1890–1977
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Певзнер, Неемия, Нехамия, Борисович, Беркович
Скульптор, график, живописец, сценограф, теоретик искусства
Систематического художественного образования не получил. Учился в гимназиях в Томске и Курске. В 1910 уехал в Мюнхен, где изучал медицину, естественные науки в университете, физику и машиностроение в Политехническом институте. Параллельно слушал лекции Г. Вельфлина по истории искусств.
В 1912 совершил путешествие по Италии, изучал искусство старых мастеров в Венеции, Милане, Болонье и других городах. В 1913 и 1914 побывал в Париже, где навещал брата Антона (Антуана) Певзнера — живописца и скульптора. Во время Первой мировой войны жил в братом в Копенгагене, затем в Осло. В те же годы начал самостоятельно заниматься скульптурой, выступая под псевдонимом «Габо».
В марте 1917 вместе с братом вернулся в Россию; поселился в Москве. Был близок В. Е. Татлину, К. С. Малевичу, А. М. Родченко. В 1920 вместе с Г. Клуцисом устроил уличную выставку скульптур на Тверском бульваре и выпустил «Реалистический манифест», в котором изложил «программные» установки своего искусства, в частности отстаивал идею «глубины и прозаичности» как единства пространства и времени, движения и массы, но отвергал линию, объем и цвет как чисто внешние, «живописные» элементы.
Занимался станковой и монументальной скульптурой, разрабатывал дизайн автомобилей. В 1920 создал прообраз «мобилей» — кинетическую абстрактную скульптуру, приводимую в движение электромотором. Исполнил ряд прозрачных и полупрозрачных скульптур, конструкций с отверстиями, проект радиостанции в Серпухове, в которых развивал принципы «Реалистического манифеста».
В 1922 отправился в Берлин, сопровождая Первую русскую художественную выставку; в Советскую Россию не возвратился. В Берлине примкнул в группе «Стиль», возглавляемой Т. Ван Дуйсбургом и П. Мондрианом. Творчески контактировал с мастерами «Баухаузха» Л. Мис ван дер Роэ, В. В. Кандинским, П. Клее, В. Гропиусом и другими.
Выступал с докладами, участвовал в авангардистских выставках в Германии и Голландии. В 1924 провел в парижской галерее «Персье» выставку «Русские конструктивисты: Габо, Певзнер». В 1930 провел первую персональную выставку «Конструктивистская пластика» в Ганновере.
В конце 1920-х исполнил проекты монументов для аэропорта, Института физики и математики, проект праздничного оформления Бранденбургских ворот в Берлине. В 1931 участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве.
Как театральный декоратор сотрудничал с антрепризой С. П. Дягилева, для которой оформил балет «Кошечка» А. Соге.
В 1932–1935 работал в Париже. Стал одним из учредителей союза «Абстракция — Созидание». В 1935 переехал в Лондон, где женился на англичанке Мариам Израэльс. Провел персональную выставку в London gallery (1938). Вместе с Б. Никольсоном и Л. Мартином издавал журнал Circle (Международное обозрение конструктивистского искусства), в котором публиковал статьи о художественных и социальных аспектах конструктивизма.
В 1938 впервые побывал в США в связи с организацией своих выставок в Вудсворт Атенеум в Хартфорде и галерее «Ж. Леви» в Нью-Йорке. После окончания Второй мировой войны окончательно переехал в США. В 1952 принял американское гражданство.
В 1948 провел большую ретроспективную выставку (совместно с А. Певзнером) в нью-йоркском Музее современного искусства, в 1951 — в Массачусетском технологическом колледже, в 1953 — в галерее «П. Матисс» в Нью-Йорке.
За свои произведения и творческую деятельность был удостоен премии фонда С. Гуггенхайма и медали Института искусств в Чикаго (1954), званий почетного доктора Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), почетного рыцаря ордена Британской империи (1971); с 1965 — член Американской Академии искусств и словесности.
В 1960–70-х обратился к живописи и ксилографии. Читал лекции по искусству на архитектурных факультетах различных учебных заведений, в частности в Гарварде. В 1962 посетил Советский Союз, где навестил братьев — Марка, Еремея, Алексея.
Габо — выдающийся скульптор ХХ столетия, один из пионеров конструктивизма и кинетического искусства. В раннем творчестве (1910-е) испытал влияние кубизма. В начале 1920-х полностью отошел от фигуративности в сторону абстракции. Его декоративные скульптуры, почти лишенные изобразительных элементов, — лаконичны и выразительны, их отличает свободная игра форм и активное взаимодействие с окружающим пространством. Творческий почерк мастера разнообразен: от эпатажной дисгармонии до строгих устремленных ввысь или симметричных сферических форм; от воздушных композиций, образованных пересечением множества натянутых нитей, до тяжеловесных конструкций. В своих произведениях применял широкий спектр приемов и материалов: использовал алюминий, сталь, фосфоритную бронзу, позолоту, мрамор, дерево, картон, оргстекло, акрил, нейлоновые нити, люцит.
Творчество Габо представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, музее Штэдель (Städel) во Франкфурте-на-Майне, Галерее Тейт в Лондоне и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе