Современные художники в кризис: Адам Пендлтон
История молодого художника, в карантин сменившего одну топ-галерею на четыре менее значимых
В начале октября британский аналитик ArtTactic выпустил материал о молодом художнике, имя которого не фигурировало в известном нашему читателю ArtTactic Confidence Report, но удостоилось полноценного отчета серии NextGen, посвященного авторам следующего поколения. Встречайте: Адам Пендлтон, американский художник, пишущий чернилами для шелкотрафаретной печати на холсте, металле и стекле, его персональную выставку недавно анонсировал нью-йоркский музей современного искусства MoMA.
История становления
Адам Пендлтон разворачивает свои творческие поиски в области междисциплинарных практик в искусстве. Посредством живописи, перформанса, инсталляции и видео-арта он через контекст американской истории и мирового изобразительного искусства обращается к проблеме репрезентации темнокожей расы в современной культуре. В своих работах художник соединяет фрагменты из разных областей визуального, сталкивая текст и изображение с целью изучить влияние контекста на конечное значение образов. Наиболее узнаваемы его преимущественно монохромные работы, выполненные в технике трафаретной печати на холсте, в основу которых нередко положены черно-белые фотографии. Концептуализм Пендлтона имеет остросоциальный характер — художник не только отказывается от материальной ценности произведения в пользу концептуальной составляющей, но и придает последней политический смысловой оттенок.
Адам Пендлтон родился в 1984 году в Ричмонде, столице штата Вирджиния, старейшем оплоте ценностей американского Юга. Его мать была школьной учительницей, отец — джазовым музыкантом. Подростком будущий художник проводил долгие часы, рисуя дешевыми материалами из магазинов Home Depot. Классического художественного образования он так и не получил, хотя прошел двухлетнюю обучающую программу по изобразительному искусству в Пьетрасанте (Италия).
В 2002 году, в возрасте 18 лет, он с самым решительным намерением стать художником приехал в Нью-Йорк — туда его вместе с несколькими работами привез отец на семейном фургоне. Сперва Пендлтон отправлял фото своих работ в галереи, а потом посещал каждую из них, чтобы узнать экспертное мнение о своем творчестве. Один из таких визитов он нанес в Gallery Onetwentyeight на Манхэттене, где познакомился с галеристкой Казуко Миямото, на тот момент ассистентом лидера концептуализма Сола ЛеВитта. Произведения Пендлтона показались Миямото интересными, и она включила несколько работ в экспозицию групповой выставки в галерее. Однажды туда наведался сам ЛеВитт и увидел работы молодого художника. Одна из них настолько ему понравилась, что он, обменяв ее на свою собственную, стал первым коллекционером произведений Пендлтона.
Раннее творчество Пендлтона в значительной степени тяготело к абстракции, но приобретение работы одним из главных теоретиков концептуализма утвердило в художнике стремление развиваться в области именно концептуального искусства. Вскоре в своих произведениях он начал активно работать с текстом. В 2005 художник стал сотрудничать с Yvon Lambert Gallery в Нью-Йорке, в стенах которой прошла его первая персональная выставка.
Известность к Пендлтону пришла в 2007-м, после его перформанса The Revivalв рамках биеннале Performa. Художник, одетый в белый смокинг, черные брюки и ярко-зеленые туфли, прочитал своего рода проповедь под аккомпанемент госпел-хора. В своей речи под названием «Мечта о необычном языке», которая, помимо всего прочего, затрагивала и вопросы восприятия социумом LGBT+ сообщества, он соединил авангардные лингвистические практики поэтов Джона Эшбери, Чарльза Бернштейна, Дональда Холла и др.
Год спустя, в 2008-м, проходит первая персональная выставка художника в Музее современного искусства Индианаполиса, затем он участвует в биеннале Manifesta, где впервые, в форме манифеста, подкрепленного перформансом, возникает идея Black Dada, которая до сих пор определяет основной вектор развития его искусства. В целом художник характеризует ее как «способ говорить о будущем, обращаясь к прошлому». Название происходит из поэмы Black Dada Nihilismus (1964) битника Лероя Джонса (позднее ставшего политическим активистом Амири Барака). Концепция во многом сложилась под влиянием идейных вдохновителей художника — ЛеВитта и знаменитого борца за права темнокожих Маклольма Икса. В этом ключе произведения художника можно рассматривать как воплощающие формальные находки дадаистов в сфере расовой проблематики.
В 2010-м Пендлтон создал инсталляцию для выставки Greater New York в MoMA PS1, и в следующем году его работу приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке. В 2012-м с 28-летним Пендлтоном подписала контракт Pace Gallery — он стал самым молодым художником, которому топ-галерея предложила сотрудничество с 1970-х годов. Дважды (в 2011 и 2012 годах) Пендлтон входил в список Forbes «30 Under 30», объединяющий самые влиятельные фигуры в мире искусства и моды младше тридцати.
В 2015-м для бельгийского павильона Венецианской биеннале художник подготовил инсталляцию, раскрывающую историю набиравшего тогда мощь движения Black Lives Matter. В 2016-м состоялся грандиозный выставочный проект Пендлтона Becoming Imperceptible, который проходил последовательно в Contemporary Arts Center (CAC) в Новом Орлеане, Museum of Contemporary Art в Денвере и Museum of Contemporary Art (MOCA) в Кливленде, Огайо. В 2017-м персональная экспозиция автора была представлена в Baltimore Museum of Art (Балтимор, США).
В 2017-м его политически ориентированная художественная концепция была закреплена на бумаге в сборнике Black Dada Reader, опубликованном издательством Koenig Books. На летние волнения текущего, 2020 года, поднявшие вопросы социальной несправедливости по отношению к темнокожим, Пендлтон ответил провокационной обложкой для журнала New York Times, приуроченной ко Дню независимости. Автор нанес текст речи правозащитника Фредерика Дугласа, произнесенной в честь народного праздника, на фотографию мальчика, наблюдающего за протестами у школы в Литтл-Рок, наглядно продемонстрировав противоречия в американской государственной системе.
В 2020 Пендлтон неожиданно для многих меняет галерейную прописку — отныне им занимается David Kordansky Gallery из Лос-Анджелеса, которая уже анонсировала первую выставку художника в своих стенах в нынешнем ноябре. На сентябрь 2021-го запланировано открытие персональной выставки Пендлтона Who Is Queen? в MoMA. Работы художника входят в собрания ведущих мировых институций в сфере современного искусства, среди них вышеупомянутый нью-йоркский Музей современного искусства, Музей Гугенхайма в Нью-Йорке и Тейт Модерн в Лондоне. Всего, по данным Artfacts, на счету Адама Пендлтона к настоящему моменту участие в 33 персональных и 85 групповых выставках, а также в 8 биеннале.
Таблица 1. Наиболее значимые места проведения выставок Адама Пендлтона, 2015–2020
Место проведения | Всего выставок | Персональных | Групповых |
---|---|---|---|
Институциональные пространства |
|
|
|
Studio Museum In Harlem (Нью-Йорк) | 7 | - | 7 |
MoMA (Нью-Йорк) | 3 | 1 | 2 |
Museum of Contemporary Art (Чикаго) | 3 | - | 3 |
Walker Art Center (Миннеаполис) | 3 | - | 3 |
Museum of Contemporary Art (Кливленд) | 2 | 1 | 1 |
Коммерческие пространства |
|
|
|
Pace (Лондон, Нью-Йорк) | 11 | 5 | 6 |
Galeria Pedro Cera (Лиссабон) | 7 | 2 | 5 |
Galerie Eva Presenhuber (Цюрих, Нью-Йорк) | 4 | 1 | 3 |
Rhona Hoffman Gallery (Чикаго) | 4 | 2 | 2 |
Roberts & Tilton (Лос-Анджелес) | 4 | 2 | 2 |
Адам Пендлтон и рынок
По сравнению с работами многих других молодых чернокожих художников произведения Пендлтона не показали резкого роста аукционных цен (что в равной степени может являться как основой устойчивости его рынка в будущем, так и началом рыночного заката). На данный момент с 2015 года объем аукционных продаж художника составляет $1,4 млн, а пик капитализации приходится на 2019 год. Рекордная цена Пендлтона также была установлена в 2019-м: работа 2015 года Black Dada / Column (K) ушла за $211,2 тыс. на Sotheby's в Лондоне. В 2020 году наблюдается отсутствие аукционной активности художника: с января по октябрь продано всего два лота из пяти выставленных, на общую сумму $14,4 тыс. (на 97 % меньше, чем в 2019 году). При этом оба предмета представляли собой тиражную продукцию.
В целом на рынке Пендлтона показатель успешных продаж с 2015 года составляет 79,5 % (из 44 выставленных на аукционные торги лотов продано 35), а средняя цена продажи на равна $41,1 тыс. Как отмечалось, наиболее успешным для художника был 2019 год: помимо наивысшего суммарного оборота ($491 тыс., на 52 % больше, чем в 2018 году) было продано 78 % лотов (7 шт.) при средней стоимости $70,2 тыс. С 2017 года более 50 лотов авторства Адама Пендлтона были проданы по цене, равной среднему эстимейту или выше такового (63 % всех проданных лотов).
60 % из топ-10 аукционных продаж художника составляют лоты из серии Black Dada («Черный Дада»), выполненные чернилами для шелкографии на холсте. Шесть работ, созданных в период с 2011 по 2018 год (размером 244 × 193 см), были проданы на общую сумму $869,9 тыс., что составляет 60 % суммарного оборота художника с 2015 года (24 % от общего числа проданных лотов). Рекордная стоимость продажи Пендлтона ($211,2 тыс.) в 1,3 раза превысила средний эстимейт и на 14 % — предыдущий ценовой рекорд в $185 тыс., установленный в 2018 году.
Таблица 2. Топ-10 аукционных продаж работ Адама Пендлтона, 2015–2020
№ | Название работы | Материал, техника | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ тыс. |
---|---|---|---|---|---|
1 | Black Dada/Column (K) (2015) | Холст, чернила для шелкографии, акрил | Sotheby's, Лондон | 2019 | 211,2 |
2 | OK Dada OK Black Dada OK (We Are) (2018) | Холст, чернила для шелкографии, аэрозольная краска | Phillips, Нью-Йорк | 2018 | 185,0 |
3 | Black Dada (K) (2012) | Холст, левкас, чернила для шелкографии | Christie's, Нью-Йорк | 2017 | 180,0 |
4 | Black Dada (D) (2014) | Холст, чернила для шелкографии | Christie's, Лондон | 2019 | 126,8 |
5 | Untitled (June 30th) (2018) | Майлар, чернила для шелкографии | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 90,0 |
6 | Black Dada (2013) | Холст, чернила для шелкографии, акрил | Sotheby's, Лондон | 2017 | 84,1 |
7 | Black Dada (A/D) (2011) | Холст, чернила для шелкографии | Sotheby's, Лондон | 2015 | 83,7 |
8 | Independence (Harvest 3000 Years) (2014) | Нержавеющая сталь, чернила для шелкографии | Sotheby's, Лондон | 2017 | 78,4 |
9 | Untitled (Mask) (2018) | Майлар, чернила для шелкографии | Christie's, Нью-Йорк | 2019 | 75,0 |
10 | System of Display, D (Four works) (2011) | Стекло, зеркало, чернила для шелкографии | Sotheby's, Лондон | 2017 | 66,2 |
Адам Пендлтон и индикатор доверия
По состоянию на начало октября собеседники ArtTactic — коллекционеры, галеристы и частные дилеры — оценивают его краткосрочный перспективы довольно позитивно: 71 % экспертов верят в рост рынка Пендлтона после кризиса, 5 % считают рост неизбежным. 24 % экспертов заняли в своих оценках нейтральную позицию, негативно в отношении молодого американца не высказался никто.
Что касается долгосрочных перспектив Адама Пендлтона, то здесь мнения разделились чуть больше: 14 % экспертов «очень позитивно», а 43 % «позитивно» относятся к прогнозам увидеть Пендлтона на рынке через 10 лет. В плюс такого настроения были названы представление художника топ-галереями и растущий интерес со стороны ведущих мировых музеев, начавшийся до движения Black Lives Matter. Однако 10 % экспертов высказались о будущем Пендлтона негативно, назвав одним из основных рисков возможные рыночные спекуляции.
Что еще отметили эксперты ArtTactic в отношении художника:
• Позиции на первичном рынке. Регулярные продажи на первичном рынке и международный охват представляющих его галерей являются самой сильной стороной карьеры Адама Пендлтона. Помимо David Kordansky (Лос-Анджелес), сегодня интересы художника представляют Galerie Max Hetzler (Берлин, Париж, Лондон), Galerie Eva Presenhuber (Цюрих и Нью-Йорк) и Galeria Pedro Cera (Лиссабон).
• Анонсированная выставка в МoМА. Количество персональных музейных выставок Адама Пендлтона существенно увеличилось в 2020 году, несмотря на пандемию: его показали Музей Людвига в Кёльне, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, Художественный музей в Тель-Авиве. Точная дата открытия долгожданной персональной экспозиции в нью-йоркском MoMA еще не объявлена, но выставка уже анонсирована на 2020-й и для художника станет значительным этапом в карьере.
• Локализация коллекционеров. Художник попал в собрания крупных американских коллекционеров — таких как Майкл Овиц, Дэвид Мартинес, Эби Розен, Стивен Коэн и семья Муграби. Тем не менее некоторые из опрошенных экспертов ArtTactic отметили, что Пендлтон еще не занял достойного места в международных частных коллекциях.
• Актуальность. Общему настроению экспертов способствует всплеск интереса к темнокожим художникам. Изначально Пендлтон создал свою программную работу Black Dada для бельгийского павильона на Венецианской биеннале 2015 года (Почему бельгийского? Потому, что Бельгия в свое время имела колонии в Африке и этим жестом в очередной раз извинилась перед международным сообществом), и с того же времени Black Dada стала одним из символов движения Black Lives Matter и прочно обосновалась в центре внимания СМИ.
Комментарий AI: Обычно художники покидают топ-галереи в двух случаях: оба мы упомянули в рассказе о Сесили Браун (если кратко, то либо тихий уход по выслуге лет, либо «перерастание» художником самой галереи). В ситуации же с уходом Адама Пендлтона из PACE на этаж «ниже», к Дэвиду Кордански, остаются вопросы: кто был инициатором разрыва, какие условия обеспечит галерея из Лос-Анджелеса художнику в статусе перспективной звезды, как будет осуществляться координация с другими европейскими дилерами? David Kordansky Gallery не привыкать растить суперзвезд (вспомним того же Рашида Джонсона) — но Джонсон в итоге перешел на уровень выше, в Hauzer & Wirth. Сможет ли галерея удержать и поднять уровень художника, пришедшего из топ-галереи?
Замерший рынок публичных продаж Пендлтона заметно контрастирует с рынками других молодых художников, таких, например, как Амоако Боафо ($3,77 млн в 2020 году, топ-работа продана за $713 тыс. на лондонском Phillips в феврале). Но, как правильно отмечает ArtTacic, это в равной степени может говорить и о здоровом климате рынка художника — когда ценовая динамика поступательна, без резких перепадов, вызванных спекулятивной гонкой отдельных продавцов (и по совместительству — покупателей). Тем более что живописные работы — визитная карточка Пендлтона — на аукционные торги в 2020 году не поступали. Такое как раз случается перед анонсированными выставками в ведущих мировых музеях (в нашем случае — MoMA): предложение искусственно сдерживается, чтобы по окончании ретроспективы выстрелить новыми рекордами (подробно об этом мы ранее писали здесь).
Тем не менее возникает немного циничная параллель. Рашид Джонсон в Hauzer & Wirth держится немного в стороне от движения BLM, чернокожие авторы на контрактах с галереями Gagosian и David Zwirner тоже не особо активны — а теперь и PACE расстается с символом этого движения. Вам не кажется, будто ведущие коммерческие структуры арт-рынка дистанцируются от общественных настроений — точно так же, как они всегда сторонились политики? И переход Адама Пендлтона — это не переход, а временный «перевод»? Или и того круче: художника просто берегут, держат подальше от информационной волны, считая ее временной и сохраняя его искреннее творчество для истории искусства.
Источник: wsj.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201009_pendleton.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201009_pendleton.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.