Art Investment

Современные художники в кризис: Стерлинг Руби

История художника, который «остался в дружеских отношениях» с покинутой им галереей

В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в обновленном ноябрьском рейтинге занял 21-ю строчку в списке молодых авторов, опустившись по сравнению с майскими результатами на 11 позиций. Предлагаем разобраться, почему это произошло.

Представляем: Стерлинг Руби (1972) — американский художник, творческая практика которого сосредоточена на границе самовыражения и социальных норм и ограничений. Концептуальными истоками искусства Руби становятся разные проявления девиантного поведения: от ментальных расстройств до панка и уличного искусства. Синкретичные, многосоставные до гротеска работы художника вступают в полемику с минимализмом, противопоставляя лаконизму этого направления хаос разнородных элементов, соединенных по принципу коллажа. В своих произведениях художник умышленно деформирует, искажает, «загрязняет» художественную форму.

В творчестве Руби преобладает междисциплинарный подход: он не только работает в огромном разнообразии видов искусства, среди которых живопись, коллаж, скульптура, инсталляция, керамика и видео-арт, но и полностью игнорирует рамки между искусством и дизайном, художественным и функциональным. В подавляющем большинстве работ Руби использует текстиль — он постоянно присутствует в живописи, коллаже, становится основой для мягкой скульптуры и в полной мере раскрывается как художественный и одновременно утилитарный элемент в дизайне одежды. Увлечение тканью возникло у художника еще в детстве, которое прошло в сельской местности в Америке.

Карьерные вехи Стерлинга Руби

Стерлинг Руби родился на американской военной базе в Германии, но вырос на ферме в Пенсильвании, США. Возможности в маленьком городке Нью-Фридом были невелики. Стерлинг учился в школе с сельскохозяйственным уклоном. Своим консервативным окружением Руби тяготился и уже в подростковом возрасте сильно выделялся на его фоне, в первую очередь как раз своими экспериментами со всем, что было сделано из ткани. Мать Руби настолько устала от увлечений сына, выводящих из строя ее швейную машинку, что будущему художнику на 13-летие была подарена собственная.

Вдохновение для своего творчества Руби черпал на музыкальных концертах в Филадельфии, Балтиморе и Вашингтоне, наблюдая на сцене первопроходцев хардкор-панка Bad Brains и Black Flag. На примере музыкантов художник увидел «силу в том, как люди одеваются». Работа с текстилем стала для Руби главным способом самовыражения. Воодушевившись панк-культурой и присмотревшись к техникам, которые живущие неподалеку амиши использовали для изготовления своих традиционных лоскутных одеял, он начал разрезать и соединять куски материи, дополнять ткани брызгами краски и принтами.

После окончания школы Руби недолго поработал на стройке: учитывая его неважные оценки в старших классах, это была единственная доступная ему сфера трудоустройства. Отказавшись от выбранной им первоначально стратегии — плыть по течению, Руби сделал решительный шаг навстречу искусству. Сначала будущий художник поступил в колледж искусств и дизайна в родной Пенсильвании, а затем перебрался в Чикаго. Здесь в Школе Чикагского института искусств он окончил бакалавриат (2002). В 2003 году Руби обосновался в Калифорнии, где получил степень магистра в ArtCenter College of Design (2005).

Вскоре художник, у которого к тому моменту за плечами было несколько персональных галерейных выставок в Нью-Йорке, познакомился с Рафом Симонсом. Знакомство вылилось в долгое, плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество художника и дизайнера. Симонс попросил Руби спроектировать интерьер для его флагманского магазина в Токио, который превратился в площадку для начатых художником еще в детстве экспериментов с тканью. За точку отсчета Руби взял выбеленный деним, которым «укрыл» всю мебель и оборудование в магазине, а в оформлении стен использовал негативы фотографий, символически определив идею интерьера как «смесь негативного и позитивного». Магазин открылся для покупателей в 2008 году.

Вероятно, именно 2008 год стал наиболее насыщенным и знаковым в карьере художника. Тогда состоялись его первые персональные экспозиции в музеях — CHRON в Центре графики в Нью-Йорке, по итогу которой Руби получил от критика Роберты Смит характеристику «одного из наиболее интересных художников этого столетия», и выставка в MOCA Pacific Design Center в Калифорнии. Перспективного молодого художника стала представлять галерея Sprüth Magers. Позднее он начал сотрудничать с Hauther & Wirth, из которой в 2015-м перешел под крыло гиганта галерейного мира Gagosian.

Тем временем совместная работа Руби и Симонса продолжалась. В 2009 году они выпустили серию одежды из выбеленного денима. Руби активно участвовал в проектах Симонса для Dior: в 2012 году принты художника составили ядро коллекции Осень/Зима. В 2014 году вышла коллекция Raf Simons/Sterling Ruby, которая приобрела невероятную популярность в мире моды и, кстати, стала одной из самых успешных в карьерном пути Симонса. Коллекция, плод девятилетней совместной работы, стала выражением общей идеи двух ее создателей — об одежде, которая совмещала бы в себе высказывание на языке искусства с функциональностью и комфортом. Союз дизайнера и художника пережил уход Симонса с поста креативного директора Dior и не прекращался во время его недолгой работы с Calvin Klein в 2016–2018 годах. Творчество Руби нередко выступало концептуальной основой коллекций бренда, а в 2017 году он оформил флагманский магазин марки.

Параллельно с яркими, но безусловно полностью коммерческими предприятиями Руби уже в 2000-е годы размышлял в своем творчестве над более личной темой — концепцией одежды как продолжения своего образа, средства художнического самовыражения. Все началось с униформы для работы в студии, которую Руби создавал из обрезков ткани, произвольно соединенных друг с другом, по сути, продолжая практику, которой впервые увлекся подростком. Постепенно в рабочие костюмы Руби стали проникать элементы художественных произведений, над которым он трудился в момент изготовления одежды. В итоге границы между искусством и его автором были стерты и костюмы Руби стали действительным продолжением его самого, комплексным отражением его творческой индивидуальности. В 2016 году выставка Work Wear: Garment and Textile Archive 2008–2016 в галерее Sprüth Magers в Лондоне продемонстрировала результаты за 8 лет работы художника с текстилем. В прошлом году Руби запустил свою собственную линейку S.R. STUDIO. LA. CA. Проект в полной мере воплотил представления Руби об одежде, которая может быть не просто частью образа, а самостоятельным произведением искусства и вместе с тем проводником, транслирующим мироощущение ее обладателя.

Работы Руби находятся в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Музее американского искусства Уитни и Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), Центре искусства Уокера в Миннеаполисе, Музее современного искусства Чикаго (МOСА), Музее современного искусства (МOСА) в Лос-Анджелесе и Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA); Музее современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA), Музее современного искусства города Парижа, Музея современного искусства в Стокгольме, Музее современного искусства «Луизиана» в Хумлебеке, в Тейт Модерн в Лондоне и др.

Стерлинг Руби в цифрах

Аукционная история художника началась в 2007 году: скромная фотография была продана за скромную цену в $4,8 тыс. по цене молотка (ниже эстимейта $6–8 тыс.) на дневных торгах нью-йоркского Christie’s. Тем более удивительным был следующий аукционный «заход»: в 2008 году большеформатная живопись (243 × 213 см) из серии SP ушла на нью-йоркских торгах Phillips de Pury за $260 тыс. при эстимейте $35–45 тыс. Рыночная капитализация и средняя стоимость работ Руби стремительно выросли в 2013 году, спустя год после подписания контракта с галереей Hauser & Wirth. Чтобы минимизировать (исключить, увы, не можем. — AI.) подозрения в спекулятивной игре, отметим, что параллельно увеличилось и количество выставленных на торги лотов — соответственно, спрос опережал растущее предложение. Количество непроданных лотов в течение наиболее успешных 2013–2014 годов балансировало на грани 14 %. В тот же период был установлен и аукционный рекорд Стерлинга Руби: в 2019 году за $1,7 млн по цене молотка была продана живопись с использованием аэрозольной краски SP231 (2013) на Christie’s в Нью-Йорке. Всего к настоящему моменту на счету Руби 319 проданных лотов, 58 % из которых — работы стоимостью до $50 тыс. (в основной массе графика, скульптура и тиражная продукция). При этом живопись составляет 84 % объема продаж художника в цифрах — $24,6 млн.

Удивительно, но после подписания контракта с Gagosian Gallery (2015) аукционные результаты Руби пошли на спад, а количество непроданных лотов — на «взлет». Уже к 2017 году средняя стоимость работ художника и аукционные рекорды в отдельном сезоне вернулись к показателям 2012 года. Капитализация художника на публичном рынке за 11 месяцев 2020 года пока составила $663 тыс. за 19 работ — такого с рынком Руби не случалось с кризисного 2010-го.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Стерлинга Руби, 2007–2020

Название работы  (год создания) Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ млн Превышение среднего эстимейта, %
1 SP231 (2013) Christie's, Нью-Йорк 2013 1,70 385,7
2 SP220 (2012) Christie's, Лондон 2014 1,45 13,3
3 SP51 (2008) Christie's, Нью-Йорк 2014 0,80 14,3
4 SP83 (2009) Phillips, Лондон 2013 0,79 –16,7
5 SP33 (2008) Phillips, Лондон 2014 0,77 –25,0
6 SP32 (2008) Christie's, Лондон 2013 0,72 12,5
7 SP22 (2008) Christie's, Нью-Йорк 2015 0,72 –10,0
8 SP76 (2009) Sotheby's, Лондон 2015 0,71 –21,7
9 SP86 (2010) Sotheby's, Лондон 2015 0,69 –10,0
10 SP56 (2008) Phillips, Лондон 2014  0,67 –31,7

Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Стерлинга Руби на аукционных торгах, 2007–2020

Ценовой диапазон

<10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

Объем продаж

$ млн

0,291

2,441

3,103

9,369

10,879

3,150

%

1,0

8,4

10,6

32,0

37,2

10,8

шт.

50

90

41

40

17

2

Таблица 3. Динамика продаж Стерлинга Руби на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ млн

4,37

6,60

5,58

3,03

3,02

1,62

1,43

0,66

шт.

25

25

26

23

24

23

33

19

Стерлинг Руби и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года (читай: перед началом полноценного аукционного сезона. — AI.) эксперты арт-рынка отнеслись к ближайшему будущему художника с осторожностью: согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, Руби получил 44 балла из максимальных 100 (но при этом занял 10-е место из 25). Спустя полгода, в ноябрьском рейтинге ArtTactic Стерлинг получил все те же 44 балла — но при этом опустился на 21-ю строчку. По мнению рынка, это означает, что в краткосрочной перспективе (до весны 2021 года) перспективы художника находятся в относительной безопасности — вот только тех, кто «перспективнее» американца, стало намного больше.

Стерлинг Руби также вошел в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 9-ю строчку в рейтинге (30 баллов), а в ноябре — 11-ю (29 баллов). Из молодых талантов, о ком мы писали в нашей рубрике, ниже в последнем рейтинге оказались Тауба Ауэрбах (26 баллов) и Адам Пендлтон (19 баллов), выше — Линетт Йадом-Боакье (58 баллов), Джули Мерету (53 балла), Дана Шутц (48 баллов), Адриан Гени (34 балла). Равное с Руби значение — 29 баллов — получил Рашид Джонсон.

Комментарий AI: главное положительное качество Стерлинга Руби — узнаваемость его «основного» формата, живописи. Американца сложно перепутать с другими авторами, залогом чему являются цветовая гамма, техника исполнения (использование аэрозольной краски в авторской технике наложения слоев) и размер. Одновременно это же становится и слабым местом художника: со времени создания первой работы в бесконечной серии SP (с англ. — Spray Painting, «аэрозольная живопись») художник не растет в творческом плане. Чего не скажешь о других форматах — например, продуктах коллаборации с миром моды, где Руби не устает рождать новые концепты.

В мир моды, напомним, Стерлинг Руби заскочил на волне начала 2010-х, одновременно с Такаши Мураками и Louis Vuitton (владелец одежного бренда Бернар Арно одновременно является одним из крупнейших коллекционеров японца. — AI.). Но, побыв в статусе фаворита коллабораций, союз искусства и моды с 2015-го уступил место в творчестве Руби союзу искусства и ювелирных украшений — и рынок одежды стал менее перспективным для карьерного продвижения Руби. Самое интересное, что «вещевой рынок» может помочь Стерлингу именно сейчас: с приходом пандемии культура «осознанного потребления» вещей, вторичной переработки одежды и понятие эксклюзивности предметов вновь открыли двери для художников. Разве что теперь они — не короли подиумов, а создатели недорогих лимитированных серий артефактов или борцы за экологию. Так что относительно будущего Руби мы с экспертами ArtTactic не вполне согласны: он имеет хорошие шансы возглавить новое поколение «осознанных художников» с океанским пластиком и мотками использованных ниток в руках.

Только вот захочет ли? Стерлинг Руби — художник, избалованный вниманием. «Когда мои работы оценил рынок, я стал иметь возможность принимать более самостоятельные решения. Поэтому я могу себе позволить не мешать деньги с творчеством», — сказал он, развалившись в кресле в документальном фильме 2017-го года «Размытые границы арт-мира». Только вот художник умолчал, что «оценил рынок» его еще в 2012-м, когда Руби был на контракте с Hauser & Wirth, а в фильм попал уже по протекции Ларри Гагосяна — в галерею которого красиво перешел разве что в текстах пресс-релизов. И, если под «самостоятельным решением» имелась в виду смена галереи — остается вопрос: не пожалел ли молодой (все еще) автор о последствиях своего выбора.

Немного статистики: всего лишь за год (с 2012 по 2013) после подписания контракта с Hauser & Wirth Руби повысил среднюю аукционную стоимость своих работ на 94 %, капитализацию — на 305 %, и улучшил предыдущий аукционный рекорд в 3,3 раза. Почему мы приводим эти цифры? Потому что подобные цифры — только со знаком минус — рынок Стерлинга показал спустя всего лишь год после перехода в Gagosian. Что стало основной причиной, сказать сложно, но очень похоже, что совпал ряд факторов: временный уход в тень коллаборации индустрии моды и искусства, резкий рост стоимости транспортировки большеформатных работ, а также тот факт, что Gagosian не ювелирная мастерская, а ювелирный магазин. А также конвейер, где к вопросам огранки относятся очень утилитарно: просматривается трещина — долой с ленты. В футбольном мире подобным обращением с футболистами отличался Президент клуба «Реал Мадрид» Флорентино Перес: заметив на небосклоне очередного игрока-звезду, он сперва приобретал его, а затем уже интересовался, видит ли его в своих игровых схемах действующий тренер.

Поэтому нельзя исключать, что каждый раз, когда Стерлинг Руби закрывает глаза, ему предстает образ Рашида Джонсона — художника, который остался с Hauser & Wirth и в итоге получил статус главной молодой звезды своего поколения.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201210_sterling_ruby.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201210_sterling_ruby.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».