Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры
ARTinvestment.RU   04 декабря 2013

Как показало себя русское искусство на отечественном и мировом арт-рынках за первые 11 месяцев 2013 года

Как любимые киногерои каждый год с друзьями ходят в баню, так и мы в ARTinvestment.RU каждый год за месяц до нового года подводим предварительные итоги работы аукционного рынка русского искусства. В 2012 году были и рекорды, и новые тенденции — в общем, было интересно. Ну, а как выходит в 2013-м — сейчас подсчитаем.

Внутренний аукционный рынок произведений русских художников

Отмеченная в 2012-м тенденция к активизации нашей внутрироссийской аукционной жизни в нынешнем году укрепилась. Новые аукционы возникали как грибы после дождя. Собственные торги запустили антикварный «Три века», первый успешный аукцион современного искусства VLADEY, книжный «Антиквариум». Расширили свою деятельность аукционы «ЛитКабинет» и «Восточно-Европейский Антикварный Дом», активизировались ювелирные аукционы. Собственную универсальную онлайн-площадку еженедельных торгов запустили и мы в ARTinvestment.RU. В целом очевидно, что процесс этот набирает силу. И становится более зрелым, без иллюзий. По крайней мере случаи, когда устроители после первых неудач (а чаще всего первые торги бывают неудачными) замораживают аукционную деятельность, можно пересчитать по пальцам одной руки. В итоге в 2013 году на рынке двух столиц работало почти 20 аукционов.

Согласно собственной статистике ARTinvestment.RU, по итогам 11 месяцев 2013 года на внутренних российских аукционах в сегменте живописи и графики было выставлено более 4 550 лотов. Из них продано почти 1 600 лотов. Средний процент продаж на всех наших аукционах в сегменте живописи и графики составил 35,2 % (на московских аукционах около 38,4 %). Примерно так было и два года назад, поэтому мы рассчитывали на большее. Суммарная выручка столичных, т.е. московских и питерских, аукционов за 11 месяцев 2013 года превысила 19,3 миллиона долларов — тоже плюс-минус сопоставимо с прошлым годом. Для сравнения: оборот русского аукционного рынка живописи и графики в 2012-м тоже составил около 20 миллионов долларов, а в 2011-м — 13 миллионов долларов.

Самой дорогой картиной, проданной на внутренних торгах по итогам 11 месяцев 2013 года, стала «Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе)» Константина Юона. 18 мая 2013 года на аукционе «Русская эмаль» ее продали за 76 миллионов рублей (2,424 миллиона долларов).

А самым доступным произведением изобразительного искусства на русских аукционах оказалась темпера на бумаге Андрея Костромитина. Его натюрморт был продан в конце марта на аукционе галереи Леонида Шишкина из серии «все от 500 рублей» за искомые 500 рублей — 16 долларов в пересчете по курсу.

Среди новых обнадеживающих тенденций 2013 года мы бы отметили успешные попытки введения в аукционный оборот современного (актуального) русского искусства. Дважды за год успешно провел торги «актуальщиками» и шестидесятниками аукцион VLADEY Владимира Овчаренко. А 25 ноября проснулся и заморский Sotheby’s, предложив актуальное русское искусство в каталоге своих восточноевропейских торгов. И тоже очень успешно. Как мы помним, сегмент современного искусства вышел в лидеры ценового роста на мировом рынке еще в начале 2010-х, а мы по этому тренду отстаем года на три — четыре. Пора активизироваться, и уже есть основания думать, что и на российском рынке ситуация вокруг коммерческого потенциала актуального искусства пусть еще не окончательно созрела, но дозревает.

А пока современное искусство дозревает, основную кассу на внутреннем аукционном рынке делают антикварные художники. Согласно нашему принципу «один художник — одна работа» (мы придумали его, чтобы не раздувать рейтинги, но задействовать в них как можно больше авторов), исключаем из расчетов «Лунную ночь» И. К. Айвазовского (проданную на торгах «Русских сезонов» 19 мая за 23,5 миллиона рублей, или 736 677 долларов), и топ-10 самых дорогих авторов внутреннего аукционного рынка первых 11 месяцев года у нас выглядит так (в качестве расчетной цены работы приведена цена молотка, конвертированная в доллары США по курсу на день торгов).

Внешний аукционный рынок работ художников орбиты русского искусства

На мировом рынке статистика по сегменту русского искусства традиционно выглядит более впечатляюще. Всего было выставлено более 13 000 русских лотов (включая наши внутренние аукционы), из которых продано почти 5 900 произведений живописи и графики — 44 %. Общие сборы составили более 484 миллионов долларов. Напомню, что в 2012-м годовой оборот всего мирового сегмента русского искусства (включая Ротко, Шагала и других художников орбиты русского искусства) составил около 450 миллионов долларов, а в 2011-м — 422 миллиона долларов. Рост есть. Но при этом львиную долю сборов русскому рынку по-прежнему делают такие гранды, как Ротко, Кандинский, Шагал и Сутин.

Ротко безнадежно для ближайших преследователей не первый год удерживает место самого дорогого художника орбиты русского искусства, меняя лишь рекордные работы: в 2012-м это был холст «Оранжевый, красный, желтый», который пока удерживает ценовой рекорд русского искусства — 86,9 миллиона долларов, а в 2013-м — пульсирующая абстракция «№ 11 (Без названия)», проданная в ноябре на Christie’s за 46,1 миллиона долларов.

Отбирая десятку самых дорогих авторов орбиты русского искусства на мировом арт-рынке, мы тоже пользовались принципом «один художник — одна работа». Но если для отечественного рынка понадобилось отсеять всего одного Айвазовского, то здесь из рассмотрения исключили четырех Шагалов, по три работы Ротко и Кандинского и по одной — Сутина, Машкова и Де Сталя.

Далее, в «мировом» рейтинге, в отличие от «нашего», цены приведены с учетом премии покупателя (Buyers Premium, BP). Почему так? Крупные западные аукционные дома (в которых заключаются серьезные сделки) результаты публикуют давно, и в последние годы все как-то пришли «к общему знаменателю» — открывают цены с BP. Наши аукционные дома пока еще только на пути к тому, чтобы публиковать результаты в обязательном порядке, и уж конечно, никакого общего формата цен пока нет. Чаще цены, там где они есть, приводятся без учета BP, поэтому мы и воспользовались такой формой для нашего рейтинга.

И последняя оговорка: как правило, в рейтинги AI попадают работы либо с зелеными индикаторами инвестиционного риска, либо совсем без индикаторов. Но сейчас мы говорим не об инвестиционных перспективах той или иной работы, а о вещах формальных: в 2013 году картина такого-то продана за столько-то. Поэтому и сочли возможным учесть вместе с остальными продажу работы Лентулова «Церковь в Алупке», помеченную желтым индикатором.

В целом за 11 месяцев 2013-го десятка самых дорогих художников орбиты русского искусства выглядит так:

Результаты, позволившие авторам занять свои места в российском рейтинге, были показаны на аукционах в Москве («Русская эмаль», «Совком», «Кабинетъ», «Магнум Арс») и Санкт-Петербурге («Русские сезоны»), в мировом рейтинге — на аукционах в Лондоне (Christie’s, Bonhams, Macdougall), Нью-Йорке (Christie’s) и Париже (Artcurial).

И последнее: четверо из 10 самых дорогих авторов орбиты русского искусства в мире — Х. Сутин, Н. К. Рерих, И. И. Машков, И. И. Шишкин — вошли в рейтинг 2013 года с персональными рекордами.

Статистика: Александр Синёв, AI
Рейтинги: Елена Владимирова, AI
Текст: Владимир Богданов, AI


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20131204_russian_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20131204_russian_art_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.09.2019 Итоги аукциона «Совком» 19 сентября 2019 года В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, — читайте в репортаже AI
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх