Сегмент русского искусства в первом полугодии. Отдельные итоги
Завершилось интересное, насыщенное событиями полугодие. С точки зрения арт-рынка все прошло без негатива, без новых тревожных тенденций. По крайней мере ничего такого, чего мы не знали раньше, не обнаружилось
Завершилось интересное, насыщенное событиями полугодие. С точки зрения арт-рынка все прошло без негатива, без новых тревожных тенденций. По крайней мере ничего такого, чего мы не знали раньше, не обнаружилось.
За полгода ценовой индекс русского искусства ARTIMX-RUS прибавил 285 пунктов. Формально условные 1000 долларов, вложенные в сегмент русского искусства в январе, к началу июля превратились в 1285 долларов. Это, напомню, своего рода «средняя температура по госпиталю», которая учитывает аукционные результаты на зарубежных и отечественных аукционах.
А от активности российских аукционов, надо сказать, уже рябит в глазах: этот сегмент демонстрирует весьма бурный рост. График торгов уже настолько плотный, что к Константину Бабулину, который первым начал посещать аукционы, писать обзоры и поначалу легко успевал побывать везде, за последние полгода присоединились еще трое сотрудников AI. Иначе не успеть. Появляются на аукционном поле и новые игроки: одни — в результате разделения прежних команд, т.е. люди с аукционным опытом, другие — без опыта торгов, но на арт-рынке совсем не новички. В частности, только за эти несколько месяцев провели первые торги «Дом антикварной книги в Никитском» и «Дом графики Д. А. Ровинского». Про старожилов аукционного рынка и говорить не приходится: торги идут одни за другими.
И вот для этих-то регулярных аукционов положительная динамика особенно заметна. Если в конце прошлого года и начале нынешнего нормальным итогом для московских регулярных аукционов было около 30 процентов проданных лотов (для мировых аукционов средний показатель составляет 68 процентов), то уже к середине года процент проданных лотов на внутренних российских аукционах начал расти, устремляясь в зону 40–50 процентов.
Отрадно отметить и появление рекордов на внутреннем аукционном рынке, а их давненько не было. В частности, в июне 2012 на московском аукционе «Русская эмаль» с большим превышением предварительной оценки был продан натюрморт Игоря Грабаря «Груши на красной скатерти» 1921 года. За 16 шагов покупатели с 13 миллионов рублей дошли до 36 миллионов — рекорд торгов для России, для местной аукционной площадки. Интересно, что в 2008 году этот натюрморт был куплен в Копенгагене за 121 тысячу долларов (примерно 3 миллиона рублей). Просто мечта инвестора: цена произведения за 4 года выросла в 12 раз и на Грабаре продавец заработал миллион долларов.
К слову, на тех же торгах за такие же 36 миллионов рублей была продана и картина Николая Фешина. Для самого Фешина это давно не рекорд. Но для российского аукционного рынка цифра очень заметная. К тому же и борьба была красивая: с 15 миллионов рублей до 36 миллионов, за 13 шагов.
Для сравнения: в прошлом году самым дорогим произведением, проданным на аукционах в России, была «Богиня вод» Константина Маковского: на аукционе «Русские сезоны» за нее отдали 29,7 миллиона рублей. Правда, нужно учитывать, тогда и курс рубля был заметно выше.
В первом полугодии на российских аукционах было обновлено множество персональных рекордов для творчества конкретных художников. В частности, на «Русской эмали» был зарегистрирован мировой рекорд для работы Веры Рохлиной (14 миллионов рублей), а на «Магнум Арсе» — рекорд для Аркадия Рылова. В целом подобные ситуации перестали быть редкостью, что не может не радовать.
Несколько персональных рекордов для русских художников были поставлены и на лондонской «Русской неделе» в мае. И этот факт не стоит недооценивать, потому что «Русские торги» с каждым годом становятся слабее. Каталоги становятся все менее убедительными, и дефицит шедевров с каждыми торгами ощущается все острее. Тем не менее доля проданных лотов приближалась к 65–70 процентам, хотя вещи часто уходили без борьбы, по нижним эстимейтам. Впрочем, наблюдатели отмечают, что при всех претензиях к каталогам на отдельных лотах завязывалась весьма острая борьба. Например, на торгах Christie’s была отмечена схватка за работу Кипренского: со старта в 150 тысяч фунтов «Портрет М. А. Голицына» (лот 20) подорожал до конечных 600 тысяч. На тех же торгах в отчаянной борьбе рисунок Льва Бакста «Желтая султанша» (лот 42) с эстимейтом 350–450 тысяч фунтов был продан за 800 тысяч. Топ-лотом «русского Сотбиса» стала картина «Натюрморт (Колокольчики)» Наталии Гончаровой, проданная за 2,95 миллиона фунтов (чуть ниже нижнего эстимейта). Для Гончаровой это давно не рекорд, но цифра заметная. На Christie’s же был установлен персональный рекорд для аукционных работ Михаила Врубеля (майолика «Царь морской» продана за 229 тысяч фунтов), а также обновились персональные рекорды еще минимум для трех русских художников.
Специалисты также отметили высокий интерес покупателей к шестидесятникам: работы Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга и Олега Целкова на том же Christie’s уходили с двукратным превышением эстимейта. В целом майская русская неделя не выявила новых тенденций и не установила сверхрекордов, как бывало раньше. Но при этом, как отмечают старожилы, покупатели разъехались довольными.
Художники из орбиты русского искусства показывали выдающиеся результаты и на международной арене. И пусть в первой половине 2012 года произошло только одно изменение в нашем рейтинге самых дорогих картин русских художников, но зато какое! Обновилось первое место. Его по-прежнему занимает Марк Ротко, наш Маркус Яковлевич Роткович, но уже с работой стоимостью 86,9 миллиона долларов. Столько с учетом комиссии заплатили в мае на Christie’s за более чем двухметровый холст 1961 года «Оранжевое, красное, черное». Ранее вещь принадлежала меценату из Пенсильвании Дэвиду Пинкусу, который приобрел ее в Marlborough Gallery, а затем долгое время предоставлял в аренду Филадельфийскому художественному музею. Картина «Оранжевое, красное, желтое» стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.
В числе интересных ситуаций с художниками орбиты русского искусства в первом полугодии запомнился случай с Хаимом Сутиным. В мае на Sotheby’s его «Посыльный из Максима» был продан за 9,37 миллиона долларов. Не бог весть какой случай, но эта вещь хорошо знакома русским ценителям искусства, потому что в 2004 году «Посыльный из Максима» сотворил сенсацию. Восемь лет назад его купили, как тогда считалось, за безумные деньги — 6 миллионов долларов. Получается, владелец заработал около 3 миллионов. А ведь ожидания были и еще выше. Верхний эстимейт для этой вещи установили на уровне 15 миллионов долларов.
Если не самыми главным, то самым обсуждаемым событием русского арт-рынка в первом полугодии стало заявление трех ведущих галерей о «переформатировании» — отказе от классического коммерческого формата с переходом в менее обязывающий статус некоммерческой институции. Галереи XL, Айдан и «М & Ю Гельман» дали пресс-конференцию, на которой рассказали о причинах переформатирования. В числе прочих прозвучала и версия с массовым отъездом коллекционеров, что критически сказалось на продажах современного искусства. В таком откровенном ракурсе проблему рынка современного искусства никто ранее публично не поднимал. И если проблема есть, то она должна распространяться и на антикварный рынок, а как иначе? Поэтому ARTinvestment.RU провел собственный опрос галеристов (преимущественно представителей антикварного сегмента) на тему о том, много ли уезжает их покупателей. Ответы подтвердили, что дыма без огня не бывает. Все опрошенные согласились, что ряд их коллекционеров уехали. Но по ответам понятно, что речь не идет о критическом количестве. Большинство галеристов сообщили также, что уехавшие ничего больше не покупают. Некоторые уточнили, что эта категория перестала покупать задолго до отъезда. Другое дело — коллекционеры, живущие на два дома, сохраняющие бизнес в России. Они продолжают покупать. Также при опросе почти все галеристы отметили появление новых покупателей, а некоторые — возвращение старых, которые не покупали уже несколько лет. Так что, несмотря на то, что информация подтвердилась, речь скорее идет о скомпенсированном процессе. Отъезд ряда коллекционеров, вероятно, воспринимается более болезненно как подтверждение негативного изменения общественного климата. Не секрет, что на продажи сильно влияет настроение покупателей: позитив, предсказуемость и уверенность в завтрашнем дне. А события последнего полугодия, чего греха таить, к этому не располагали.
Что ж, впереди начало нового делового сезона. Для многих наших галерей он откроется раньше, еще в августе. В конце лета начинается сезон отпусков у иностранцев, а русское искусство для многих — часть культурной программы пребывания в Москве. Всем, кто занимается русским искусством, ARTinvestment.RU желает удачных продаж.
Напоследок в нескольких словах отметим, чем запомнится первое полугодие в сегменте мирового искусства.
C начала 2012 года мировой ценовой индекс ARTIMX прибавил 115 пунктов (условные 1000 долларов, вложенные в искусство, к концу июня превратились в 1115 долларов), а индекс покупательской активности ARTIMXba вырос и приблизился к отметке в 70 пунктов. То есть почти 70 процентов лотов находят своих покупателей на аукционах. Как мы помним, 2011 год стал самым успешным в истории рынка искусства, но в первом полугодии 2012-го сделан уже настолько хороший задел, что у года есть шансы снова стать рекордным.
Уже в первом полугодии был установлен новый мировой рекорд для цены произведения, зарегистрированной на аукционных торгах. В мае на Sotheby’s картон Эдварда Мунка в результате напряженнейшей борьбы был продан почти за 120 миллионов долларов. Впервые за многие годы удалось сместить с первого места многолетнего ценового лидера Пабло Пикассо. В середине лета Wall Street Journal назвала имя покупателя рекордного картона. Им стал американец Леон Блэк, руководитель крупной инвестиционной корпорации. Известно четыре версии «Крика», но это единственная работа, которая находится в частных руках.
Еще больше впечатляет сумма в 250 миллионов долларов, которую пресса называет в качестве цены работы Поля Сезанна «Игроки в карты». Может, 250 миллионов, а может, и больше. Это был не открытый аукцион, а закрытая частная сделка, поэтому официальной информации нет и неизвестна даже точная дата ее заключения. По сведениям некоторых источников, продажа состоялась еще в прошлом году, но в любом случае известно о ней стало только в начале этого года. Покупателем выступила королевская семья Катара. 250 миллионов — это пока самая высокая цена, когда-либо уплаченная за произведение искусства. Катар сегодня активно занимается строительством музейной империи, и шедевр постимпрессионизма в будущем безусловно привлечет туристов и специалистов международного уровня.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20120717_bogdanov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20120717_bogdanov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.