1903–1970
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Маркус Яковлевич Роткович, Ротковиц
Живописец, график
Из образованной еврейской семьи, в которой говорили на иврите, идише и русском языке; сын фармацевта. В 1913 вместе с семьей эмигрировал в США и поселился в Портленде (штат Орегон). Изучал социологию, экономику, филологию, точные и естественные науки в Йельском университете (1921–1923, не окончил). Около 1923 увлекся искусством. Посещал Школу искусств «Гранд Сэнтрал» (1925), где занимался в классе А. Горки; Художественную студенческую лигу в Нью-Йорке (1925–1930, с перерывами), в 1925–1926 учился в классе натюрморта у М. Вебера.
Жил в Нью-Йорке, в 1946 получил американское гражданство. Неоднократно предпринимал путешествия по Европе (1950, 1959, 1966). В ранний период прошел через увлечение экспрессионизмом и сюрреализмом, испытал влияние творчества П. Клее и Ж. Руо. В 1930-х сблизился с М. Авери и А. Готлибом. Один из основателей и экспонент группы «Десять» (The Ten; 1935–1939). В 1936–1937 сотрудничал в Федеральном художественном проекте Управления общественных работ (Federal Art Project of the Works Progress Administration).
С 1940 пользовался псевдонимом, в 1959 закрепил псевдоним юридически. В конце 1930-х — первой половине 1940-х участвовал в деятельности объединений: Конгресса Американских художников (1936–1938), Современных американских художников (1943), Нью-Йоркских живописцев (1943), Федерации современных живописцев и скульпторов (1940–1943).
Индивидуальный стиль сформировался к 1947 под влиянием искусства А. Матисса, немецких экспрессионистов, К. С. Малевича и других мастеров русского авангарда. 1950–60-е — период расцвета творчества художника. От фигуративных и полуабстрактных работ на мифологические и фантастические сюжеты 1930–40-х он перешел к созданию беспредметных композиций, постепенно упрощая структуру своих картин до двух — трех зон яркого чистого цвета. Наряду с Б. Ньюманом, один из создателей «живописи цветового поля».
Занимался исполнением крупных заказов: серий живописных полотен (панно) для ресторана «Времена года» в небоскребе Seagram-building в Нью-Йорке. Выполнил росписи в Холиоук-центре Гарвардского университета (1958–1961), а также межконфессиональной погребальной часовни в Хьюстоне (1962–1964, «Часовня Ротко»).
С 1928 — участник выставок. Провел персональные выставки в Портленде (штат Орегон, 1933), нью-йоркских галереях «Mortimer Brandt» (1846), «Betty Parsons» (1946, 1948, 1949), «S. Janis» (1955). Участник многочисленных групповых выставок американских художников — например, «Девять американских живописцев» в галерее «S. Janis» (1954); экспонировался на 29-й международной выставке искусств в Венеции (1958). Ретроспективные выставки состоялись в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1961), Музее Стеделийк в Амстердаме (1961).
Преподавал в Калифорнийской школе изобразительного искусства в Сан-Франциско (1947–1949), Бруклинском колледже (1929–1952), Университете Колорадо, Университете Тулейн. Член Американской Академии искусств и науки (с 1968). Получил почетную ученую степень Йельского университета (1969).
В конце 1960-х пережил внутреннюю драму, связанную с тяжелой болезнью (артериальная аневризма) и разводом. В 1970 покончил жизнь самоубийством в своей нью-йоркской студии. Был похоронен на кладбище Ист-Мэрион на Лонг-Айленде; в 2006 перезахоронен на кладбище Кенсико (штат Нью-Йорк).
Мемориальные и ретроспективные выставки прошли в Роттердаме (1971–1972, Музей Бойманса-ван-Бёнингена), Нью-Йорке (1978, Музей Гуггенхайма), Лондоне (1987, галерея Тейт), Ливерпуле (1988–1989, галерея Тейт), Вашингтоне, Нью-Йорке, Париже (1998–1999, Национальная художественная галерея, Музей американского искусства Уитни, Музей современного искусства де ла Виль), Базеле (2001), Риме (2007–2008). В России выставки художника состоялись в Государственном Эрмитаже в Петербурге (2003–2004), Центре современной культуры «Гараж» в Москве (2010).
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях современного искусства: Музее современного искусства, Музее Гуггенхайма, Музее Метрополитен, Музее американского искусства Уитни, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Национальной художественной галерее и собрании Филлипс в Вашингтоне, Чикагском художественном институте, Бостонском музее изобразительных искусств, галерее Тейт в Лондоне, Музее Гуггенхайма в Бильбао, Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции, Музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.
Источники:
1. Американские художники Российской империи. Живопись, скульптура из музеев и галерей США и частных коллекций / Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 278.
2. Mark Rothko. Exhibition. Catalogue. National Gallery of Art, Washington; Whitney Museum of American Art, New-York; Musée d`Art Moderne de la Ville, Paris. Washington, 1998.
3. en.wikipedia.org
4. nga.gov
5. markrothko.com
6. rothkochapel.org
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе