Произведения Леонида Борисова на аукционе ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU   06 апреля 2015

Леонид Константинович Борисов (1943–2013) — ленинградец, семидесятник, человек «газаневской культуры», художник, развивавший собственные идеи в геометрической абстракции

Этого художника хорошо знают профильные коллекционеры и историки послевоенного искусства. У него были и заметные выставки, и аукционные продажи. Но сказать, что имя Леонида Борисова сегодня на слуху, тем более в сегменте массового коллекционирования, значило бы покривить душой. Да, его знают. Но знают те, кто знаком с творчеством Евгения Михнова-Войтенко, Юрия Жарких, Владимира Овчинникова. Тем, кто собирается самостоятельно изучать вопрос, можно рекомендовать целый сайт, посвященный творчеству Леонида Борисова: lborisov.ru. А этот небольшой обзор задуман скорее как краткая справка для наших покупателей. Для тех, кто не в первый раз видит на наших аукционах эффектную борисовскую геометрию и хочет в общих чертах понять, что к чему.

Леонид Константинович Борисов (1943–2013) — ленинградец, семидесятник, человек «газаневской культуры», художник, развивавший собственные идеи в геометрической абстракции. Он самоучка, окончил электротехнический институт, где оттачивали не только навыки черчения, но и воспитывали системное мышление. Поворотным моментом для 26-летнего юноши, тянувшегося к искусству, стало знакомство с художником Александром Леоновым. То есть по современным меркам Борисов довольно поздно принял решение стать художником. Зато его первый публичный показ выпал на ставшую исторической выставку в ДК «Невский» в сентябре 1975 года. Это она дала вторую часть названия «газаневской культуры». В ней приняло участие 88 художников, включая Леонова, Жарких, Рухина. В первой выставке в ДК им. Газа Борисов в качестве художника не участвовал.

Потом была попытка объединиться в Товарищество экспериментальных выставок (ТЭВ), квартирные выставки «купчинского культурного центра», Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ), обвинение в тунеядстве, работа оператором в котельной, сближение с московскими художниками-единомышленниками (Соков, Шелковский, Орлов, Колейчук, Чуйков и др.).

Много позже  — участие в выставке в Русском музее, а также серия московских выставок. Биография Леонида Борисова есть на AI; тем коллекционерам, кто начинает изучать творчество нового для себя мастера ленинградского авангарда, будет интересно — тут без сомнений.

А теперь о деньгах и рынке. И начнем с того, какие особенности нужно учитывать.

Борисова сегодня коллекционеры большей частью покупают «для себя», а не для инвестиций. Художник многим нравится, но уверенно судить об инвестиционных перспективах пока преждевременно. В таких вопросах кроме хорошего предчувствия требуется показательная аукционная ценовая статистика. А цены на Борисова волатильны и пока находятся, как говорится, в поисках новых уровней.

Формально аукционный рекорд для творчества Леонида Борисова был установлен в далеком 2005 году: хорошая работа 1977 года была продана на Sotheby’s за 4 125 долларов. Увы, время показало, что это был скорее неправильный сигнал, фальстарт. Рано было. Поэтому последующие попытки предлагать Борисова за 5 тысяч, а уж тем более за 10 тысяч долларов, как Sotheby’s в 2013 году, оказались предсказуемо безуспешны. Особенно учитывая, что на соседнем лондонском Roseberys сопоставимая по классу живопись была продана в 25 раз дешевле. В общем, предлагаемые на Sotheby’s ценовые уровни так и не были приняты рынком. А потом было снижение интереса к русскому искусству, усиление кризиса, то да се. В результате сейчас вторым в списке самых дорогих аукционных работ Борисова стоит ассамбляж 1977 года, проданный на нашем аукционе ARTinvеstment.RU совсем недавно, 20 марта 2015 года за 50 000 рублей. В этом же году у нас была куплена эффектная геометрическая графика (не живопись) со специально проделанными дырочками (12 000 рублей) и фотография. Вещь с дырочками была настолько хороша и доступна, что я до сих пор кусаю локти. Впрочем, не впервой.

Ладно, риски нераскрученности и ценовой волатильности понятны. А есть ли потенциал? Да, вполне. Признаков того много. Работы художника узнаваемы, устроители выставок по-прежнему включают Борисова в профильные экспозиции. В плюс работает и то, что цены на многие работы Борисова доступны, находятся в начальном ценовом диапазоне. Для живописи это, скажем, 1500–3000 долларов. Художник довольно ликвидный. И работ на рынке есть немало. Вот и мы сейчас выставляем хорошее яркое масло «Композиция. Импровизация № 2» 1977 года. Для коллекционеров особенно важно, когда есть что собирать и есть из чего выбирать. Словом, есть и риски, есть и потенциал, а дальше дело за удачей.

Владимир Богданов, AI


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150406_borisov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150406_borisov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх