Абстракции Евгения Михнова-Войтенко на аукционах ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU   13 апреля 2015

Покупать работы известного питерского шестидесятника сегодня может позволить себе широкий круг коллекционеров даже невысокого достатка

Его абстракции все чаще появляются на Аукционах AI, их неплохо раскупают; покупатели расспрашивают об авторе, художником интересуются и те, кто видит его работы в нашем офисе. Эти вопросы удивляют, но и радуют, подпитывая наши просветительские чувства.

Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко (1932–1988) — шестидесятник, представитель послевоенного неофициального искусства, разработчик новых идей в абстрактном экспрессионизме.

Почему знают его не все? Моя версия: потому, что художник умер 27 лет назад и, главное, он питерский, как и Леонид Борисов, о котором я только что писал (см. на AI: «Произведения Леонида Борисова на аукционе ARTinvestment.RU»). Чувствую, что это не очень вежливо, но, пожалуй, стоит признать очевидное: «подъезд vs парадная» или «бордюр vs поребрик» — это ведь и про искусство тоже. Ленинград и тогда, 40 лет назад, был неким изолированным миром «в себе», со своим языком и культурой. Да и сейчас, честно говоря, не сильно это изменилось. Поэтому есть перекос: широкая публика знает преимущественно московских нонконформистов (Рабина, Немухина, Кабакова и др.), а из ленинградских — разве что Евгения Рухина и Михаила Шемякина. А уж если москвич знает, кто такие Жарких или Арефьев, то, стало быть, перед вами или человек крепко в теме, или он родился на брегах Невы. Увы, из-за особенностей обмена информацией полноценного, по гамбургскому счету, состязания, да и вообще дискуссии о живописи между двумя столицами так и не состоялось. И это время безнадежно упущено.

Но вернемся к нашему герою. Тем, кто будет искать по справочникам, поясню: Михнов — фамилия матери, Войтенко — отца, родители развелись, когда ребенку было 3 года. На афишах Михнов-Войтенко был чаще просто Е. Михнов, хотя в некоторых выставочных списках (например, в справочнике «Другое искусство») встречается и фамилия только Войтенко.

За плечами культовой фигуры ленинградского нонконформизма остались работа токарем на заводе им. Свердлова, Ленинградский педагогический институт иностранных языков, постановочный факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (диплом он защитил на тему «Оформление спектакля по пьесе Евгения Шварца “Обыкновенное чудо”»), работа на художественном комбинате. Для меня было удивительно, но человек, фамилия которого прочно ассоциируется с «Сайгоном» и «газаневской культурой», не выставлялся ни в ДК Газа, ни в ДК «Невский». Тоже сам по себе. Первая персональная выставка Михнова-Войтенко состоялась в 1978 году: уговорили друзья. Художнику было уже 46. Жить ему к тому моменту оставалось всего 10 лет.

Еще в конце 1950-х годов Михнов-Войтенко придумал свои «тюбики» — технику создания абстрактной геометрии чистой краской, выдавленной прямо из тюбика, без кистей. Внешне эти работы кому-то напомнят «сигнальные системы» москвича Юрия Злотникова, появившиеся примерно в это же время. Точнее, по форме похоже, но философия другая. Позже были эксперименты с современными материалами (нитроэмалями и пр.), фирменный «спонтанный метод» и другие находки. Этапы творческого пути художника, умершего в 1988 году, еще до «русского бума», с большой любовью собраны и систематизированы на сайте mikhnov-voitenko.ru. Создатели молодцы: не обо всех значительных художниках память хранят так заботливо. Коллекционерам будет интересно. Ресурс дает представление как о творческих периодах, так и о контексте, погружает зрителя в ту эпоху. Я же в рамках жанра вынужден уже свернуть с искусства на деньги.

И тут разобраться непросто. Художник давно включен в аукционный оборот, статистика насчитывает почти полсотни аукционных событий, это хорошо. Но историческая несмешаность двух столичных культур породила вредные ценовые парадоксы. Давно замечено, что в городе на Неве коллекционеры способны платить и платили немыслимые по московским меркам деньги за местных, региональной известности нонконформистов и актуальщиков. Даже после кризиса 2008 года счет мог идти на десятки и даже более сотни тысяч долларов, а между тем в Москве до недавних пор и имен таких особо не знали, да и цены такие никто всерьез не воспринимал (у нас всегда цены были скромнее).

Отсюда — вывод: аукционный рынок работ Михнова-Войтенко довольно волатилен. Аукционный рекорд для его творчества был установлен в 2012 году на петербургском аукционе «Русские сезоны» (ныне не работающем). Тогда, внимание, за графику покупатель заплатил почти 20 тысяч долларов, хотя до кризиса 2008 года живопись не всегда находила своего покупателя даже за вдвое меньшие деньги. Словом, сегодня на результаты даже трехлетней давности ориентироваться вообще бессмысленно.

Реалии 2014–2015 года скорее таковы: небольшая графика продается в диапазоне 20 000–40 000 рублей. Ориентир для живописи — около 150 000 рублей. И это здорово. Это означает, что работы Михнова-Войтенко доступны для широкого круга коллекционеров невысокого достатка. И их охотно покупают, как свидетельствует статистика наших аукционов. За отсутствием более-менее внятных ориентиров, не возьмусь предрекать каких-то супервыгодных инвестиций, но одно понятно и без того: есть заслуженный интересный художник, уже вписанный в историю искусства, и его работы многие реально могут себе позволить.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150413_mikhnov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150413_mikhnov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх