Картина Николая Рериха продана за рекордные 7,9 миллиона фунтов
ARTinvestment.RU   06 июня 2013

Картина «Труды Богоматери» стала топ-лотом аукциона русского искусства Bonhams и всей недели русских торгов в Лондоне. При оценке в 0,8–1,2 миллиона фунтов работа была продана за 7,9 миллиона фунтов (12 миллионов долларов)

На аукционе русского искусства Bonhams установлен рекорд цены на произведения Николая Рериха: за картину 1931 года «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» заплатили 7,88 миллиона фунтов (12,1 миллиона долларов). Эта абсолютный рекорд русских торгов Christie’s, Sotheby’s и Bonhams. Но не русского искусства вообще. Дороже на открытых торгах продавались, к примеру, работы Алексея Явленского, Марка Шагала, Казимира Малевича и Василия Кандинского. Но результат полотна Рериха это нисколько не умаляет. Сумма действительно впечатляющая.

По словам очевидца, участника нашего форума qwerty, аукционный дом два раза за последние три дня менял эстимейт работы, боясь прогадать. Первоначальный эстимейт был 0,8–1,2 миллиона фунтов. Итоговый — 2,5–3,5 миллиона фунтов. Предвидеть исход битвы ставок было сложно, ведь до этих торгов максимальная цена за работу Николая Рериха составляла только 1,7 миллиона фунтов (продажа 2007 года). Но в данном случае на торги попала хрестоматийная вещь, не выставлявшаяся с 1930-х годов.

Рерих был увлечен собирательным образом «Матери Мира». В годы странствий по Индии, Китаю, Тибету и Монголии он написал ряд работ, в которых попытался достичь «синтеза всех иконографических представлений» о Матери, — «Царица небесная» (1931), «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» (1931, 1934, 1936), «Мадонна Орифламма (Пламенная Мадонна)» (1932), триптих, посвященный Жанне д’Арк (1931), «Мадонна Защитница» (1933) и другие. Эти символические образы матери объединяют представления о Богоматери в римской и византийской традиции, о Мадоннах Западной Европы и о восточных богинях-прародительницах.

Сюжет картины «Труды Богоматери» взят Николаем Рерихом из древнего апокрифа, описанного им в сборнике статей «Держава света» (1931): «Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: “Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю”. И сказал Господь: “Пойдем, Петр, ночным дозором”. Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: “Ш-ш! не мешай!”».

Картина, написанная Рерихом в Индии, в 1931 году прибыла в Нью-Йорк и была с восторгом принята его поклонниками. «Труды Богоматери» украсили обложку периодического издания Музея Рерихов за февраль 1932 года. Вскоре картина попала в частную коллекцию — сначала, предположительно, к его покровителю Луису Хоршу, а затем — к члену ордена розенкрейцеров. С тех пор картина не появлялась на публичных выставках. Но впечатление о ней было настолько ярким, что подруга Рериха уговорила его написать копию меньшего размера (сегодня находится в Музее Рерихов в Нью-Йорке).

Очевидно, что картина с такой историей не могла остаться незамеченной. Вот как описывает торг за картину Рериха участник форума AI: «В зале до 4 миллионов билось человек 5, еще столько же было на телефоне. Недалеко от меня мужичок предлагал 6 миллионов, и когда этого не хватило, чуть не расплакался. Вот она страшная сила искусства!»

Еще одним топ-лотом исторических торгов Bonhams стала картина Александра Волкова «Дети-музыканты» (1926). При скромном эстимейте 200–400 тысяч фунтов темпера на холсте была куплена по телефону за 2 миллиона фунтов с учетом комиссии. Этот рекордная цена на произведения Волкова. Картина относится к периоду, который художник называл «возвращением к реализму», и «Дети-музыканты» — одна из лучших работ этого периода. Третьим топ-лотом стал портсигар с императорским провенансом (был подарен императрицей Александрой Фёдоровной Николаю II 29 мая 1897 года по случаю рождения их второй дочери, Татьяны). Золотой портсигар, украшенный сиреневой эмалью гильоше, был продан за 205,25 тысячи фунтов (оценивался в 150–200 тысяч фунтов). Суммарная выручка русских торгов Bonhams составила 12,4 миллиона фунтов, из которых львиная доля, как вы понимаете, была заработана картиной Николая Рериха.

Вчера же в Лондоне были установлены рекорды аукционной цены на работы Ивана Шишкина («Сумерки», 2,158 миллиона фунтов) и Александра Древина («Пейзаж с фигурами», 102 тысячи фунтов).

Источники: bonhams.com, forum.artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20130606_roerich_bonhams.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20130606_roerich_bonhams.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх