Художник недели: Давид Штеренберг
ARTinvestment.RU   18 мая 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели модерниста, авангардиста и одной из ключевых фигур в развитии русского искусства 1920–30-х годов, художника Давида Петровича Штеренберга

Годы жизни: 1881–1948

Направление: авангард

Вид искусства: живопись, графика, тиражная продукция

Жизнь и творчество

«Решительный модернист» и «честнейший человек», по определению А. В. Луначарского, Давид Штеренберг родился 7 (14) июля 1881 года в небогатой семье простого служащего в Житомире, там же провел первые годы жизни. В 1905 году, еще подростком, он, будучи членом еврейской социальной партии «Бунд», принимал активное участие в самообороне Житомира во время трехдневных погромов, после чего был вынужден покинуть Российскую империю. Первое время за границей он жил в Вене, однако уже в 1906 году переехал в Париж, где и прожил следующие 11 лет.

Искусство интересовало Давида Штеренберга с самого раннего возраста, однако художественное образование он начал получать, лишь оказавшись за границей. «Настоящую школу художества я прошел в Париже с 1906 по 1912 год под руководством профессора Анри Мартена и испанца Англада Камароза. В 1912 году представил на жюри Весеннего национального салона портрет. Он был принят и получил хорошие отзывы», — писал Штеренберг позже в автобиографии.

Помимо указанных Штеренбергом имен, специалисты называют среди его европейских учителей в парижской Академии Витти, куда он поступил после 1907 года, еще и Кеса ван Донгена.

Первые годы жизни в Париже были посвящены освоению и изучению приемов художников прошлого — Рембрандта, Тинторетто (творчество последнего Штеренберг особенно любил) и импрессионистов. Но, поселившись в начале 1910-х в знаменитом парижском «Улье», общежитии для художников, он увлекся кубизмом и прочими авангардными течениями. Что не удивительно, ведь именно в «Улье» Штеренберг познакомился с А. Модильяни, Х. Сутиным, Ф. Леже, М. Утрилло, П. Пикассо, Ж. Браком и др. В круге его знакомых и друзей также был и Гийом Аполлинер, благодаря которому работы Штейнберга появлялись на страницах французских журналов и газет в качестве иллюстраций к стихам поэта.

В 1914 году в Париже состоялось знакомство Штеренберга с Анатолием Луначарским — человеком, сыгравшим важную роль в его дальнейшей судьбе.

С ростом мастерства и увеличением кругозора и опыта, менялтся и стиль художника. К 1916 году сформировалась его узнаваемая манера, в которой узнаются элементы кубизма (в отличие от кубистов он стремился раскрыть только внутреннюю структуру вещи, не нарушая, однако, ее силуэта), обращает на себя внимание детальность в изображение различных фактур и общая упрощенность и уплощенность композиции. Любимым жанром Штеренберга становится натюрморт.

Свои творческие открытия художник представил публике в 1917 году, во время совместной выставки с А. Матиссом, А. Озанфаном и М. Утрилло. Его работы были приняты критикой очень хорошо, карьера находилась на взлете, но в том же 1917 году Штеренберг решил вернуться в предреволюционную Россию.

Первый месяц по возвращении в Москву он проработал в мастерской Малевича, в то время — председателя Художественной секции Московского совета солдатских депутатов. Однако какого-либо развития или влияния на творчество художника эта работа не оказала.

А. Эфрос вспоминал, что «никто не слыхал о Штеренберге до весны 1918 года», а сам он думал (видимо, путая Давида Петровича с его братом Абрамом, жившим вместе с ним в Париже), что Штеренберг — фотограф. Тем удивительнее для окружающих был тот факт, что в 1918-м году он был назначен Луначарским заведующим отделом ИЗО Наркомпроса, став, буквально одной из главных фигур в мире искусства страны. В этой должности он пробыл до 1921-го года.

Друзей и даже знакомых у Штеренберга в Москве было не слишком много, поэтому его участие в творческой жизни страны в первые годы после возвращения было не очень заметным. Так, в 1918-м он выставлял свои работы на Выставке еврейских живописцев в Москве, в 1922-м участвовал в групповой выставке своих парижских знакомых Н. И. Альтмана и М. Шагала, устроенной под эгидой Культур-Лиги.

В 1920-м году он начал работать преподавателем во ВХУТЕМАСе (в 1925-м переименованном во ВХУТЕИН) и на этой должности оставался следующие десять лет.

1920–30-е не случайно называют периодом творческого расцвета художника. Именно в это время его искусство достигает пика выразительности: натюрморты в своей лаконичности приобретают некое вневременное значение, из живописи практически исчезают элементы кубизма, он начинает относиться к форме как к результату взаимодействия материала, цвета, пространства, каждый раз как бы заново «собирая» предметы из отдельных, самостоятельных элементов.

Его творчество этого периода оказало огромное влияние и на развитие художественной манеры его учеников, среди которых были А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лабас, П. Вильямс и др. Неудивительно, что многие из них затем вошли и в Общество станковистов, знаменитый ОСТ, одним из основателей которого стал Штеренберг в 1925 году.

В 1930-е годы условия жизни художника постепенно меняются. Меняется и его художественная манера, в которой он от локальных контрастных цветов переходит к разработке тонко нюансированной лаконичной коричнево-красной гаммы. Обвиняемый в формализме, он вынужден перейти к более реалистичной манере живописи. Однако, верный своим убеждениям, он, так и не приняв до конца изменившееся отношение к новаторскому искусству, в 1930–40-е стал одним из основоположников так называемого «тихого искусства», противостоящего официальному заказу.

В 1941-м году, с началом всеобщей мобилизации, он пробовал стать добровольцем, однако в силу возраста (тогда художнику уже исполнилось 50 лет) на фронт его не призвали, а отправили в эвакуацию в Иркутск, где всю войну Штеренберг проработал в «Окнах ТАСС».

Вернувшись в Москву, в послевоенные годы Штеренберг остро переживал изменения, происходившие в искусстве и в обществе. Результатом подобной рефлексии, а также своеобразной попыткой возврата к корням стал серия работ «Библейские сюжеты», над которой художник работал с 1947 года до самой своей смерти 1 мая 1948.

В 1912–1915 Давид Штеренберг участвовал Весеннем и Осеннем салонах в Париже совместно с Матиссом, Утрилло, Озанфаном, а также в «Салоне независимых». В 1925 году его работы принимали участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, в 1928 году — в Русском павильоне на 16-й Венецианской биеннале. Ретроспективные выставки произведений художника прошли в Москве в 1959, 1978 и 1991 годах. В 2000 году на Неглинке в Центре искусств была открыта большая выставка натюрмортов Давида Штеренберга. В 2019 году, к 100-летию первого в мире государственного музея современного искусства — московского Музея живописной культуры (МЖК), — Государственная Третьяковская галерея провела выставку «Авангард. Список № 1», где работы Штеренберга экспонировались рядом с произведениями Малевича, Кандинского и других художников его круга. За рубежом в последнее десятилетие к творчеству художника, в частности, обращались в 2005 (галерея Henri Hayden & Friends, Сан-Франциско, США), 2007 (галерея Artvera's, Женева, Швейцария) и 2013 (галерея Casa del Mantegna, Мантуя, Италия) годах.

Работы Давида Штеренберга находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, за пределами РФ — в Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого Республики Каракалпакстан в Нукусе (Узбекистан) и частных коллекциях стран Европы и США.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Давида Штеренберга входит живопись, созданная в авангардный период творчества (1910–20-е): в 2017 году на лондонском Sotheby’s за $412 577 была продан «Портрет отца и сестры художника (Пинхас и Малка Штеренберг)» (1914), в 2013 году на стокгольмском Stockholms Auktionsverk был продан «Натюрморт» (1920) за $475 850. Самая дорогая работа художника, «Фрукты и тарелка на красном фоне», была продана в 2006 году за $604 000 на Sotheby’s в Нью-Йорке.

Согласно базе ARTinvestment.RU, сегодня художник имеет 70 аукционных продаж, из них живопись — 27 работ, графика — 11 работ, тиражная продукция — 31 работа, и одна книга с литографиями. Средняя стоимость проданных работ — $66,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,81 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ 42 к 28 (60 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
1989–2010 15 7 8 47
2011–2015 34 19 15 56
2016–2020 21 16 5 76

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна продажи Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
РФ 30 22 8 73
Великобритания 17 7 10 41
Швеция 10 5 5 50
Франция 6 4 2 67
США 4 3 1 75
Германия 1 1 0 100
Украина 1 0 1 0
Монако 1 0 1 0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Голова борзой 2019 114 2020 95 1 Литфонд, Москва –19 –16,7
2 Корабли 2019 228 2020 204 1 Литфонд, Москва –24 –10,5
3 Лес 2019 167 2020 136 1 Литфонд, Москва –31 –18,6
4 Спящая собака 2019 114 2020 258 1 Литфонд, Москва 144 126,3

Совокупный среднегодовой темп роста, который показывают имеющиеся повторные продажи, — 20,1 %. Следует отметить, что все четыре работы, имеющие повторные продажи, представляют офорты или цинкографию и были проданы одним аукционным домом с перерывом в один год: другими словами, выборка не показательна как для представителя русского авангарда, так и для финансовой аналитики и прогнозирования. Гораздо более важным фактом является увеличение количества успешных продаж с момента появления художника на публичном рынке (от 47 % до начала 2010-х до 76 % в 2016–2020). Следует отметить, что с началом карантина на Shapiro Auctions в Нью-Йорке (21.03.2020) была продана 5-я по стоимости работа Давида Штеренберга: за $325 000 покупателя нашел «Натюрморт с бутылкой, стаканом и фруктом».

На текущем, 330-м AI Аукционе выставлен «Автопортрет со скатертью» (1920-е).

Источники: lechaim.ru, artinvestment.ru, Парижская школа 1905–1932. Из музеев и частных собраний Парижа, Женевы, Москвы. Каталог выставки ГМИИ имени А.С. Пушкина. М.: Сканрус. 2011; Схейен Шенг. Авангардисты. Русская революция в искусстве. 1917–1935. М.: КоЛибри. 2019



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх