- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Художник недели: Николай Рерих
ARTinvestment.RU 17 июня 2013
Прошедшая в Лондоне Русская неделя принесла нам сразу несколько персональных рекордов. Одной из самых громких сенсаций стала продажа картины Николай Рериха «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)»
Прошедшая в Лондоне Русская неделя принесла нам сразу несколько персональных рекордов. За самые высокие для своих авторов цены были проданы картины И. И. Шишкина, А. Д. Древина, И. И. Машкова, однако одной из самых громких сенсаций стала продажа картины Николая Рериха «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)». В ходе торгов аукционного дома Bonhams за нее было отдано 7 880 000 фунтов — более 12 миллионов долларов. Таким образом, «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» сейчас занимает первые строчки в рейтинге самых дорогих работ Рериха и рейтинге самых дорогих работ, проданных в рамках специализированных русских торгов ведущих мировых аукционов, для русских художников вообще. А в рейтинге самых дорогих картин русских художников «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» располагается на 7-м месте.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего художника — известный нотариус Константин Фёдорович Рерих вращался в самых верхах тогдашнего столичного общества, среди его клиентов и гостей дома были Д. И. Менделеев, живописец и скульптор М. О. Микешин, многие другие известные деятели науки и искусства. И конечно, большое внимание в семье уделялось культурному воспитанию детей, приобщению их к миру искусства с самого раннего возраста. Дети (у Николая была еще сестра Лидия и два брата — Борис и Владимир) принимали самое активное участие в устройстве и оформлении домашних спектаклей, их брали на концерты, в театры, они слушали взрослые разговоры о культуре, о живописи; поэтому нет ничего удивительного в том, что рисованием Николай стал интересоваться довольно рано.
Второй страстью юного Николая Рериха была история: известно, что лето семья проводила в имении Извара, в 100 км от Петербурга. Усадьба эта, возникшая на месте старинного новгородского поселения XII — XV веков, стала для Рериха неиссякаемым источником образцов русской древности, здесь начались его занятия археологией, которые постоянно подпитывали его интерес к истории.
В 1883 году 9-летний Николай Рерих был определен в гимназию К. И. Мая. Любимым предметом в гимназии для него была история, он намеревался изучать ее и дальше, а заодно хотел получить и художественное образование. Вспоминают, что всерьез увлекся рисованием Рерих лет в 11-12, первые рисунки его были навеяны Изварой, в основном это были пейзажи, наброски растений и птиц. В одном из писем сам Николай Рерих называет датой начала серьезных занятий живописью 1891 год (к слову, именно этим годом датируется портрет Н. В. Гоголя) — когда он начал брать уроки у художника М. О. Микешина и мозаичиста И. И. Кудрина. Однако, несмотря на все видимое стремление сына к искусству, Рерих-старший настаивал на получении Николаем юридического образования: как первый сын в семье, он должен был продолжить семейное дело. В итоге в 1893 году Рерих поступил одновременно и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (студентом) и в Академию Художеств (вольнослушателем Высшего художественного училища), при этом он успевал посещать еще и лекции на историко-филологическом факультете университета. Вспоминают, что часто Рерих влетал в мастерские прямо в форме юридического факультета, не найдя времени переодеться. И это правда — он успевал везде. Его хвалили на юридическом факультете, и ему очень повезло в Академии художеств: он попал в мастерскую к А. И. Куинджи, чья манера преподавания и письма, а также общие художественные искания отвечали растущему таланту юного художника. Дипломная работа Рериха (он закончил Академию в 1897-м) — историческое полотно «Гонец. Восстал род на род» — вышла настолько удачной, что его для своей коллекции приобрел П. М. Третьяков. Любовь к истории, юриспруденция и искусство не шли параллельно или, того хуже, враждовали в душе Рериха, а, напротив, плодотворно сочетались. Спустя год после получения академического диплома он окончил университет, написав работу на тему «Правовое положение художников в Древней Руси».
По окончании учебы Рерих начал работать в журнале «Искусство и художественная промышленность», где писал искусствоведческие статьи. В 1899 году картины Рериха «Сходятся старцы» и «Поход» привлекли к себе внимание одного из самых известных ценителей искусства того времени — С. П. Дягилева, который пригласил Рериха участвовать в выставке «Мира искусства». В том же году Рерих познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, своей будущей женой (они поженились в 1901 году) и матерью своих сыновей — Юрия (1902–1960, ученый-востоковед) и Святослава (1904–1993, художник).
Летом 1900 года умер отец художника К. Ф. Рерих, и осенью на свою долю наследства Николай отправился в Париж, посещая по дороге все крупные музеи и знакомясь с творчеством европейских художников. В Париже в 1900–1901 годах он брал уроки в студии Ф. Кормона, а также настолько увлекся творчеством Пюви де Шаванна, что называл его своим вторым учителем после Куинджи. На обратном пути из Франции в Россию он успел посетить среди других стран Италию, где изучал творчество старых мастеров.
Рерих вообще очень любил путешествовать. Новые впечатления, почерпнутые в пути, поддерживали его творческий тонус и позволяли все глубже погружаться в атмосферу истории и культуры других стран, народов, времен. С годами интерес его к русской истории и культуре не ослабел, заслоненный многими другими знаниями и впечатлениями, а, напротив, усилился. В 1903/1904 годах чета Рерихов совершила грандиозное путешествие, посетив около 40 древнерусских городов; впечатления от этой поездки вылились в серию исторических полотен, посвященных быту и культуре Древней Руси. (Сразу по возвращении и потом в течение многих лет Рерих, потрясенный увиденным, в своих статьях и выступлениях говорил о необходимости охраны памятников старины; впоследствии его идеи воплотились в Пакт Рериха — «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», принятый в 1935 году.) К этому же периоду относятся и работы художника на духовные темы, исполненные в виде фресок и эскизов мозаик для церквей и храмов. Кроме законченных вещей, из путешествия он привез множество этюдов храмов и крепостей, причем под его кистью эти архитектурные сооружения словно вырастают из земли, становясь такими же живыми и естественными участниками пейзажа, как и окрестные деревья. Рериха даже называют основоположником исторического пейзажа: в своих работах он воссоздавал не событие, но атмосферу времени. С течением времени на смену архитектуре в его пейзажах придут горы, но дух истории и вечности в них не просто сохранится, но окрепнет и станет визитной карточкой художника.
Интересны эксперименты Рериха с техникой. С 1901 года он чаще пишет гуашью, использует пастель, с 1906-го много работает темперой, а после 1919-го прекращает использовать масло совсем, считая его слишком темным и тяжелым, не подходящим для его целей, и отдает предпочтение ярким прозрачным краскам темперы и гуаши. Рерих предпочитает чистые контрастные цвета, которые он наносит послойно. Обращается он и к туши (до 1920-х), и к акварели (до 1930-х), выполняет эскизы для майоликовых фризов. С 1910 года он подписывает свои картины инициалами НК.
Рерих занимался станковой живописью, графикой и декоративно-прикладным искусством, работал и как театральный художник. В 1905 году он подготовил эскизы к постановке «Девассари Абунту» (не осуществлена), позднее отклонил заказ Дирекции Императорских театров на эскиз к «Ивану Грозному», а в 1907-м публика увидела первый спектакль в его оформлении — «Три волхва» («Три Мага»). Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в декорациях Рериха шла сцена «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И. Ф. Стравинского и др.
Еще один штрих к портрету Рериха — его общественная деятельность и многочисленные руководящие посты, которые он занимал в различных русских художественных организациях. Так, в 1906 году он возглавил Школу Общества поощрения художеств в Петербурге, где провел реорганизацию мастерских и привлек в качестве педагогов В. В. Матэ, И. Я. Билибина, Я. Ф. Ционглинского и других известных художников. В 1910-м был избран председателем возрожденного «Мира искусства», а позднее для поднятия уровня художественных аукционов в России создал и возглавил комиссию, одной из основных задач которой было не допускать к продаже подделки.
Революция 1917 года застала Рериха на территории Финляндии, поэтому он не испытал тех трудностей, что выпали на долю желающих уехать из России. Очередное путешествие по миру Рерих начал в 1919 году, отправившись с выставками по странам Скандинавии, затем был Лондон, где ненадолго возобновилось сотрудничество с Дягилевым. А в 1920-м поселился в США, отправив крупную выставку (более ста) своих работ в поездку по стране.
В Америке, однако, Рерих стал знаменит скорее своей культурно-просветительской деятельностью. По некоторым свидетельствам, интерес к его полотнам проявляли в основном приверженцы его философских идей. Так, Игорь Грабарь, в 1924 году побывавший в США, отмечает, что «ни в одном из американских музеев произведений Рериха не увидели» и что «по наведенным справкам, оказалось, что все картины Рериха были взяты одним “патроном”-богачом в залог за выданную ему ссуду».
Первая экспедиция в Индию Рериху удалась не сразу — не пускали трудности с деньгами и документами. Наконец, в 1923 году отъезд состоялся. В Индии он проводил обширные археологические и этнографические исследования, попутно черпая вдохновение для своих следующих работ. К слову, собственно Индией та поездка не ограничивалась, маршрут пролегал через территории Китая, России, Монголии, Тибета. По окончании экспедиции для работы с накопленным материалом в 1928 году в долине Кулу был организован Институт Гималайских исследований. В своих дальнейших путешествиях, а затем и жизни в странах Азии Рерих увлеченно изучал индийское, цейлонское, японское, тибетское и китайское искусство, перенимая даже некоторые композиционные особенности восточных пейзажей (в основном это выражается в постройке планов и работе со светотенью).
В 1920–40-х годах (с 1930-го до самой своей смерти в 1947 году Рерих жил в Индии) работал он много и плодотворно, создал несколько серий, каждая из которых объединяла до нескольких десятков картин — например, к циклу «Гималаи» относятся 39 работ. Творческое наследие Николая Рериха насчитывает до семи тысяч произведений — по большей части монументальных станковых картин, в основном пейзажей, выполненных темперой или в графических техниках, с редкими (преимущественно ранними) обращениями к историческому и духовному жанру. Изменение тематики носит у Рериха скорее циклический характер — например, в раннем его творчестве можно выделить языческие, затем мифологические и эпические циклы; в русский и доиндийский периоды героями его полотен духовного жанра были христианские святые, а уже в Индии их сменили нехристианские подвижники.
След в искусстве оставил не только Рерих-живописец, но и Рерих-собиратель: одним из его многочисленных увлечений было коллекционирование старинной европейской живописи (в основном — малых голландцев). В 1921 году его коллекция из 215 предметов попала в Эрмитаж, а затем была распределена по многим музеям. Помимо европейской живописи, чете Рерихов принадлежали обширные коллекции японских и китайских художественных произведений (тысячи оригиналов, около 20 тысяч репродуцированных изображений), ставшие впоследствии основой экспозиции Государственного музея Востока.
Большая часть творческого наследия Николая Рериха рассредоточена по музеям России и мира, но встречаются его работы и на аукционах — русских и международных. Интерес арт-рынка к его творчеству в последние годы неуклонно растет, пиковыми были октябрь и ноябрь 2008 года, а в 2013 году, согласно индексу ARTMX на 03.06.2013, доходность художника показывала непрерывный рост на 79,83 %.
В базе artinvestment.ru зафиксировано более 300 его работ, 213 из которых — живопись. Верхние цены на них еще неделю назад располагались в диапазоне 1–1,7 миллиона фунтов, но с учетом последней рекордной цены, которая оказалась в разы выше этого диапазона (возможно, что это первый шаг к новому ценовому уровню), тройка самых дорогих работ Рериха выглядит так:
- «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)». 7 881 250 фунтов. 5 июня 2013 года. Bonhams.
- Историческое полотно «Он пришел» (1920). 1 756 500 фунтов. 26 ноября 2007 года. Sotheby’s.
- «Лао-Цзы». 1 950 000 долларов. 26 апреля 2006 года. Sotheby’s.
К слову, один из пейзажей Рериха 1920-х годов из серии «Ладога» представлен в каталоге завтрашних, 18 июня, торгов аукционного дома «Кабинетъ», так что у всех заинтересованных есть возможность приобрести в свою коллекцию работу этого мастера.
Источники:
- И. Грабарь. Моя Жизнь. Этюды о художниках. М., изд-во «Республика», 2001.
- roerih.ru
- roerich-encyclopedia.facets.ru
- icr.su
- roerich-izvara.ru
- artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130617_Roerich.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130617_Roerich.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей