Sotheby’s проводит весенние торги русского искусства
ARTinvestment.RU   17 апреля 2009

22 апреля в Нью-Йорке состоятся «русские торги» Sotheby’s. Сегодня открывается предаукционная выставка

22 апреля 2009 в Нью-Йорке состоится весенний аукцион русского искусства Sotheby’s. На торги выставлены работы русских художников, произведения искусства первой половины XX века и современных художников, включая уникальную коллекцию икон и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания императорской семьи. Сегодня, 17 апреля, открывается для посещения предаукционная выставка.

Живопись XIX — начала XX века

Топ-лотами аукциона в разделе живописи XIX — начала XX века станут работы Ивана Айвазовского, Николая Рериха, Александра Яковлева, Василия Поленова и Давида Бурлюка. Иван Айвазовский представлен монументальным полотном «Отплытие Колумба из Палоса» (эстимейт: 1–1,5 миллиона долларов). В 1893 Айвазовский представлял русское искусство на всемирной выставке в США. Подбирая картины для экспозиции, он вспомнил о приближающемся четырехсотлетнем юбилее открытия Колумбом Америки. За несколько лет до этого он написал серию картин, посвященных жизни Христофора Колумба и открытию им Нового Света. Приехав в Нью-Йорк в 1892, он продолжил работу над этими картинами. Ранее два произведения этой серии уже были проданы на аукционах Sotheby’s в 2006 и 2008. Однако монументальное изображение отправления Колумба 2 августа 1492 из Палоса, города на Канарских островах, по праву считается лучшей картиной этого исторического цикла. На торги также выставлена картина Айвазовского «Корабль во время шторма» (650–750 тысяч долларов).

«Портрет девочки с игрушками» (700–900 тысяч долларов) Борис Григорьев написал в 1920, в начале чрезвычайно плодотворного творческого периода. В тот период Григорьев много времени провел в Германии, Франции и США. Его полотна одновременно и консервативны, и революционны. В них нашли отражение новаторские течения начала ХХ века немецкий экспрессионизм и французский постимпрессионизм. Одновременно выразительность линий и динамика композиции на полотнах Григорьева отсылают к традициям русской иконописи и живописи эпохи Возрождения. «Портрет девочки с игрушками» с 1920 находился в частном собрании, куда он попал после покупки у художника. Также на аукцион будет выставлена работа Григорьева «Приготовление блинов Crepes Suzette» (500–700 тысяч долларов). Изначально эта картина представляла собой портрет, который Григорьев подарил Джованни Прамаджоре, владельцу популярного франко-итальянского ресторана «У Джованни» на Манхэттене, который часто посещали русские эмигранты. На портрете был изображен Джованни, жарящий блины. Григорьев, завсегдатай ресторана, мог не раз наблюдать за этим процессом. Позже, по просьбе самого Джованни, он разделил картину на две части. Большая из них, с изображением блинов, долгое время оставалась «визитной карточкой» ресторана и красовалась на фирменных тарелках, меню, и спичечных коробках. Обе картины выставлялись в помещении ресторана вплоть до его закрытия в 1980. Теперь работа впервые выставляется на аукцион потомками Джованни Прамаджоре.

  • БОРИС ГРИГОРЬЕВ Портрет девочки с игрушками. 1920
  • БОРИС ГРИГОРЬЕВ Приготовление блинов Crepes Suzette

На торгах также представлена большая коллекция произведения Николая Рериха. Одной из лучших работ считается картина «Св. Меркурий Смоленский» (500–700 тысяч долларов), где изображен покровитель Смоленска, отважный воин и святой мученик Меркурий, который, защищая Смоленск, был обезглавлен в бою с монголами, как и было ему предсказано. На торги выставлены и две другие работы Рериха — «Таинство» (300–500 тысяч долларов) и «Монхиган, Мэн (Надежда)» из серии «Океан» 1922 года (250–350 тысяч долларов). В 1922 Рерих посетил Монхиган, заброшенный остров у берегов штата Мэн, и написал нескольких восхитительных картин на эту тему. Посещение Монхигана Рерихом стало поворотным моментом в его жизни. Именно там он убедил своих последователей и покровителей основать музей его имени в Нью-Йорке.

  • НИКОЛАЙ РЕРИХ Св. Меркурий Смоленский. 1919
  • НИКОЛАЙ РЕРИХ Монхиган, Мэн (Надежда). Из серии «Океан». 1922

В 1894 Василий Поленов разработал декорацию для спектакля «Афродита», образы которой он позже использовал в «Классическом пейзаже, декорации для оперы “Призраки Эллады”» (250–350 тысяч долларов). Поленов исполнил множество вариантов этой композиции, она стала чрезвычайно популярной благодаря воспроизведению ее репродукций на почтовых открытках и в журналах.

Александра Яковлева также вдохновлял театр. Он регулярно посещал азиатские театры, где выполнил множество рисунков и картин с натуры, включая «Самурая» (85–125 тысяч долларов), в котором он пытается «объяснить привлекательность [восточного] искусства драмы и того значения, которое он ему придавал…»

Давид Бурлюк считается «отцом русского футуризма», огромное влияние на его творчество оказали произведения Умберто Боччони и других итальянских футуристов. В своих композициях он стремился передать чувство ритма и непрерывного движения. В «Колдуне» (150–200 тысяч долларов) художник следует живописным принципам футуризма — светящиеся полосы цвета завиваются вокруг эмоционально изображения знахаря, создавая первобытное, даже дикое впечатление. К теме «Синего всадника» (100–150 тысяч долларов) Бурлюк не раз возвращался во множестве произведений. Огромное влияние на него оказало творчество Василия Кандинского и Франца Марка, основателей объединения «Синий всадник».

Современная живопись

Среди произведений современного искусства стоит отметить картину Комара и Меламида «Эрос и Психея» из серии «Анархический синтетизм» (80–120 тысяч долларов). Произведение создано на основе античной легенды об Эросе и Психее. На правой панели горящий страстью Эрос парит над Психеей. Рука Вседержителя удерживает его от совокупления. На левой панели изображено ритуальное заклание животного, символизирующее жертву божеству как внешнее проявление поклонения. Благодаря использованию различных художественных приемов картина распадается на две отдельные части, в которых академический стиль правой панели противопоставлен экспрессионизму левой. По словам Комара, подобные абсурдные комбинации и есть воплощение «анархического синтеза».

Еще одним топ-лотом аукциона станет «Рождение героя: 15 скульптур» Гриши Брускина (150–200 тысяч долларов). Мировая известность пришла к художнику благодаря участию в легендарном аукционе Sotheby’s в Москве в 1988. Тогда его картина была продана за рекордно высокую цену. В серию вошли 10 скульптур, имитирующих образы советской идеологической скульптуры, а также 5 скульптур изображающих мифологических персонажей. Создавая эти образы, художник стремился провести параллель с советской скульптурой, многочисленными пионерами, спортсменами и героями войны, которые украшали улицы и площади больших и маленьких советских городов. Каждая из скульптур представляет новый тип советской личности, в руках у них символы — например, кремлевская башня, портрет Ленина, серп и молот и т. д. Включение в серию мифологических фигур ангелов и демонов создает контрапункт советской идеологической системе, прежде всего ее отрицанию сверхъестественного. Целью Брускина было, по его словам, «взглянуть на социализм словно из будущего и создать фундаментальный лексикон советских типов».

Другие произведения искусства

В состав вечерних торгов включены также иконы и работы фирмы Карла Фаберже.

Среди произведений декоративно-прикладного искусства, выставленных на апрельские торги, выделяется коллекция русских эмалей. Особенно интересна чаша для пунша с ковшом из серебра с позолотой и расписной эмалью работы Федора Рюккерта (Рукерта). Чаша украшена рельефными изображениями богатырей и красавиц древней Руси под парящими орлами (150–200 тысяч долларов). Также стоит отметить небольшую, но весьма изящную корзинку для пирожных из серебра с позолотой и эмалью работы Ореста Курлюкова. Корзинку украшает сцена из сказки «Садко» (70–100 тысяч долларов). Садко стоит в богатом наряде на берегах озера Ильмень и играет на гуслях. Корзинка предназначалась легендарному дирижеру Артуру Никишу, неоднократно выступавшему в России в 1904.

На торги также выставляется дорожный туалетный набор работы фирмы Фаберже, выполненный по заказу князя Горчакова (300–500 тысяч долларов). Набор был создан мастером из Санкт-Петербурга Юлием Раппопортом около 1900. В набор входят: туалетное зеркало, две обитые бархатом шкатулки, ручное зеркальце с обитой бархатом задней стенкой, два высоких канделябра, два высоких и два малых хрустальных флакона для духов, две пудреницы, два маленьких подсвечника и два подноса. На всех предметах, кроме туалетного зеркала, выгравирован герб князей Горчаковых. Подобные туалетные наборы часто служили свадебными подарками и, судя по дате изготовления набора, можно предположить, что он был свадебным подарком князя Александра Горчакова Дарье Бибиковой, фрейлине императрицы Александры Федоровны, по случаю их бракосочетания в 1904.

Среди предметов, происходящих из собрания императорской семьи, стоит отметить выполненный в 1879 уникальный императорский серебряный чайный сервиз работы Николса и Плинке, Санкт-Петербург (320–380 тысяч долларов), принадлежавший Анастасии Михайловне. Великая княгиня Анастасия Михайловна, внучка императора Николая I, была харизматической личностью; друзья и современники вспоминают о ней как о «необычайно красивой… совершенной царевне». В 1879 она вышла замуж за Фридриха Франца, великого герцога Мекленбург-Шверинского, родственника императора Александра III. Именно в этот год был изготовлен чайный сервиз. Предполагается, что чайный сервиз был либо свадебным подарком, либо приданым Великой княгини. Сервиз включает заварочный чайник, чайник, поднос с двумя ручками, металлический чайник с подставкой и лампой, кувшин для горячего молока, сливочник, сахарницу с крышкой, чайное ситечко, щипцы для сахара, двадцать четыре чайные ложечки, каждая из которых украшена выгравированной монограммой Великой княгини Анастасии Михайловны в виде букв «МА», увенчанных императорской короной.

На торгах будет представлена уникальная коллекция икон, среди которых следует отметить редкую поздневизантийскую икону «Рождество Христово» Крит, начало XV в. (140–160 тысяч долларов). Богоматерь возлежит на красном ложе рядом с пещерой на фоне горного пейзажа; младенец Иисус Христос лежит рядом в большой, напоминающей саркофаг колыбели. Слева изображены три волхва, ведомые ангелом, указывающим на Вифлеемскую звезду. Данная икона сравнима с иконами, хранящимися в Институте эллинистической культуры в Венеции.

Источник: пресс-релиз Sotheby’s

P. S. Краткий ценовой прогноз ARTinvestment.RU для предстоящих торгов можно посмотреть здесь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090417_sothebys_russian_sales.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090417_sothebys_russian_sales.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх