Рынок русского искусства — 2012. Предварительные итоги
ARTinvestment.RU   30 ноября 2012

До конца года остался еще месяц, насыщенный событиями. Тем не менее, с точки зрения тенденций арт-рынка уже вряд ли появится что-то новое. Начнем подводить черту

Подводить итоги за месяц до окончания года — дело несколько рискованное. Ведь для продавцов это тот самый месяц, который год кормит. На конец ноября — середину декабря приходится целый ряд значимых мероприятий: лондонская «русская неделя», серия важных внутренних аукционов, которые все больше набирают силу, плюс возобновленный в этом году Международный Салон Изящных Искусств. Они поставят эффектную точку в годовой статистике. Тем не менее с точки зрения тенденций уже вряд ли появится что-то новое. Вполне уже можно подводить черту.

Ситуация на внутреннем рынке

Внутренний аукционный рынок. Даже без финальных цифр на руках можно уверенно предположить, что для активных регулярных аукционов уходящий год стал лучше предыдущего. В 2012 году в России на регулярной основе работало более 15 аукционных домов, каждый из которых проводил от 2 до 10 торгов в год. Основной специализацией примерно 70 % аукционных домов оставалась реализация живописи и графики (именно по этому сегменту ARTinvestment.RU аккумулирует аукционную статистику). В прошлом году аукционы Москвы и Санкт-Петербурга продали более 5 тысяч произведений живописи и графики на общую сумму более 13 миллионов долларов. В этом году можно ожидать заметного роста этого параметра. Думаю, что даже кратно, с учетом того, что в ноябре один лишь аукцион «Русские сезоны» наторговал на 4 миллиона долларов (с учетом ДПИ), т. е. «выполнил» чуть менее 30 % прошлогоднего аукционного «плана» для всей страны. Внутренняя аукционная жизнь активизировалась. Это тенденция. И тенденция отрадная.

Ее составляющей стала установка новых персональных ценовых рекордов для русских художников. И рекордов для внутреннего рынка вообще. В частности, на конец ноября 2012 года был зафиксирован абсолютный рекорд публичной аукционной сделки на внутреннем рынке. Который, думаю, устоит. 55 200 000 рублей (с учетом комиссии) — именно за такую сумму 23 ноября питерский аукционный дом «Русские сезоны» продал картину Ивана Айвазовского. Впрочем, не будь этого эффектного Айвазовского, год все равно не остался бы без рекорда. Ну, было не 55, а 36 миллионов, и что?1 Для сравнения: по итогам прошлого, 2011 года самой дорогой публичной аукционной сделкой стала продажа картины Константина Маковского «Богиня вод» (2-я половина 1880-х. Холст, масло. 200 х 136) за 29 700 000 рублей, зафиксированная 15 мая 2011 года и тоже не в Москве.

Но, как мы знаем, рекорды — это вещь в себе, они могут запросто устанавливаться и в разгар кризиса. Рекорды устанавливают только исключительные вещи, а рынок не состоит сплошь из шедевров. Для измерения общей температуры рынка гораздо важнее покупательская активность, выражающаяся в процентном соотношении количества проданных и выставленных на торги лотов. И тут тоже все хорошо, активность весь год росла. В сегменте антикварной живописи и графики в 2012 году она поднялась до уровня 40–50 % проданных лотов против 25–35 % в прошлом году. А в сегментах антикварной книги, а также орденов, медалей, знаков и предметов истории она была и того лучше — более 60 %. При этом по темпераменту торгов и по числу реальных участников книжные аукционы и «ордена-медали» всегда превосходили «живописные» торги. И в этом году мало что в этом смысле поменялось.

В 2012 году в Москве начали работу как минимум три новых регулярных аукциона, не считая электронных площадок. Кроме того, заметно возросла и плотность торгов. В 2012 году были даты, когда в один день проводилось по три и даже по четыре очных аукциона. Все это свидетельствует о росте популярности этой формы торговли на арт-рынке.

Антикварный галерейный сегмент. По нашим оценкам, ежегодный объем сделок на галерейном рынке в России составляет 2,25–3 миллиарда рублей. В России действует более 30 галерей высокого класса, каждая из которых способна обеспечить ежегодный оборот более 300 миллионов рублей, и еще столько же галерей второго ряда, оказывающих заметное влияние на рынок. Новых ярких тенденций на этом рынке в 2012 году не проявилось. Как и в прошлые годы, сильные галереи не только занимались коммерцией, но и реализовывали научные программы, делали просветительские проекты. Громких закрытий галерей, к счастью, в этом сегменте за год не отмечено. В числе итогов прошедшего XXXIII Антикварного Салона (20–23 октября 2012) специалисты отмечают умеренный уровень спроса и сохранение выжидательной позиции покупателей, связанной с вероятностью второго витка мирового финансового кризиса. Среди явных позитивных тенденций галереи — участники Салона отметили появление новых покупателей, ранее не приобретавших предметы искусства.

Сегмент современного искусства. Рынок национального искусства XXI века (современного актуального искусства) на конец 2012 года находится в состоянии кризиса. Пока этот очень небольшой по объему в деньгах сегмент не опирается на инфраструктуру повторных продаж: современное искусство почти не находит места на внутренних аукционах и редко продается на вторичном галерейном рынке. Исторически покупатели современного искусства совершали покупки преимущественно для формирования собственных коллекций, поэтом считалось, что необходимости в механизмах реализации ранее купленных работ они не испытывают. Большинство сделок в сегменте актуального искусства происходят по маршрутам «галерея — покупатель» или «мастерская — покупатель». Несмотря на имеющиеся локальные инициативы по перезапуску этого рынка, в 2012 году в нашей стране так и не появилось аукционных домов, специализирующихся на продаже актуального искусства или регулярно проводящих сессии по этому направлению.

Истоки кризиса рынка национального современного искусства уходят в период, предшествующий кризису 2008 года. За короткий промежуток времени рынок актуального искусства пережил резкий спекулятивный рост цен на первые имена, который был обеспечен спросом со стороны очень небольшого числа богатых коллекционеров. Последовавшее резкое снижение их активности перед экономическим кризисом, а также отъезд ряда коллекционеров за рубеж в 2008–2011 годах привели к падению ликвидности в этом сегменте. В результате в 2012 году несколько флагманских галерей рынка актуального искусства были вынуждены даже объявить о своем «переформатировании» — отказе от классического коммерческого представления интересов художников.

В числе прочих негативных факторов для рынка современного искусства можно отметить сокращение числа физических торговых площадок. Так, в результате административной реорганизации в 2012 году были закрыты выставки «Арт-Манеж» и «Худграф», на которых были традиционно представлены галереи, занимающиеся современным искусством.

Ситуация на конец 2012 года свидетельствует: при покупке актуального искусства коллекционерам по-прежнему следует учитывать повышенные инвестиционные риски, связанные с его низкой ликвидностью. Но вместе с тем важно не упускать из виду, что на мировом рынке именно сегмент современного искусства вышел в лидеры ценового роста. В этой связи покупки на временно низколиквидном и недооцененном рынке современного русского искусства не только сопряжены с повышенными рисками, но и обладают высоким инвестиционным потенциалом.

Конъюнктура внутреннего рынка. Как и в прошлом году, в числе наиболее значимых проблем внутреннего рынка искусства ARTinvestment.RU отмечает снижение общего спроса, связанное с экономической и политической ситуацией, а также дефицит предложения высококлассных предметов. Острота же проблемы оборота недостоверных экспертных заключений, преследующая рынок все последние годы, постепенно снижается. Не в последнюю очередь это связано с развитием процессов самоорганизации и саморегуляции в профессиональном сообществе. В частности, участники рынка, входящие в Международную конфедерацию антикваров и арт-дилеров России и СНГ регулярно ведут собственную аккредитацию экспертов на основе репутационной экспертизы. В 2012 году продолжилось становление профессионального сообщества оценщиков в сфере антиквариата и другие организационные движения.

Покупательские предпочтения на внутреннем рынке в 2012 году не претерпели значительных изменений. Максимальный спрос предъявляется на шедевры, то есть чаще всего в самом дорогом сегменте и в условно-доступном ценовом диапазоне (до 500 тысяч рублей). Средний же ценовой сегмент сталкивается с проблемами ликвидности. Наименьшим же спросом пользуются произведения низкого качества, которые до 2008 года без труда находили своего покупателя.

При отсутствии новых ярких инвестиционных идей экономический потенциал накапливается в ранее освоенных рынком направлениях: русское искусство первой половины XX века, послевоенное неофициальное искусство (нонконформисты) и русское зарубежье. В двух последних сегментах уже происходит ускоренный восстановительный рост после кризисного снижения в 2008 году.

По прогнозам специалистов, в среднесрочной перспективе (до трех лет) рост цен на российском рынке искусства может составлять чуть менее 20 % в год, традиционно опережая мировые показатели, составляющие 12–15 % годовых.

Сегмент русского искусства на международном рынке

По оценкам ARTinvestment.RU, оборот произведений русских художников и художников орбиты русского искусства, продаваемых на зарубежных аукционах, в 5–7 раз превосходит оборот всего нашего внутреннего рынка искусства.

В прошлом году зарубежный аукционный оборот по русскому искусству составил более 420 миллионов долларов (3,6 % общемирового аукционного оборота). В 2012 году этот показатель, вероятно, вырастет на 20 %. Самой дорогой сделкой первой половины 2012 года для произведения художника из орбиты русского искусства стала продажа работы Марка Ротко «Оранжевое, красное, черное» (1961) за 86,9 миллиона долларов на Christie’s. Картина стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

Ценовая динамика и покупательская активность. Динамика индекса ARTIMX позволяет сделать вывод, что условная тысяча долларов, вложенная в рынок русского искусства в январе 2012 года, превратилась к ноябрю в 1232 доллара. При этом русский сегмент дорожал более высокими темпами, чем мировой.

Покупательская активность на зарубежных аукционах в 2012 году была в 1,5–2 раза выше, чем на внутреннем рынке. Так, в 2012 году на мировых аукционах продавалось в среднем 64–65 % «русских» лотов. А на торгах лондонской «русской недели» доля проданных лотов приближалась к 65–70 %. Произведения часто уходили без борьбы, по нижним эстимейтам, но на отдельных лотах завязывалась серьезная борьба. Помимо традиционного интереса к классике, по итогам торгов был отмечен повышенный спрос на произведения шестидесятников: работы первых имен уходили с двукратным превышением эстимейта.

Конъюнктура зарубежного рынка русского искусства. Аукционный сегмент русского искусства на международном рынке испытывает давление во многом тех же факторов, что и внутренний рынок, прежде всего фактора дефицита шедевров. Эксперты отмечают, что с каждым годом каталоги «русских торгов» ведущих мировых аукционов становятся слабее. Параллельно фиксируется значительный рост цен на шедевры. С высокой вероятностью, тенденция эта будет усиливаться.

Среди новых вызовов для сегмента русского искусства в среднесрочной перспективе можно отметить фактор смены интересов коллекционеров. Если раньше русские коллекционеры фокусировались преимущественно на русском искусстве, на антиквариате, то в последние годы в зоне внимания русских покупателей присутствуют и импрессионисты, и американское послевоенное искусство и мировое современное искусство. Эта тенденция к расширению инвестиционного кругозора особенно усиливается по мере отъезда части коллекционеров из России на Запад.

Влияние на рынок искусства политических факторов

Как это ни парадоксально, но в числе негативных политических факторов, действующих на российский арт-рынок, можно выделить два: коррупцию и борьбу с коррупцией. Первая меняет горизонты планирования у экономически активного класса, а вторая снижает склонность к покупкам в среде чиновников и приближенных к ней бизнесменов. При этом неизвестно еще, какой фактор действует сильнее.

Согласно опросам ARTinvestment.RU, в среде антикваров много надежд связывалось с наступлением пресловутой стабильности после окончания выборного цикла. Многие (хотя далеко не все) рассуждали так: сейчас изберут кого положено, все поймут, что теперь все надолго, и люди вернутся к отложенным покупкам. Логика оказалась ошибочной. Вероятно, после подведения официальных итогов выборов спокойствия и уверенности в будущем у коллекционеров не прибавилось. Вместо ощущения «стабильности» усилились «чемоданные» настроения: заметные фигуры арт-бизнеса перебрались в Лондон, часть активного населения уехала в Европу. И не удивительно, что среди уехавших оказались и коллекционеры, которых у нас и так было наперечет. За рубежом же люди получают доступ к более экономичным каналам продаж и сокращают взаимодействие с нашим внутренним рынком. Особенно чувствительными последствия отъезда коллекционеров оказались для рынка современного искусства.

В четвертом квартале рынок искусства столкнулся с другой напастью — показательными разоблачениями в среде чиновников. Можно спорить, идет ли речь о неожиданном прозрении наверху или это отголоски борьбы элит, но для рынка искусства это в данном случае безразлично. Значение имеет другое: карьерное поражение любого высокого чиновника порождает почти тектонические процессы на втором и третьем уровнях иерархии. Когда сдвигается одна фигура, то за ней перемещается еще 30–100 человек «начальства» уровнем пониже. Запускаются мощные процессы должностных перестановок, люди устраиваются на новые места. Процесс этот растягивается примерно на полгода-год. Галеристы давно заметили, что все это время никто ничего не покупает. Ни для подарков, ни для личного потребления. Несложно спрогнозировать, что когда в процесс втягиваются десятки чиновников высокого уровня, то последствия ощущает весь арт-рынок. Среди косвенных, но дополнительных осложнений демонстративной борьбы с коррупцией для арт-рынка приходится отметить и негативный информационный фон. После обысков для красоты на телекамеру нельзя продемонстрировать зарубежные депозиты и акции в виде записей на счетах. А вот антикварные картины — можно. С посылом: «Вот они, жулики, утопают в антиквариате!» И мало кто удосужится разобраться, что картинки далеки от шедевров, словно покупались не очень разбирающимися людьми в подарок не сильно разбирающимся людям. Главное, что в одном ряду стоят обыск в московской квартире у сомнительно разбогатевшего чиновника и изъятый в качестве вещдоков антиквариат. Последствия этого информационного воздействия могут отравлять жизнь участникам российского рынка искусства уже далеко не один год. Чего удивляться, что в Лондоне продолжают покупать задорно и шумно, а у нас — тишина.

Чтобы не заканчивать на проблемах, вспомним еще раз положительные итоги 2012 года. Итак, что у нас было хорошего?

В Москве активно развивался аукционный формат торговли. Покупатели стали стремиться фиксировать результат сделок на публичных торгах. На 10–15 % увеличилась покупательская активность. Был установлен аукционный рекорд для внутреннего рынка (Айвазовский за 55,2 млн руб.).

На важном для рынка XXXIII Антикварном салоне в ЦДХ участники отметили появление новых покупателей.

Новые устроители возобновили Московский Международный Салон Изящных Искусств.

На международном рынке были обновлены персональные рекорды многих русских художников, включая тех, кто входит в топ-20 русского искусства. В частности, в 2012 году были обновлены рекорды Бориса Кустодиева, Ивана Айвазовского, Марка Ротко. Работа последнего, проданная за 86,9 миллиона долларов, установила мировой рекорд цены для произведения художника из орбиты русского искусства.

1 В июне на аукционе «Русская эмаль» за 36 миллионов рублей каждое были проданы произведения Игоря Грабаря «Груши на красной скатерти» (1921. Картон, масло. 52 х 68) и Николая Фешина «Натюрморт с фруктами» (1923. Холст на картоне, масло. 61,4 х 72).



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх