СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Cave decorator. On the 75th anniversary of Valentin Vorobyov
ARTinvestment.RU   08 июля 2013

Artists of the sixties, the writer, the author of the bestseller "The enemy of the people" Valentin Vorobyov is 75. On the anniversary of the artist ARTinvestment.ru publishes an essay provided by the chronicler of "non-art" Vadim Ale

artists of the sixties, the writer, the author of the bestseller "Enemy of the People» Valentin Vorobyov turns 75 . On the anniversary of the artist ARTinvestment.RU publishes an essay provided by the chronicler of "non-art» Vadim Alexeev .

Paris, June, noon, a couple of Russian tourists heed powerful figure in the corner of the Rue de Rennes and Saint-Germain-des-Pres - cap, cowboy shirt, beard:

- When Konstantin Korovin Konstantin was the head of the Russian Department of the World Exhibition in Paris in 1900, with Mamontov and Prince Vladimir Nikolaevich TEnishevo they brought Pavilion "Industry", designed for the huge Russian money never dreamed of French artists ever. Matisse for his invaluable dance has received from the Shchukin ten thousand rubles! One hundred and ten, and Matisse! Pure gold and blotter! As a result ... no Russian artist has worked in the West. Yes, what fool would go to France to trade pictures? Of course, no! All sold Russian rich.

Valentin Vorobyov said - and revives Montparnasse "The Hive" from the "Rotunda" Kicked out from the basement trumpet sounds of Boris Vian, Marc Chagall rushes by in an open car. Sparrows are his own, for forty years with him greet the bishops of the stone fountain of Saint-Sulpice, tramps on the porch and Delacroix's famous frescoes of the cathedral, Sophia Rostopchina de Segur and eternal chess Luxembourg Gardens. Artistic capital of the world for forty years as shifted to New York, but Paris has become a monument to himself, and not just here Vorobiev curator of antiquities - a living artist in the middle of the museum.

same age as Georg Baselitz, Vorobyov was born July 9, 1938 in Bryansk wilderness, grew up under the German occupation, and received his first drawing lessons at the local Chinese market. The first order was the sign: "Fresh Zhigulevskoye beer." School teacher of drawing at Vorobyov was Nicholas Nikodimovich Voschinsky, who returned to his homeland by Stalin's call emigrant, a graduate of the Paris Academy and teammate Julien and Vakevicha in the theater and cinema. In 1954, my uncle called to Moscow - pose Tabor , Nyssa , Pavlinova ; Bryansk Family Council soon decided to give artists a capable sitter.

choice fell on Elec, where he was evacuated, and so it stuck, until the closing of a 55-year, Orlovsky izotehnikum. As usual, in the remote corners of the country were hiding from persecution former avant-garde, which have become excellent teachers. In Yelets drawing led Arnoldovna Bert Heller, a student Ermilova and Gabo , painting - exiled from Leningrad sezannistov Abba Maksovich Cor. Then it was read , the study of ancient art in the circle of "Icon", the ride on the roof of an express train "Rostov-on- Don - Moscow "at the Picasso exhibition, the dispersal of the school in Yelets and moving to Cheboksary, hospital chess with his son painting academician Mikhail Nesterov , the return to the "Red House" Favorskogo intake with a light hand on the last ornamental VGIK, where roommate was Bob SHukshin.

Summer practice in Tarus - Vorobiev and remains in the "Russian Barbizon," where, for 101st kilometer, met wonderful company voluntary and exiled intellectuals led by poet and translator Arkady Steinberg. His sons Edward for a long time and Boruch will Vorobevsky friends, year of the famous anthology "Tarusa page" together they organize Tarus in the first Soviet uncensored show. On Zvenigorod giving descendants of Leo Tolstoy's keeper Vorobiev is a loft with a worthless treasure avant-garde - the legacy of abandoned Lyubov Lyubov Popova - and soon arrives George Costakis and buys up all the assembly as a whole. One of the most significant works renovated Vorobyov "Counter-Relief" Popova, now in the Tretyakov Gallery.

present, the informal life of Moscow in the 60's was in the basements and attics of nonconformist artists. Sparrows - active participant in its main events: exhibitions twelve at "Friendship", "Bulldozer" and "Izmailovo" exhibitions. In the absence of communication with the outside world, the artists sought to touch their own language and to each other: Vorobevsky basement became a pilgrimage center of bohemian public - poets, dissidents, black marketeers, diplomats, jazz musicians, models. Permanent residents of the basement Vorobyov Sukharev were Igor Choline and Anatoly Zverev , from the School of the Blind on Sretenke down Vladimir Yakovlev , came from Peter Zharkikh and Aref . Then - meeting with Anna David and moving to Paris in 1975.

In our time, the artist is much easier to come to the viewer with the book first, and then with picture, the text is preceded by a visual. His life Vorobiev reads like a book, and writes the same book - "New Literary Review" published three volumes of his memoirs ("Enemy of the People", "Graphomaniac", "leftists") - "War and Peace" in Moscow and cellars of the Paris salons. Many artists write, but writing is not as monologic Vorobyov as an autobiography of his contemporaries. Ehrenburg wrote so extensively, so cynically - Berberova so subtly - Cathay. Accuracy of the details came from years of letters and diaries: with the same emphasis the author describes the brand of fashionable coats and untangles a complicated tangle of family ties in Moscow. Thanks Vorobiev, we have a fascinating encyclopedia dimensional picture of the entire Russian artistic life in the second half of the last century.

Asked by the magazine "Banner" on what was an underground in the Soviet Union, known art theorist Boris Groys put forward a thesis about the professionalism of unofficial art in opposition to socialist realism handicrafts and his army of uniformly trained artists. Russian artists working independently of hudkomissy and showrooms, according to Groys, set themselves the task of importance to them of modern Western art. That is, rethinks the legacy of modernism and specifically - the School of Paris, productive periods of European art, adapted to the realities of domestic pop artistsky interest in the goods of mass consumption, have speculated about the nature of art as a description of reality. Socialist realism is engaged in design activity, were a kind of jewelers - and, just as a beginner will not trust a particularly expensive precious metal, "green" the official artist is not allowed to process the image of the Leader.

As often happens with Groys, this scheme is simple, outlines a wide field for further research and refinement, but suffers from one-sidedness. It would be more accurate to talk about a special kind of professionalism in Russian art in comparison with the West. Art infrastructure in the USSR was cumbersome and slow, attempts to reform it into a political demonstration, as was the case with the legendary "Bulldozer Exhibition" in Belyaevo. The solidity of artistic administrators had been equilibrated in the underground element of luck. In the absence of contemporary art galleries and private investors, the role of which in the West has been very great, artists do not want to engage in propaganda in one form or another, sought other ways. Instead gallery exhibition space was flat or studio, instead of private investors - interested in art, or rather any kind of dissent foreigners. As a result, a loud word "unofficial art" is called an infinite number of very distant and way of thinking and style of artists. On professionalism makes sense to speak in the context of communities, a clear division of the seller, the buyer and the viewer. Soviet underground artists often combines two or even all three functions.

Early work Vorobyov still bear the traces of the powerful influence of Tabor. The combination of geometrism in the spirit of the Cubists and interest in ancient art Vorobiev received in full. By the mid-sixties Vorobyov is an individual issue. Since then, most of his work is devoted to the archaic subjects. Characters lose their binding to pestuemoy in the "Red House" Tabor national tradition. Studying icon Vorobyov drew attention to the special space, the metaphysical layer of atmosphere that separates the image and the viewer. "For many years cleared of soot icons vibrant glow of soft, greenish sankir lived alone." In the series "Kings" he introduced lasered parts, according to the method of Cézanne, and in the 64th, accidentally knocking over a bottle lessirovochnomu image, discovered a new tone of the painting: the incomprehensible sfumato icons created a three-layer glazing. The elegant, muted colors faded, earthy umber and black, with the letters from cinnabar, Vorobyev worked until '67. The best things of this period were lost in private collections, some can be seen in the Museum Bochum Bar-Gera. His technique of the late 60's virtuosity: he puts small strokes so that the picture appears stained-glass window of an infinite number of pieces of colored glass.

In the 70 years of being simplified, there is improvisational technique, which is close to the founder of "Cobra" Pierre Aleshin. In French "striped abstractions" Vorobyov combined three or four colors, conducted without amendment wide fleytsem. Oriental calligraphy art led him to a series of black abstractions. Feared before the void on the canvas, he saw that the intense emptiness is not less important in form than the image, and began to paint the void in the green, gold and black. Long before the "new wild" Vorobyov has developed its own barbaric impulsive emotional lyricism with rock art, opposing it to the trendy pop art. Moving from abstraction to figurativu and back, he included in his paintings mysterious signs, and later appeared in "trans avant» 80. For almost forty years Vorobiev has changed except that the degree of spontaneity found once the transfer of plots on canvas.

in following the geniuses of French modernism Vorobyov, of course, is not alone. For those who are in the youth discovered Shchukin's collection, in the postwar years, gradually returning to the Pushkin Museum. Pushkin, who was struck by Picasso exhibition there in 1956, is the art and its creators were kind of Eden. In fact, the history of art, if not, then no generally accepted aesthetic conventions of creativity and artistic behavior started for them it was in France of the 1900s, and not in Russian 20's. Most recent work Vorobyov reminiscent of Picasso 70s - if not the experience, and the grandeur of thought, that by temperament. The last thing Picasso are just beginning to open, on the background of an ever-growing interest in the newest forms of expressionism and "art brut" - from the German "new wild" to the American Jean-Michel Basquiat - they seem to be the forerunners, yet another indication of new ways.

Vorobyov, like Picasso, does not try to capture the dynamics of moving jerkily shapes and sharp angles, and his painting of a game, much more iconic than the plein-air. This art after the great discoveries of art, art for which no new forms, because all the forms available on the mind of the American Indian weaving to dembelsky albums. Simultaneously, barely restrained arrayed art historians and researchers hierarchy presence of divergent cultures trains in Vorobyov look through the cultural layers. Are born composite images that are difficult to attribute to any era: in the works side by side Vorobyov gogenovskie Africans on cakes, passers-by Georg Baselitz victims of car accidents and Andy Warhol. Locally, there are paintings Vorobyov disturbing images, reminiscent of the Armenian-American artist Arshile Gorky origin.

«Art in its purest form - a gesture, touch the artist on some surfaces . Hand Vorobyov spontaneously wanders through the mysterious maze, where you will see the silhouettes of half-forgotten animals, mythological shadow of the past and the present, a color kaleidoscope of battle, where the brush is dancing in a wild dance, then dissolved in a zone of calm and fatigue. Vigorous and extended gesture twists and twirls the intricate knots, then slowly tears them to flee again and patterned contact socket. Its picturesque course resembles monastic prayer beads. A deeply religious scenic gesture »( Yuri Cooper . Nov. 27, 1985 year. Paris ).

Vorobyov - the artist is not Russian, not French, not American. It differs from the native and foreign contemporaries, who relied on expressionism, that he almost never makes a start in the works of nature. How primitive is applied to the wall signs, of which lined up his view of the world, Vorobyev puts on paper and canvas (its walls lined with a thick layer of cultures) of the deep impressions, reflected in his soul steeped in the art of citizen. It does not follow one of the topics that could be open in the series. And any imitation of his style does not appeal.

«I - the cave decorator - said Vorobyov. - I draw in mood and depend on the material - if there is no paint and brushes, the paint stick on the ground, have more fun. Drawing for me at the same time praying and enjoyment. Because you can not pray from morning to night - once a week, a person goes to the cathedral. I paint for myself - I do not plan enriching humanity art, science or education. Painting for me is not important - I do not want to die with a brush under the picture. I want to break into the ship as Admiral Nakhimov to be useful creature treat for sea monsters! »

Vadim Alexeev, Valentin Dyakonov



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Пещерный декоратор. К 75-летию Валентина Воробьева
ARTinvestment.RU   08 июля 2013

Художнику-шестидесятнику, писателю, автору бестселлера «Враг народа» Валентину Воробьеву исполняется 75. К юбилею художника ARTinvestment.ru публикует очерк, предоставленный летописцем «неофициального искусства» Вадимом Алексеевым

Художнику-шестидесятнику, писателю, автору бестселлера «Враг народа» Валентину Воробьеву исполняется 75. К юбилею художника ARTinvestment.RU публикует очерк, предоставленный летописцем «неофициального искусства» Вадимом Алексеевым.

Париж, июнь, полдень, пара русских туристов внимает могучей фигуре на углу Рю де Ренн и Сен Жермен-де-Пре — кепка, ковбойка, борода:

— Когда Костя Коровин был начальником русского отдела всемирной выставки в Париже в 1900-м году, с Мамонтовым и князем Владимиром Николаевичем Тенишевым они привозили павильон «Индустрия», оформленный за огромные русские деньги, которые не снились французским художникам никогда. Матисс за свой бесценный танец получил от Щукина десять тысяч рублей! Сто и десять, Суриков и Матисс! Червонное золото и промокашка! …  В результате ни один русский художник не работал на Западе. Да какой же дурак поедет во Францию торговать картинами? Конечно, никто! Все продавали русским богачам.

Валентин Воробьев говорит — и оживает монпарнасский «Улей», из «Ротонды» выходит Кики, из подвала звучит труба Бориса Виана, Марк Шагал проносится мимо в открытом автомобиле. Воробьев здесь свой, уже сорок лет с ним здороваются каменные епископы фонтана Сен-Сюльпис, бродяги на паперти и фрески Делакруа знаменитого собора, Софья Ростопчина де Сегюр и вечные шахматисты Люксембургского сада. Художественная столица мира сорок лет как переместилась в Нью-Йорк, но Париж стал памятником самому себе, и Воробьев здесь не просто хранитель древностей — живой артист посреди музея.

  • Валентин Воробьев
  • Валентин Воробьев

Ровесник Георга Базелица, Воробьев родился 9 июля 1938 года в брянской глуши, рос под немецкой оккупацией, а первые уроки рисования получил у китайца на местном базаре. Первым заказом стала вывеска «Свежее Жигулевское пиво».  Школьным учителем черчения у Воробьева был Николай Никодимович Вощинский, вернувшийся на родину по сталинскому призыву эмигрант, выпускник парижской академии Жульена и напарник Билинского и Вакевича по театру и кинематографу. В 1954 дядя позвал в Москву — позировать Фаворскому, Нисскому, Павлинову; в Брянске семейный совет вскоре решил  отдать способного натурщика в художники.

Выбор пал на Елец, где оказался в эвакуации, да так и застрял, вплоть до закрытия в 55-м году, Орловский изотехникум. Как водится, в глухих углах страны прятались от гонений бывшие авангардисты, ставшие отличными педагогами. В Ельце рисунок вела Берта Арнольдовна Геллер, ученица Ермилова и Габо, живопись — высланный из Ленинграда сезаннист Абба Максович Кор. Дальше было чтение Грабаря, изучение древнерусской живописи в кружке «Икона», поездка на крыше скорого поезда «Ростов на Дону — Москва» на выставку Пикассо, разгон училища в Ельце и переезд в Чебоксары, больничные шахматы с сыном академика живописи Нестерова, возвращение в «красный дом» Фаворского, поступление с легкой руки последнего на оформительский факультет ВГИКа, где соседом по комнате стал Вася Шукшин.

  • Валентин Воробьев
  • ВАЛЕНТИН ВОРОБЬЕВ Подушка. 1967

Летняя практика в Тарусе — и Воробьев остается в «Русском Барбизоне», где, за 101-м километром, собралась замечательная компания вольных и высланных интеллигентов во главе с поэтом и переводчиком Аркадием Штейнбергом. Его сыновья Эдик и Борух надолго станут воробьевскими друзьями, в год выхода знаменитого альманаха «Тарусские страницы» вместе они организуют в Тарусе первую в СССР бесцензурную выставку. На звенигородской даче потомков Льва Толстого сторож Воробьев находит чердак с никому не нужными сокровищами авангарда — брошенным наследием Любови Поповой — и вскоре прибывает меценат Георгий Костаки и скупает все собрание целиком. Одна из самых значимых работ, отреставрированный Воробьевым «Контррельеф» Поповой, сегодня находится в Третьяковской галерее.

Настоящая, неофициальная жизнь Москвы 60-х шла в подвалах и на чердаках художников-нонконформистов. Воробьев — активный участник ее главных событий: выставки двенадцати в клубе «Дружба», «бульдозерной» и «измайловской»  выставок. В отсутствии связи с внешним миром, художники на ощупь искали собственный язык и друг друга: воробьевский подвал стал центром паломничества богемной публики — поэтов, диссидентов, фарцовщиков, дипломатов, джазистов, манекенщиц. Постоянными жителями подвала Воробьева на Сухаревке были Игорь Холин и Анатолий Зверев, из школы слепых на Сретенке спускался Владимир Яковлев, из Питера приезжали Жарких и Арефьев. Затем — знакомство с Анной Давид и переезд в 1975 году в Париж.

В наше время художнику намного легче прийти к зрителю сначала с книгой, а потом уже с картиной, текст предшествует визуальному. Свою жизнь Воробьев читает, как книгу, и эту же книгу пишет — «Новое литературное обозрение» выпустило три тома его мемуаров («Враг народа», «Графоман», «Леваки») — «Войну и мир» московских подвалов и парижских салонов. Многие художники пишут, но сочинения Воробьева не столь монологичны, как автобиографии его современников. Так широко писал Эренбург, так цинично — Берберова, так тонко — Катаев. Точность в деталях пришла из многолетних писем и дневников: с одинаковым вниманием автор описывает марку модного пальто и распутывает сложный клубок московских семейных связей. Благодаря Воробьеву мы имеем увлекательную энциклопедию, объемную картину всей русской художественной жизни второй половины ушедшего века.

  • ВАЛЕНТИН ВОРОБЬЕВ Сиреневые ворота. 1966
  • ВАЛЕНТИН ВОРОБЬЕВ Триптих. 1978

Отвечая на вопрос журнала «Знамя» о том, чем был андеграунд в СССР, известный теоретик искусства Борис Гройс выдвинул тезис о профессионализме неофициального искусства в противовес ремесленничеству социалистического реализма и его армии однообразно обученных художников. Русские художники, творившие независимо от худкомиссий и выставочных залов, как считает Гройс, ставили перед собой задачи, важные для современного им западного искусства. То есть, переосмысляли наследие модернизма и конкретно — Парижской школы, плодотворнейшего периода европейского искусства, приспосабливали к отечественным реалиям поп-артистский интерес к товарам массового потребления, размышляли о сути изобразительного искусства как описания действительности. Соцреалисты же занимались оформительской деятельностью, были своего рода ювелирами — и так же, как начинающему не доверят особо дорогой драгметалл, «зеленому» официальному художнику не положено обрабатывать образ Вождя.

Как часто бывает у Гройса, эта схема проста, очерчивает широкое поле для дальнейших исследований и уточнений, но страдает однобокостью. Было бы точнее говорить об особой разновидности профессионализма в русском искусстве по сравнению с западным. Художественная инфраструктура в СССР была громоздка и неповоротлива; попытки ее реформировать превращались в политические демонстрации, как это и было в случае с легендарной «бульдозерной выставкой» в Беляево. Монолитность художественных администраторов была уравновешена в андеграунде элементом счастливой случайности. В отсутствие галерей современного искусства и частных инвесторов, роль которых на Западе была очень велика, художники, не желающие заниматься пропагандой в том или ином виде, искали другие пути. Вместо галереи выставочным пространством стала квартира или мастерская; вместо частных инвесторов — интересующиеся искусством или, скорее, любыми видами инакомыслия иностранцы. В результате громким словом «неофициальное искусство» называется бесчисленное количество очень далеких и по образу мышления, и по стилю художников. О профессионализме имеет смысл говорить в контексте профессиональных сообществ, четкого разделения функций продавца, зрителя и покупателя. Художники советского андеграунда часто совмещали в себе две, а то и все три функции.

  • ВАЛЕНТИН ВОРОБЬЕВ Человек со свиньей. 1969
  • ВАЛЕНТИН ВОРОБЬЕВ Черная звезда. 1974

Ранние работы Воробьева еще несут в себе следы мощного влияния Фаворского. Сочетание геометризма в духе кубистов и интереса к древнерусскому искусству Воробьевым воспринято в полной мере. К середине шестидесятых Воробьев находит индивидуальную тему. С этого момента большинство его работ посвящено архаическим сюжетам. Персонажи теряют привязку к пестуемой в «Красном доме» Фаворского национальной традиции. Изучая икону, Воробьев обратил внимание на особое пространство, метафизический слой атмосферы, разделяющий изображение и зрителя. «На очищенных от многолетней копоти иконах вибрирующее свечение мягкого, зеленоватого санкира жило само по себе». В серии «королей» он вводил лессировку частями, по методике Сезанна, а в 64-м, случайно опрокинув лессировочный флакон на изображение, обнаружил новый тон картины: непостижимое сфумато иконы создавала трехслойная лессировка. В изысканных, приглушенных тонах блеклой умбры и земляной сажи, с буквами из киновари, Воробьев работал до 67-го года. Лучшие вещи этого периода пропали в частных собраниях, несколько можно увидеть в бохумском музее Бар-Гера. Его техника конца 60-х годов виртуозна: он наносит небольшие мазки так, что картина кажется витражом из бесчисленного количества кусочков цветного стекла.

  • ВАЛЕНТИН ВОРОБЬЕВ Шествие. 1968
  • Валентин Воробьев

В 70-е годы происходит упрощение, появляется импровизационная техника, близкая основателю «Кобры» Пьеру Алешински. Во французских «полосатых абстракциях» Воробьев совмещал три-четыре цвета, проведенных без поправок широкими флейцами. Искусство восточной каллиграфии натолкнуло его на серию черных абстракций. Боявшийся раньше пустоты на холсте, он увидел, что напряженная пустота не менее значительна по форме, чем изображение, и стал раскрашивать пустоты в зеленый, золотой, черный. Задолго до «новых диких», Воробьев разработал свой собственный, варварский лиризм с импульсивной эмоциональностью наскальной живописи, противопоставив его модному поп-арту. Переходя от абстракции к фигуративу и обратно, он включал в свои полотна загадочные знаки, позже появившиеся в «трансавангарде» 80-х. За почти сорок лет Воробьев изменил разве что степень спонтанности переноса найденных когда-то сюжетов на холст.

В следовании за гениями французского модернизма Воробьев, конечно, не одинок. Для тех, кто в юности открыл для себя коллекцию Щукина, в послевоенные годы постепенно возвращавшуюся в ГМИИ им. Пушкина, кто был поражен выставкой Пикассо там же в 1956 году, это искусство и его творцы остались своеобразным Эдемом. Собственно, история если не искусства, то независимого от общепринятых эстетических конвенций творчества и художественного поведения начиналась для них именно во Франции 1900-х годов, а отнюдь не в русских 20-х. Больше всего поздние работы Воробьева напоминают Пикассо 70-х годов — если не по опыту и грандиозности мышления, то по темпераменту. Последние вещи Пикассо еще только начинают открывать; на фоне постоянно растущего интереса к новейшим формам экспрессионизма и «арт-брют» — от немецких «новых диких» до американца Жана-Мишеля Баскиа — они кажутся предвестниками, очередным указанием новых путей.

Воробьев, как и Пикассо, не старается уловить динамику передвигающихся рывками форм и острых углов; его живопись игровая, намного более знаковая, чем пленэрная. Это искусство после великих искусствоведческих открытий, искусство, для которого нет новых форм, потому что все формы доступны и на виду, от плетения американских индейцев до дембельских альбомов. Одновременное, еле сдерживаемое выстраиваемой искусствоведами и исследователями иерархией присутствие разнонаправленных культур тренирует в Воробьеве взгляд сквозь культурные слои. На свет появляются составные образы, которые трудно отнести к какой-либо эпохе: в работах Воробьева соседствуют гогеновские африканцы на пирогах, прохожие Георга Базелица и жертвы автокатастроф Энди Уорхола. Местами в картинах Воробьева встречаются тревожные образы, напоминающие об американском художнике армянского происхождения Аршиле Горки.

«Живопись в чистом виде — это жест, касание художника по некой поверхности. Рука Воробьева спонтанно блуждает по таинственным лабиринтам, где вы увидите силуэты полузабытых животных, мифологические тени прошлого и настоящего, калейдоскоп колористической битвы, где кисть пляшет в диком танце, затем растворяется в зоне затишья и усталости. Энергичный и растянутый жест крутит и вертит замысловатые узлы, потом медленно разрывает их, чтобы снова бежать и связаться узорчатым гнездом. Его живописный ход напоминает монастырские четки. Глубоко религиозный живописный жест» (Юрий Купер. 27 ноября 1985 года. Париж).

Воробьев — художник не русский, не французский, не американский. Его отличие от западных и отечественных современников, опиравшихся на экспрессионизм, в том, что он почти никогда не отталкивается в своих работах от натуры. Как первобытный человек, наносивший на стены знаки, из которых выстраивалась его картина мира, Воробьев наносит на бумагу и холст (его стены, выложенные толстым слоем культур) схемы глубоких впечатлений, отразившихся в душе погруженного в искусство горожанина. Он не следует ни за одной из тем, которую можно было бы раскрыть в серии. И подражание какому-либо стилю его не прельщает.

«Я — пещерный декоратор, — говорит Воробьев. — Рисую по настроению и завишу от материалов — если нет красок и кистей, то рисую палкой по земле, получая большое удовольствие. Рисование для меня одновременно молитва и наслаждение. Молиться ведь нельзя с утра до вечера — раз в неделю человек идет в собор. Я рисую для себя — у меня нет плана обогащения человечества искусством, наукой или образованием. Рисование для меня не главное — я не хочу умереть с кистью под картинкой. Я хочу разбиться на корабле, как адмирал Нахимов, чтобы быть полезным существом, лакомством для морских чудовищ!»

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20130708_vorobyev_anniversary.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20130708_vorobyev_anniversary.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх