Russian art market - 2013. Preliminary figures
ARTinvestment.RU   04 декабря 2013

As proved to Russian art in the domestic and global art markets in the first 11 months of 2013

As your favorite movie heroes every year with friends go to the bath, and we ARTinvestment.RU every year a month before the new year, summing up preliminary results of the auction of Russian art market. In 2012 saw records, and new trends — in General, it was interesting. Well, as it turns out in 2013-м — now calculate.

Domestic auction market of works of Russian artists

recorded in 2012-м the trend towards increased domestic auction of our life this year has been strengthened. New auctions emerged like mushrooms after rain. A private auction was launched antique "Three centuries", the first successful auction of contemporary art VLADEY, the book "Russian enamel". Expanded its activities auctions "Litkabinet" and "Eastern-Европейский Antique House", intensified jewelry auctions. Own universal online-площадку weekly auctions launched and we ARTinvestment.RU. Overall, it is clear that this process is gaining momentum. And becoming more Mature, without illusions. At least cases when the organizers after the first failure (and often the first trades are unsuccessful) to freeze the auction activity, can be counted on the fingers of one hand. As a result, in 2013 the market of two capitals worked for almost 20 auctions.

According to its own statistics ARTinvestment.RU, in the first 11 months of 2013 on the domestic Russian auctions in the segment of painting and graphics were exhibited more than 4 550 lots. One of them sold almost 1,600 lots. The average percentage of sales on all our auctions in the segment of painting and graphics was 35.2 % (at the Moscow auctions about 38.4 per cent). About how it was two years ago, so we hoped for more. The total revenue of the capital, i.e. Moscow and St. Petersburg, auctions for 11 months of 2013 exceeded 19.3 million — is also a plus-минус comparable with last year. For comparison: the turnover of the auction market Russian paintings and drawings in 2012-м also made about $ 20 million, and in 2011-м — $ 13 million.

the Most expensive painting sold at an internal auction for the first 11 months of 2013, was the "Market square in Uglich (Troika in Uglich)" Konstantin Yuon. May 18, 2013 at the auction "Russian enamel" it was sold for 76 million rubles (2,424 million).

And the most affordable work of fine art at the Russian auctions was tempera on paper Andrei Kostromitina. His still life was sold in late March at the auction of Leonid Shishkin gallery from the series "all from 500 rubles" for the required 500 rubles — 16 dollars calculated at the exchange rate.

Among the new encouraging trends of 2013, we would like to mention the successful introduction attempts in auction sales of modern (current) and Russian art. Twice a year successfully held the auction "aktualschikov" the sixties auction VLADEY Vladimir Ovcharenko. On November 25, woke up and overseas Sotheby's, offering actual Russian art in the catalogue of its Eastern European trading. And also very successful. As we remember, the segment of modern art became the leader of price growth on the world market in early 2010-х, and we are lagging behind this trend, the three @four mdas. It's time to step up, and there is reason to think that on the Russian market, the situation around the commercial potential of contemporary art maynot yet completely ripe, but Matures.

And while contemporary art Matures, most of the box office in the domestic auction market of antique artists. According to our principle of "one artist — one work" (we invented it, so as not to inflate the ratings, but to use them as much as possible authors) to be excluded from the calculation of "Moonlit night" I. K. Aivazovsky (sold at auction "Russian seasons" may 19 for 23.5 million rubles, or $ 736 677), top-10 the most expensive of the authors of the domestic auction market for the first 11 months of the year we have looks like this (as estimated price given the hammer price, converted to US dollars at the exchange rate on trading day).

External auction market of works of artists of the orbit of Russian art

In the world market statistics on the Russian segment of the art traditionally look more impressive. All wereexhibited more than 13,000 lots of Russians (including our domestic auctions), which sold almost 5 900 paintings and drawings — 44 %. Total fees amounted to more than 484 million dollars. Let me remind you that in 2012-м the turnover of the world segment of Russian art (including Rothko, then and other artists orbit Russian art) amounted to about $ 450 million, and in 2011-м — $ 422 million. Growth is. But the lion's share of fees Russian market-прежнему doing such giants as Rothko, Kandinsky, Then and Soutine.

Rothko hopelessly for nearest pursuers first year has been among the most expensive artist of the orbit of Russian art, changing only the a record in 2012-м it was a canvas "Orange, red, yellow", which still holds the record price of Russian art — 86.9 million dollars, and in 2013-м — throbbing abstraction " No. 11 (untitled)", sold in November at Christie's for $ 46,1 million.

Selecting the ten most expensive of the authors of the orbit of Russian art in the global art-рынке, we also used the principle of "one artist — one job." But if the domestic market need to weed out just one Aivazovsky, here from the review excluded four Shagalov, three works of Rothko and Kandinsky and one — Soutine, Mashkov and De Stael.

Next, in the "world" ranking, unlike our prices include the buyer's premium (Buyers Premium, BP). Why? Major Western auction houses (which are the serious transactions) results published long ago, and in recent years, as-то came "to a common denominator" — open rates with the BP. Our auction house is still on track to publish the results of mandatory, and of course, there is no common format prices yet. Most prices, where available, are presented excluding the BP, so we took advantage of this form for our rating.

And the last clause: as a rule, in the ratings of AI are materials or green indicators of investment risk, or no indicators. But now we're not talking about the investment prospects of a particular work, but things formal: in 2013, the picture of this-то sold for so much-то. Therefore, it was considered possible to consider along with the rest of the selling job Lentulov "the Church in Alupka", marked with a yellow indicator.

In General, for 11 months 2013-го ten most expensive artists of the orbit of Russian art looks like this:

the Results allowed the authors to take their places in the rankings, was shown at the auctions in Moscow ("Russian enamel," "Scoop," "KABINET", "Magnum ARS") and St-Петербурге ("the Russian seasons"), in the world ranking — at the auctions in London (Christie's, Bonhams, Macdougall), new-Йорке (Christie's) and Paris (Artcurial).

And the last four of the 10 most expensive of the authors of the orbit of Russian art in the world — H. Soutine, . Roerich, I. I. Mashkov, I. I. Shishkin — included in the rating for 2013 with a personal record.

Statistics: Alexander Sinev, AI
Ratings: Elena Vladimirova, AI
Text: Vladimir Bogdanov, AI



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 24

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры
ARTinvestment.RU   04 декабря 2013

Как показало себя русское искусство на отечественном и мировом арт-рынках за первые 11 месяцев 2013 года

Как любимые киногерои каждый год с друзьями ходят в баню, так и мы в ARTinvestment.RU каждый год за месяц до нового года подводим предварительные итоги работы аукционного рынка русского искусства. В 2012 году были и рекорды, и новые тенденции — в общем, было интересно. Ну, а как выходит в 2013-м — сейчас подсчитаем.

Внутренний аукционный рынок произведений русских художников

Отмеченная в 2012-м тенденция к активизации нашей внутрироссийской аукционной жизни в нынешнем году укрепилась. Новые аукционы возникали как грибы после дождя. Собственные торги запустили антикварный «Три века», первый успешный аукцион современного искусства VLADEY, книжный «Антиквариум». Расширили свою деятельность аукционы «ЛитКабинет» и «Восточно-Европейский Антикварный Дом», активизировались ювелирные аукционы. Собственную универсальную онлайн-площадку еженедельных торгов запустили и мы в ARTinvestment.RU. В целом очевидно, что процесс этот набирает силу. И становится более зрелым, без иллюзий. По крайней мере случаи, когда устроители после первых неудач (а чаще всего первые торги бывают неудачными) замораживают аукционную деятельность, можно пересчитать по пальцам одной руки. В итоге в 2013 году на рынке двух столиц работало почти 20 аукционов.

Согласно собственной статистике ARTinvestment.RU, по итогам 11 месяцев 2013 года на внутренних российских аукционах в сегменте живописи и графики было выставлено более 4 550 лотов. Из них продано почти 1 600 лотов. Средний процент продаж на всех наших аукционах в сегменте живописи и графики составил 35,2 % (на московских аукционах около 38,4 %). Примерно так было и два года назад, поэтому мы рассчитывали на большее. Суммарная выручка столичных, т.е. московских и питерских, аукционов за 11 месяцев 2013 года превысила 19,3 миллиона долларов — тоже плюс-минус сопоставимо с прошлым годом. Для сравнения: оборот русского аукционного рынка живописи и графики в 2012-м тоже составил около 20 миллионов долларов, а в 2011-м — 13 миллионов долларов.

Самой дорогой картиной, проданной на внутренних торгах по итогам 11 месяцев 2013 года, стала «Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе)» Константина Юона. 18 мая 2013 года на аукционе «Русская эмаль» ее продали за 76 миллионов рублей (2,424 миллиона долларов).

А самым доступным произведением изобразительного искусства на русских аукционах оказалась темпера на бумаге Андрея Костромитина. Его натюрморт был продан в конце марта на аукционе галереи Леонида Шишкина из серии «все от 500 рублей» за искомые 500 рублей — 16 долларов в пересчете по курсу.

Среди новых обнадеживающих тенденций 2013 года мы бы отметили успешные попытки введения в аукционный оборот современного (актуального) русского искусства. Дважды за год успешно провел торги «актуальщиками» и шестидесятниками аукцион VLADEY Владимира Овчаренко. А 25 ноября проснулся и заморский Sotheby’s, предложив актуальное русское искусство в каталоге своих восточноевропейских торгов. И тоже очень успешно. Как мы помним, сегмент современного искусства вышел в лидеры ценового роста на мировом рынке еще в начале 2010-х, а мы по этому тренду отстаем года на три — четыре. Пора активизироваться, и уже есть основания думать, что и на российском рынке ситуация вокруг коммерческого потенциала актуального искусства пусть еще не окончательно созрела, но дозревает.

А пока современное искусство дозревает, основную кассу на внутреннем аукционном рынке делают антикварные художники. Согласно нашему принципу «один художник — одна работа» (мы придумали его, чтобы не раздувать рейтинги, но задействовать в них как можно больше авторов), исключаем из расчетов «Лунную ночь» И. К. Айвазовского (проданную на торгах «Русских сезонов» 19 мая за 23,5 миллиона рублей, или 736 677 долларов), и топ-10 самых дорогих авторов внутреннего аукционного рынка первых 11 месяцев года у нас выглядит так (в качестве расчетной цены работы приведена цена молотка, конвертированная в доллары США по курсу на день торгов).

Внешний аукционный рынок работ художников орбиты русского искусства

На мировом рынке статистика по сегменту русского искусства традиционно выглядит более впечатляюще. Всего было выставлено более 13 000 русских лотов (включая наши внутренние аукционы), из которых продано почти 5 900 произведений живописи и графики — 44 %. Общие сборы составили более 484 миллионов долларов. Напомню, что в 2012-м годовой оборот всего мирового сегмента русского искусства (включая Ротко, Шагала и других художников орбиты русского искусства) составил около 450 миллионов долларов, а в 2011-м — 422 миллиона долларов. Рост есть. Но при этом львиную долю сборов русскому рынку по-прежнему делают такие гранды, как Ротко, Кандинский, Шагал и Сутин.

Ротко безнадежно для ближайших преследователей не первый год удерживает место самого дорогого художника орбиты русского искусства, меняя лишь рекордные работы: в 2012-м это был холст «Оранжевый, красный, желтый», который пока удерживает ценовой рекорд русского искусства — 86,9 миллиона долларов, а в 2013-м — пульсирующая абстракция «№ 11 (Без названия)», проданная в ноябре на Christie’s за 46,1 миллиона долларов.

Отбирая десятку самых дорогих авторов орбиты русского искусства на мировом арт-рынке, мы тоже пользовались принципом «один художник — одна работа». Но если для отечественного рынка понадобилось отсеять всего одного Айвазовского, то здесь из рассмотрения исключили четырех Шагалов, по три работы Ротко и Кандинского и по одной — Сутина, Машкова и Де Сталя.

Далее, в «мировом» рейтинге, в отличие от «нашего», цены приведены с учетом премии покупателя (Buyers Premium, BP). Почему так? Крупные западные аукционные дома (в которых заключаются серьезные сделки) результаты публикуют давно, и в последние годы все как-то пришли «к общему знаменателю» — открывают цены с BP. Наши аукционные дома пока еще только на пути к тому, чтобы публиковать результаты в обязательном порядке, и уж конечно, никакого общего формата цен пока нет. Чаще цены, там где они есть, приводятся без учета BP, поэтому мы и воспользовались такой формой для нашего рейтинга.

И последняя оговорка: как правило, в рейтинги AI попадают работы либо с зелеными индикаторами инвестиционного риска, либо совсем без индикаторов. Но сейчас мы говорим не об инвестиционных перспективах той или иной работы, а о вещах формальных: в 2013 году картина такого-то продана за столько-то. Поэтому и сочли возможным учесть вместе с остальными продажу работы Лентулова «Церковь в Алупке», помеченную желтым индикатором.

В целом за 11 месяцев 2013-го десятка самых дорогих художников орбиты русского искусства выглядит так:

Результаты, позволившие авторам занять свои места в российском рейтинге, были показаны на аукционах в Москве («Русская эмаль», «Совком», «Кабинетъ», «Магнум Арс») и Санкт-Петербурге («Русские сезоны»), в мировом рейтинге — на аукционах в Лондоне (Christie’s, Bonhams, Macdougall), Нью-Йорке (Christie’s) и Париже (Artcurial).

И последнее: четверо из 10 самых дорогих авторов орбиты русского искусства в мире — Х. Сутин, Н. К. Рерих, И. И. Машков, И. И. Шишкин — вошли в рейтинг 2013 года с персональными рекордами.

Статистика: Александр Синёв, AI
Рейтинги: Елена Владимирова, AI
Текст: Владимир Богданов, AI


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20131204_russian_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20131204_russian_art_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.09.2019 Итоги аукциона «Совком» 19 сентября 2019 года В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, — читайте в репортаже AI
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх