Художник недели: Александр Волков
ARTinvestment.RU 22 июня 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели художника-авангардиста и соцреалиста, основоположника современного искусства Средней Азии Александра Николаевича Волкова
Годы жизни: (1886–1957)
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Александр Волков, основоположник школы изобразительного искусства Узбекистана, родился 19 (31) августа 1886 года в семье военного врача, генерала гарнизонной службы Николая Волкова в городе Новый Маргелан (Скобелев), сегодня Фергана (Узбекистан) Первые годы жизни Александр Волков провел в Туркестане. Намереваясь продолжить военную карьеру отца, в конце 1890-х годов, он поступил в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус; окончив обучение, продолжил образование на факультете естественных наук Санкт-Петербургского университета, где проучился с 1906 по 1908 год.
Во время учебы в университете Волков увлекся живописью и в 1907 году брал уроки акварели и рисунка в частной студии художника Д. И. Бортникера в Петербурге. Занятия рисунком не прошли даром: Волков решил всецело посвятить себя искусству и в 1908 году поступил в Высшее Художественное училище при Императорской Академии художеств, в класс Владимира Маковского. В училище Волков провел всего два года: известно, что уже в 1910 году он начал заниматься в частной школе М. Д. Бернштейна, где среди его преподавателей были, в частности, Н. К. Рерих и И. Я. Билибин.
Однако и здесь Александр Волков не задержался надолго: в 1912 году он поступил в Киевское художественное училище, где под руководством Ф. Г. Кричевского и В. К. Менка отучился полных четыре года и в 1916 году стал наконец дипломированным художником. В этом же 1916 году он вернулся в Узбекистан и поселился в Ташкенте. С этого момента начинается его самостоятельная жизнь как художника, выработавшего свой неповторимый творческий почерк и безошибочно узнаваемый и завораживающий зрителей с первого взгляда, стиль, создателя художественной школы Узбекистана, повлиявшего на становление современного искусства Средней Азии.
Первые годы по возвращении в Узбекистан — с 1916 по конец 1920-х — время активного развития карьеры находящегося в расцвете сил 30-летнего художника, один из ярких и плодотворных периодов в его жизни и творчестве.
В 1919 году Александр Волков стал директором художественного музея в Ташкенте. А преподавательской деятельностью занялся тремя годами ранее, сразу по возвращении в Узбекистан: преподавал рисунок в Ташкентском учительском институте (1916–1919), в Туркестанской народной школе живописи и ваяния (1919–1922), на педагогическом факультете Туркестанского университета (1921–1922), в Высшей краевой художественной школе, Туркестанском художественном техникуме (1929–1941), Ташкентском художественном училище и студии Центрального дома воспитания детей (1944–1947), попутно занимаясь организацией художественных объединений и обществ, популяризирующих современное, выстроенное на основе европейской академической школы, искусство, до того практически не имеющее последователей и систематической поддержки в Средней Азии. Среди обществ и объединений, организованных Волковым, были так называемая «Бригада Волкова», объединение «Мастера нового Востока» и множество выставок различного уровня, в которых он принимал участие и как экспонент и как организатор, — от городских и республиканских, до всесоюзных.
Специалисты склонны выделять в творчестве Волкова два главных периода (внутри которых, впрочем, присутствует свое деление). Еще во время учебы в Киеве в 1910-х годах художник познакомился с А. Экстер и А. Тышлером. Это знакомство способствовало погружению Волкова в идеи авангарда. Однако куда большее влияние на творчество второй половины 1910-х годов оказало его увлечение изобразительной манерой М. Врубеля, с которой он познакомился и подробно изучил во время многократных посещений Кирилловской церкви в Киеве, расписанной Врубелем. Еще одним источником вдохновения Волкову послужила древнерусская монументальная живопись, виденная им в соборах Киева.
Таким образом, работы Волкова с 1916 и до начала 1920-х годов можно назвать своеобразным переосмыслением виденного. В его вещах этого периода угадывается и «фрагментарность» и экспрессия Врубеля, и масштабность фресок, совмещенная со стремительностью и динамикой, свойственным русскому авангарду.
В 1920-х годах «Врубель» и аллюзии на древние мозаики и фрески в его работах уступают место элементам кубизма, абстракционизма. Его работы становятся всё более плоскостными, контрастными по цвету и приобретают всё больше национального восточного колорита. В близкой к абстрактному геометризму манере Волков работает над сериями произведений, главные сюжеты которых дает ему мир Востока. Так, в 1918–1920 годах он создает серию «Восточный примитив», за которой следуют «Горные кишлаки Ферганы», «Чайханы старого города», «Возврат к человеку». В той же стилистике выполнены и многие его работы для театра: с 1922 года Александр Волков являлся руководителем «Пролеткульт-театра» в Ташкенте.
В 1930-е годы в связи с участившимися обвинениями в формализме Волков перешел к более фигуративной манере. С изменением стилистики изменились и сюжеты его работ — на смену караванам и чайханам в его картинах пришли колхозы и сюжеты, воспевающие строительство новой советской реальности. Так авангард в его творчестве условно сменился соцреализмом. Надо сказать, что, несмотря на все изменения — и сюжетные и стилистические, своей индивидуальности художник не потерял. Его произведения сохранили свежесть, динамику, яркость и ощущение новизны. Что, конечно, не могло не стать причиной повторных обвинений в формалистическом искусстве.
Результатом одного из таких обвинений даже стало отстранение художника от преподавательской деятельности в 1946 году.
Вот так с 1947 года начался поздний период творчества художника, в котором сюжеты про масштабные стройки и колхозы сменились более тонкими, близкими импрессионизму пейзажами и жанровыми сценами, которые Волков создавал в последнее десятилетие своей жизни. Умер Александр Волков в Ташкенте 17 декабря 1957 года.
В 1985 году работы художника вошли в экспозицию групповой выставки Vanguardia Rusa 1910–1930 («Русский авангард, 1910–1930»), организованной Фондом Хуана Миро в Барселоне. В 2007 в Государственной Третьяковской галерее состоялась ретроспектива Александра Волкова, приуроченная к 120-летию со дня его рождения. Произведения Волкова находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей искусства народов Востока (Москва), Киевский музей русского искусства, Центральный художественный музей Ташкента, Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан), Государственный музей искусств им. А. Кастеева (Алматы, Казахстан) и другие.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Волкова входит живопись, проданная в достаточно узкий промежуток времени — с 2010 по 2013 — на лондонских аукционах. Третий и второй результаты — $796 112 («Свадьба», 1927) и $1 427 049 («Слушание Бедана», 1920-е) были достигнуты на MacDougall’s в 2010 и 2011 годах соответственно. Продажа самой дорогой работы художника — «Дети-музыканты» за $3 168 165 — состоялась на торгах Bonham’s (Лондон) в 2013 году. Отметим, что в рейтинговой тройке аукционных результатов не участвовали ведущие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, и неизвестно, какой цены достигли бы эти работы Волкова, окажись они среди лотов лидеров рынка.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 51 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 27 работ, графика — 23 работы, коллаж — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $347,3 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 27 к 24 (53 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
1991–2006 |
9 |
4 |
44 |
5 |
2007–2014 |
29 |
16 |
55 |
13 |
2015–2018 |
13 |
7 |
54 |
6 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
Великобритания |
37 |
21 |
57 |
16 |
РФ |
4 |
1 |
25 |
3 |
Франция |
3 |
0 |
0 |
3 |
Бельгия |
3 |
3 |
100 |
0 |
США |
2 |
2 |
100 |
0 |
Германия |
2 |
0 |
0 |
2 |
Результаты повторных продаж Александра Волкова не показательны. На публичном рынке таковых состоялось всего две (основная масса приходится на частный дилерский рынок), что не дает возможности хоть сколько-нибудь полагаться на данные статистики. Обе повторные сделки произошли на небольших аукционах в Брюсселе и Копенгагене, период владения для работ «советского модернизма» был крайне невелик — до двух лет (для подобных работ характерен и рекомендован долгосрочный период владения, что не было выдержано покупателями).
Воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Средний эстимейт всех проданных работ Александра Волкова был превышен на 197 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму почти в 2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 44 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. Потенциальный покупатель также обратит внимание, что среди 51 работы художника на российские аукционы приходится всего 4 продажи (3 — в 2007–2011, последняя — в 2017 году), а на зарубежных торгах в последний раз работы Волкова выставлялись в 2018 году. Это говорит о том, что следующее появление художника на аукционе должно привлечь к возможности приобрести одного из ведущих авторов «советского модернизма» большое внимание покупателей.
На текущем, 335-м AI Аукционе выставлена акварель «Весна (Кетменщики)» 1917 года.
Источники: fergananews.com, tashkentpamyat.ru, artinvestment.ru, rusavangard.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200622_volkov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200622_volkov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.02.2023 Аукционный дом Bonhams может быть продан за $1 млрд Ровно столько составил общий оборот Bonhams по итогам 2022 года
- 07.02.2023 Самые перспективные художники февраля по версии Artsy В список вошли авторы из США, Великобритании, Китая, Южной Африки и Индонезии
- 06.02.2023 Самые громкие арт-коллаборации этой зимы Яеи Кусама, Такаси Мураками и правнук Матисса
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 08.02.2023 На французские торги выставят редкую картину Питера Брейгеля Младшего Эстимейт лота составляет €600 000–800 000
- 06.02.2023 Топ-лотом февральских торгов Christie’s станет картина Рене Магритта Эстимейт работы под названием «Возвращение» составляет £4–6 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 09.01.2023 Открыт 148-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Далгата Далгатова, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Александра Лозового, Николая Онищенко, Андрея Орлова, Александра Пучко, Александра Савко, Владимира Чибисова
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 07.02.2023 В Париже открывается выставка редких работ импрессионистов Все экспонаты происходят из коллекции старшего брата Клода Моне
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн