- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Художник недели: Александр Волков
ARTinvestment.RU 22 июня 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели художника-авангардиста и соцреалиста, основоположника современного искусства Средней Азии Александра Николаевича Волкова
Годы жизни: (1886–1957)
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Александр Волков, основоположник школы изобразительного искусства Узбекистана, родился 19 (31) августа 1886 года в семье военного врача, генерала гарнизонной службы Николая Волкова в городе Новый Маргелан (Скобелев), сегодня Фергана (Узбекистан) Первые годы жизни Александр Волков провел в Туркестане. Намереваясь продолжить военную карьеру отца, в конце 1890-х годов, он поступил в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус; окончив обучение, продолжил образование на факультете естественных наук Санкт-Петербургского университета, где проучился с 1906 по 1908 год.
Во время учебы в университете Волков увлекся живописью и в 1907 году брал уроки акварели и рисунка в частной студии художника Д. И. Бортникера в Петербурге. Занятия рисунком не прошли даром: Волков решил всецело посвятить себя искусству и в 1908 году поступил в Высшее Художественное училище при Императорской Академии художеств, в класс Владимира Маковского. В училище Волков провел всего два года: известно, что уже в 1910 году он начал заниматься в частной школе М. Д. Бернштейна, где среди его преподавателей были, в частности, Н. К. Рерих и И. Я. Билибин.
Однако и здесь Александр Волков не задержался надолго: в 1912 году он поступил в Киевское художественное училище, где под руководством Ф. Г. Кричевского и В. К. Менка отучился полных четыре года и в 1916 году стал наконец дипломированным художником. В этом же 1916 году он вернулся в Узбекистан и поселился в Ташкенте. С этого момента начинается его самостоятельная жизнь как художника, выработавшего свой неповторимый творческий почерк и безошибочно узнаваемый и завораживающий зрителей с первого взгляда, стиль, создателя художественной школы Узбекистана, повлиявшего на становление современного искусства Средней Азии.
Первые годы по возвращении в Узбекистан — с 1916 по конец 1920-х — время активного развития карьеры находящегося в расцвете сил 30-летнего художника, один из ярких и плодотворных периодов в его жизни и творчестве.
В 1919 году Александр Волков стал директором художественного музея в Ташкенте. А преподавательской деятельностью занялся тремя годами ранее, сразу по возвращении в Узбекистан: преподавал рисунок в Ташкентском учительском институте (1916–1919), в Туркестанской народной школе живописи и ваяния (1919–1922), на педагогическом факультете Туркестанского университета (1921–1922), в Высшей краевой художественной школе, Туркестанском художественном техникуме (1929–1941), Ташкентском художественном училище и студии Центрального дома воспитания детей (1944–1947), попутно занимаясь организацией художественных объединений и обществ, популяризирующих современное, выстроенное на основе европейской академической школы, искусство, до того практически не имеющее последователей и систематической поддержки в Средней Азии. Среди обществ и объединений, организованных Волковым, были так называемая «Бригада Волкова», объединение «Мастера нового Востока» и множество выставок различного уровня, в которых он принимал участие и как экспонент и как организатор, — от городских и республиканских, до всесоюзных.
Специалисты склонны выделять в творчестве Волкова два главных периода (внутри которых, впрочем, присутствует свое деление). Еще во время учебы в Киеве в 1910-х годах художник познакомился с А. Экстер и А. Тышлером. Это знакомство способствовало погружению Волкова в идеи авангарда. Однако куда большее влияние на творчество второй половины 1910-х годов оказало его увлечение изобразительной манерой М. Врубеля, с которой он познакомился и подробно изучил во время многократных посещений Кирилловской церкви в Киеве, расписанной Врубелем. Еще одним источником вдохновения Волкову послужила древнерусская монументальная живопись, виденная им в соборах Киева.
Таким образом, работы Волкова с 1916 и до начала 1920-х годов можно назвать своеобразным переосмыслением виденного. В его вещах этого периода угадывается и «фрагментарность» и экспрессия Врубеля, и масштабность фресок, совмещенная со стремительностью и динамикой, свойственным русскому авангарду.
В 1920-х годах «Врубель» и аллюзии на древние мозаики и фрески в его работах уступают место элементам кубизма, абстракционизма. Его работы становятся всё более плоскостными, контрастными по цвету и приобретают всё больше национального восточного колорита. В близкой к абстрактному геометризму манере Волков работает над сериями произведений, главные сюжеты которых дает ему мир Востока. Так, в 1918–1920 годах он создает серию «Восточный примитив», за которой следуют «Горные кишлаки Ферганы», «Чайханы старого города», «Возврат к человеку». В той же стилистике выполнены и многие его работы для театра: с 1922 года Александр Волков являлся руководителем «Пролеткульт-театра» в Ташкенте.
В 1930-е годы в связи с участившимися обвинениями в формализме Волков перешел к более фигуративной манере. С изменением стилистики изменились и сюжеты его работ — на смену караванам и чайханам в его картинах пришли колхозы и сюжеты, воспевающие строительство новой советской реальности. Так авангард в его творчестве условно сменился соцреализмом. Надо сказать, что, несмотря на все изменения — и сюжетные и стилистические, своей индивидуальности художник не потерял. Его произведения сохранили свежесть, динамику, яркость и ощущение новизны. Что, конечно, не могло не стать причиной повторных обвинений в формалистическом искусстве.
Результатом одного из таких обвинений даже стало отстранение художника от преподавательской деятельности в 1946 году.
Вот так с 1947 года начался поздний период творчества художника, в котором сюжеты про масштабные стройки и колхозы сменились более тонкими, близкими импрессионизму пейзажами и жанровыми сценами, которые Волков создавал в последнее десятилетие своей жизни. Умер Александр Волков в Ташкенте 17 декабря 1957 года.
В 1985 году работы художника вошли в экспозицию групповой выставки Vanguardia Rusa 1910–1930 («Русский авангард, 1910–1930»), организованной Фондом Хуана Миро в Барселоне. В 2007 в Государственной Третьяковской галерее состоялась ретроспектива Александра Волкова, приуроченная к 120-летию со дня его рождения. Произведения Волкова находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей искусства народов Востока (Москва), Киевский музей русского искусства, Центральный художественный музей Ташкента, Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан), Государственный музей искусств им. А. Кастеева (Алматы, Казахстан) и другие.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Волкова входит живопись, проданная в достаточно узкий промежуток времени — с 2010 по 2013 — на лондонских аукционах. Третий и второй результаты — $796 112 («Свадьба», 1927) и $1 427 049 («Слушание Бедана», 1920-е) были достигнуты на MacDougall’s в 2010 и 2011 годах соответственно. Продажа самой дорогой работы художника — «Дети-музыканты» за $3 168 165 — состоялась на торгах Bonham’s (Лондон) в 2013 году. Отметим, что в рейтинговой тройке аукционных результатов не участвовали ведущие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, и неизвестно, какой цены достигли бы эти работы Волкова, окажись они среди лотов лидеров рынка.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 51 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 27 работ, графика — 23 работы, коллаж — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $347,3 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 27 к 24 (53 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
1991–2006 |
9 |
4 |
44 |
5 |
2007–2014 |
29 |
16 |
55 |
13 |
2015–2018 |
13 |
7 |
54 |
6 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
Великобритания |
37 |
21 |
57 |
16 |
РФ |
4 |
1 |
25 |
3 |
Франция |
3 |
0 |
0 |
3 |
Бельгия |
3 |
3 |
100 |
0 |
США |
2 |
2 |
100 |
0 |
Германия |
2 |
0 |
0 |
2 |
Результаты повторных продаж Александра Волкова не показательны. На публичном рынке таковых состоялось всего две (основная масса приходится на частный дилерский рынок), что не дает возможности хоть сколько-нибудь полагаться на данные статистики. Обе повторные сделки произошли на небольших аукционах в Брюсселе и Копенгагене, период владения для работ «советского модернизма» был крайне невелик — до двух лет (для подобных работ характерен и рекомендован долгосрочный период владения, что не было выдержано покупателями).
Воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Средний эстимейт всех проданных работ Александра Волкова был превышен на 197 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму почти в 2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 44 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. Потенциальный покупатель также обратит внимание, что среди 51 работы художника на российские аукционы приходится всего 4 продажи (3 — в 2007–2011, последняя — в 2017 году), а на зарубежных торгах в последний раз работы Волкова выставлялись в 2018 году. Это говорит о том, что следующее появление художника на аукционе должно привлечь к возможности приобрести одного из ведущих авторов «советского модернизма» большое внимание покупателей.
На текущем, 335-м AI Аукционе выставлена акварель «Весна (Кетменщики)» 1917 года.
Источники: fergananews.com, tashkentpamyat.ru, artinvestment.ru, rusavangard.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200622_volkov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200622_volkov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет