art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Russian art market - 2012. Preliminary results
ARTinvestment.RU   30 ноября 2012

Before the year was another month full of events. However, in terms of trends of the art market is not likely to be something new. Let's start draw the line

to Sum up a month before the end of the year — it is somewhat risky. Because for sellers this is the month that feeds a year. At the end of November — mid-December, we have a number of significant events: London's "Russian week", a series of important internal auctions, which are increasingly gaining strength, plus renewed this year, the international Salon of fine Arts. They will put an effective end to the annual statistics. However, in terms of trends is unlikely to be what-то new. It is already possible to draw a line.

the Situation in the domestic market

Domestic auction market. Even without the final figures on hand, we can confidently assume that for the active regular auctions this year was better than the previous. In 2012 in Russia on a regular basis worked more than 15 auction houses, each of which held from 2 to 10 trades per year. The main specialization of approximately 70 % of the auction houses was the realization of paintings and drawings (according to this segment ARTinvestment.RU accumulates the statistics of the auction). Last year, the auctions in Moscow and St.-Петербурга sold more than 5 thousand paintings and drawings, totaling more than $ 13 million. This year we can expect a significant increase in this parameter. I think that even multiply, given the fact that in November alone, the auction "Russian seasons" sold for $ 4 million (including PDI), i.e. "performed" a little less than 30% of last year's auction "plan" for the entire country. Domestic auction life intensified. This is a trend. And the trend is encouraging.

part of It was the installation of a new personal price record for Russian artists. And records for the internal market in General. In particular, at the end of November 2012 was the absolute record public auction transaction in the domestic market. Which, I think, will stand. 55 200 000 (including Commission) — exactly what the St. Petersburg November 23 auction house "Russian seasons" sold the painting Ivan Aivazovsky. However, if this spectacular Aivazovsky, a year still left without a record. Well, it was not 55, but 36 million, and that?1 For comparison: following the results of 2011 the most expensive public auction transaction was the sale of paintings by Konstantin Makovsky "the Goddess of the waters" (2-я half of 1880-х. Oil on canvas. 200 x 136) 29 700 000 roubles, recorded on may 15, 2011 and also not in Moscow.

But, as we know, records — is a thing in itself, they can easily be installed and in the midst of crisis. Records establish only exceptional things, and the market does not consist entirely of masterpieces. To measure the total temperature of the market is much more important than buying activity, expressed as a percentage of the number sold and put up for auction. And here, too, all is well, the activity of the whole year. In the segment of antique painting and drawing in 2012, she rose to the level of 40-50 % of lots sold against 25-35% in the past year. And in the segments of antique books, as well as orders, medals, signs and objects of history it was even better— more than 60 %. At the same time the temperament of trades and the number of real participants of book auctions and "order-медали" always outnumbered "scenic" auction. And this year, little has changed.

In 2012, Moscow has begun at least three new regular auction, not counting the electronic platforms. In addition, significantly increased the density of trading. In 2012, was the date when in one day were held for three and even four-person auction. All this testifies to the growing popularity of this form of trading on the art-рынке.

Antique gallery-segment. According to our estimates, the annual volume of transactions at the gallery market in Russia is 2.25–3 billion rubles. In Russia there are more than 30 galleries high class, each of which can provide an annual turnover of more than 300 million rubles, and still so many galleries of the second row, has a significant impact on the market. New striking trends in this market in 2012 is not apparent. As in previous years, strong galleries not only in Commerce but also implement the scientific program, made educational projects. High-profile closings of galleries, fortunately, in this segment for the year is not marked. Among the results of the past XXXIII Antique Salon (20-23 October 2012), experts note a moderate level of demand and maintaining the fence buyers related to the probability of the second wave of the global financial crisis. Among the obvious positive trends gallery — participants of the Salon noted the emergence of new buyers, not previously purchased art.

the Segment of modern art. The national market of art of the XXI century (contemporary art) at the end of 2012 is in a state of crisis. While this is a very small amount of money segment is not based on the infrastructure of repeat sales: contemporary art almost finds no place in the domestic auctions and is rarely sold on the secondary gallery market. Historically, buyers of contemporary art were purchased predominantly for the formation of private collections, so it was believed that the necessary mechanisms for the implementation of previously purchased works they do not. The majority of transactions in the segment of contemporary art take place on the trails "gallery — buyer" or "workshop — buyer." Despite local initiatives to restart this market in 2012 in our country and has not appeared in auction houses specializing in the sale of contemporary art or regularly conducting sessions in this area.

the Origins of the crisis of the national market for contemporary art go to the period preceding the crisis of 2008. In a short period of time, the contemporary art market experienced a sharp speculative growth of prices for first names, which was provided by demand from a very small number of wealthy collectors. The subsequent sharp decline of their activity in the face of economic crisis, as well as the departure of a number of collectors abroad in 2008-2011 led to the fall of liquidity in this segment. As a result, in 2012 several of the flagship galleries of the contemporary art market was even forced to announce his "reformatting" — the rejection of the classical commercial representation of artists.

among other negative factors for the market of contemporary art is possible to reduce the number of physical trading floors. So, as a result of administrative reorganization in 2012 were closed exhibition "Art-Манеж" and "HUDGRAF", which were traditionally represented by galleries dealing in contemporary art.

the Situation at the end of 2012 suggests: when buying contemporary art collectors on the-прежнему should take into account the increased investment risks associated with low liquidity. However, it is important not to lose sight of that in the world market is the segment of contemporary art took the lead in price growth. In this regard, purchasing temporarily illiquid and undervalued market of contemporary Russian art not only involve increased risks, but also have high investment potential.

the situation in the domestic market. Like last year, among the most important problems of domestic art market ARTinvestment.RU notes the decrease in overall demand associated with the economic and political situation and shortage of supply of high-class items. The acuteness of problem of trafficking of false expert opinions, pursuing the market in recent years gradually reduced. Last but not least it is connected with the development of processes of self-organization and self-regulation in the professional community. In particular, market participants, members of the International Confederation of antique and art-дилеров Russia and the CIS regularly maintain their own accreditation experts on the basis of reputational expertise. In 2012 we continued the development of a professional community of evaluators in the field of Antiques and other organizational movement.

Consumer preferences in the domestic market in 2012 did not undergo significant changes. The maximum demand shall be presented to the masterpieces that is most often in the most expensive segment and conditionally-доступном price range (up to 500 thousand rubles). Average price segment is facing problems of liquidity. The least demand is for works of low quality which until 2008 had no trouble finding a buyer.

in the absence of a bright new investment ideas, economic potential accumulated in the already developed market areas: Russian art of the first half of the twentieth century, post-war unofficial art (nonconformists) and the Russian Diaspora. In the last two segments already happening rapid recovery growth after the crisis decline in 2008.

According to forecasts, in the medium term (three years), the growth of prices on the Russian art market may be a little less than 20 % per year, traditionally ahead of the world indicators that comprise 12-15% per annum.

the Segment of Russian art in the international market

estimated ARTinvestment.RU circulation of works of Russian artists and artists orbit Russian art sold at international auctions, 5-7 times greater than the turnover of our domestic art market.

In the past year the foreign turnover of the auction of Russian art was more than 420 million dollars (3,6 % of the global turnover of the auction). In 2012 this figure is expected to grow by 20 %. The most expensive deal of the first half of 2012 for the work of the artist from the orbit of Russian art was the sale of work Mark Rothko "Orange, red, black" (1961) for 86.9 million dollars at Christie's. The picture became not only the most expensive work of the artist of Russian origin, but also the most expensive piece of postwar and contemporary art sold at public auction.

Price dynamics and purchasing activity. Dynamics of the index ARTIMX allows to conclude that the conditional thousand dollars invested in Russian art market in January 2012, became in November 1232 the dollar. Thus the Russian segment rose in price more rapidly than the world.

activity at foreign auctions in 2012 was 1.5–2 times higher than in the domestic market. So, in 2012 at the world auctions sold an average 64-65 % of "Russian" lots. And at auction in London "Russian week", the proportion of lots sold was close to 65-70 %. Works are often left without a fight, by the lower estimate, but on separate lots sprang up a serious fight. In addition to the traditional interest in the classics, at the end of trading was marked by an increased demand for works of the sixties: the first name left with a twofold excess of estimate.

the Conjuncture of foreign market for Russian art. Segment of the auction of Russian art on the international market is under pressure largely the same factors as domestic market, primarily the factor of shortage of masterpieces. Experts note that every year the directory "Russian auction" the world's leading auctions become weaker. Parallel is also a significant increase in the price of masterpieces. With high probability, this trend will intensify.

Among the new challenges for the segment of Russian art in the medium term, to note the factor of change of interests of collectors. If earlier Russian collectors have focused mostly on Russian art, Antiques, in recent years, the focus of attention of Russian buyers are present and the Impressionists, and the American post-war art and global contemporary art. This trend towards extension of investment horizons is especially enhanced by the departure of part of the collectors from Russia to the West.

Influence on the art market political factors

paradoxically, but among the negative political factors operating in the Russian art-рынок, there are two: corruption and anti-corruption. The first changes the planning horizon from the economically active class, and the second reduces the propensity to purchase among officials and those close to her business. It is not known yet which factor is stronger.

According to polls ARTinvestment.RU in the environmentantique lot of hopes were associated with the onset of the notorious stability since the end of the election cycle. Many (though not all) argued: now elect someone laid all understand that now all for a long time, and people will return to pending purchases. The logic was wrong. Apparently, after summing up the official results of the elections tranquility and confidence in the future among collectors has not increased. Instead of feeling of "stability" intensified "suitcase" mood: prominent figures of art-бизнеса moved to London, part of the active population went to Europe. It is not surprising that among those who left was the collectors that we've had without exception. Abroad, the same people have access to more efficient sales channels and reduce interaction with our domestic market. Are especially sensitive the effects of the departure of the collectors turned out for the market of contemporary art.

In the fourth quarter, the art market was faced with another thing — revealing revelations among officials. You can argue whether we are talking about a sudden Epiphany at the top, or it echoes the struggle of elites, but for the art market is in this case indifferent. The value has a different career to defeat any high official generates almost tectonic processes on the second and third levels of the hierarchy. When one figure moves, then it moves 30-100 people "superiors" at the lower level. Run powerful processes job changes, people get new jobs. This process is stretched for about six months-год. Gallery owners have noticed that all this time nobody buys. Either for gifts or for personal consumption. It is easy to predict that when the process involved dozens of high-level officials, the consequences feel all art-рынок. Among the indirect, but additional complications demonstrative fight against corruption for the art-рынка is necessary to note and negative background information. After searches for beauty on the camera it is impossible to demonstrate foreign deposits and shares in the form of records on accounts. But the antique paintings —. With the promise: "Here they are, the crooks are surrounded by Antiques!" And few people bother to understand that pictures are far from masterpieces, like bought not very knowledgeable people will not know much about people. Importantly, in the same row are the search in the Moscow apartment of the wealthy is doubtful of the official and seized as material evidences Antiques. The consequences of this informational influence can poison the life of the participants of the Russian art market is already far not one year. What wonder that in London continue to buy pert and noisy, and we have — silence.

not to finish on the problems, think again the positive results of 2012. So, what we had was good?

In Moscow actively developed auction format. Buyers began to seek to fix the result of transactions at public auction. 10-15 % increase in buying activity. Was set an auction record for the internal market (Aivazovsky for 55,2 million rbl.).

important for the market XXXIII Antique salon in Central house of artists, participants noted the emergence of new buyers.

the organizers resumed MoscowInternational Salon Of Fine Arts.

In the international market was updated personal records of many Russian artists, including those who ranked in the top-20 Russian art. In particular, in 2012 was updated Highscores Boris Kustodiev, Ivan Aivazovsky, Mark Rothko. The work last sold for 86.9 million dollars, set a world record price for the artist's works from the orbit of Russian art.

1 In June the auction "Russian enamel" 36 million rubles each were sold in works by Igor Grabar "Pears on red tablecloth" (1921. Oil on cardboard. 52 x 68) and Nicholas Feshin "still life with fruit" (1923. Canvas on cardboard, oil. 61,4 x 72).



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Рынок русского искусства — 2012. Предварительные итоги
ARTinvestment.RU   30 ноября 2012

До конца года остался еще месяц, насыщенный событиями. Тем не менее, с точки зрения тенденций арт-рынка уже вряд ли появится что-то новое. Начнем подводить черту

Подводить итоги за месяц до окончания года — дело несколько рискованное. Ведь для продавцов это тот самый месяц, который год кормит. На конец ноября — середину декабря приходится целый ряд значимых мероприятий: лондонская «русская неделя», серия важных внутренних аукционов, которые все больше набирают силу, плюс возобновленный в этом году Международный Салон Изящных Искусств. Они поставят эффектную точку в годовой статистике. Тем не менее с точки зрения тенденций уже вряд ли появится что-то новое. Вполне уже можно подводить черту.

Ситуация на внутреннем рынке

Внутренний аукционный рынок. Даже без финальных цифр на руках можно уверенно предположить, что для активных регулярных аукционов уходящий год стал лучше предыдущего. В 2012 году в России на регулярной основе работало более 15 аукционных домов, каждый из которых проводил от 2 до 10 торгов в год. Основной специализацией примерно 70 % аукционных домов оставалась реализация живописи и графики (именно по этому сегменту ARTinvestment.RU аккумулирует аукционную статистику). В прошлом году аукционы Москвы и Санкт-Петербурга продали более 5 тысяч произведений живописи и графики на общую сумму более 13 миллионов долларов. В этом году можно ожидать заметного роста этого параметра. Думаю, что даже кратно, с учетом того, что в ноябре один лишь аукцион «Русские сезоны» наторговал на 4 миллиона долларов (с учетом ДПИ), т. е. «выполнил» чуть менее 30 % прошлогоднего аукционного «плана» для всей страны. Внутренняя аукционная жизнь активизировалась. Это тенденция. И тенденция отрадная.

Ее составляющей стала установка новых персональных ценовых рекордов для русских художников. И рекордов для внутреннего рынка вообще. В частности, на конец ноября 2012 года был зафиксирован абсолютный рекорд публичной аукционной сделки на внутреннем рынке. Который, думаю, устоит. 55 200 000 рублей (с учетом комиссии) — именно за такую сумму 23 ноября питерский аукционный дом «Русские сезоны» продал картину Ивана Айвазовского. Впрочем, не будь этого эффектного Айвазовского, год все равно не остался бы без рекорда. Ну, было не 55, а 36 миллионов, и что?1 Для сравнения: по итогам прошлого, 2011 года самой дорогой публичной аукционной сделкой стала продажа картины Константина Маковского «Богиня вод» (2-я половина 1880-х. Холст, масло. 200 х 136) за 29 700 000 рублей, зафиксированная 15 мая 2011 года и тоже не в Москве.

Но, как мы знаем, рекорды — это вещь в себе, они могут запросто устанавливаться и в разгар кризиса. Рекорды устанавливают только исключительные вещи, а рынок не состоит сплошь из шедевров. Для измерения общей температуры рынка гораздо важнее покупательская активность, выражающаяся в процентном соотношении количества проданных и выставленных на торги лотов. И тут тоже все хорошо, активность весь год росла. В сегменте антикварной живописи и графики в 2012 году она поднялась до уровня 40–50 % проданных лотов против 25–35 % в прошлом году. А в сегментах антикварной книги, а также орденов, медалей, знаков и предметов истории она была и того лучше — более 60 %. При этом по темпераменту торгов и по числу реальных участников книжные аукционы и «ордена-медали» всегда превосходили «живописные» торги. И в этом году мало что в этом смысле поменялось.

В 2012 году в Москве начали работу как минимум три новых регулярных аукциона, не считая электронных площадок. Кроме того, заметно возросла и плотность торгов. В 2012 году были даты, когда в один день проводилось по три и даже по четыре очных аукциона. Все это свидетельствует о росте популярности этой формы торговли на арт-рынке.

Антикварный галерейный сегмент. По нашим оценкам, ежегодный объем сделок на галерейном рынке в России составляет 2,25–3 миллиарда рублей. В России действует более 30 галерей высокого класса, каждая из которых способна обеспечить ежегодный оборот более 300 миллионов рублей, и еще столько же галерей второго ряда, оказывающих заметное влияние на рынок. Новых ярких тенденций на этом рынке в 2012 году не проявилось. Как и в прошлые годы, сильные галереи не только занимались коммерцией, но и реализовывали научные программы, делали просветительские проекты. Громких закрытий галерей, к счастью, в этом сегменте за год не отмечено. В числе итогов прошедшего XXXIII Антикварного Салона (20–23 октября 2012) специалисты отмечают умеренный уровень спроса и сохранение выжидательной позиции покупателей, связанной с вероятностью второго витка мирового финансового кризиса. Среди явных позитивных тенденций галереи — участники Салона отметили появление новых покупателей, ранее не приобретавших предметы искусства.

Сегмент современного искусства. Рынок национального искусства XXI века (современного актуального искусства) на конец 2012 года находится в состоянии кризиса. Пока этот очень небольшой по объему в деньгах сегмент не опирается на инфраструктуру повторных продаж: современное искусство почти не находит места на внутренних аукционах и редко продается на вторичном галерейном рынке. Исторически покупатели современного искусства совершали покупки преимущественно для формирования собственных коллекций, поэтом считалось, что необходимости в механизмах реализации ранее купленных работ они не испытывают. Большинство сделок в сегменте актуального искусства происходят по маршрутам «галерея — покупатель» или «мастерская — покупатель». Несмотря на имеющиеся локальные инициативы по перезапуску этого рынка, в 2012 году в нашей стране так и не появилось аукционных домов, специализирующихся на продаже актуального искусства или регулярно проводящих сессии по этому направлению.

Истоки кризиса рынка национального современного искусства уходят в период, предшествующий кризису 2008 года. За короткий промежуток времени рынок актуального искусства пережил резкий спекулятивный рост цен на первые имена, который был обеспечен спросом со стороны очень небольшого числа богатых коллекционеров. Последовавшее резкое снижение их активности перед экономическим кризисом, а также отъезд ряда коллекционеров за рубеж в 2008–2011 годах привели к падению ликвидности в этом сегменте. В результате в 2012 году несколько флагманских галерей рынка актуального искусства были вынуждены даже объявить о своем «переформатировании» — отказе от классического коммерческого представления интересов художников.

В числе прочих негативных факторов для рынка современного искусства можно отметить сокращение числа физических торговых площадок. Так, в результате административной реорганизации в 2012 году были закрыты выставки «Арт-Манеж» и «Худграф», на которых были традиционно представлены галереи, занимающиеся современным искусством.

Ситуация на конец 2012 года свидетельствует: при покупке актуального искусства коллекционерам по-прежнему следует учитывать повышенные инвестиционные риски, связанные с его низкой ликвидностью. Но вместе с тем важно не упускать из виду, что на мировом рынке именно сегмент современного искусства вышел в лидеры ценового роста. В этой связи покупки на временно низколиквидном и недооцененном рынке современного русского искусства не только сопряжены с повышенными рисками, но и обладают высоким инвестиционным потенциалом.

Конъюнктура внутреннего рынка. Как и в прошлом году, в числе наиболее значимых проблем внутреннего рынка искусства ARTinvestment.RU отмечает снижение общего спроса, связанное с экономической и политической ситуацией, а также дефицит предложения высококлассных предметов. Острота же проблемы оборота недостоверных экспертных заключений, преследующая рынок все последние годы, постепенно снижается. Не в последнюю очередь это связано с развитием процессов самоорганизации и саморегуляции в профессиональном сообществе. В частности, участники рынка, входящие в Международную конфедерацию антикваров и арт-дилеров России и СНГ регулярно ведут собственную аккредитацию экспертов на основе репутационной экспертизы. В 2012 году продолжилось становление профессионального сообщества оценщиков в сфере антиквариата и другие организационные движения.

Покупательские предпочтения на внутреннем рынке в 2012 году не претерпели значительных изменений. Максимальный спрос предъявляется на шедевры, то есть чаще всего в самом дорогом сегменте и в условно-доступном ценовом диапазоне (до 500 тысяч рублей). Средний же ценовой сегмент сталкивается с проблемами ликвидности. Наименьшим же спросом пользуются произведения низкого качества, которые до 2008 года без труда находили своего покупателя.

При отсутствии новых ярких инвестиционных идей экономический потенциал накапливается в ранее освоенных рынком направлениях: русское искусство первой половины XX века, послевоенное неофициальное искусство (нонконформисты) и русское зарубежье. В двух последних сегментах уже происходит ускоренный восстановительный рост после кризисного снижения в 2008 году.

По прогнозам специалистов, в среднесрочной перспективе (до трех лет) рост цен на российском рынке искусства может составлять чуть менее 20 % в год, традиционно опережая мировые показатели, составляющие 12–15 % годовых.

Сегмент русского искусства на международном рынке

По оценкам ARTinvestment.RU, оборот произведений русских художников и художников орбиты русского искусства, продаваемых на зарубежных аукционах, в 5–7 раз превосходит оборот всего нашего внутреннего рынка искусства.

В прошлом году зарубежный аукционный оборот по русскому искусству составил более 420 миллионов долларов (3,6 % общемирового аукционного оборота). В 2012 году этот показатель, вероятно, вырастет на 20 %. Самой дорогой сделкой первой половины 2012 года для произведения художника из орбиты русского искусства стала продажа работы Марка Ротко «Оранжевое, красное, черное» (1961) за 86,9 миллиона долларов на Christie’s. Картина стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

Ценовая динамика и покупательская активность. Динамика индекса ARTIMX позволяет сделать вывод, что условная тысяча долларов, вложенная в рынок русского искусства в январе 2012 года, превратилась к ноябрю в 1232 доллара. При этом русский сегмент дорожал более высокими темпами, чем мировой.

Покупательская активность на зарубежных аукционах в 2012 году была в 1,5–2 раза выше, чем на внутреннем рынке. Так, в 2012 году на мировых аукционах продавалось в среднем 64–65 % «русских» лотов. А на торгах лондонской «русской недели» доля проданных лотов приближалась к 65–70 %. Произведения часто уходили без борьбы, по нижним эстимейтам, но на отдельных лотах завязывалась серьезная борьба. Помимо традиционного интереса к классике, по итогам торгов был отмечен повышенный спрос на произведения шестидесятников: работы первых имен уходили с двукратным превышением эстимейта.

Конъюнктура зарубежного рынка русского искусства. Аукционный сегмент русского искусства на международном рынке испытывает давление во многом тех же факторов, что и внутренний рынок, прежде всего фактора дефицита шедевров. Эксперты отмечают, что с каждым годом каталоги «русских торгов» ведущих мировых аукционов становятся слабее. Параллельно фиксируется значительный рост цен на шедевры. С высокой вероятностью, тенденция эта будет усиливаться.

Среди новых вызовов для сегмента русского искусства в среднесрочной перспективе можно отметить фактор смены интересов коллекционеров. Если раньше русские коллекционеры фокусировались преимущественно на русском искусстве, на антиквариате, то в последние годы в зоне внимания русских покупателей присутствуют и импрессионисты, и американское послевоенное искусство и мировое современное искусство. Эта тенденция к расширению инвестиционного кругозора особенно усиливается по мере отъезда части коллекционеров из России на Запад.

Влияние на рынок искусства политических факторов

Как это ни парадоксально, но в числе негативных политических факторов, действующих на российский арт-рынок, можно выделить два: коррупцию и борьбу с коррупцией. Первая меняет горизонты планирования у экономически активного класса, а вторая снижает склонность к покупкам в среде чиновников и приближенных к ней бизнесменов. При этом неизвестно еще, какой фактор действует сильнее.

Согласно опросам ARTinvestment.RU, в среде антикваров много надежд связывалось с наступлением пресловутой стабильности после окончания выборного цикла. Многие (хотя далеко не все) рассуждали так: сейчас изберут кого положено, все поймут, что теперь все надолго, и люди вернутся к отложенным покупкам. Логика оказалась ошибочной. Вероятно, после подведения официальных итогов выборов спокойствия и уверенности в будущем у коллекционеров не прибавилось. Вместо ощущения «стабильности» усилились «чемоданные» настроения: заметные фигуры арт-бизнеса перебрались в Лондон, часть активного населения уехала в Европу. И не удивительно, что среди уехавших оказались и коллекционеры, которых у нас и так было наперечет. За рубежом же люди получают доступ к более экономичным каналам продаж и сокращают взаимодействие с нашим внутренним рынком. Особенно чувствительными последствия отъезда коллекционеров оказались для рынка современного искусства.

В четвертом квартале рынок искусства столкнулся с другой напастью — показательными разоблачениями в среде чиновников. Можно спорить, идет ли речь о неожиданном прозрении наверху или это отголоски борьбы элит, но для рынка искусства это в данном случае безразлично. Значение имеет другое: карьерное поражение любого высокого чиновника порождает почти тектонические процессы на втором и третьем уровнях иерархии. Когда сдвигается одна фигура, то за ней перемещается еще 30–100 человек «начальства» уровнем пониже. Запускаются мощные процессы должностных перестановок, люди устраиваются на новые места. Процесс этот растягивается примерно на полгода-год. Галеристы давно заметили, что все это время никто ничего не покупает. Ни для подарков, ни для личного потребления. Несложно спрогнозировать, что когда в процесс втягиваются десятки чиновников высокого уровня, то последствия ощущает весь арт-рынок. Среди косвенных, но дополнительных осложнений демонстративной борьбы с коррупцией для арт-рынка приходится отметить и негативный информационный фон. После обысков для красоты на телекамеру нельзя продемонстрировать зарубежные депозиты и акции в виде записей на счетах. А вот антикварные картины — можно. С посылом: «Вот они, жулики, утопают в антиквариате!» И мало кто удосужится разобраться, что картинки далеки от шедевров, словно покупались не очень разбирающимися людьми в подарок не сильно разбирающимся людям. Главное, что в одном ряду стоят обыск в московской квартире у сомнительно разбогатевшего чиновника и изъятый в качестве вещдоков антиквариат. Последствия этого информационного воздействия могут отравлять жизнь участникам российского рынка искусства уже далеко не один год. Чего удивляться, что в Лондоне продолжают покупать задорно и шумно, а у нас — тишина.

Чтобы не заканчивать на проблемах, вспомним еще раз положительные итоги 2012 года. Итак, что у нас было хорошего?

В Москве активно развивался аукционный формат торговли. Покупатели стали стремиться фиксировать результат сделок на публичных торгах. На 10–15 % увеличилась покупательская активность. Был установлен аукционный рекорд для внутреннего рынка (Айвазовский за 55,2 млн руб.).

На важном для рынка XXXIII Антикварном салоне в ЦДХ участники отметили появление новых покупателей.

Новые устроители возобновили Московский Международный Салон Изящных Искусств.

На международном рынке были обновлены персональные рекорды многих русских художников, включая тех, кто входит в топ-20 русского искусства. В частности, в 2012 году были обновлены рекорды Бориса Кустодиева, Ивана Айвазовского, Марка Ротко. Работа последнего, проданная за 86,9 миллиона долларов, установила мировой рекорд цены для произведения художника из орбиты русского искусства.

1 В июне на аукционе «Русская эмаль» за 36 миллионов рублей каждое были проданы произведения Игоря Грабаря «Груши на красной скатерти» (1921. Картон, масло. 52 х 68) и Николая Фешина «Натюрморт с фруктами» (1923. Холст на картоне, масло. 61,4 х 72).



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх