1881–1948
Живописец, график
Родился в семье служащего магазина. Детство провел в Житомире, где, по-видимому, получил первоначальное образование. В 1905 переехал в Одессу, занимался в частной художественной студии. Был активным членом молодежной секции «Бунда», в 1906 в связи с преследованием членов этой партии был вынужден уехать за границу. Недолгое время жил в Вене, затем переехал в Париж. Учился в Академии Витти у А. Мартена, А. Камараза, К. Ван Донгена и Э. Англада. Жил в колонии художников La Ruche («Улей»), познакомился со многими представителями творческого авангарда, в том числе с П. Пикассо, А. Модильяни, Х. Сутиным, А. Марке, Ф. Леже, Д. Риверой, Ж. Браком, Х. Грисом, Г. Аполлинером, М. Шагалом и другими.
В 1912 выставил в салоне Общества изящных искусств «Портрет Н. Д. Штеренберг», который получил хорошие отзывы и принес автору известность в европейских художественных кругах. В том же году представил свои работы в салоне Независимых и Осеннем салоне, в дальнейшем став их постоянным экспонентом. Работал в области журнальной графики, сотрудничал с журналом «Гелиос», который издавала коллегия художников при Русской Академии в Париже. В 1917 принял участие в групповой выставке в галерее «Бернхейм» вместе с П. Боннаром, А. Марке, А. Матиссом, М. Утрилло, А. Озанфаном.
В 1917 возвратился в Россию, до 1918 жил в Петрограде, с 1918 — в Москве. В 1918 экспонировал свои картины на Выставке еврейских живописцев в Москве. Был назначен заведующим Отдела ИЗО, а также председателем Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (до 1921). С 1920 (до 1930) преподавал во ВХУТЕМАСе (в 1925 переименован во ВХУТЕИН). Участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. Вошел в московскую секцию искусства Культур-Лиги.
В 1922 прошла совместная выставка Н. И. Альтмана, М. Шагала и Штеренберга, устроенная под эгидой Культур-Лиги. В том же году художник занимался организацией Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димена в Берлине.
В 1925 стал одним из основателей и председателем Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). Принимал участие во всех выставках Общества. В 1927 в Москве состоялась первая персональная (и единственная прижизненная) выставка Штеренберга.
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Иркутск, работал в «Окнах ТАСС». В послевоенные годы создал серию «Библейские сюжеты» (1947–1948).
Ретроспективные выставки произведений художника прошли в Москве в 1959, 1978, 1991.
Штеренберг — один из самых самобытных мастеров отечественного искусства. Его творчество можно условно разделить на три этапа.
В ранний период (1906–1915) наиболее сильное влияние на его творчество оказал фовизм, кубизм и кубофутуризм. Все произведения этого времени написаны в резкой, экспрессивной манере.
В 1915–1916 стиль живописи кардинально изменился. Художник писал почти исключительно натюрморты, экспрессия сменилась статикой, преобладающей стала примитивистская концепция. Другой стала и техника живописи: Штеренберг отказался от подчеркнуто объемного изображения с резкими свето-теневыми моделировками. В своих картинах он создавал фактурную поверхность, которая соответствовала характеру изображения. 1920-е — время расцвета творчества художника и его наивысшей известности.
В 1930-х стиль живописи мастера снова претерпел изменения. Художник вернулся к экспрессивной живописи с нюансированной разработкой монохромной колористической гаммы, в основном выдержанной в коричнево-красных тонах. В своей живописи и графике (рисунке, офорте, ксилографии) 1930-х — 1940-х он стал одним из основоположников так называемого «тихого искусства», противостоящего официальному заказу.
Произведения Штеренберга находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Одним из наиболее значительных собраний живописи и графики мастера обладает ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе