1886–1957
Живописец, график, сценограф
Родился в семье генерала военно-медицинской службы. В 1888 вместе с семьей переехал в Керки (на границе с Афганистаном). Учился в реальном училище в Ташкенте (1897–1900), затем — во втором Оренбургском кадетском корпусе (1900–1905), на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (1907–1908). Одновременно занимался акварелью и рисунком в Художественной студии Д. И. Бортникера в Петербурге (1906–1908).
В 1908 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, обучался в мастерской В. Е. Маковского (не окончил). В 1910–1912 посещал школу-студию М. Д. Бернштейна, где занимался у И. Я. Билибина, А. В. Шервуда, Н. К. Рериха. В 1912 переехал в Киев, в течение четырех лет (1912–1916) учился в Киевском художественном училище у Ф. Г. Кричевского и В. К. Менка. С 1914 — участник выставок (ученическая Киевского художественного училища).
Жил в Ташкенте (с 1916). Занимался оформлением города к революционным праздникам. Создал серии работ (маслом и акварелью) «Вода и камни», «Женщины на фоне мазаров» (1915–1916), «Эскизы к легендам» (1917–1919), «Восточный примитив» (1918–1920), «Горные кишлаки Ферганы», «Чайханы старого города», «Возврат к человеку» (1925–1926) и другие. Работал в технике темперы.
В 1931–1934 совершил ряд творческих командировок: в Шахимардан, на Кадырьястрой, Чирчикстрой. В середине 1930-х подвергся обвинениями в формализме.
Член и экспонент объединений «Мастера нового Востока» (1928–1930, член-учредитель), АРИЗО (Ассоциация работников изобразительных искусств, 1930). Организатор «Бригады Волкова». Участвовал в выставках АХРР в Ташкенте (1928), «Плакат на службе пятилетки» в Москве (1932), советского искусства в Филадельфии (1934). Провел персональные выставки в Ташкенте (1920, 1921, 1923, 1944, 1956–1957) и Москве (1923).
С 1919 — директор Художественного музея в Ташкенте.
Преподавал рисунок в Ташкентском учительском институте (1916–1919), Туркестанской народной школе живописи и ваяния (1919–1922), на педагогическом факультете Туркестанского университета (1921–1922), в Высшей краевой художественной школе, Туркестанском художественном техникуме (1929–1941), Ташкентском художественном училище и студии Центрального дома воспитания детей (1944–1947).
В 1943 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР, в 1946 — народного художника Узбекской ССР. Автор поэтических циклов «Караван и чайхана» (1922–1923), «Дни кочевья» (1924–1927).
Похоронен на Боткинском кладбище в Ташкенте.
В 2007 в Москве состоялась ретроспективная выставка произведений Волкова, приуроченная к 120-летию со дня его рождения.
Волков принадлежит к числу наиболее значительных мастеров советского искусства первой половины ХХ века, выработавших собственный стиль в живописи и графике. В раннем творчестве (1910-е) находился под влиянием М. А. Врубеля. Для произведений этого времени характерна стилизация, декоративная выразительность колорита, с преобладанием в палитре розовато-голубых, синих, карминных цветов. В 1920-х прошел через увлечение кубизмом, абстракционизмом, примитивом. Работы этого времени отличаются поисками пластической выразительности. В них соединились геометризация формы, энергичный ритм с орнаментальной плоскостностью, яркостью, насыщенностью цвета, свойственных восточному искусству, монументальностью. В 1930-х манера Волкова изменилась: от стилизаторства, декоративно-красочной насыщенности цвета он перешел к большей сдержанности, от полуабстрактных композиций — к фигуративному искусству. Поздние работы художника близки программе социалистического реализма.
Произведения Волкова находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Киевский музей русского искусства, Центральный художественный музей Ташкента, Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе и другие.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе