art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

СВЕШНИКОВ Борис Петрович (1927–1998) Отблеск ужаса. 1985
Текущая ставка
15 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ТУРНОВА Наталия Петровна (1957) Из серии «Рядовые». 2007
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00
ГУДИАШВИЛИ Ладо (Владимир Давидович, 1896–1980) Королева из Армази. 1972
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00

Современные художники в кризис: Амоако Боафо
ARTinvestment.RU   24 сентября 2020

Амоако Боафо — художник из Вены, рисующий пальцами, который пересек Атлантику

На этой неделе мы немного отойдем от намеченного порядка и представим художника не из рейтинга ArtTactic Confidence Report, а из другого источника — недавнего отчета Artnet. В нем ярко выделяется одно имя, которое в поисковых запросах пользователей на сайте artnet.com совершило самый стремительный скачок за последний сезон — от 0 запросов в 2019 году до 717 за первое полугодие 2020-го! Кроме того, этого автора выделил другой аналитический ресурс — Artprice, упомянув о нем в недавнем блоге «Пять современных художников, проверенных карантином».

Встречайте: Амоако Боафо, 36-летний художник родом из Ганы, чья история способна поразить воображение не только любителей искусства, но и самых искушенных специалистов в арт-сфере. Еще пару лет назад его творчество было знакомо разве что небольшой группе друзей и знакомых. В начале этого года на февральском аукционе Phillips в Лондоне работу живописца продали за £675 000 ($880 971), в тринадцать с лишним раз дороже эстимейта. Теперь Боафо самый ожидаемый гость на предстоящих осенних показах и торгах.

Стремительный взлет художника вполне объясним. В последние несколько лет движение в сторону формирования всеобъемлющей истории искусства, включение в нее культур, считавшихся ранее периферийными, подкрепляясь растущим финансовым потенциалом работ темнокожих художников, перестало быть сугубо теоретической проблемой искусствознания или этики. Набравшее в недавнее время обороты движение Black Lives Matter, безусловно, сыграло свою роль в закреплении этой тенденции. В центре внимания оказалась и фигуративная живопись, открывающая путь в самый закрытый и исторически «белый» жанр — портрет. Работы художника вписываются в контекст, формируемый искусством Нжидеки Акуниили Кросби, Генри Тейлора, Чабалалы Селф и, конечно, Линетт Йадом-Боакье, недавней героини статьи в нашей серии «Современные художники в кризис». Ее имя, среди прочих, живописец называет, говоря о своих художественных авторитетах.

Искусство Боафо несет в себе политический элемент, но, в противовес патетике и даже некоторой радикальности значительной части работ в данном направлении, его язык мягок и ненавязчив. Своими портретами художник стремится преодолеть негативную коннотацию образа темнокожего персонажа. Вместо объективации по расовому признаку, Боафо предлагает зрителю свою интерпретацию, основанную на понимании разнообразия, сложности и красоты африканской культуры через изображения отдельных ее представителей.

Новая жизнь, в которую художник окунулся сразу после переезда в Вену из родной Аккры, послужила мотивом к созданию первой серии в этом ключе — Black Diaspora (2018). В новом городе он столкнулся с предвзятым отношением со стороны европейской художественной среды — в первую очередь, конечно, галеристов и коллекционеров. Живописец ощущал вполне предсказуемое давление извне. Оно обязывало его ориентироваться на сложившиеся эстетические предпочтения местной клиентуры, если он был заинтересован в продаже своих произведений, то есть, к примеру, выбирать белых моделей. Однако Боафо предпочел иное: он создал серию портретов африканцев, которые его вдохновляли, — писателей, художников, директоров музеев, общественных активистов.

Выразительность произведений Боафо строится на осмыслении художником нюансов зрительного восприятия. Герои представлены в большом масштабе на нейтральном, абстрактном фоне, тяготеющем к локальному цветовому пятну. Их одежда нередко имеет яркий флоральный узор, повторяющий печать на оберточной бумаге Liberty или рисунки поздневикторианских обоев, которые коллекционирует художник. Этим гладким и однообразным, ритмически размеренным плоскостям противостоят лица и руки героев, концентрирующие на себе главное внимание.

Уже несколько лет художник пишет их пальцами вместо кисти, что создает сложную, колористически и пластически насыщенную фактуру живописи, которая, помимо прочего, отражает свет и заставляет лица как будто сиять изнутри. Способ обращения с живописной формой художника тяготеет, скорее, к мастерам Венского сецессиона, например Густаву Климту и Эгону Шиле, но в трактовке поверхности холста экспрессионизм Боафо ближе к своим первоисточникам — в том числе, например, к творчеству Ван Гога. Контрастный цвет в произведениях лишен всякого драматизма, и вкупе с узором выверенная гармония колористического решения придает живописи Боафо позитивную утвердительность и привлекательную декоративность. В последних работах Боафо экспрессия все больше уступает место минималистическому подходу, который сводит детали картины к самым знаковым, опуская проработку побочных элементов, что позволяет Боафо и его зрителям еще больше сосредоточиться на самом субъекте живописи художника.

Карьерные вехи Амоако Боафо

  • Амоако Боафо родился в Аккре (Республика Гана) в 1984 году. Отца будущий художник потерял в совсем юном возрасте, мать работала поваром. Боафо с самого детства хотел заниматься живописью. Однако, как он отмечал впоследствии, в Гане совершенно не было инфраструктуры в сфере искусства, и представить себя в ней мальчику из обычной семьи было практически невозможно. По счастливому стечению обстоятельств, один из коллег его матери заметил тягу Амоако к живописи и оплатил его обучение в художественной школе. Благодаря этому Боафо окончил Ганский колледж искусств и дизайна (Ghanatta College of Art and Design) в 2008, получив награду «Лучший портретист года».
  • В 2013 году Боафо переезжает в Вену со своей будущей женой, австрийской художницей Сунандой Мескитой. Спустя несколько лет непростых поисков он приходит к своей индивидуальной манере. Первых проявлений симпатии от европейской критики не пришлось долго ждать: в 2017-м он получил приз Walter Koschatzky Art Award для художников младше 35 лет.
  • Весной 2018 года происходит второе значимое событие на творческом пути живописца. Художник Кьянде Уайли, портретист и видный покровитель молодого африканского искусства, наткнулся на аккаунт Боафо в инстаграме. Работы, опубликованные Боафо, настолько понравились Уайли, что он разослал их сразу в несколько галерей. Ответ пришел от Roberts Projects из Лос-Анджелеса, Калифорния. Отсюда берет начало сотрудничество с дилером Беннеттом Робертсом. В стенах Roberts Projects состоялась первая персональная выставка художника, I see me (12 января — 23 февраля 2019).
  • Следующей важной вехой в его карьере стало знакомство с Амиром Шариатом, бывшим топ-менеджером Deutsche Bank, а ныне венским дилером и арт-менеджером. Именно он представил Боафо коллекционерам Дону и Мере Рабелл и выдвинул его кандидатуру на место следующего художника-резидента Rubell Family Collection (Флорида, США), открывшей широкой публике сегодняшних суперзвезд Стерлинга Руби и Оскара Мурильо. Арт-сообщество начинает говорить о молодом перспективном художнике.
  • Осенью 2019-го, перед отъездом живописца во Флориду, Марианна Ибрахим, одна из наиболее перспективных дилеров молодого африканского современного искусства, берется за создание его индивидуального стенда на Art Basel Miami. Работы художника раскупаются на ярмарке за считаные минуты. К моменту открытия выставки в Rubell Museum в декабре 2019-го Боафо оказывается окружен множеством почитателей, а очередь из коллекционеров, желающих приобрести работу многообещающего художника, выстраивается в длинные списки ожидания во всех представляющих его галереях.
  • Ввиду всего вышеперечисленного, известие о том, что работа Боафо будет участвовать в лондонском аукционе Phillips в феврале 2020-го, вызвало заметное оживление в кругах коллекционеров. Без всякого сомнения, ожидалось, что финальная цена в несколько раз превысит эстимейт $40 000–65 000. Но того, что произошло, никто не смог предугадать. Лот аукциона, портрет Lemon Bath Suit («Лимонный купальник», 2019), меньше года назад был приобретен известным спекулятивным дилером Стефаном Симчовицом. На выставке в галерее Джефрри Дайча работа оценивалась в $25 000, и цена с учетом скидки в 10 %, предоставленной Симчовицу, составила $22 500. Соответственно, продажа ее на Phillips за, повторимся, $880 971, принесла ему 3 815 % доходности (о чистой прибыли, учитывая комиссию аукционного дома и другие расходы, понесенные дилером, можно только догадываться).
  • По словам дилера Амира Шариата, вскоре художник может подписать контракт с одной из топ-галерей в Нью-Йорке (известно, что он уже побывал на встречахc Gagosian и Pace Gallery). В настоящее время Боафо представляют Roberts Projects в Лос-Анджелесе и Mariane Ibrahim в Чикаго. В последней сейчас проходит персональная выставка художника I stand by me (10 сентября — 24 октября 2020).
  • Боафо активно работает, чтобы вернуть себе контроль над рынком собственных произведений. Опыт февральского аукциона показал, что ему нужно внимательнее относиться к тому, в чьих руках оказывается работа. Быстрый подъем, к сожалению, вовсе не гарантирует успеха в долгосрочной перспективе, а скорее, наоборот, может помешать серьезной и продолжительной карьере. Следовательно, одна из главных задач художника на данный момент — найти для своих произведений ответственных владельцев, которые не выбросят их в свободное плавание в стихию вторичного рынка (аукционных торгов).
  • Еще весной художник вернулся в Аккру, где он прилагает усилия для развития местного художественного сообщества. Еще в 2013-м Боафо вместе с Мескитой и историком Жаклин Эджиджи основали арт-пространство WE DEY в Вене, продвигающее искусство культурных меньшинств. Во время работы в резиденции Рабеллов во Флориде с художником связался Ким Джонсон, арт-директор французского модного дома Dior Men. Знакомство вылилось в сотрудничество в создании коллекции «Весна — 2021». В рамках заключенного соглашения Dior помогает Боафо основать обширную студию в Аккре, которая могла бы служить одновременно резиденцией для ганских художников и галереей, управляемой местными деятелями культуры.

Амоако Боафо в цифрах и фактах

Согласно данным ArtFacts, к настоящему моменту художник имеет 1 персональную (вторая, как мы писали выше, открыта в Чикаго до 24 октября) и 10 групповых выставок. Среди групповых выделим проект в берлинском Museum Of Now («Музей сегодняшнего дня») в 2019 году, где Амоако был представлен наряду с 11 другими художниками родом от стран бывшего Восточного блока до Сирии (в настоящий момент все они живут в Центральной Европе). Первая персональная выставка прошла в Roberts Projects — галерее-трамплине в арт-квартале Лос-Анджелеса, которая, как отмечалось выше, является идеальной площадкой для совершения прыжка в «гранды». Аукционная история Амоако Боафо началась в 2020 году; на торги выставлялось 22 лота, и все они были распроданы (т. е. доля проданных лотов 100 %) на общую сумму $3,77 млн, а средняя стоимость произведений составила $171 тыс. 63 % работ были проданы на лондонских аукционах, 37 % — на нью-йоркских.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Амоако Боафо, 2020

Название работы

Аукционный дом, город

Месяц продажи (2020)

Цена по молотку, $ млн

1

The Lemon Bathing Suit (2019)

Phillips, Лондон

Февраль

718,2

2

Joy in Purple (2019)

Phillips, Нью-Йорк

Июль

540,0

3

Self-portrait (2017)

Sotheby's, Лондон

Июль

246,0

4

Diary III (2016)

Phillips, Лондон

Июль

222,1

5

Untitled (2019)

Sotheby's, Нью-Йорк

Июнь

210,0

6

Untitled (2019)

Phillips, Лондон

Июль

188,7

7

After the nail color (2018)

Phillips, Нью-Йорк

Июль

180,0

8

Orange Shirt (2019)

Christie's, Нью-Йорк

Июль

170,0

9

Lady with Lemon Top (2018)

Christie's, Лондон

Июль

142,4

10

Untitled (Black Turtleneck) (2019)

Christie's, Нью-Йорк

Июль

130,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Амоако Боафо на аукционных торгах, 2020

Ценовой диапазон

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

Объем продаж

$ тыс.

89,9

465,4

1953,7

1258,2

%

2,4

21,2

51,9

33,4

шт.

2

6

12

2

%

9,1

27,3

54,5

9,1

Комментарий AI: взрывной успех Амоако Боафо не припишешь активизиции движения Black Lives Matter: он успешно преодолел Атлантику (напомним, художник «стартовал» к покорению арт-рынка из Вены) еще в 2019 году. Здесь следует отметить два фактора успеха, о которых нужно помнить всем молодым художникам: удачу встретить поверившего в тебя коллекционера (и по совместительству арт-дилера) и важность влиятельных арт-резиденций — каковой стала для Боафо Rubell Family Collection. Третий фактор — образование и самобытный стиль — даже не обсуждается: он должен идти с молодым художником в комплекте по умолчанию.

История с первой, февральской, топ-продажей — в духе спекулятивного рынка современного искусства: здесь и авантюрный публичный владелец, и красивая история с 13-кратным увеличением стоимости, и лояльный к молодым художникам аукционный дом. Но обратим внимание: без предварительной арт-подготовки в виде сопутствующих выставок и галерейных контрактов эта сделка так и осталась бы холостым выстрелом, тогда как все эти мероприятия обеспечили молодому автору 21 аукционную продажу в течение следующего полугода. Также обратим внимание, что про Амоако Боафо практически одновременно в начале осени написали и Artprice и Artnet: за первым стоит топ-коллекционер Бернар Арно (LVMH), акциями второго владеют многие функционеры рынка искусства. Другими словами, сообща все работают на создание звезд мирового масштаба. Главное — чтобы Амоако подольше держали в стороне от расписывания сумок Louis Vuitton, к чему привлекаются большинство художников из обоймы Арно: тогда у него есть шанс вырасти в настоящего, признанного живописца.

Сам художник в публичном поле при этом остается вполне скромным парнем. «Я бы предпочел видеть свои картины на выставочных стенах, — говорит он. — Либо чтобы на аукционе их купил музей <а не частное лицо>». Хочется верить, что эти слова произнес сам Боафо, а не его спичрайтер: с момента перехода Атлантики и вступления во «взрослый мир» за художников уже говорит рынок.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200924_boafo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200924_boafo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх