Самые ликвидные художники на аукционном рынке России
Задачей было отобрать группу художников, работы которых владелец в наше время сможет быстро продать по текущей рыночной цене
Речь пойдет о ликвидности в узком смысле — о том, с какой вероятностью можно продать работу художника за короткий период. То есть за 1–3 недели для AI Аукциона или примерно за 2–3 месяца, которые проходят от момента сдачи на живой аукцион, с торгами в зале. Другими словами, нашей задачей было отобрать группу художников, работы которых владелец сегодня сможет быстро продать по текущей рыночной цене. Для сравнения: примером неликвидных работ являются интерьерные картины с Крымской набережной — кому-то нравится, но перепродать их на публичном рынке практически невозможно.
Почему важно определиться с ликвидностью? Исторический момент сейчас такой. Все больше трезвомыслящих покупателей держат в голове не только возможную доходность вложений (ну, кто сейчас за это поручится?), но еще и возможность быстро продать работу «в случае чего». Пусть со скидкой, но быстро. То есть работу выбирают не только по душе, но и по критерию ликвидности. Смотрят, чтобы авторство принадлежало художнику из пула наиболее продаваемых.
Какие критерии высокой ликвидности можно выделить? На что нужно обращать внимание?
Работ выбираемого художника на аукционах должно предлагаться и продаваться в достаточном количестве: 7–10, а лучше 20 в год. Это говорит о том, что существует сложившийся круг покупателей и ресурс оборотного материала для обеспечения жизнедеятельности рынка. Распространено заблуждение, что если работы художника появляются редко, то все коллекционеры только и ждут, чтобы их купить. Увы, это справедливо лишь для авторов уровня разве что Малевича. А если художник не входит в пантеон славы, но на аукционах появляется крайне редко, то может оказаться, что вы окажетесь едва ли не единственным его покупателем. И других заинтересованных коллекционеров, чтобы перепродать им в случае чего, днем с огнем не сыщешь.
Обилию аукционного предложения должна сопутствовать убедительная статистика продаж. Если в среднем из 10 лотов продается 5 — хорошо, а если 7, то очень хорошо. Вообще же 80 и более процентов проданных работ для российского аукционного рынка — случай исключительно редкий. На отрезке 2014–2015 гг. это удалось лишь 5 авторам.
Чтобы определить наиболее продаваемых художников, ориентируясь на эти критерии, мы отфильтровали базы данных аукционных результатов собственного AI Аукциона и других российских аукционов с начала 2014 по конец 2015 года. В выборку по AI Аукциону мы включили только авторов, работы которых мы за два года выставляли не менее 15 раз (плюс просто любимый нами Плавинский с 13 появлениями в наших каталогах). Постаукционные продажи не учитывались. Техника тоже не учитывалась — живопись, графика, все вместе. Рейтинг ликвидности строился по убыванию соотношения проданных и выставленных лотов. И вот что у нас получилось за два года по итогам 97 аукционов AI:
Рейтинг ликвидности художников на AI Аукционе за 2014–2015
Автор | Выставлено, лотов | Продано, лотов | Доля продаж, % |
---|---|---|---|
20 | 18 | 0,90 | |
14 | 11 | 0,79 | |
17 | 13 | 0,76 | |
16 | 12 | 0,75 | |
67 | 48 | 0,72 | |
13 | 9 | 0,69 | |
27 | 18 | 0,67 | |
35 | 23 | 0,66 | |
29 | 19 | 0,66 | |
89 | 57 | 0,64 | |
46 | 29 | 0,63 | |
24 | 15 | 0,63 | |
16 | 10 | 0,63 | |
39 | 24 | 0,62 |
Неожиданно? А то. Тут, конечно, требуются комментарии.
1. Первое место у Конышевой в данном рейтинге — это, признаться, методический курьез, исключение, не компрометирующее общее правило. Дело в том, что выдающаяся статистика шестидесятницы Натты Конышевой обеспечивается в значительной степени исключительной ценовой доступностью ее живописи и удачным стечением обстоятельств. В последние два года ставки на ее картины доходили до 10 000–35 000 рублей и почти всегда достигали резервов. Но только у нас. Быстро продать ее через галереи или на других аукционных площадках вряд ли получится. И уж тем более не стоит по рейтингу делать вывод, что покупать Конышеву (1-е место) — это надежнее, чем покупать Зверева (10-е место) или Владимира Яковлева (17-е место). Как раз все наоборот.
2. Шемякин, Плавинский и Церетели на наших аукционах были представлены преимущественно тиражной графикой, которая продавалась по весьма доступным ценам и почти всегда находила своего покупателя.
3. Ленинградский нонконформист Михнов-Войтенко москвичам не очень известен. Но это художник сам по себе интересный, а для Северной столицы — культовый. Плюс тоже довольно доступный. По нашей информации, его произведения зачастую возвращаются на родину, к питерским коллекционерам, хотя у них уже появились любители и в других городах. И результатом мы не удивлены. Подробнее о рынке этого художника можно прочитать в нашей статье.
4. Зверев (продано 57 работ), Свешников (48 работ продано), Слепышев (29 работ продано), Немухин (27), Ворошилов (24 работы), Владимир Яковлев (23), Чубаров (23), Рабин (19), Казарин (18 работ продано) — справедливо считаются хитами AI Аукционов. По большинству этих авторов мы стали аукционом № 1 в России. Само собой, с точки зрения ликвидности мы считаем их наиболее безопасными: при наличии адекватной цены покупателей на них найдутся десятки.
По ликвидности на остальных аукционах России за два прошедших года (без учета AI Аукциона) можно сказать следующее.
1. Безусловным лидером по номинальному количеству проданных работ является Иван Шишкин — 69 проданных лотов из 100 выставленных. Этот результат достигнут, конечно, не за счет живописи, а за счет тиражной графики. Офортов Шишкина продается очень много. На втором месте — Анатолий Зверев (продано 34 из 52 выставленных лотов, без учета AI Аукциона). Тут все объяснимо.
2. Наивысшее соотношение выставленных и проданных работ — 92 % — принадлежит шестидесятнику Виктору Пивоварову. Проблема лишь в том, что этот результат объясняется низкой первоначальной базой: на русских аукционах за 2 года выставлялись 12 его работ, из которых 11 были проданы.
3. В общероссийскую двадцатку авторов с самым высоким процентом продаж входят такие известные художники, как Юрий Анненков (63 %), Анатолий Зверев (65 %), Александр Орловский (66 %), Константин Батынков (69 %), Игорь Ворошилов (70 %) и Георгий Савицкий (77 %).
4. Только два автора из топ-20 русских аукционов — Зверев и Ворошилов — входят одновременно и в топ по ликвидности AI Аукционов.
Оценки ликвидности AI не стоит рассматривать как призыв покупать только авторов из «ликвидной обоймы». Нет. Список ликвидных авторов гораздо длиннее. Да и методика несовершенна: присутствие дешевой графики размывает картину для дорогой живописи (в будущем надо бы подсчитать живопись отдельно). Но в целом результаты соответствуют и нашим ощущениям — недаром имена лидеров по ликвидности совпадают с именами хитов аукционов ARTinvestment.RU Ну и, пожалуй, сложно поспорить с тем, что в турбулентные времена ориентироваться на ликвидность приобретаемого художника — это по меньшей мере более безопасная стратегия для коллекционеров (особенно начинающих) и непуганых инвесторов.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160119_likvidnost.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160119_likvidnost.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.