Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры
Как показало себя русское искусство на отечественном и мировом арт-рынках за первые 11 месяцев 2013 года
Как любимые киногерои каждый год с друзьями ходят в баню, так и мы в ARTinvestment.RU каждый год за месяц до нового года подводим предварительные итоги работы аукционного рынка русского искусства. В 2012 году были и рекорды, и новые тенденции — в общем, было интересно. Ну, а как выходит в 2013-м — сейчас подсчитаем.
Внутренний аукционный рынок произведений русских художников
Отмеченная в 2012-м тенденция к активизации нашей внутрироссийской аукционной жизни в нынешнем году укрепилась. Новые аукционы возникали как грибы после дождя. Собственные торги запустили антикварный «Три века», первый успешный аукцион современного искусства VLADEY, книжный «Антиквариум». Расширили свою деятельность аукционы «ЛитКабинет» и «Восточно-Европейский Антикварный Дом», активизировались ювелирные аукционы. Собственную универсальную онлайн-площадку еженедельных торгов запустили и мы в ARTinvestment.RU. В целом очевидно, что процесс этот набирает силу. И становится более зрелым, без иллюзий. По крайней мере случаи, когда устроители после первых неудач (а чаще всего первые торги бывают неудачными) замораживают аукционную деятельность, можно пересчитать по пальцам одной руки. В итоге в 2013 году на рынке двух столиц работало почти 20 аукционов.
Согласно собственной статистике ARTinvestment.RU, по итогам 11 месяцев 2013 года на внутренних российских аукционах в сегменте живописи и графики было выставлено более 4 550 лотов. Из них продано почти 1 600 лотов. Средний процент продаж на всех наших аукционах в сегменте живописи и графики составил 35,2 % (на московских аукционах около 38,4 %). Примерно так было и два года назад, поэтому мы рассчитывали на большее. Суммарная выручка столичных, т.е. московских и питерских, аукционов за 11 месяцев 2013 года превысила 19,3 миллиона долларов — тоже плюс-минус сопоставимо с прошлым годом. Для сравнения: оборот русского аукционного рынка живописи и графики в 2012-м тоже составил около 20 миллионов долларов, а в 2011-м — 13 миллионов долларов.
Самой дорогой картиной, проданной на внутренних торгах по итогам 11 месяцев 2013 года, стала «Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе)» Константина Юона. 18 мая 2013 года на аукционе «Русская эмаль» ее продали за 76 миллионов рублей (2,424 миллиона долларов).
А самым доступным произведением изобразительного искусства на русских аукционах оказалась темпера на бумаге Андрея Костромитина. Его натюрморт был продан в конце марта на аукционе галереи Леонида Шишкина из серии «все от 500 рублей» за искомые 500 рублей — 16 долларов в пересчете по курсу.
Среди новых обнадеживающих тенденций 2013 года мы бы отметили успешные попытки введения в аукционный оборот современного (актуального) русского искусства. Дважды за год успешно провел торги «актуальщиками» и шестидесятниками аукцион VLADEY Владимира Овчаренко. А 25 ноября проснулся и заморский Sotheby’s, предложив актуальное русское искусство в каталоге своих восточноевропейских торгов. И тоже очень успешно. Как мы помним, сегмент современного искусства вышел в лидеры ценового роста на мировом рынке еще в начале 2010-х, а мы по этому тренду отстаем года на три — четыре. Пора активизироваться, и уже есть основания думать, что и на российском рынке ситуация вокруг коммерческого потенциала актуального искусства пусть еще не окончательно созрела, но дозревает.
А пока современное искусство дозревает, основную кассу на внутреннем аукционном рынке делают антикварные художники. Согласно нашему принципу «один художник — одна работа» (мы придумали его, чтобы не раздувать рейтинги, но задействовать в них как можно больше авторов), исключаем из расчетов «Лунную ночь» И. К. Айвазовского (проданную на торгах «Русских сезонов» 19 мая за 23,5 миллиона рублей, или 736 677 долларов), и топ-10 самых дорогих авторов внутреннего аукционного рынка первых 11 месяцев года у нас выглядит так (в качестве расчетной цены работы приведена цена молотка, конвертированная в доллары США по курсу на день торгов).
Внешний аукционный рынок работ художников орбиты русского искусства
На мировом рынке статистика по сегменту русского искусства традиционно выглядит более впечатляюще. Всего было выставлено более 13 000 русских лотов (включая наши внутренние аукционы), из которых продано почти 5 900 произведений живописи и графики — 44 %. Общие сборы составили более 484 миллионов долларов. Напомню, что в 2012-м годовой оборот всего мирового сегмента русского искусства (включая Ротко, Шагала и других художников орбиты русского искусства) составил около 450 миллионов долларов, а в 2011-м — 422 миллиона долларов. Рост есть. Но при этом львиную долю сборов русскому рынку по-прежнему делают такие гранды, как Ротко, Кандинский, Шагал и Сутин.
Ротко безнадежно для ближайших преследователей не первый год удерживает место самого дорогого художника орбиты русского искусства, меняя лишь рекордные работы: в 2012-м это был холст «Оранжевый, красный, желтый», который пока удерживает ценовой рекорд русского искусства — 86,9 миллиона долларов, а в 2013-м — пульсирующая абстракция «№ 11 (Без названия)», проданная в ноябре на Christie’s за 46,1 миллиона долларов.
Отбирая десятку самых дорогих авторов орбиты русского искусства на мировом арт-рынке, мы тоже пользовались принципом «один художник — одна работа». Но если для отечественного рынка понадобилось отсеять всего одного Айвазовского, то здесь из рассмотрения исключили четырех Шагалов, по три работы Ротко и Кандинского и по одной — Сутина, Машкова и Де Сталя.
Далее, в «мировом» рейтинге, в отличие от «нашего», цены приведены с учетом премии покупателя (Buyers Premium, BP). Почему так? Крупные западные аукционные дома (в которых заключаются серьезные сделки) результаты публикуют давно, и в последние годы все как-то пришли «к общему знаменателю» — открывают цены с BP. Наши аукционные дома пока еще только на пути к тому, чтобы публиковать результаты в обязательном порядке, и уж конечно, никакого общего формата цен пока нет. Чаще цены, там где они есть, приводятся без учета BP, поэтому мы и воспользовались такой формой для нашего рейтинга.
И последняя оговорка: как правило, в рейтинги AI попадают работы либо с зелеными индикаторами инвестиционного риска, либо совсем без индикаторов. Но сейчас мы говорим не об инвестиционных перспективах той или иной работы, а о вещах формальных: в 2013 году картина такого-то продана за столько-то. Поэтому и сочли возможным учесть вместе с остальными продажу работы Лентулова «Церковь в Алупке», помеченную желтым индикатором.
В целом за 11 месяцев 2013-го десятка самых дорогих художников орбиты русского искусства выглядит так:
Результаты, позволившие авторам занять свои места в российском рейтинге, были показаны на аукционах в Москве («Русская эмаль», «Совком», «Кабинетъ», «Магнум Арс») и Санкт-Петербурге («Русские сезоны»), в мировом рейтинге — на аукционах в Лондоне (Christie’s, Bonhams, Macdougall), Нью-Йорке (Christie’s) и Париже (Artcurial).
И последнее: четверо из 10 самых дорогих авторов орбиты русского искусства в мире — Х. Сутин, Н. К. Рерих, И. И. Машков, И. И. Шишкин — вошли в рейтинг 2013 года с персональными рекордами.
Статистика: Александр Синёв, AI
Рейтинги: Елена Владимирова, AI
Текст: Владимир Богданов, AI
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20131204_russian_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20131204_russian_art_market.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.