Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Художник недели: Александр Волков
ARTinvestment.RU   22 июня 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели художника-авангардиста и соцреалиста, основоположника современного искусства Средней Азии Александра Николаевича Волкова

 

Годы жизни: (1886–1957)

Направление: модернизм

Вид искусства: живопись, графика, сценография

Жизнь и творчество

Александр Волков, основоположник школы изобразительного искусства Узбекистана, родился 19 (31) августа 1886 года в семье военного врача, генерала гарнизонной службы Николая Волкова в городе Новый Маргелан (Скобелев), сегодня Фергана (Узбекистан) Первые годы жизни Александр Волков провел в Туркестане. Намереваясь продолжить военную карьеру отца, в конце 1890-х годов, он поступил в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус; окончив обучение, продолжил образование на факультете естественных наук Санкт-Петербургского университета, где проучился с 1906 по 1908 год.

Во время учебы в университете Волков увлекся живописью и в 1907 году брал уроки акварели и рисунка в частной студии художника Д. И. Бортникера в Петербурге. Занятия рисунком не прошли даром: Волков решил всецело посвятить себя искусству и в 1908 году поступил в Высшее Художественное училище при Императорской Академии художеств, в класс Владимира Маковского. В училище Волков провел всего два года: известно, что уже в 1910 году он начал заниматься в частной школе М. Д. Бернштейна, где среди его преподавателей были, в частности, Н. К. Рерих и И. Я. Билибин.

Однако и здесь Александр Волков не задержался надолго: в 1912 году он поступил в Киевское художественное училище, где под руководством Ф. Г. Кричевского и В. К. Менка отучился полных четыре года и в 1916 году стал наконец дипломированным художником. В этом же 1916 году он вернулся в Узбекистан и поселился в Ташкенте. С этого момента начинается его самостоятельная жизнь как художника, выработавшего свой неповторимый творческий почерк и безошибочно узнаваемый и завораживающий зрителей с первого взгляда, стиль, создателя художественной школы Узбекистана, повлиявшего на становление современного искусства Средней Азии.

Первые годы по возвращении в Узбекистан — с 1916 по конец 1920-х — время активного развития карьеры находящегося в расцвете сил 30-летнего художника, один из ярких и плодотворных периодов в его жизни и творчестве.

В 1919 году Александр Волков стал директором художественного музея в Ташкенте. А преподавательской деятельностью занялся тремя годами ранее, сразу по возвращении в Узбекистан: преподавал рисунок в Ташкентском учительском институте (1916–1919), в Туркестанской народной школе живописи и ваяния (1919–1922), на педагогическом факультете Туркестанского университета (1921–1922), в Высшей краевой художественной школе, Туркестанском художественном техникуме (1929–1941), Ташкентском художественном училище и студии Центрального дома воспитания детей (1944–1947), попутно занимаясь организацией художественных объединений и обществ, популяризирующих современное, выстроенное на основе европейской академической школы, искусство, до того практически не имеющее последователей и систематической поддержки в Средней Азии. Среди обществ и объединений, организованных Волковым, были так называемая «Бригада Волкова», объединение «Мастера нового Востока» и множество выставок различного уровня, в которых он принимал участие и как экспонент и как организатор, — от городских и республиканских, до всесоюзных.

Специалисты склонны выделять в творчестве Волкова два главных периода (внутри которых, впрочем, присутствует свое деление). Еще во время учебы в Киеве в 1910-х годах художник познакомился с А. Экстер и А. Тышлером. Это знакомство способствовало погружению Волкова в идеи авангарда. Однако куда большее влияние на творчество второй половины 1910-х годов оказало его увлечение изобразительной манерой М. Врубеля, с которой он познакомился и подробно изучил во время многократных посещений Кирилловской церкви в Киеве, расписанной Врубелем. Еще одним источником вдохновения Волкову послужила древнерусская монументальная живопись, виденная им в соборах Киева.

Таким образом, работы Волкова с 1916 и до начала 1920-х годов можно назвать своеобразным переосмыслением виденного. В его вещах этого периода угадывается и «фрагментарность» и экспрессия Врубеля, и масштабность фресок, совмещенная со стремительностью и динамикой, свойственным русскому авангарду.

В 1920-х годах «Врубель» и аллюзии на древние мозаики и фрески в его работах уступают место элементам кубизма, абстракционизма. Его работы становятся всё более плоскостными, контрастными по цвету и приобретают всё больше национального восточного колорита. В близкой к абстрактному геометризму манере Волков работает над сериями произведений, главные сюжеты которых дает ему мир Востока. Так, в 1918–1920 годах он создает серию «Восточный примитив», за которой следуют «Горные кишлаки Ферганы», «Чайханы старого города», «Возврат к человеку». В той же стилистике выполнены и многие его работы для театра: с 1922 года Александр Волков являлся руководителем «Пролеткульт-театра» в Ташкенте.

В 1930-е годы в связи с участившимися обвинениями в формализме Волков перешел к более фигуративной манере. С изменением стилистики изменились и сюжеты его работ — на смену караванам и чайханам в его картинах пришли колхозы и сюжеты, воспевающие строительство новой советской реальности. Так авангард в его творчестве условно сменился соцреализмом. Надо сказать, что, несмотря на все изменения — и сюжетные и стилистические, своей индивидуальности художник не потерял. Его произведения сохранили свежесть, динамику, яркость и ощущение новизны. Что, конечно, не могло не стать причиной повторных обвинений в формалистическом искусстве.

Результатом одного из таких обвинений даже стало отстранение художника от преподавательской деятельности в 1946 году.

Вот так с 1947 года начался поздний период творчества художника, в котором сюжеты про масштабные стройки и колхозы сменились более тонкими, близкими импрессионизму пейзажами и жанровыми сценами, которые Волков создавал в последнее десятилетие своей жизни. Умер Александр Волков в Ташкенте 17 декабря 1957 года.

В 1985 году работы художника вошли в экспозицию групповой выставки Vanguardia Rusa 1910–1930 («Русский авангард, 1910–1930»), организованной Фондом Хуана Миро в Барселоне. В 2007 в Государственной Третьяковской галерее состоялась ретроспектива Александра Волкова, приуроченная к 120-летию со дня его рождения. Произведения Волкова находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей искусства народов Востока (Москва), Киевский музей русского искусства, Центральный художественный музей Ташкента, Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан), Государственный музей искусств им. А. Кастеева (Алматы, Казахстан) и другие.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Александра Волкова входит живопись, проданная в достаточно узкий промежуток времени — с 2010 по 2013 — на лондонских аукционах. Третий и второй результаты — $796 112 («Свадьба», 1927) и $1 427 049 («Слушание Бедана», 1920-е) были достигнуты на MacDougall’s в 2010 и 2011 годах соответственно. Продажа самой дорогой работы художника — «Дети-музыканты» за $3 168 165 — состоялась на торгах Bonham’s (Лондон) в 2013 году. Отметим, что в рейтинговой тройке аукционных результатов не участвовали ведущие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, и неизвестно, какой цены достигли бы эти работы Волкова, окажись они среди лотов лидеров рынка.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 51 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 27 работ, графика — 23 работы, коллаж — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $347,3 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 27 к 24 (53 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1991–2006

9

4

44

5

2007–2014

29

16

55

13

2015–2018

13

7

54

6

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Великобритания

37

21

57

16

РФ

4

1

25

3

Франция

3

0

0

3

Бельгия

3

3

100

0

США

2

2

100

0

Германия

2

0

0

2

Результаты повторных продаж Александра Волкова не показательны. На публичном рынке таковых состоялось всего две (основная масса приходится на частный дилерский рынок), что не дает возможности хоть сколько-нибудь полагаться на данные статистики. Обе повторные сделки произошли на небольших аукционах в Брюсселе и Копенгагене, период владения для работ «советского модернизма» был крайне невелик — до двух лет (для подобных работ характерен и рекомендован долгосрочный период владения, что не было выдержано покупателями).

Воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Средний эстимейт всех проданных работ Александра Волкова был превышен на 197 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму почти в 2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 44 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. Потенциальный покупатель также обратит внимание, что среди 51 работы художника на российские аукционы приходится всего 4 продажи (3 — в 2007–2011, последняя — в 2017 году), а на зарубежных торгах в последний раз работы Волкова выставлялись в 2018 году. Это говорит о том, что следующее появление художника на аукционе должно привлечь к возможности приобрести одного из ведущих авторов «советского модернизма» большое внимание покупателей.

На текущем, 335-м AI Аукционе выставлена акварель «Весна (Кетменщики)» 1917 года.

Источники: fergananews.com, tashkentpamyat.ru, artinvestment.ru, rusavangard.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200622_volkov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200622_volkov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх