и общая упрощенность и уплощенность композиции. Любимым жанром Штеренберга становится натюрморт.
Свои творческие открытия художник представил публике в 1917 году, во время совместной выставки с А. Матиссом, А. Озанфаном и М. Утрилло. Его работы были приняты критикой очень хорошо, карьера находилась на взлете, но в том же 1917 году Штеренберг решил вернуться в предреволюционную Россию.
Первый месяц по возвращении в Москву он проработал в мастерской Малевича, в то время — председателя Художественной секции Московского совета солдатских депутатов. Однако какого-либо развития или влияния на творчество художника эта работа не оказала.
А. Эфрос вспоминал, что «никто не слыхал о Штеренберге до весны 1918 года», а сам он думал (видимо, путая Давида Петровича с его братом Абрамом, жившим вместе с ним в Париже), что Штеренберг — фотограф. Тем удивительнее для окружающих был тот факт, что в 1918-м году он был назначен Луначарским заведующим отделом ИЗО Наркомпроса, став, буквально одной из главных фигур в мире искусства страны. В этой должности он пробыл до 1921-го года.
Друзей и даже знакомых у Штеренберга в Москве было не слишком много, поэтому его участие в творческой жизни страны в первые годы после возвращения было не очень заметным. Так, в 1918-м он выставлял свои работы на Выставке еврейских живописцев в Москве, в 1922-м участвовал в групповой выставке своих парижских знакомых Н. И. Альтмана и М. Шагала, устроенной под эгидой Культур-Лиги.
В 1920-м году он начал работать преподавателем во ВХУТЕМАСе (в 1925-м переименованном во ВХУТЕИН) и на этой должности оставался следующие десять лет.
1920–30-е не случайно называют периодом творческого расцвета художника. Именно в это время его искусство достигает пика выразительности: натюрморты в своей лаконичности приобретают некое вневременное значение, из живописи практически исчезают элементы кубизма, он начинает относиться к форме как к результату взаимодействия материала, цвета, пространства, каждый раз как бы заново «собирая» предметы из отдельных, самостоятельных элементов.
Его творчество этого периода оказало огромное влияние и на развитие художественной манеры его учеников, среди которых были А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лабас, П. Вильямс и др. Неудивительно, что многие из них затем вошли и в Общество станковистов, знаменитый ОСТ, одним из основателей которого стал Штеренберг в 1925 году.
В 1930-е годы условия жизни художника постепенно меняются. Меняется и его художественная манера, в которой он от локальных контрастных цветов переходит к разработке тонко нюансированной лаконичной коричнево-красной гаммы. Обвиняемый в формализме, он вынужден перейти к более реалистичной манере живописи. Однако, верный своим убеждениям, он, так и не приняв до конца изменившееся отношение к новаторскому искусству, в 1930–40-е стал одним из основоположников так называемого «тихого искусства», противостоящего официальному заказу.
В 1941-м году, с началом всеобщей мобилизации, он пробовал стать добровольцем, однако в силу возраста (тогда художнику уже исполнилось 50 лет) на фронт его не призвали, а отправили в эвакуацию в Иркутск, где всю войну Штеренберг проработал в «Окнах ТАСС».
Вернувшись в Москву, в послевоенные годы Штеренберг остро переживал изменения, происходившие в искусстве и в обществе. Результатом подобной рефлексии, а также своеобразной попыткой возврата к корням стал серия работ «Библейские сюжеты», над которой художник работал с 1947 года до самой своей смерти 1 мая 1948.
В 1912–1915 Давид Штеренберг участвовал Весеннем и Осеннем салонах в Париже совместно с Матиссом, Утрилло, Озанфаном, а также в «Салоне независимых». В 1925 году его работы принимали участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, в 1928 году — в Русском павильоне на 16-й Венецианской биеннале. Ретроспективные выставки произведений художника прошли в Москве в 1959, 1978 и 1991 годах. В 2000 году на Неглинке в Центре искусств была открыта большая выставка натюрмортов Давида Штеренберга. В 2019 году, к 100-летию первого в мире государственного музея современного искусства — московского Музея живописной культуры (МЖК), — Государственная Третьяковская галерея провела выставку «Авангард. Список № 1», где работы Штеренберга экспонировались рядом с произведениями Малевича, Кандинского и других художников его круга. За рубежом в последнее десятилетие к творчеству художника, в частности, обращались в 2005 (галерея Henri Hayden & Friends, Сан-Франциско, США), 2007 (галерея Artvera's, Женева, Швейцария) и 2013 (галерея Casa del Mantegna, Мантуя, Италия) годах.
Работы Давида Штеренберга находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, за пределами РФ — в Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого Республики Каракалпакстан в Нукусе (Узбекистан) и частных коллекциях стран Европы и США.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Давида Штеренберга входит живопись, созданная в авангардный период творчества (1910–20-е): в 2017 году на лондонском Sotheby’s за $412 577 была продан «Портрет отца и сестры художника (Пинхас и Малка Штеренберг)» (1914), в 2013 году на стокгольмском Stockholms Auktionsverk был продан «Натюрморт» (1920) за $475 850. Самая дорогая работа художника, «Фрукты и тарелка на красном фоне», была продана в 2006 году за $604 000 на Sotheby’s в Нью-Йорке.
Согласно базе ARTinvestment.RU, сегодня художник имеет 70 аукционных продаж, из них живопись — 27 работ, графика — 11 работ, тиражная продукция — 31 работа, и одна книга с литографиями. Средняя стоимость проданных работ — $66,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,81 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ 42 к 28 (60 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
1989–2010 | 15 | 7 | 8 | 47 |
2011–2015 | 34 | 19 | 15 | 56 |
2016–2020 | 21 | 16 | 5 | 76 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
РФ | 30 | 22 | 8 | 73 |
Великобритания | 17 | 7 | 10 | 41 |
Швеция | 10 | 5 | 5 | 50 |
Франция | 6 | 4 | 2 | 67 |
США | 4 | 3 | 1 | 75 |
Германия | 1 | 1 | 0 | 100 |
Украина | 1 | 0 | 1 | 0 |
Монако | 1 | 0 | 1 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Голова борзой | 2019 | 114 | 2020 | 95 | 1 | Литфонд, Москва | –19 | –16,7 |
2 | Корабли | 2019 | 228 | 2020 | 204 | 1 | Литфонд, Москва | –24 | –10,5 |
3 | Лес | 2019 | 167 | 2020 | 136 | 1 | Литфонд, Москва | –31 | –18,6 |
4 | Спящая собака | 2019 | 114 | 2020 | 258 | 1 | Литфонд, Москва | 144 | 126,3 |
Совокупный среднегодовой темп роста, который показывают имеющиеся повторные продажи, — 20,1 %. Следует отметить, что все четыре работы, имеющие повторные продажи, представляют офорты или цинкографию и были проданы одним аукционным домом с перерывом в один год: другими словами, выборка не показательна как для представителя русского авангарда, так и для финансовой аналитики и прогнозирования. Гораздо более важным фактом является увеличение количества успешных продаж с момента появления художника на публичном рынке (от 47 % до начала 2010-х до 76 % в 2016–2020). Следует отметить, что с началом карантина на Shapiro Auctions в Нью-Йорке (21.03.2020) была продана 5-я по стоимости работа Давида Штеренберга: за $325 000 покупателя нашел «Натюрморт с бутылкой, стаканом и фруктом».
На текущем, 330-м AI Аукционе выставлен «Автопортрет со скатертью» (1920-е).
Источники: lechaim.ru, artinvestment.ru, Парижская школа 1905–1932. Из музеев и частных собраний Парижа, Женевы, Москвы. Каталог выставки ГМИИ имени А.С. Пушкина. М.: Сканрус. 2011; Схейен Шенг. Авангардисты. Русская революция в искусстве. 1917–1935. М.: КоЛибри. 2019
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200518_sterenberg_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200518_sterenberg_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет